Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Реставрационное мастерство как предмет

Реставрационное мастерство как предмет

«живой экспозиции»


Курсовая работа

 

 

Исполнитель: Акишина Н.В.,
студентка 3-го курса
очного отделения
спец. «Музейное дело
и охрана памятников»

 

Научный руководитель:
Домашова С.В.,

к.и.н., преподаватель кафедры

Истории, искусствоведения

и музейного дела

 

Тюмень, 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.......................................................................................................... 3

Глава 1. Реставрация в музее......................................................................... 6

1.1 История реставрации в России.............................................................. 6

1.2 Организация реставрационных работ в музее..................................... 9

Глава 2. «Живая экспозиция» как способ музейной коммуникации........ 11

2.1 Теория коммуникации в музейном деле............................................... 11

2.2 Выставки, посвящённые реставрационному мастерству....................... 0

Заключение..................................................................................................... 0

Библиография................................................................................................ 0

Приложение.................................................................................................... 0

 


Современное общество проявляет постоянно возрастающее внимание к охране и реставрации памятников, составляющих культурное наследие как нашей страны, так и всего мира в целом. Огромная роль в этом процессе принадлежит, конечно же, музеям. Именно в их стенах бережно хранятся ценнейшие предметы культуры и искусства, здесь же они изучаются и предоставляются для ознакомления широкому кругу посетителей. Музейная реставрация при этом является оптимальным способом сохранения памятника в виде наиболее близком к первоначальному, тому который был задуман автором. В большинстве случаев она представляет интерес только для научных сотрудников музея, когда возникает необходимость вмешаться в негативные процессы, происходящие с музейными предметами. Для посетителя же реставрационная деятельность остаётся сокрытой и, любуясь предметами экспозиции, он зачастую даже не догадывается, о том какой длинный путь они прошли через умелые и заботливые руки реставраторов, чтобы быть представленными на выставке. Но современные тенденции музейной работы обратили внимание и на этот вопрос. На рубеже XX-XXI веков музей стал рассматриваться не как хранилище культурных ценностей, а как крупная коммуникативная система, в которой каждое направление музейной деятельности рассматривается как особый канал информационного и эмоционального взаимодействия музейного предмета и посетителя. В связи с этим происходит пересмотр традиционных форм культурно-образовательной деятельности музеев, появляются попытки ввести нечто новое, более подходящее к запросам современного общества. Одной из интересных форм можно назвать «живую экспозицию». Её основой являются мастера, носители какой-либо традиции. Таковыми в реставрационной деятельности являются сами художники-реставраторы. Ещё в XX веке для посетителей стали открываться выставки отреставрированных художественных произведений. Но они демонстрировали лишь результаты кропотливого труда, в то время как форма «живой экспозиции» предлагает проследить за самим процессом реставрации, вступить в новое эмоциональное взаимодействие с предметом, посредством открытия для себя неизвестных страниц его существования. Уже на данном этапе развития музейного дела известны попытки оптимального обустройства такой экспозиции. Примером может служить реставрационный центр Ландер в Вашингтоне, США. Окружённая стеклянной стеной мастерская позволяет посетителям наблюдать за процессами изучения и восстановления предметов искусства, не создавая помех для художников-реставраторов. Также, стоит упомянуть «живую» реставрацию экспозиции «Побеждая время» в Спасо-Ефимиевом монастыре в Суздале. Таким образом, мы можем увидеть новую коммуникационную схему складывающуюся между музейным специалистом – предметом искусства и посетителем. Эта схема, безусловно, является новаторской и требует тщательного изучения таких сопутствующих вопросов, как: актуальность для посетителя, познавательный и эмоционально-экспрессивный потенциал, возможность организации подобного в нестоличных музеях, в частности, в музеях изобразительных искусств.

Цель работы – ознакомиться с историей и спецификой музейной реставрационной деятельности, в частности с реставрацией проводимой в музеях художественного профиля. Оценить коммуникативные возможности такой формы как «живая экспозиция» реставрационного мастерства, а также интерес посетителя к ней. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- ознакомиться с литературой по истории развития отечественной реставрации, для определения возможного перечня тем, которые будут раскрываться в «живой экспозиции» реставрационного мастерства;

- изучить нормативные акты и документы, регулирующие реставрационные процессы в современном музее, на основе которых возможно будет осуществить проектирование «живой экспозиции»;

- исследовать «живую экспозицию» реставрационного мастерства с точки зрения коммуникативного подхода, для выяснения её ценности для самого музея;

- провести опрос среди посетителей, для выявления заинтересованности в подобном проекте.

Объект исследования – процесс возникновения, организации и технического развития реставрационных работ в музее; новый взгляд на реставрацию как на активное звено в коммуникативной системе художественного музея, её перенос из внутреннего коммуникационного поля во внешнее.

Предмет исследования – реставрация произведений изобразительного искусства, оформленная в виде «живой экспозиции» для усиления познавательного и эстетического взаимодействия между музейным предметом и посетителем.


Глава 1. Реставрация в музее

 

1.1 История реставрации в России

Термин «реставрация» происходит от латинского restaurare, что значит «восстанавливаю», откуда restauratio – «восстановление». Современная реставрация занимается как спасением памятников, так и глубоким их изучением. Причём, изучением не только физико-химических свойств многослойной структуры художественных произведений, но и их стилистики, техники исполнения, истории создания и т.д.

Основы, характер и приемы реставрации архитектуры, скульптуры, графики, масляной и темперной живописи в своем историческом развитии претерпели всевозможные изменения. Наиболее полно раскрывается этот путь в истории реставрации станковой масляной живописи. Произведения масляной живописи со времен освоения данной техники по наши дни составляют гордость величайших музейных собраний. В течение столетий реставраторы многих стран разрабатывали методику и принципы сохранения этих достаточно непрочных и легко подвергающихся всевозможным влияниям памятников творческого гения великих мастеров. Одно перечисление исследовательских работ, посвященных живописному искусству, могло бы составить многотомный труд. Именно произведения масляной живописи стали одними из первых объектов, над сохранением которых трудились реставраторы.

Собственно наукой, включающей в себя теоретическую, технико-технологическую и художественно-практическую части, реставрация в России стала только в середине XX века. Весь предыдущий период с XVIII века, с осознания материальной и художественной ценности произведений искусства, был периодом количественного накопления теоретических и практических знаний, ставших, впоследствии, фундаментом для перехода на новый уровень – уровень научной реставрации.

К концу 70-х годов XVIII века одно только эрмитажное собрание насчитывало несколько тысяч картин. Если ко всему прибавить все дворцовые галереи Петербурга и частные коллекции, то можно представить всю сложность проблемы сохранения этих сокровищ. Это поставило перед правительством задачу поиска людей, чьё мастерство и художественное умение позволили бы сохранить ценнейшие произведения и вернуть им прежний изящный вид.

Появление европейских реставраторов в Петербурге в середине XVIII века положило начало развитию реставрационного искусства в нашей стране. Их творческая деятельность по сохранению и реставрации живописи в России целиком базировалась на методике и принципах сложившихся в западноевропейской практике.

Началом реставрационной деятельности в России можно считать 1741 год, когда в Петербург прибыли по приглашению императрицы Елизаветы Петровны два художника: Георг Христофор Гроот и Лукас Конрад Пфандельт. Первый стал придворным живописцем и был назначен «контрофагером», то есть смотрителем за всеми императорскими картинами, а второй с 1743 по 1780 год был первым реставратором России, с чьим именем связывают зарождение реставрации масляной живописи в Эрмитаже. Проведение им операции по переводу живописи с одной основы на другую оказало огромное влияние на развитие русской реставрации.

С приходом Пфандельта в России намечается стремление к созданию собственной реставрационной школы. Первая попытка обучения русских реставраторов была предпринята Академией художеств в 1770 году. В Дюссельдорф были отправлены три художника: Гавриил Серебряков, Иван Якимов и Михаил Иванов. К сожалению, эта первая попытка была неудачной. Преклонный возраст Пфандельта и та атмосфера секретности, которую он создал вокруг своей работы, не позволяли обучить русских художников под его руководством.

Первым русским художником освоившим реставрацию станковой масляной живописи, был Семён Фёдорович Щедрин (1745-1804). Реставрация технически была освоена им ещё в Италии, откуда он вернулся в 1776 году и через два года уже проводил операции по дублированию живописи.

Рассматривая историю развития реставрации масляной живописи в России XVIII века, можно заключить, что в этот период существует общность в технической и художественной областях реставрации в большинстве европейских стран. Не имея своих национальных кадров, Россия ещё не могла создать собственную реставрационную школу, опирающуюся на самобытную технологию.

В XIX веке профессиональные реставраторы, как в Европе, так и в России, разрабатывая собственные технико-технологические методы реставрации, может быть не всегда правильные, стремятся исключительно к сохранению авторской живописи. В первой половине XIX века, так называемая «техническая реставрация» становится основой всей реставрационной деятельности. Комплекс операций по укреплению живописи (дублирование, паркетаж, перевод) обретает в это время строгую разработанность во всех европейских странах.

В 1979 году главным хранителем картинной галереи Эрмитажа стал Ф.И. Лабенский. Видя печальное положение, в котором находилась реставрация в галерее, он начал привлекать в мастерскую новых людей, таких как реставратор по живописной части Пиролли и помощник Алексей Андреев. А в 1801 году к мастерской приписываются камердинер А.Ф. Митрохин и реставраторский помощник Григорий Андреев. Отсутствие возможности справиться со всей работой, заставляла привлекать к реставрации Академию художеств и иностранных реставраторов.

Продолжая оставаться первым и единственным реставрационным заведением в России, мастерская Эрмитажа была просто объединением реставраторов, выполнявших различные технические и живописные операции по сохранению картин. В её задачу не входили ни подготовка новых реставраторов, ни разработка усовершенствований техники и технологии. Мастером-экспериментатором в этой области стал камердинер Митрохин. Под впечатлением от его работы, Лабенский пришёл к мысли о создании первой в России реставрационной школы.

Впервые в общеевропейской практике силами художественных организаций и министерства народного просвещения было создано специализированное учебно-производственное заведение, готовящее реставраторов-профессионалов. С 1818 по 1823 год лично Митрохиным и с помощью учеников были переведены с дерева на холст более пятидесяти картин из разных собраний.

К середине XIX века мастерская Эрмитажа оставалась единственной реставрационной организацией в России. Методы и принципы технической реставрации, разработанные Митрохиным, нашли своё развитие в деятельности петербургских реставраторов вплоть до конца первой четверти XX века. Они отказались от произвольных прописок по авторской живописи произведения, всё больше внимания стали обращать на область исследования произведений искусства.

Н I Всероссийском съезде художников в 1911-1912 годах была впервые сделана попытка охарактеризовать положение русской реставрации и выработать рекомендации по её развитию.

Наиболее серьёзным и принципиальным оказалось выступление А.Я. Боравского. В своём докладе «Охрана произведений искусства», он попытался в краткой форме изложить основные принципы, которыми должны были руководствоваться современные реставраторы, а также внёс ряд предложений по упорядочению реставрационного дела в России. Опираясь на двадцатилетний опыт работы, а также на знакомство с методикой реставрации в Европе, он впервые выдвинул в качестве основного тезиса гласность и контроль в реставрационной практике. Для придания гласности он указал на необходимость издания журнала консервации и реставрации, устройство всероссийских и международных съездов и выставок. Относительно контроля за деятельностью реставраторов Боравский говорил об обязательной фотофисксации реставрируемого произведения до, в процессе и после реставрации. О ведении реставрационных книг, содержащих описание процесса исполнения работы, свойства материалов данного произведения и указания для будущих реставраторов. Наиболее важную роль в развитии реставрационного дела должно было сыграть реставрационное образование. По мнению Боравского, реставратор должен быть художником, знакомым с химико-физическими свойствами художественных материалов, знающим технику и технологию живописи и методику реставрации.

Принципы, сформулированные и предложенные Боравским стали основой для будущей политики в области реставрации. Были созданы школа реставраторов и консерваторов, а также образцовая реставрационная мастерская при Академии художеств. В 1916 году при Эрмитаже появилась первая в России комиссия из представителей художественной общественности Петрограда, для сбора данных о картинах, требующих реставрации, в храмах, музеях и дворцах. Теперь все важнейшие работы по реставрации в Эрмитаже могли проводиться лишь с её одобрения. Началось издание специального журнала по реставрации. Стали созываться международные съезды консерваторов и реставраторов, с открытием выставок при них. Были разработаны понятия реставрация и консервация. Консервация – сохранение предмета, сопровождающиеся рядом технических мер, предохраняющих предмет от порчи во время бездействия. К реставрации были отнесены все действия по удалению с картины поздних наслоений и воссозданию утраченных частей.

Очень большую роль в становлении строгих научных принципов реставрации сыграла организация Центральных государственных реставрационных мастерских, которые возглавил выдающийся ученый, художник и общественный деятель И.Э.Грабарь. Мастерские объединяли в одном учреждении реставрацию архитектуры, живописи и прикладного искусства. Это соответствовало представлениям И.Э.Грабаря о единстве принципов реставрации всех категорий памятников. Взгляды Грабаря были четко сформулированы им в лекциях по реставрации, прочитанных в 1927 г. в Московском университете. В них также в принципе не разделяются реставрация архитектуры и других видов искусств, а специфика работ по разным типам объектов устанавливается на стадии описания технических приемов. Реставрация, по Грабарю, входит в более широкое понятие консервации, под которой он понимал совокупность мер, направленных на улучшение условий сохранения памятника. В реставрации присутствуют два основных момента: раскрытие и восстановление, причем первое — действие более предпочтительное при условии, что при этом не уничтожается ничего художественного или исторически ценного. Любая реставрация «должна вызываться необходимостью, и нельзя производить реставрацию ради самой реставрации».

Расширению научно-реставрационных знаний в среде реставраторов-практиков, музейных работников, сотрудников органов охраны памятников, ознакомлению их с современным состоянием и требованиями научной реставрационной методологии, с актуальными проблемами теории и практики реставрации и консервации, тенденциями развития отрасли во многом способствовали проводившиеся в 1960—1980гг. конференции, семинары специалистов в области охраны и реставрации. Интенсивная реставрационная деятельность в 1940— 1950 гг., вызванная необходимостью восстановления разрушенных войной памятников, сменилась стремлением изучить и обобщить накопленный опыт, столь необходимый для дальнейшего плодотворного развития отрасли. Высокий уровень развития науки, техники, промышленности стимулировал прогрессивные тенденции в области реставрационной науки и практики. Совершенствовались технологии, разрабатывались новые методики, появлялись новые реставрационные материалы, приходившие на смену традиционным. На своих встречах реставраторы и научные сотрудники обсуждали вопросы как общего, так и специального характера. Первое всесоюзное совещание по общим вопросам реставрации было созвано в 1960 г. Наиболее значительной стала конференция в ноябре 1968 г., посвященная проблемам реставрации станковой темперной живописи, участники которой поставили вопросы несовершенства и при этом необычайной актуальности решения теоретических задач реставрации, существенно влияющих на реставрационную практику. С середины 1960-х гг. отсутствие самостоятельной теории и методологии реставрации стало осознаваться как серьезное препятствие для дальнейшего развития отрасли, проблемой, требующей разрешения. «Теория реставрации отнюдь не самоцель, — писал один из видных представителей в этой области Л.А. Лелеков, — но одно из решающих условий сохранения культурного достояния с максимально возможной полнотой его историко-художественной специфики.

Увеличение числа квалифицированных кадров для реставрационных учреждений и музейных реставрационных мастерских было одной из важнейших задач, стоящих перед государством. Решение этой задачи состояло в подготовке специалистов в средних и высших учебных заведениях, а также стажировки в крупных реставрационных центрах и музеях. Новое поколение реставраторов должно было освоить лучшие традиции своих предшественников и использовать в своей работе, сочетая их с новейшими достижениями современной науки и практики. Постановлением Совета министров РСФСР от 24 мая 1966 г. Министерству высшего и среднего образования вменялось в обязанность обеспечить подготовку кадров художников-реставраторов памятников монументальной и станковой живописи и прикладного искусства. В 1960-е гг. это постановление было выполнено лишь в Московском училище памяти 1905 г. и Ленинградском художественном училище им. В. Серова, где готовили реставраторов со средним специальным образованием. С 1969 г. подготовку кадров осуществляли в Киевском государственном художественном институте, в Академии художеств Грузии, с 1970 г. — в Государственном художественном институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, с 1979 г. — в художественном училище в Суздале, а с 1983 г. — в Высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское). В этих учебных заведениях готовили специалистов по реставрации станковой масляной и темперной, монументальной живописи, произведений декоративно-прикладного искусства. Вместе с тем отрасль постоянно испытывала нужду в реставрационных кадрах, особенно в специалистах с высшим образованием, способных освоить и внедрить в реставрационную практику новейшие научно-технические достижения. В сентябре 1982 г. Совет министров СССР своим постановлением обязал Министерство высшего и среднего специального образования и Государственный комитет по профессионально-техническому образованию решить совместно с Министерством культуры СССР вопрос о подготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием по архитектурно-реставрационным и художественно-реставрационным специальностям. В помощь подготовке реставрационных кадров и работников органов охраны памятников ведущими специалистами реставрационных организаций были написаны учебные пособия для художественных учебных заведений, содержащие сведения о естественнонаучных методах исследований произведений искусства, методах их хранения, методике реставрации живописи, предметов прикладного искусства из различных материалов. Специалисты отмечали, что уровень и разносторонность знаний реставраторов, закончивших специальные реставрационные отделения, значительно выше, чем у художников-реставраторов, ставших таковыми в результате индивидуального обучения.

Одной из форм подготовки квалифицированных специалистов была стажировка реставраторов в учреждениях, сосредоточивших лучшие реставрационные и научные кадры, оснащенных современным оборудованием, материалами, использующих современные технологии и методики. Такими учреждениями являлись ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, ВНИИР, мастерские Государственного Эрмитажа, Русского музея, лаборатории гигиены и реставрации Государственной библиотеки им. В.И. Ленина (ныне — РГБ), им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, некоторые республиканские реставрационные мастерские. Стажировка проводилась индивидуально и в группах и учитывало степень подготовленности обучаемых. Часть специалистов обучалась во Всесоюзном институте повышения квалификации работников культуры. Стажировка являлась перспективной формой повышения профессионального мастерства реставраторов и во многом помогала решить вопросы с обеспечением музеев областных и районных городов страны квалифицированными кадрами. В процессе стажировки реставраторы знакомились с современными методами исследований и новыми разработками, рекомендованными к внедрению в практику, новой научно-методической литературой, издаваемой ведущими реставрационными организациями.

Наряду с системой подготовки кадров в области охраны памятников и реставрации в стране была создана система профессиональной аттестации художников-реставраторов, единственная такого рода система, какой не было ни в одной стране. Она действовала с 1955 г, когда приказом по Министерству культуры была образована Комиссия по аттестации реставраторов станковой живописи. Основу Комиссии составляли ведущие специалисты страны: реставраторы, искусствоведы, представители научных специальностей. В дальнейшем функции Комиссии и специализация аттестуемых реставраторов были расширены, введена аттестация реставраторов монументальной живописи, графики, скульптуры, произведений декоративно-прикладного искусства, книг, архивных документов. Аттестация реставраторов преследовала несколько задач, но главной была следующая: во избежание порчи памятника не допустить к реставрации малоопытных или случайных лиц, поставить во главе неаттестованных реставраторов-практиков и учеников опытных мастеров с большим стажем работы и специальными знаниями. Комиссия должна была определить на основании четких критериев квалификацию реставраторов, для этого в Положении об аттестации были утверждены четыре квалификационные категории и для каждой из категорий и специализации были выработаны квалификационные характеристики. Комиссия не только давала право реставратору на самостоятельную работу, ее деятельность была гарантией сохранности памятников. Специалисты Комиссии выезжали на места проведения реставрационных работ, проводили консультации, контролировали качество работ и наличие соответствующей реставрационной документации, рецензировали методики. Отечественный опыт аттестации реставраторов был признан рядом зарубежных стран. Министерство культуры постоянно уделяло внимание совершенствованию работы Комиссии. В 1973— 1974 гг. в связи с широким развитием музейной сети, ростом музейного фонда, необходимостью улучшения реставрационного дела в стране, повышения контроля за качеством реставрационных работ функции Комиссии в очередной раз были расширены. Было утверждено Положение о реставраторе музея, реставрационной мастерской и других реставрационных организаций, в котором были определены обязанности, права и ответственность реставратора. Утверждены новые квалификационные характеристики, расширен перечень реставрационных специальностей, подлежащих аттестации. В 1986 г. было введено новое Положение об аттестации, где особое внимание обращалось на качество проведения реставрационных работ, соответствие их современным методикам, на документацию, контроль со стороны Комиссии за реставрационным процессом Главным преимуществом работы Комиссии по мере накопления ею опыта стал именно контроль за научной и методической направленностью процессов реставрации. Аттестация стимулировала реставраторов постоянно повышать свой профессиональный уровень в соответствии с современными требованиями, а следовательно, способствовала повышению надежности сохранения культурного наследия.

Обучение художников-реставраторов сейчас производится по следующим специальностям:

· Художник-реставратор монументальной живописи и мозаики в памятниках архитектуры.

·Художник-реставратор фрагментов монументально-декоративного искусства музейного хранения.

· Художник-реставратор каменной и гипсовой архитектурно-декоративной скульптуры.

· Художник-реставратор станковой масляной живописи.

· Художник-реставратор станковой темперной живописи.

·Художник-реставратор полихромной деревянной скульптуры и декоративной резьбы.

· Художник-реставратор каменной и гипсовой скульптуры.

· Художник-реставратор мебели.

· Художник-реставратор позолоты.

· Художник-реставратор произведений из керамики и стекла.

· Художник-реставратор произведений из металла.

· Художник-реставратор произведений из кожи.

· Художник-реставратор произведений из ткани.

· Художник-реставратор произведений из кости и рога.

· Художник-реставратор графических произведений.

· Художник-реставратор библиотечных материалов и переплетов.

По каждой реставрационной специальности разработаны характеристики четырех категорий с возрастающей сложностью и степенью ответственности самостоятельно выполняемых работ: третья, вторая, первая и высшая категории.

 

 

1.2 Организация реставрационных работ в музее

В наше время деятельность консерватора-реставратора регламентируется большим объёмом документов, среди которых основными в РФ являются: ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, Реставрационные нормы и правила, Кодекс Этики комитета по консервации Международного Совета по делам музеев ICOM, Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест и др.

Организации работы по консервации и реставрации музейных ценностей в Инструкции по учёту и хранению посвящены пункты с 34 по 74.

Работы по консервации и реставрации музейных ценностей выполняются специализированными государственными учреждениями системы Министерства культуры, реставрационными отделами (мастерскими) крупных музеев и отдельными штатными реставраторами музеев.

Для рассмотрения и обсуждения мероприятий в области консервации и реставрации музейных памятников, годовых планов работ реставрационных отделов и мастерских, рассмотрения и рекомендации способов и методов консервации и реставрации памятников, составления заключений о выполнении реставрационных работ, о качестве реставрации и о выдаче экспонатов на выставки, об аттестации реставраторов и т.п. – в музеях должны быть созданы специальные реставрационные советы, возглавляемые заместителем директора по научной (или учётно-хранительской) чести музея или главным хранителем.

В крупных музеях совет может организовать из состава своих челнов и работников музея реставрационные комиссии или секции по отдельным специальностям, которые будут определять задания по отдельным памятникам, а также наблюдать за ходом реставрационных работ и принимать работы, выполненные реставратором.

Протоколы реставрационного совета и его комиссий или секций должны иметь подписи всех лиц, присутствовавших на заседании.

Для рассмотрения наиболее сложных реставрационных вопросов, связанных с применением необычных технологических решений, с удалением позднейших дополнений памятника или записей, а также с проектами воссоздания внешнего вида памятников, имеющих обширные утраты, и их существенных конструктивных деталей создаётся расширенный реставрационный совет с привлечением авторитетных специалистов истории и культуры из крупных музеев, научно-исследовательских институтов или специализированных реставрационных учреждений.

Также рассмотрению на расширенном реставрационном совете подлежат реставрационные предложения, вызывающие сомнения с точки зрения их обоснованности или возражения со стороны отдельных членов реставрационного совета. В случае отсутствия в музее такого совета спорный вопрос может быть передан на рассмотрение расширенного совета одного из центральных музеев или специализированных учреждений.

Реставрационные отделы (мастерские), а также отдельные штатные реставраторы музея ведут обязательный строгий документальный учёт (в специальных журналах и протоколах по реставрации) проводимых реставрационных работ. Протокол и паспорт реставрации подписываются реставратором и заведующим реставрационной мастерской. Все ответственные и сложные реставрации сопровождаются фотографированием музейного предмета до реставрации, в процессе и после её окончания.

В музеях, имеющих реставрационные отделы, их заведующие подчиняются главному хранителю или заместителю директора по учёту и хранению.

Заведующий отделом реставрации составляет календарный план реставрационных работ на определённые отрезки времени (месяц, кварта, год), причём очерёдность реставрации музейных предметов устанавливается с учётом их состояния и музейной значимости.

Реставратор несёт персональную ответственность за: самовольное или некачественное выполнение работ по консервации и реставрации музейных предметов; применение непроверенных и не рекомендованных методов и реставрационных материалов; низкое качество выполненных работ по упаковке и распаковке музейных предметов; плохое документирование консервационно-реставрационных работ.

Все работы по консервации, реставрации и изучению музейных предметов подлежат обязательной документации в соответствии с правилами и по форме установленной Инструкцией по учёту и хранению музейных предметов и музейных коллекций.

 


Глава 2. «Живая экспозиция» как способ музейной коммуникации

2.1 Теория коммуникации в музейном деле

Впервые концептуальный подход к музею как коммуникативной системе был сформулирован Д. Камероном, который выделил базовые компоненты музейного коммуникативного процесса – посетитель, экспозиционер, предмет. На их основе выстраивается коммуникационная схема взаимодействия субъектов музейного общения. По мнению Камерона, музейная коммуникация представляет собой процесс общения посетителя с музейными экспонатами. Эти экспонаты способны передать посетителю информацию при наличии условий, необходимых для осуществления коммуникативного взаимодействия. Первым условием является способность посетителя воспринимать специфический язык вещей, а второе условие связано с возможностями построения невербальной модели в экспозиционном пространстве, т.е. способностью создателя этого пространства «переложить» идеи на язык материальных вещей. Камерон сформулировал ряд общих принципов, на которых должна строиться практическая коммуникационная деятельность музея, направленная на центральный компонент своей схемы – посетителя. Принципы Камерона обусловили интерес к проблеме музейной коммуникации и явились основой концептуального подхода, рассматривающего её процесс как процесс интерпретации.

В СССР коммуникационный подход начал разрабатываться с 1970-х гг. М.Б. Гнедовский в работах, посвящённых музейной коммуникации, выделил ряд подходов, с позиций которых оказывается возможным изучение музейной коммуникации: антропоцентрический, культурологический, диалогический и аксиологический.

На сегодняшний день существует несколько основных моделей музейной коммуникации:

1) Познавательная. Изучает экспонат как предмет или содержание общения между посетителем и сотрудником музея. Процесс общения носит монологический или диалогический характер. Музейный предмет наиболее полно раскрывает свои свойства через объяснение.

2) Эстетическая. Рассматривает экспонат как самоценный объект непосредственного общения. Цель такого общения заключается прежде всего в эстетическом восприятии предмета. Музейный предмет максимально демонстрирует такую характеристику как аттрактивность.

3) Знаковая. Главным её элементом является экспозиция, представляющая совокупность знаков социально-исторического содержания и средство общения с культурой других времён.

4) Диалоговая. Данная модель рассматривает музей как центр культурной и общественной жизни. Общение здесь становится важнейшим направлением деятельности.

5) Междисциплинарная. Музей в ней понимается как институт, решающий комплексные проблемы междисциплинарного характера. Здесь все перечисленные модели должны быть объединены в единую модель коммуникационного взаимодействия.

6) Информационная. Предлагает анализировать музей как информационно-коммуникативную систему, развитие которой определяется взаимодействием компонентов, включённых в образование «музей - посетитель».

Также теория коммуникации разделяет всю музейную деятельность на два уровня: внешний и внутренний. Внутренний уровень – это вся деятельность музейных специалистов, связанная с нахождением, изучением, сохранением и подготовкой музейных предметов для восприятия посетителем. Внешний уровень – это непосредственное взаимодействие посетителя и музейных экспонатов.

Реставрация на данном этапе функционирования музеев, находится во внутреннем уровне коммуникации. «Живая экспозиция», предполагая в ней большой познавательный и эмоционально-экспрессивный потенциал, предлагает вывести процесс реставрации на внешний уровень. Чтобы посетитель смог оценить наличие в музейном предмете не только художественной и исторической ценности, но и прочувствовать его реальный путь во времени, сопряжённый с огромными усилиями по его сохранению.

Для музеев художественного профиля основной является эстетическая коммуникационная модель. Выведение реставрационного мастерства на внешний уровень коммуникации, позволит ввести такие модели, как познавательная – посетители больше узнают о такой стороне художественного мастерства, как сохранение и восстановление уже готовых произведений, познакомятся с историей этой деятельности, увидят музейные предметы с новой стороны; знаковая модель – «живая экспозиция» проиллюстрирует уровень на который вышло реставрационное мастерство в течении длительного времени, покажет его как исторический процесс, в котором современные художники -реставраторы являются наследниками знаний и умений, прошедших через столетия.

Теория музейной коммуникации является настолько обширным полем для исследований, что в данной работе мы затрагиваем лишь самые основные её термины. Здесь важно понять, что само явление «живой экспозиции» могло зародиться только в недрах коммуникационного подхода. Когда «голос» музейного предмета начинает звучать для посетителя в физическом пространстве посредством людей, которые имеют к нему самое непосредственное отношение. Это уже не экскурсоводы, которые изучают обилие разноплановой информации, чтобы донести её до посетителя. А сами мастера, хранители традиций и умений. Они вступают в диалог с посетителем обращая в музейный предмет свои навыки, открывая новые грани музейной работы.

 

2.2 Выставки, посвящённые реставрационному мастерству

С 1980-х гг. проводятся выставки, призванные продемонстрировать результаты кропотливого труда, а также новые открытия в области реставрационных технологий.

Периодические выставки отреставрированных произведений искусства, оснащённые научно-реставрационной документацией, давно стали обычным явлением для реставрационных центров и музеев, оснащённых собственными мастерскими. Результаты реставрационной деятельности публикуются на сайтах в сети интернет. Лидерами здесь, несомненно, являются Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря, Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж и Государственная Третьяковская галерея.

В период СССР подобные выставки должны были показать мастерство советских реставраторов, отметить уровень развития данного дела в нашем государстве. На первый план при этом выходили сами реставрационные школы, качество образования полученного в них, что являлось определённым критерием престижа самого СССР. В наши дни музейные специалисты смещают акцент от общего к частному. Сейчас речь идёт уже не о школах, а о конкретных специалистах. Так например, А.А. Погребной в своей статье «О дополнении музейных экспозиций и каталогов визуальной информацией о реставрации памятника» напрямую говорит о том, что имена реставраторов «известные немногим посвящённым, однако, достойные гораздо более широкого признания». Их труд необходимо оценить должным образом и популяризовать. Ведь по своей сложности он ничуть не уступает труду самого художника, а может даже и превосходит его. Если перед художником стоит одна основная задача – создать произведение достойное быть представленным публике, наполненное эстетически и духовно. То перед реставраторами стоит две грандиозные задачи: историческая – произведение искусства должно быть законсервировано так, чтобы как можно дольше сохраниться; и историко-эстетическая – реставрация должна вернуть произведению опрятный вид, но таким образом, чтобы внесённые корректировки, не повредили вид изначальный, задуманный автором.

Таким образом, современная тенденция проявляется в том, что фамилии реставраторов начинают появляться как в экспозиционных текстах, так и в каталогах музейных собраний.

«Живая экспозиция» реставрационного мастерства может объединить в себе как прежний подход советских времён, так и современный. Она покажет и самого художника-реставратора, расскажет о его труде, личности, об отношении к работе, и в то же время продемонстрирует саму реставрацию как длительный процесс развития навыков и технологий по сохранению предметов культурного и исторического процесса.

Сейчас выставки отреставрированных предметов проводятся практически во всех музеях. А музей-заповедник «Кижи» даже претворил в жизнь проект сохранения памятников Кижского погоста – «На глазах у всего мира». На сайте музея выкладываются ежегодные отчёты о работе по сохранению памятников и отчёты о ходе комплексной реставрации. Там же можно увидеть виртуальные реконструкции и проследить за ходом работ при помощи веб-камер, установленных возле Кижского ансамбля. Данный способ организации является очень близким к явлению «живой экспозиции», с той разницей, что он не имеет своей целью сохранение нематериального культурного наследия. В роли которого в «живой экспозиции» реставрационного мастерства выступают навыки, умения, приёмы и традиции специалистов по реставрации.

Уже в 2015-ом году множество музеев представило посетителям результаты труда своих реставраторов. Так в «Ночь музеев» в Вологодском музее-заповеднике открылась выставка «Искусство преображения. Музейные исследования и реставрационные открытия XXI века». В марте в Каргапольском государственном историко-архитектурном и художественном музее открылась очередная выставка из цикла «Реставрация музейных предметов», с названием «Новая жизнь музейных предметов». В Новгородском музее публике представили 400 отреставрированных экспонатов X-XIX веков: археологические памятники, произведения иконописи, живописи, графики и многое другое. Практически все музеи, в которых имеются собственные реставрационные мастерские, стараются организовывать подобные выставки. При чём, их количество неизменно растёт, что говорит о наличии интереса у посетителя к данной теме.

Для подтверждения этого вывода были проведены два опроса на улицах города Тюмени и в социальных сетях Вконтакте. Были предложены следующие вопросы:

1) Любите ли Вы посещать музейные выставки?

2) Интересно ли Вам увидеть процесс реставрации вживую?

3) Хотели бы Вы посетить выставку расположенную в мастерской, где трудятся художники-реставраторы?

4) Интересна ли Вам история реставрационной деятельности?

5) Интересна ли Вам скрытая сторона жизни художественных произведений?

Ответы предполагали три варианта: Да, Нет, Не уверен. Возраст опрашиваемых от 12 лет и старше. Практически на все вопросы были получены стопроцентно положительные ответы. Лишь последний вопрос вызывал сомнения, но это было связано исключительно с формулировкой. Так многие из опрашиваемых просили объяснить, что конкретно подразумевается под «скрытой стороной жизни художественных произведений».

На основании данного опроса, можно сделать заключение, что реставрация действительно является актуальной темой и пользуется спросом у посетителей. Кроме того, публика уже готова к знакомству с такой формой как «живая экспозиция» реставрационного мастерства.

 


Заключение

Проведя опрос среди посетителей, и установив наличие большого интереса к теме реставрации, мы можем смело приступать к разработке «живой экспозиции» реставрационного мастерства. В ней мы можем дополнить показ реставрационного процесса историей этой деятельности, познакомить посетителей с художниками-реставраторами.

 

 


Библиография

Литература:

1. Основы музееведения: Учебное пособие [Текст] / Отв. ред. Э.А. Шулепова. – Москва: Едиториал УРСС, 2005. – 504 с.

2. Словарь актуальных музейных терминов [Текст] / рук. авт. коллектива канд. ист. наук И.В. Чувилова // Музей. – 2009. – №5. – С.47-68.

3. Юренёва, Т.Ю. Музеи мира [Текст]: истории и коллекции, шедевры и раритеты / Т.Ю. Юренёва. – Москва: Эксмо, 2011. – 496 с.

4. Юренёва, Т.Ю. Музееведение [Текст]: Учебник для высшей школы / Т.Ю. Юренёва. – 3-е изд. испр. и доп. – Москва: Академический проект, 2006. – 560 с. – («Gaudeamus»).

5. Сапанжа, О.С. Основы музейной коммунникации: учебное пособие [Текст] / О.С. Сапанжа. - Санкт-Петербург, 2007. - 116 с.

6. V Грабаревские чтения: Доклады, сообщения [Текст] / сост. С.Ф. Вигасина, ред. Е.Н. Хрущёва. - Москва: СканРус, 2003. - 336 с., 12 табл., 215 ил.

7. Бобров, Ю.Г. История реставрации древнерусской живописи [Текст] / Ю.Г. Бобров. - Ленинград: Художник РСФСР, 1987. - 164 с., ил.

8. Выставка отреставрированных художественных произведений XVI - XX веков из фондов Свердловского музея изобразительных искусств. Каталог [Текст] / сост. О.А. Чурина, О.И. Бызов. - Свердловск, 1989. - 64 с., ил.

9. Выставка работ отдела реставрации Государственного Русского музея. Каталог [Текст] / науч. ред. Е.Н. Селизарова, Г.А. Поликарпова. - Ленинград, 1977. - 119 с., ил.

10. и с ил. М.В. Наумовой. - Москва: изд-во В.Х.Н.Р.Ц. им. академика И.Э. Грабаря, 1993. - VII, 226 с., ил.; табл.

11. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР [Текст]. – Москва: Минкультуры СССР, 1984. - 151 с.

 

Электронные ресурсы:

12. Инструкция по организации комплектования, учета, хранения, реставрации и использования музейных предметов и музейных коллекций Музейного фонда Российской Федерации [Эл. ресурс] (разработано русским подразделением ICOM 24.01.2008) / Режим доступа: http://www.icom.org.ru/docs/A83_Инструкция_по_учету.pdf. Проверено 18.06.2015

13. Кодекс Этики комитета по консервации Международного Совета по делам музеев ICOM [Эл. ресурс] / Режим доступа: http://art-con.ru/node/352. Проверено 18.06.2015

14. Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест [Эл. ресурс] / Режим доступа: http://art-con.ru/node/848. Проверено 18.06.2015

15. Реставрационные нормы и правила РНИП [Эл. ресурс] / 1-ая редакция от 02.01.1994 / Режим доступа: http://art-con.ru/node/353. Проверено 18.06.2015

16. Свод реставрационных правил [Эл. ресурс] / 2-ая редакция от 7.09.2009 / Режим доступа: http://art-con.ru/node/1725. Проверено 18.06.2015

17. Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Эл. ресурс] / Режим доступа: http://base.garant.ru/123168/. Проверено 18.06.2015

18. Новая экспозиция в Музеях Московского Кремля позволит оценить труд реставраторов / Новости телеканала Культура [Эл. ресурс] / Режим доступа: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/85321. Проверено 18.06.2015

19. Lunder conservation center [Эл. ресурс] / Режим доступа: http://americanart.si.edu/lunder/. Проверено 18.06.2015

20. Экспозиции Спасо-Ефимиева монастыря [Эл. ресурс] / Музеи золотого кольца России // Режим доступа: http://www.z-kolco.ru/restavr/. Проверено 18.06.2015

21. Информация о музее «Кижи» [Эл. ресурс] / Музей-заповедник «Кижи»/ Режим доступа: http://kizhi.karelia.ru/info/about/restoration-kizhi-pogost-c544. Проверено 18.06.2015

22. Новая жизнь музейных предметов [Эл. ресурс] / Российская сеть культурного наследия // Режим доступа: http://www.museum.ru/N57037. Проверено 18.06.2015

23. В Новгородском музее представят 400 отреставрированных экспонатов X-XIX веков [Эл. ресурс] / Прямая речь // Режим доступа: http://pryamayarech.ru/text/currenttiv-novgorodskom-muzee-pr. Проверено 18.06.2015

24. «Ночь музеев» собрала в Вологодском музее-заповеднике три с половиной тысячи гостей [Эл. ресурс] / Елена Лечганова / cultinfo // Режим доступа: http://cultinfo.ru/news/2015/5/night-of-museums-2015. Проверено 18.06.2015

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.128 сек.