КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диалектика как теория и метод. Альтернативы диалектики
Субстанционная и реляционная концепции пространства и времени. Качественное многообразие пространственно-временных форм. Исторически сложилось две концепции в понимании пространства и времени Субстанциальная концепция: пространство и время – нечто самостоятельно существующее наряду с материей, как ее пустые вместилища. Пространство – чистая протяженность, время – чистая длительность, в которые как бы «погружены», «помещены» материальные объекты (Демокрит – Ньютон). Реляционная концепция: пространство и время не особые субстанциальные сущности, а формы существования материальных объектов. Пространство выражает сосуществование объектов. Время – последовательность их состояний (Аристотель-Лейбниц). Пространство и время – общие формы координации материальных объектов и их состояний. Пространство – совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину (расстояние и ориентация). Пространство: ü Трехмерно ü Однородно(равноправие всех его точек) ü Изотропно (равноправие всех его направлений). Время – совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и длительность. Время: ü Одномерно (равноправие всех моментов времени); ü Необратимо. Всеобщие свойства: Объективность пространства и времени; Всеобщность пространства и времени.
Диалектика (от греч. «искусство вести беседу») – философское учение о развитии всех форм бытия и его познание. Диалектика – это теория и метод мышления, принципы, законы и категории диалектики выполняют методологическую функцию, т.е. служат средством познания мира. Диалектический метод включает в себя следующие требования: 1) Историчность – рассмотрение предмета с начала его возникновения до нынешнего состояния. 2) Противоречивость – при анализе предмета нужно найти внутреннее противоречие. 3)Системный подход, т.е. требование рассматривать явления как целостную систему, в единстве взаимосвязи её элементов. 4) Умение определять меру предмета и т.д. Противоположностью диалектического метода является метафизика, её особенностью является стремление к абсолютизации тех или иных моментов развития, сознания статистической картины мира. В истории философии сложились три основные формы диалектики: 1) Античная (Гераклит, Платон, Аристотель и др.); 2) Немецкая классическая философия (Кант, Шеллинг, Фихте, Гегель), которая была представлена в идеалистической форме; 3) Материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс). Принципы общие, универсальные, основополагающие идеи, исходное положение мыслительной и практической деятельности. Диалектика включает принципы, законы и категории. Материализм утверждал принцип как основополагающее суждение о бытии (объяснение мира у древних мыслителей посредством идеи о стихиях, первоначалах природы). Идеализм отталкивался от принципа мышления. Принципы отражают фундаментальные основания бытия и познания. Благодаря всеобщности и универсальности они имеют статус философских аксиом: 1) выступают как начала познания; 2) обусловливают его характер; 3) лежат в основе законов и категорий диалектики; 4) придают знанию системность и целостность; 5) выполняют нормативную функцию в познавательных и практических действиях. Наиболее авторитетны два принципа диалектики: Принцип связи и принцип развития. Принципы конкретизируются в законах диалектики. Благодаря Архимеду, И. Копернику, Г. Галилею, Р. Декарту, Б. Спинозе идея законообразности мира становится стержнем мировоззрения и научного познания. Все движение протекает по «разумным» законам диалектики. Закон - это понятие, выражающее внутренне устойчивые, существенные, общие, повторяющиеся свойства и отношения действительности. Законы проявляются в течение продолжительных промежутков времени. В природе законы реализуются бессознательно, в результате объективного взаимодействия материальных тел. В обществе объективные социальные законы реализуются благодаря сознательной целенаправленной деятельности людей, субъективному фактору. Законы диалектики универсальны, фиксируют отношения и связи между явлениями как мира в целом, так и отдельными его сторонами и объектами. Существуют три закона диалектики - единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания. Диалектические закономерности осмысливались как категориальные связи. В категориях принципы диалектики еще более детализированы. Законы и категории диалектики недопустимо противопоставлять законам, познаваемым фундаментальными науками. Материалистическая диалектика есть общая теория движения, изменения, развития, связей, обобщающая специальные теории движения, изменения, развития, связей, созданных в физике, биологии, геологии, химии, астрофизике, социологии и ряде других наук. В «Диалектике природы» Ф. Энгельс говорит о диалектике, называя ее наукой о всеобщей связи. Это положение устойчиво благодаря относительно постоянной структуре предметов и бытия в целом и требует системного подхода к их изучению. Оба определения диалектики выражают сущность принципов диалектики. Связь включает в себя развитие, а развитие - связь. В своей нераздельности развитие и связь отражают реальное двуединство бытия, единство противоположностей природы, общества и мышления, устойчивости и изменчивости, системности и поступательности. Бесконечность бытия есть его развертывание вширь и движение вглубь.
36. Категории диалектики: единичное и общее, явление и сущность, часть и целое, форма и содержание. Категории единичное и общее характеризуют предмет, как со стороны его уникальности, так и со стороны схожести с другими предметами. Единичное – категория, отражающая в предмете только ему присущие, неповторимые свойства и признаки. Общее – категория, характеризующая в предмете те его признаки, свойства, которые объединяют его с множеством других предметов. Главное в диалектике единичного и общего состоит в том, что они существуют в тесной взаимосвязи как стороны реального предмета, процесса, явления. Сущность и явление Сущность – категория диалектики, отражающая основу существования и развития предмета, которую можно представить в виде системы свойств и отношений предмета, обусловливающих другие его свойства и отношения. Явление – категория диалектики, обозначающая внешнюю, «являющуюся» сторону предмета, в которой обнаруживает себя сущность. Диалектика сущности и явления наиболее полно передается в выражении: сущность является, а явление существенно. Сущность является, то есть посредством явления обнаруживает себя во внешней среде. Явление существенно в том смысле, что содержит в себе сущностные характеристики предмета. Часть и целое. Часть – философская категория для обозначения основных элементов целого. Целое – для обозначения предмета, состоит из частей. Элемент – относительно незримая часть целого. Система – устойчивая совокупность взаимосвязанных элементов, обладающие целостностью и структурой. Форма и содержание. Под содержанием понимается все находящееся в предмете (процессе): его существенные связи, компоненты и его несущественные связи, компоненты. Под формой понимается как внешнее выражение содержания, так и внутренний способ взаимосвязи компонентов содержания (в последнем случае форма близка по сути структуре). Диалектику формы и содержания раскрывают следующие положения. 1. Единство формы и содержания. Любой материальный предмет, процесс есть единство формы и содержания. Следовательно, нет бесформенного содержания, как нет и бессодержательной формы. 2.Противоречивость формы и содержания. Форма и содержание – диалектические противоположности. Отношения между ними могут быть охарактеризованы: а) как гармония – соответствие формы содержанию, а содержания форме и как следствие этого - оптимальность развития предмета; б) как дисгармония – несоответствие формы содержанию и наоборот, при котором возникают деформации в функционировании и развитии предмета; в) как конфликт – несовместимость формы с содержанием, а содержания с формой, при которой предмет не может больше развиваться в прежнем качестве. 3. Разнородность взаимовлияния формы и содержания. Содержание в процессе своих изменений может изменять форму. Форма же может сдерживать или способствовать развитию содержания (если речь идёт о внешней форме) и изменять содержание, если происходят изменения во внутренней форме предмета (его структуре). 4. Вариативность выражения содержания формой. Одно и то же содержание может быть выражено в различных формах. Здесь важно выделять: формы, соответствующие содержанию; не соответствующие содержанию и несовместимые с содержанием. В одной и той же форме может выражаться разное содержание.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |