Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тенденции и перспективы развития рынка предприятий общественного питания в Москве




Индустрия общественного питания представляет собой в настоящее время отрасль народного хозяйства, которая комплексно осуществляет процесс производства, реализации и обслуживания потребителей готовой пищи в соответствии с их социально-экономическими потребностями и возможностями. Кроме того, индустрия общественного питания мегаполиса - часть воспроизводственного цикла, которая охватывает отношения обмена товаров (работ, услуг) на деньги, в которые вступают продавец (исполнитель) и покупатель, потребляющий затем товар (работы, услуги). Для установления факта товарообмена важно определить, кто является собственником товара и в какой момент происходит переход прав собственности от одного участника сделки к другому (от продавца, исполнителя к покупателю). Это определение дает значительный простор для установления географических и продуктовых границ, то есть для формирования индустрии общественного питания мегаполиса.

Москва среди других субъектов РФ по обеспеченности ресторанами, кафе, барами и другими предприятиями общепита занимает лидирующие позиции. В то же время, являясь большим мегаполисом, столица характеризуется значительной территориальной неравномерностью и диспропорциями в распределении предприятий общественного питания.

В общероссийском объеме рынка общественного питания доля Москвы в 2013 году составляла порядка 15,1%. Несколько выбился из общей динамики кризисный 2009 год, когда рынок общественного питания Москвы оказался более устойчив, чем региональные рынки, поэтому продолжил расти небольшими темпами.

В Москве ресторанный бизнес является самым быстрорастущим среди рынков общественного питания. С 2008 по 2013 годы он увеличился на 15,3 млрд руб или 41%. В то же время деятельность столовых приносит все меньше прибыли, мелкие предприятия закрываются, в конкурентной борьбе столовым часто приходится поднимать и уровень обслуживания, и качество блюд до уровня кафетериев, баров. Расцвет сегмента столовых приходится на 2010 год, когда объем выполненных работ по данному виду деятельности достиг 8,2 млрд руб. Однако в 2011 году произошло снижение на 27,9% по отношению к предыдущему году.

Стоит отметить, что среди крупных и средних организаций общественного питания высока доля убыточных предприятий. В 1-м полугодии 2012 года она оценивалась в 36,6%, в аналогичный период 2011 года – в 32%.

Большая часть оборота общественного питания Москвы приходится на кафе, столовые и рестораны. Их доля составляет порядка 7%. Остальные 2,2% занимают столовые (при школах, детсадах, предприятиях), и пункты питания в офисных центрах.[6]

 

Всего, как подсчитали эксперты, в столице 10 843 предприятия общественного питания и 928 тыс. погонных метров посадочных мест. При этом московские семьи по сравнению с иностранными тратят меньше всего денег на питание вне дома. Более того, обладая преимуществом по количеству ресторанов, Москва отстает от других российских городов по числу посадочных мест.

Тем не менее, рынок мог бы развиваться быстрее, если бы не различные сложности. Основные проблемы — это сроки согласования документации (от шести месяцев до года) и высокая стоимость подключения к коммунальным сетям (20 млн руб. для точки в центре площадью 700 кв. м). Существует также недостаток помещений — практика городских аукционов не обеспечивает сдачу в аренду или продажу помещений предпринимателям, развивающим необходимый формат предприятий питания. Отмечается и недостаток квалифицированных кадров.[7]

 

 

Примерно 60% ресторанов, кафе и баров Москвы находятся в пределах Садового кольца или в зонах непосредственно близости к нему. На окраинах точек общественного питания значительно меньше, классических же ресторанов среди них еще меньше. В ритме большого города, и с учетом глобальных транспортных проблем, потребитель старается выбирать место по принципу непосредственной близости. Или место должно быть настолько уникальным, чтобы мотивация преодолеваемых расстояний была оправдана впечатлениями и результатом от посещения. Правильно выбранное местоположение объекта питания играет большую роль в завоевании аудитории своего заведения в Москве. Не москвичи ищут места своего обеда, а компании, предлагающие обед, изо всех сил стремятся в места массового скопления активных потребителей данной услуги. Да и места такой концентрации в среде офисных работников — стали очевидными. Это бизнес-центры различной классности. Именно этот сегмент общественного питания в Москве является самым конкурентным, поэтому многие крупнейшие компании, а также группы компаний в сфере ресторанного бизнеса, ведут борьбу за завоевание аудитории клиентов на этом рынке. Так как проект рассчитан на потребителей со средним и выше среднего доходами, а также на их посещение не только в вечернее, но и в обеденное время, то месторасположение ресторана выбрано в центре города (также это определяется близостью к офисам).

Различные доходные группы населе­ния имеют определенные модели и стереотипы потребления и преиму­щественно обслуживаются в разных категориях предприятий. Соот­ветственно при решении вопросов открытия и мер государственной поддержки предприятий отрасли предполагается учитывать и их соци­альную направленность.

Ярко выраженными лидерами остаются русское, японское и итальянское направления. Перспективно направление некоторых европейских кухонь (польская, чешская, венгерская, немецкая, австрийская), которые хорошо вписываются в концепцию пивных ресторанов.

По прогнозам специалистов в ближайшем будущем могут появиться новые сетевые торговые марки, особенно в сегменте free flow, который имеет большой потенциал для развития, поскольку использует кухни любой национальности. Конкуренция на московском рынке становится жесткой, но расстановка сил в каждом сегменте понятна. Это положение может нарушить только приход нового сильного зарубежного игрока, но пока иностранные сети ограничиваются лишь заявлениями о намерениях.

Как отмечают эксперты, с 2010 года наиболее активное развитие получил средний ценовой сегмент: демократичные рестораны различных кулинарных направлений (от японской и итальянской до грузинской и русской кухонь), пивные заведения и кофейни. Наибольшее число открывшихся за год ресторанов относят именно к этой нише. Как следствие, ресторанные компании начинают использовать все новые методы конкурентной борьбы. Еще несколько лет назад для заведений в этом сегменте рынка первостепенное значение имело наличие необычной концепции и оптимальное соотношение цены и качества. Сейчас рестораторы стали серьезно задумываться о повышении уровня сервиса, использовании различных дисконтных программ и скидок, проведении зрелищных мероприятий и акций, введении в винную карту более удачных и интересных миллезимов, а в меню — здоровых, легких и вегетарианских блюд, салатов, десертов.

Несколько выводов сделанных на основании теоретических знаний и исследования рынка общественного питания Москвы.

1. С каждым годом увеличивается процент заведений в среднем ценовом сегменте ресторанного рынка, приходящийся на долю сетевых ресторанов и заведений, претендующих стать таковыми впоследствии.

2. На московском и региональных ресторанных рынках довольно активно развивается и сегмент небольших семейных заведений, не принадлежащих крупным компаниям и не претендующих на дальнейшее тиражирование.

3. Еще одной тенденцией развития индустрии питания является выход уже ресторанных компаний на непрофильные, близкие по специфике рынки с параллельным стремлением сделать наиболее широкое предложение на профильном рынке: кейтеринг, доставка готовых и полуфабрикатных блюд, организация компаний-поставщиков первоначально для собственных нужд, но с последующим развитием этого бизнеса.

4. Активное развитие сегмента демократичных заведений с меню, как правило, содержащим небольшое количество позиций простых, понятных среднестатистическому посетителю горячих блюд, холодных закусок и салатов. Многие рестораны начинают мотивировать своих посетителей к частичному или полному самообслуживанию за счет использования салат-баров, телег и т.д.
5. Создание большинством крупных компаний централизованной управленческой структуры, единых стандартов обслуживания, обучающего центра и т.д.

6. Интерес к кофейному бизнесу: практически каждая крупная компания на московском ресторанном рынке уже имеет свою кофейню, некоторые компании активно развивают это направление бизнеса в регионах, в том числе и по франчайзингу. При этом, как отмечают эксперты, в обеих столицах кофейный бум переживает заметный спад, а во многих городах России и ближнего зарубежья это направление отличается заметным повышением активности.

7. Одна из основных тенденций отечественной индустрии питания: сегодня, как отмечают аналитики, российский ресторанный рынок находится на том уровне развития, который делает его перспективным для прихода иностранных ресторанных компаний и инвесторов. По всем прогнозам, в ближайшем будущем ожидается появление на рынке новых международных игроков со значительным увеличением количества заведений питания на фоне роста инвестиционных бюджетов.

 

Глава 2. Особенности планирования в системе предприятий общественного питания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.