Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Моизм и легизм




Чань-6уддизм (дзэн-6уддизм)

Еще одно направление древнекитайской философии - Чань-6уддим (дзэн-6уддизм). Чань-буддизм — это результат рецепции китайской культурой идей индийского буддизма. Основателем чань-буддизма считается индийский монах Бодхидхарма. Слово «чань» происходит от индийского слова «дхиана», которое можно перевести как медитация. Медитация — это основной путь просветления как в буддизме, так и в чань-буддизме; различие между этими направлениями кроется в том, как понимается медитация. В чань-буддизме предпочтение отдается не целенаправленной практике медитации, а внезапному озарению, интуитивному инсайту.

Моизм и легизм исходят из представления о процветании народа. Управление государством у моистов осмыслялось как забота о благополучии народа. Только в этом случае народ будет любить государя и в империи установится мир. Забота о народе должна заключаться в отказе людей, обладающих властью, от роскоши и богатства, которые являются воплощением несправедливости. Как и конфуцианство, легизм был в целом скорее морально-этическим, чем религиозным учением. Легисты также интересовались устройством идеального государства. Однако их точка зрения гораздо более радикальной. Они полагали, что идеально лишь государство, которое обладает большой силой, в таком государстве должна быть сосредоточена в руках человека, который тем самым должен обладать огромными полномочиями. Условием гармоничного развития государства является строгая система обязанностей и наказаний за их невыполнение. Как и древнегреческий Платон, легисты выделяли три главных группы населения: правителей, военных и крестьян. Однако в их подходе есть и различия: если, по мнению Платона, управление государством должны осуществлять мудрецы, то с точки зрения легистов управление государством должно находиться у императорской династии.

Таким образом, в древнекитайской философии не обнаруживается особого интереса к такому важному философскому понятию, как бытие. Философов Китая интересовал мир как целостность и лежащая в его основе иерархия.

Другая отличительная черта древнекитайской философии — акцент на морально-этической стороне учения о мире. В конечном счете, любое, даже самое отвлеченное философское учение стремилось сформулировать «рецепты», при помощи которых можно достигнуть счастья и гармонии в существовании человека и общества.

 

ТЕСТ

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

1. Основные принципы развития философского мышления в Китае заложены в:

а) «Лунь юй»;

б). «Книге перемен»;

в) «Книге истории».

 

2. Одними из главных категорий в китайской философии являются:

а). «ян»(свет) и «инь»(тьма);

б) дхарма, атман;

в) нирвана, прана.

 

3. Познание принципов макрокосма в китайской философии осуществляется посредством «тиянь» — сложного когнитивного акта, включающего:

а). познание, эмоциональное переживание, волевые импульсы;

б) стремления, волевые импульсы, познание;

в) высокий уровень интеллекта, познание, эмоциональное переживание.

 

4. Движение, изменение в китайской философии представлялись часто в виде циклов. Противоречия в объекте выступали не как противоположности, не как единство, а как:

а) перемещения в пространстве;

б). взаимодополняющие начала при одновременно подчиненном положении одного из них относительно другого;

в) перемещения во времени.

 

5. Наиболее влиятельным направлением китайской философии является:

а) моизм;

б) легизм;

в). конфуцианство.

 

6. В конфуцианстве главным содержанием философии считалось:

а). нравственное самосовершенствование человека, его воспитание;

б) привитие человеку необходимых качеств, которые позволят выжить в сложном мире;

в) выявление недостатков в обществе и поиск путей для их устранения.

 

7. Конфуций – учитель мудрости, учил, как вести себя в обществе, государстве. Разъясняя смысл человечности, он говорил:

а). «Не делай другому того, чего себе не желаешь»;

б) «Подай тому, кто просит»;

в) «Люби того, кто тебя уважает».

 

8. Важную роль в конфуцианстве играл принцип «ли». Он сводился к тому, что:

а) человек должен направлять свои усилия на миролюбивые отношения с окружающими тебя людьми;

б). человек должен четко следовать нормам, предписываемым ему обществом, соблюдать все необходимые правила;

в) человек должен владеть собой и не раздражаться.

 

9. Даосизм - направление древнекитайской мысли, его основателем считается китайский философ:

а) Ян Чжу; б). Лао-цзы; в) Ван – Чун.

 

10. Дао — это:

а). ничто, начало и конец мира, поскольку все материальные вещи рождаются из небытия, а затем, умирая, опять уходят в небытие;

б) материальная первооснова мира;

в) вечное бытие.

Задание

 

1. Определите основополагающие идеи конфуцианства, даосизма, Чань-буддизма,моизма и легизма (не менее 12 идей). 24 балла.

 

2. Составьте комментарий к высказыванию Конфуция: ««В древности желавшие высветлить светлую благодать в Поднебесной предварительно упорядочивали государство, желавшие упорядочить свое государство предварительно выравнивали свою семью, желавшие выровнять свою семью предварительно усовершенствовали свою личность, желавшие выровнять свою личность предварительно выравнивали свое сердце, желавшие выправить свое сердце предварительно делали искренними свои помыслы, желавшие сделать искренними свои помыслы, предварительно доводили до конца свое знание».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.