Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Создание психологического обеспечения является важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-профилактической деятельности




В свою очередь, решение проблемы комплексного организационно-управленческого, социально-педагогического, психологического, нормативно-правового, финансово-материального и кадрового обеспечения профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних невозможно без глубокого изучения природы асоциального поведения и путей его предупреждения, а также активной практической деятельности и конкретных мер со стороны правительства и муниципальных органов власти.

Наряду с открытием новых специализаций, важно проводить более углубленную профессиональную психолого-педагогическую и правовую подготовку и переподготовку учителей, воспитателей, сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних, других лиц, занятых превентивной практикой, проблемами профилактики отклоняющегося поведения.

Практическая реализация охранно-защитной концепции профилактики возможна лишь при решении ряда вопросов организационно-управленческого, социально-педагогического, психологического, нормативно-правового и кадрового обеспечения.

Кардинальные перемены, переживаемые нашим обществом во всех сферах политической и социально-экономической жизни, не могут не распространиться на превентивную и пенитенциарную практику в области предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.

В поле зрения социальных работников находятся динамика посещаемости школы подростками, успеваемости, материального и социального их положения, в первую очередь из малообеспеченных семей, а также отношения их со сверстниками, учителями и родителями.

Многие центры психолого-педагогической помощи населению играют все более значительную роль в охране психического здоровья и профилактике девиантных форм поведения детей и подростков, оказании квалифицированной социально-психологической и психотерапевтической помощи родителям в вопросах воспитания и семейных отношений, консультировании в сложных и стрессовых ситуациях, психологической реабилитации граждан - представителей различных возрастных и социальных групп.

Работа психологической службы в системе социального обслуживания направлена на решение психологических и социальных проблем тех людей, которые попали в трудную жизненную ситуацию и испытывают в связи с этим психологический дискомфорт и эмоциональную нестабильность.

Центр психолого-педагогической помощи

После возвращения детей в семью продолжаются социальный патронаж, прямые контакты с членами семей и консультации специалистов (психологов, юристов, врачей-наркологов и др.).

Из существующих в настоящее время типов социально-реабилитационных учреждений для детей и подростков Центр для несовершеннолетних, имеющий в качестве подразделения социальный приют, призван решать наиболее важные задачи по преодолению роста числа дезадаптированных подростков, устранять причины проявлений дезадаптации еще на начальном этапе, до разрыва подростка с семьей. Такое направление деятельности, безусловно, перспективно в общей системе социально-реабилитационных учреждений, так как на его базе можно целостно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на ребенка, оказавшегося в трудной ситуации, так и на его семью.

Социальная реабилитация подростка значительно облегчается, если она протекает на фоне эмоционального принятия им новых условий, правил жизни, новых людей. Поэтому первейшая задача всех социальных работников - оказать подростку, прибывшему в реабилитационное учреждение, максимальную поддержку в процессе освоения им новой жизни.

Важное место среди учреждений социального обслуживания семьи и детей занимают Центры психолого-педагогической помощи населению. Они действуют во многих субъектах Федерации, их численность постоянно растет. Увеличивается численность обслуженных клиентов в центрах. За прошлый год их услугами воспользовалось более 300 тыс. человек, в том числе 152 тыс. несовершеннолетних.

В настоящее время психологические службы действуют в виде отделений психолого-педагогической помощи центров социальной помощи семье и детям, а также как самостоятельные учреждения.

Специфику работы психологических служб во многом определяет положение тех семей, которые живут на данной территории в условиях, близких к экстремальным. В первую очередь к ним относятся:

* семьи, испытывающие стрессовые ситуации и попавшие в разряд нуждающихся чисто ситуативно, по не зависящим от них причинам, временно не способные обойтись без положительного социального подкрепления и психологической поддержки (безработные, вынужденные переселенцы, внезапно потерявшие кормильцев, разведенные и пр);

* семьи, постоянно проживающие в состоянии стресса и социального дискомфорта, но занимающие положение страдающих и обездоленных как бы вынужденно, в силу того, что общество не выполняет по отношению к ним полноценных защитных и поддерживающих функций (многодетные малообеспеченные семьи, опекунские семьи с детьми-сиротами, матери-одиночки, вдовы с несовершеннолетними детьми, семьи инвалидов, семьи с детьми-инвалидами и др.);

* семьи, адаптировавшиеся к своему тяжелому положению и не желающие самостоятельно выходить из неблагоприятной ситуации, предпочитающие зависимость от поддержки извне, формированию активной жизненной позиции, и потому постепенно занимающие нишу асоциального поведения (алкоголизм одного или обоих супругов, нигде не работающие, бездомные, нищенствующие и пр.).

Социальный работник или социальный педагог, посещая семьи детей асоциального поведения, зная положение ребёнка в школе, его нужды и беды, должен поощрять родителей максимально использовать возможности учебного заведения, наладить межличностные отношения в семье с помощью психолога, принять участие в общественной акции, использовать возможности дополнительного образования, если ребёнок проявляет особые способности к какому-либо виду деятельности, получить материальную помощь и т.п.

Особую сложность для социального работника могут представлять семьи с низким воспитательным потенциалом, т.е. в ней процветают грубость, аморальное поведение, психические болезни, антисанитария и т.п. В таких ситуациях ни ребёнок, ни социальный работник не могут рассчитывать на поддержку семьи и без привлечения специалистов (социального педагога, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних и др.) не обойтись.

Социальные работники всё активнее участвуют в процессе социализации и формирования личности. В процессе работы с детьми девиантного поведения, с неблагополучными семьями социальный работник и социальный педагог должны активно сотрудничать, способствовать более уверенному переходу от методов борьбы с неблагополучием к методам социальной превенции.

Глава 3. Профилактические меры по предупреждению социальной дезадаптации детей и подростков

Содержание перестройки воспитательно-профилактической системы, прежде всего, определяется тем, что существовавшая ранее "карательная" профилактика, основанная на мерах социального контроля, общественно-административного и уголовного наказания, должна быть заменена охранно-защитной профилактикой, представленной комплексом мер адекватной социально-правовой, медико-психологической и социально-педагогической поддержки и помощи семье, детям, подросткам, юношеству.

Организационно-управленческое обеспечение предполагает преодоление межведомственной разобщенности и нескоординированности воспитательно-профилактической деятельности различных социальных институтов, учреждений и ведомств и создание полномочных государственных органов муниципальной власти, ведающих проблемами социальной охраны семьи и детства, включающих в свой штат профессионально подготовленных юристов, социальных работников, психологов, медиков, способных осуществлять весь комплекс мер социальной помощи семье, детям, подросткам.

Социально-педагогическое обеспечение заключается в создании социально-педагогических центров (материально-техническая база, педагогические кадры, финансирование), предназначенных для организации труда и отдыха детей и подростков, для создания воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать их отношения со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы.

Социально-психологическое обеспечение предполагает оказание социально-психологической помощи семье, детям, подросткам: медико-психологическое консультирование, разрешение конфликтных ситуаций, переживаемых детьми и подростками, организация телефона и служб доверия, психологическая диагностика и психологическая коррекция отклоняющегося поведения. Наряду с психолого-педагогическими консультациями и телефонами доверия, психологические службы должны располагать реабилитационными центрами, социальными приютами, убежищами для подростков, оказавшихся в остро критической ситуации в семье, которая может привести к побегам из дому, бродяжничеству, суицидам.

Нормативно-правовое обеспечение включает в себя разработку действенных правовых норм и механизмов, позволяющих на практике реализовать охрану и защиту личности, здоровья и прав ребенка, перс-смотр и упорядочение нормативно-правовой базы социально-правовой охраны семьи и детства, а также создать более совершенную сдобно-пенитенциарную систему для несовершеннолетних правонарушителей.

Кадровое обеспечение предполагает введение и подготовку новых для нашей страны кадров социальных работников, социальных педагогов, реабилитаторов, практических психологов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую и социально-педагогическую помощь, прежде всего, семьям, детям и подросткам группы риска.

В свою очередь, проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

во-первых, своевременная диагностика асоциальных отклонений и социальной дезадаптации несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.