КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дипломный проект. Условия эффективности управления инновационными процессами в образовательном учреждении
Условия эффективности управления инновационными процессами в образовательном учреждении Создания творческой атмосферы в коллективе образовательного учреждения – необходимое условие протекания инновационной деятельности, как неотъемлемой части обычной, нормальной работы. Нельзя вынудить работать коллектив на самом высоком уровне. Хорошо выполненная работа — это чисто добровольный вклад, который возможен лишь тогда, когда сотрудник ощущает заботу о себе, чувствует себя совладельцем организации. В результате доверие, забота, внимание дает вполне осязаемые результаты — качество, эффективность работы, развитие организации. Важнейшим условием успешности инноваций является наличие в образовательном учреждении инновационной среды – определённой системы морально-психологических отношений, подкреплённой «комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс» (Скаткин М.Н.). К признакам инновационной среды относятся: способность педагогов к творчеству, наличие в коллективе партнёрских и дружеских отношений, хорошая обратная связь (с учащимися, воспитанниками, семьями, социумом), а также интегративные характеристики высокоразвитого коллектива (общность ценностных ориентаций, интересов, целевых установок и т. п.). Среди организационно-управленческих условий создания и развития инновационной среды ученые выделяют: - осуществление личностно адаптированной системы непрерывного повышения профессионально-педагогической компетентности; - управленческую поддержку образовательных инициатив и педагогического творчества; - создание гибкой системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей; - интеграцию инновационных потенциалов образовательной среды; - формирование совокупного субъекта управления инновационным процессом в образовательном учреждении. В управленческой практике известны различные формы интеграции инновационных усилий, повышения инновационного потенциала организации, вовлечения педагогов в инновационную деятельность: - постоянно действующий семинар по актуальным проблемам, над которыми работает образовательное учреждение; - стажировка, повышение квалификации; - педагогические, методические советы, круглые столы, дискуссии; - деловые, ролевые, эвристические игры по генерированию новых педагогических идей; - творческая работа педагогов в своем учреждении, в районных, городских, областных методических объединениях; - самообразование, работа с научно-методической литературой; - самостоятельная исследовательская, творческая деятельность над темой, участие в коллективной экспериментально-исследовательской деятельности в рамках общей проблемы; - практикумы, тренинги; - инновационные технологии обучения и воспитания, интерактивные методы научно-методической работы; - описание инновации как опыта работы, выступления на научно-практических конференциях, семинарах; - творческие отчеты педагогов по обобщению опыта и др. В инновационном менеджменте используются как общие методы менеджмента, применяемые во всех сферах управленческой деятельности, так и специальные, характерные только для него. К специальным методам относятся: - методы выявления мнений (интервью, анкетирование мнений, выборочные опросы, экспертиза); - аналитические методы (системный анализ, написание сценариев, сетевое планирование, функционально-стоимостной анализ, экономический анализ); - методы оценки (риска, шансов, эффективности инноваций и др.); - методы генерирования идей (мозговая атака, метод синектики, морфологический анализ, деловые игры и ситуации); - принятия решений (таблицы решений, построение деревьев решений, сравнение альтернатив); - методы прогнозирования (экспертные, экстраполяции, аналогии, метод Дельфи, имитационные модели), наглядного представления (графические модели, должностные описания и инструкции); - методы аргументации, презентации, ведение переговоров (П.Н.Завлин, А.К.Казанцев, Л.Э.Миндели). В управлении инновационными процессами в образовании свою эффективность доказали следующее методы руководства инновационной деятельностью: - методы создания (формирования) эффективно работающих творческих, исследовательских групп, эффективной системы коммуникаций; - методы мотивации (стимулирование, создание креативного поля, мотивирующий контроль); - методы создания условий для профессионального роста членов педагогического коллектива; - методы регулирования социально-психологического климата в коллективе, формирования внутренней культуры учреждения, интегрирующие усилия субъектов инновационного процесса в достижении целей развития образовательного учреждения. Конкретные изменения в объекте преобразований, качестве образовательной, педагогической и управленческой деятельности являются результатом инновационной деятельности. Педагогический мониторинг позволяет осуществить непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием инновационного процесса, качеством его управления. Качество инновационной деятельности образовательного учреждения оценивается на основе трех групп критериев: - критерия качества преобразований, выражающемся в соотношении реальных результатов деятельности учреждения с поставленными целями инновационной деятельности, моделью выпускника образовательного учреждения, федеральными государственными образовательными стандартами и т.д.; - критерия эффективности, отражающего отношение достигнутых результатов к затратам времени, усилий, других ресурсов; - критерия мотивации. Для измерения эффективности управления инновационными процессами и развитием образовательного учреждения В.С.Лазарев предлагает следующие критерии оценки: 1. Уровень информированности членов педагогического коллектива о новшествах, которые потенциально могут быть освоены учреждением (уровень информированности о возможностях и ограничениях развития образовательного учреждения). 2. Полнота выделения актуальных проблем образовательного учреждения (понимание членами коллектива проблем, а также их причинно-следственных связей). 3. Рациональность выбора общей и частных целей инновационной деятельности в образовательном учреждении: поставленные цели максимально соответствуют возможностям решения актуальных проблем. 4. Интегрированность целей развития образовательного учреждения: цели отдельных нововведений согласованы с общей целью и между собой. 5. Реалистичность планов: степень обоснованности утверждений об обеспеченности тех или иных направлений инновационной деятельности необходимыми ресурсами. 6. Заинтересованность педагогического коллектива образовательного учреждения в освоении нового. 7. Контролируемость инновационных процессов в образовательного учреждения. Инновационные процессы, происходящие сегодня в образовании, безусловно ведут к позитивным изменениям. Благодаря инновациям появляются авторские концепции, новые модели образовательных учреждений; разрабатываются программы развития учреждений, регионов; активно обновляется содержание образования на основе идей гуманизации и гуманитаризации; происходит перестройка форм, методов, процесса обучения и воспитания с учетом личностно-ориентированного подхода; создаются новые системы мониторинга, диагностического сопровождения образовательного процесса, осуществляется переход образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития и саморазвития.
2.Рапацевич Е.В. Инновации и проблемы развития современного образования // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 88-89; 3.Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия [Текст] /Е. С. Рапацевич.- Минск: Современное слово. - 2005.- с. 198. 4. Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения [Текст]: сценарий, подход/ Ю. С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5. - С. 10 5. Образовательное направление инноватика [Текст]: учеб. пособие [Текст] / под ред. А. В. Горностаевой. М.: КНОРУС, 2005. - 6. Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии» // Российская газ. - 2008.-30 дек. - C.15; Собр. законодательства РФ. - 2008. - № 52 Ч.I. - Ст.6239. - С.15922-15938; ПЛ. - 2009. - № 1. - С.56-70; ИС. Промышленная собственность. - 2009. - № 2. - С.66-87; 7.Кузьмин, М. Н. Проблема сохранения единого образовательного пространства России [Текст] / М. Н. Кузьмин // Педагогика.- 2004.- № 4. - С. 3. 8. Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю. С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – № 5. – с.8
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |