Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Скелет нижних конечностей 2 страница




Первая помощь

В различных жизненных ситуациях внезапно и вдруг происходят несчастные случаи, Если несчастье произошло, то как поступить. Поскорее вызвать врача, А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, на турслете, в школе, Надежда только на тех людей, которые оказались по близости, Мы сегодня поговорим о травмах опорной системы, рассмотрим симптомы различных повреждений, научимся оказывать первую доврачебную помощь, выясним как избежать травмы,
ТРАВМА - это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия, Травмы бывают, химические, психические, механические.
Какие виды повреждений опорной системы бывают?
Как уберечь себя от травм? Теоретическая часть идет с показом презентации к уроку. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах и переломах костей.
ПЕРЕЛОМ -это повреждение костей.

Рис. 1. Перелом

 

На видео мы с вами посмотрим оказание помощи при переломах голени
Бывают Открытые и Закрытые.
Могут быть простые\без смещения\, либо со смещением в виде трещины или полного перелома костей.
Осколочный перелом
Простой перелом – это явный перелом или трещина в кости, с множеством костных обломков
Перелом типа, зеленой веточки, повреждение молодой растущей кости, обычно у детей.
Чем вызваны переломы?

Рис. 2. Частый случай - патологический перелом шейки бедра.
Не прямым воздействием: при падении на руку приводит к перелому ключицы
Прямым воздействием: прямой удар в грудь –перелом ребра.
Как распознать перелом.
Резкая боль, припухлость в области травмы, невозможность движений, нарушение формы и длины, искривление конечности, потеря сознания, гематома или кровотечение, тошнота
Оказание первой помощи (рис. 3)
• обеспечить неподвижность,
• наложить шину,
• холод,

Рис. 3. Оказание первой помощи

РАСТЯЖЕНИЕ - это повреждение связок, соединяющих кость, Симптомы - боль, быстро растущий отек вокруг сустава, вследствие разрыва кровеносных сосудов, Возникают при резком движении в суставе, что приводит к разрыву мышц,

Рис. 4. Растяжение
Первая помощь
• наложение тугой повязки,
• создать суставу покой,
• Холод,

ВЫВИХ - это смещение костей, когда суставная головка выходит из суставной сумки, что приводит к деформации сустава, сильная боль, невозможность движений


Рис. 5.Вывих

Виды вывихов:
• вывих плечевого сустава
• Вывих локтевого сустава
• Вывих голеностопного сустава
Никоем случае нельзя самим пытаться выправлять вывих, дергать конечность - это может привести к повреждению связок,
Оказание первой помощи:
• покой суставу
• Мягкая давящая повязка
• Косыночная повязка
• Холод

УШИБ - это внутреннее повреждение тканей организма. Возникают при падении, драке, воздействии большей силы. Последствия – нарушения сосудов, внутренне кровоизлияние,
Симптомы – боль припухлость краснота в области ушиба

 

Выводы урока


Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором уличный, на третьем школьный,
ПРИЧИНЫ:
1. повышенная двигательная активность, это биологическая потребность, которая приводит к травмам-удар об угол подоконника –ушиб головы и ли перелом конечностей, При падении человек рефлекторно вытягивает руки чтобы сохранить равновесие.
2. Связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлекшись игрой вы можете сбить с ног товарища, споткнуться сам и поранить других,
3. Принебрежение правилами техники безопасности,
ЛЕЧЕНИЕ травм-это дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой.

Контролирующий блок


Итак, вам предстоит реализовать свои знания. Из каждой команды выбирается один условно пострадавший, который получает карточку – поражение с описанием повреждения. Пострадавшие попадают в другие команды и пытаются изобразить в пределах возможностей травму.
№1
Сильная резкая боль в области левой голени, пухлость. Ненормальная подвижность ноги. При этом наблюдается опухоль и боль в голеностопном суставе.
Определить диагноз. Оказать помощь; определить транспортировку.
№2 Ноющая боль в коленном суставе (правая нога). Постепенно развивается отек, боль при движении. Кроме того, пострадавший жалуется на боль в плече (правом) после падения, но, хотя движения рукой болезненны, других внешних признаков не наблюдается. Определить диагноз. Оказать помощь. Определить способ транспортировки.
№3
После резкого прыжка и падения на бок пострадавший чувствует сильную боль в правом бедре, двигать ногой невозможно. Левый сустав (голеностопный) сильно припух и посинел. Предположите тип и степень повреждения. Окажите помощь; способ транспортировки.
№4 Пострадавший упал на вытянутую руку. Правый локтевой сустав отек, чувствует сильную боль. Отечность также на указательном пальце правой руки. Оказать помощь. Предложить способ транспортировки.
№5
Пострадавший жалуется на боль в предплечье. Из раны торча осколки кости. Больной периодически теряет сознание.
Определить тип повреждения.
Оказать помощь.
Предложить способ транспортировки. **Правильность выполнения задания оценивается медицинским работником, “специалистами по повязкам из других команд”.
Дополнительные вопросы на закрепление:
1. Почему в юности переломы менее опасны, чем в пожилом возрасте? (В юности в скелете еще много хрящевых тканей, а в костях органических веществ, поэтому костная ткань быстро восстанавливается).
2. Почему при растяжении или разрыве связок появляется опухоль? (Вытекает суставная жидкость, происходит кровоизлияние – воспалительный эффект).
3.Что такое “привычный вывих”? У кого он бывает? (У спортсменов. Очень большая нагрузка на суставы, поэтому связки удлиняются и кости выходят из суставов).
Современная медицина способна бороться за жизнь и здоровье человека даже в крайне тяжелых ситуациях. Ряд достижений касается нашей темы. О них нам расскажут агенты “Медицинских новостей”.

Интересно знать что...


1. Чума известна с глубокой древности. Вот некоторые статистические данные: В VI веке в Византийской империи болезнь продолжалась 50 лет и унесла 100 млн. человек. В XIX в. в Европе погибла четверть населения – 10 млн. человек. Чуму называли черной смертью. Что же такое чума? Это зоонозная природно – очаговая бактериальная болезнь, с преимущественно трансмиссивным механизмом передачи возбудителя, характеризующаяся интоксикацией, лихорадкой, поражением лимфатической системы, сепсисом и высокой летальностью. Возбудитель - грамотрицательная полиморфная бактерия. Источниками возбудителя являются грызуны и их эктопаразиты.Эпидемии чумы практически перестала грозить человеку, т.к. почти исчезла, вытесненная серой крысой, черная крыса, блохи которой и служили переносчиками заболевания.
2. В начале XIX в. с развитием мировой торговли стала распространяться холера. Зарегистрировано 6 крупных эпидемий холеры. В Россию ее завезли с караванами из Ирака и Афганистана, а позднее из Западной Европы. Последняя мировая эпидемия холеры со вспышками в разных странах длилась 1902 по 1926 гг. В России до 1917 года за 59 холерных лет заболело более 5 мл. человек, причем половина из них погибла.Что сегодня известно о холере. Холера – это антропонозная бактериальная инфекционная болезнь, характеризующаяся нарушением водно – солевого и белкового обмена. Возбудителем холеры является холерный вибрион. Он хорошо сохраняется в воде, легко переносит холод, но плохо выдерживает нагревание. От хлорной извести и хлорамина он погибает. Поэтому при угрозе холерной эпидемии рекомендуют тщательно кипятить воду, молоко, а перед едой тщательно мыть руки.
3. Оспа была не менее опасна, от нее погибло еще больше людей, чем от чумы. В XVIII в. в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. Ею заболевало 2/3 родившихся, из 8 человек трое умирали. Люди с гладкой кожей, без оспенных рубцов, встречались очень редко. Особенно опасна оспа для людей с 0 группой крови. Поэтому оспа, попавшая в Америку, практически приводила к вымиранию целых племен индейцев, у которых преобладала 0 группа. В 1796 году Английский врач Э.Дженнер открыл оспопрививание и положил начало борьбе с этим недугом. В 1980 году ВОЗ объявила о том, что оспа окончательно побеждена во всем мире.

Основные термины:

  • Внутренняя среда – это совокупность циркулирующих в организме жидкостей (кровь, лимфа и межклеточная жидкость), непосредственно соприкасающихся с клетками, участвующими в обмене веществ, химических и физических превращениях.
  • Гомеостаз – динамическое поддержание постоянства внутренней среды
  • Группа крови - индивидуальная иммунологическая характеристика крови, различающаяся у особей одного вида наличием или отсутствием определённых антигенов (агглютиногены) в эритроцитах и антител (агглютинины) в плазме крови.

    ХОД УРОКА

Проверка знаний учеников

1. Чем отличается многоклеточный организм от одноклеточного?
2. Вспомните, что такое ткань?
3. Из каких частей она состоит?
4. Какие функции выполняет межклеточное вещество?
5. Какие группы ткани вы знаете?
6. Перечислите особенности, характеризующие соединительную ткань.
7. Приведите примеры соединительных тканей.
8. Клетки какой ткани свободно перемещаются в межклеточном веществе?
9. Из курса зоологии вы знаете, что кровь у млекопитающих движется по замкнутой сети сосудов. А как же она выполняет свои функции?

Внутренняя среда организма


Большинство клеток тела не связаны с окружающей средой. Их жизнедеятельность обеспечивается внутренней средой, которую составляют 3 типа жидкостей:
• Межклеточная (тканевая) жидкость.
• Лимфа.
• Кровь
Запишем схему состава строения внутренней среды организма

Рис. 1. Схема состава внутренней среды организма

Значение внутренней среды организма: обеспечивает клетки веществами необходимыми для их жизнедеятельности, и через неё удаляются продукты распада.

Вспомните, какие вы знаете жизненные функции клетки?
• Обмен веществ
• Биосинтез и распад органических соединений
• Рост
• Размножение
• Возбудимость.

Внутренняя среда организма имеет относительное постоянство(подвижное равновесие) состава и физико-химических свойств. Только при этом условии клетки могут нормально функционировать.

 

Кровь и остальные компоненты внутр. среды организма

Кровь


Что такое кровь? Жидкость, циркулирующая в кровеносной системе животных и человека. Она приходит в соприкосновение со всеми тканями организма, обеспечивая возможность обмена веществ в организме. Кровь составляет 1/14 - 1/13 веса человека(около 5 л у взрослого человека). Жидкая соединительная ткань. Она циркулирует по замкнутой системе сосудов и непосредственно с другими тканями тела не сообщается. Кровь состоит из жидкой части – плазмы, выполняющей роль межклеточного вещества, и форменных элементов: красных кровяных клеток - эритроцитов, белых кровяных клеток - лейкоцитов и кровяных пластинок – тромбоцитов.
В организме кровь выполняет различные функции:

Рис. 2. Функции крови.
На видео вы сможете просмотреть значение крови, ее функции

Объем крови в организме человека в среднем около 5 л.
Плазма представляет собой бесцветную прозрачную жидкость. Плазма состоит из неорганических (90% - вода и различные минеральные соли и органических веществ). К органическим веществам плазмы относятся белки, глюкоза, витамины, гормоны и продукты распада белков.

Рис. 3. Состав крови

Рис. 4. Состав крови

Раскрыли состав крови и функции крови. Запишем все в виде схемы.

Рис. 5. Функция крови

Вы все знаете, что кровь при вытекании изменяется, т.е. становится твердой. Этот процесс называется свертыванием и достигается химическим составом плазмы и клеток крови.

Рис. 6. Плазма крови

Рис. 7. Виды клеток

Рис. 8. Гемоглобин

Рис. 9. Строение и виды гемоглобина

Рис. 10. Лейкоциты

Зернистые лейкоциты.
• Имеют гранулы в цитоплазме, напоминающие зерна.
• Функции:
- фагоцитоз;
- нейтрализация ядов бактерий;
- выработка биологически активных веществ.

Незернистые лейкоциты.
• Не имеют гранул в цитоплазме.
• Функции:
- образование антител;
- фагоцитоз.

Выводы урока


Внутренняя среда организма состоит из лимфы, крови и тканевой жидкости, которые связаны между собой. Если питательные вещества и кислород поступают в одну часть системы, то они попадают и во все другие части.

Контролирующий блок


Работа по вопросам(обязательный уровень):
1. Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?
2. Откуда клетки тела получают кислород и питательные вещества?
3. Каковы функции крови, её компонентов (плазмы и форменных элементов), лимфы и межклеточного вещества?
4. Какая жидкость выделяется пр неглубоких ссадинах кожи, заполняет водяную мозоль?
5. Что может произойти, если надолго туго перевязать палец?
6. Почему результаты анализа крови широко используются в медицинской практике?
Работа по вопросам (повышенный уровень):
1. Почему межклеточное вещество служит для клеток жизненно важной средой?
2. Почему должно поддерживаться относительное постоянство внутренней среды организма?
3. Как в организме поддерживается относительное постоянство его внутренней среды?
4. Как внутренняя среда организма связана с внешней?
5. Как взаимосвязаны друг с другом компоненты внутренней среды организма?
6. Почему в домах с печным отоплением можно умереть? Что происходит в организме? ===Домашнее задание=== Докажите, что кровь – соединительная ткань

Интересно знать что...


Кровь движется по человеческому организму с разной скоростью. Быстрее всего она течет по артериям – ее скорость соответствует скорости пешехода на прогулке – 1,8 км в час (500 мм/сек). По венам кровь движется медленнее: примерно полкилометра в час (150 мм/сек).
В теле взрослого человека кровь составляет 6-8 % от массы, а в теле ребёнка — 8-9 %. Средний объём крови у взрослого мужчины – 5000-6000 мл.
Нарушение общего объёма крови в сторону его уменьшения называется гиповолемией. Чаще всего такое случается в результате обезвоживания, кровотечения, серьезных ожогов и приема некоторых лекарств. Резкое снижение объема крови опасно для жизни.
Увеличение объёма крови по сравнению с нормой называется гиперволемией. В этом случае, особое внимание нужно обратить на состояние почек.

Основные термины:

  • Иммунитет - способность организма находить чужеродные тела и вещества и избавляться от них
  • Антигены – бактерии, вирусы или их токсины (яды), чужеродные ткани и белки, а также переродившиеся клетки организма.
  • Антитела (иммуноглобулины) – белки, синтезируемые организмом в ответ на присутствие чужеродного тела (антигена).


    ХОД УРОКА

Проверка знаний учеников


I. Тестовый контроль (проверка с использованием компьютера)
1. Кровь – это:
а) эпителиальная ткань;
б) соединительная ткань;
в) нервная ткань;
г) мышечная ткань;
2. Функция кровеносной системы:
а) регуляция процессов жизнедеятельности;
б) накопление питательных веществ;
в) газообмен;
г) перенос веществ;
3. К элементам крови не относятся:
а) лейкоциты;
б) кровяные пластинки;
в) эритроциты;
г) нейтроны;
4. Эритроциты – это:
а) бесцветные клетки, имеют ядро;
б) безъядерные окрашенные клетки;
5. Внутренней средой организма является:
а) кровь и лимфа;
б) лимфа и тканевая жидкость;
в) тканевая жидкость, лимфа, кровь;
6. В превращении фибрина в фибриноген участвует:
а) лейкоциты;
б) плазма крови;
в) эритроциты;
г) тромбоциты;
7. Эритроциты:
а) участвуют в свёртывании крови;
б) переносят кислород;
в) защищают организм от инфекций;
г) переносят питательные вещества;
8. Лейкоциты:
а) переносят кислород;
б) участвуют в свёртывание крови;
в) защищают организм от инфекций;
г) переносят углекислый газ;
9. Лейкоциты в отличие от эритроцитов:
а) имеют округлую форму;
б) не имеют ядра;
в) способны самостоятельно передвигаться;
г) очень мелкие;
Ключ к ответу: 1-б, 2-г, 3-г, 4-б, 6-в, 6-г, 7-б, 8-в, 9-в.

Иммунитет

Природная среда населена множеством паразитов. Наш организм как средневековая крепость обнесена рядами стен (защитными барьерами). И как только проникнет паразит, сразу на борьбу вступают все силы нашего организма, чтобы сохранить постоянство внутренней среды.
Защитные барьеры:
• Кожа, слизистые.
• Внутренняя среда.
• Сама клетка (интерферон).
Воспаление – капилляры расширяются, образуются мелкие сгустки, закупоривающие лимфатические сосуды, нарушается отток лимфы, скапливается много лейкоцитов, температура, покраснение, болезненность.
Посмотрим видео о иммунитете

 

Лейкоциты

Лейкоциты – основные защитники организма.
Предлагаю вашему вниманию видео о лейкоцитах

 

Вспомним характеристику лейкоцитов

Рис. 1. Характеристики лейкоцитов

Существует несколько разновидностей лейкоцитов

Рис. 2. Разновидности лейкоцитов

Моноциты (фагоциты, способны мигрировать сквозь стенки капилляров).
Лимфоциты (образуются в тимусе – вилочковой железе и лимфоидной ткани из клеток костного мозга, малоподвижны, могут образовывать антитела – специальные белки).
Базофилы, нейтрофилы, эозинофилы (содержат цитоплазматические гранулы, окрашивающиеся спец. красителями в разные цвета).
Антитела (вещества сыворотки крови) – от греч. «анти» - против антигена.
Роль антител установил Эрмих.
Долгое время учёные не могли определить функцию лейкоцитов.
Лишь в 1882 году Мечников на основе известного опыта с прозрачными личинками морской звезды. Идея у Мечникова родилась внезапно. Вечером он сидел один за своим микроскопом и наблюдал жизнь подвижных клеток в теле прозрачных личинок морской звезды.

Рис. 3. Мечников Илья Ильич

Иммунитет – способность организма избавляться от чужеродных тел, сохраняя постоянство внутренней среды.
К иммунной системе относят: костный мозг, вилочковую железу (тимус) и лимфатические узлы

Рис. 4. Иммунная система

Рис. 5. Виды иммунитета

Проблема иммунитета представляется и сегодня настолько сложной и противоречивой, что привлекает к себе внимание не только специалистов – иммунологов, но и учёных – химиков, математиков, генетиков и даже физиков. Не случайно известный физик Д.Уилсон, когда его попросили написать о наиболее интересной науке, выбрал иммунологию и написал прекрасную популярную книгу «Тело и антитело».
Почти за 200 лет учёным и врачам удалось ликвидировать чёрную оспу, найдены эффективные меры предупреждения полиомиелита, дифтерии и многих других болезней.

 

Инфекционные заболевания

Возбудители: вирусы, микробы, грибки и т.д. (при температуре -40 сохраняются годами); заразны, быстро распространяются.
Частые инфекционные заболевания: ОРЗ, грипп, корь, коклюш, ветряная оспа, свинка (подчёркнуты «детские болезни» - против них вырабатывается стойкий иммунитет), стобняк, СПИД, сифилис.

Рис. 6. Инфекционные заболевания

Выводы урока


Главная профилактическая мера – это здоровый образ жизни: закаливание, соблюдение правил личной гигиены, полноценное питание, чёткий распорядок дня, достаточная двигательная активность.

Контролирующий блок


Вопросы:
1. Что такое иммунитет?
2. Что такое антитело?
3. Какой иммунитет называют неспецифическим?
4. Какой иммунитет называют специфическим?
5. Какова роль Т-лимфоцитов в иммунитете?
6. Какова роль В-лимфоцитов в иммунитете?
7. Почему иммунитет, создаваемый путем введения вакцины, называется активным?
8. Почему труп умершего животного или человека разлагается через несколько часов, а в живом организме этого не происходит? (проблемный вопрос)
9. Почему белок куриного яйца, съедаемый человеком, является ценным питательным веществом, а при введении куриного белка в кровь может наступить смерть? (проблемный вопрос)

Домашнее задание


Решите задачу.
1 вариант
Ученик 9 класса Игорь очень любил подолгу играть в компьютерные игры и очень не любил заниматься физкультурой и носить головной убор в холодное время года. Неудивительно, что однажды он сильно простудился и заболел. Врач диагностировал у Игоря ОРВИ и ринофарингит и посоветовал лечиться следующими лекарственными средствами:
• Анаферон - 115 грн
• Биопарокс - 225 грн
• Себидин - 48 грн
• Нурофен - 190 грн
• Називин - 56 грн
• АЦЦ - 150 грн
• Поливитамины - 220 грн
Рассчитайте, на сколько болезнь Игоря обременила семейный бюджет.
2 вариант
Ухаживая за Игорем, мама заразилась от сына ОРВИ и была вынуждена на неделю взять больничный лист. Какой экономический ущерб нанесла фабрике по пошиву одежды болезнь мамы Игоря, если в день она производила продукции на 800 гривен?

Интересно знать что...


1. Чума известна с глубокой древности. Вот некоторые статистические данные: В VI веке в Византийской империи болезнь продолжалась 50 лет и унесла 100 млн. человек. В XIX в. в Европе погибла четверть населения – 10 млн. человек. Чуму называли черной смертью. Что же такое чума? Это зоонозная природно – очаговая бактериальная болезнь, с преимущественно трансмиссивным механизмом передачи возбудителя, характеризующаяся интоксикацией, лихорадкой, поражением лимфатической системы, сепсисом и высокой летальностью. Возбудитель - грамотрицательная полиморфная бактерия. Источниками возбудителя являются грызуны и их эктопаразиты.Эпидемии чумы практически перестала грозить человеку, т.к. почти исчезла, вытесненная серой крысой, черная крыса, блохи которой и служили переносчиками заболевания.
2. В начале XIX в. с развитием мировой торговли стала распространяться холера. Зарегистрировано 6 крупных эпидемий холеры. В Россию ее завезли с караванами из Ирака и Афганистана, а позднее из Западной Европы. Последняя мировая эпидемия холеры со вспышками в разных странах длилась 1902 по 1926 гг. В России до 1917 года за 59 холерных лет заболело более 5 мл. человек, причем половина из них погибла.Что сегодня известно о холере. Холера – это антропонозная бактериальная инфекционная болезнь, характеризующаяся нарушением водно – солевого и белкового обмена. Возбудителем холеры является холерный вибрион. Он хорошо сохраняется в воде, легко переносит холод, но плохо выдерживает нагревание. От хлорной извести и хлорамина он погибает. Поэтому при угрозе холерной эпидемии рекомендуют тщательно кипятить воду, молоко, а перед едой тщательно мыть руки.
3. Оспа была не менее опасна, от нее погибло еще больше людей, чем от чумы. В XVIII в. в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. Ею заболевало 2/3 родившихся, из 8 человек трое умирали. Люди с гладкой кожей, без оспенных рубцов, встречались очень редко. Особенно опасна оспа для людей с 0 группой крови. Поэтому оспа, попавшая в Америку, практически приводила к вымиранию целых племен индейцев, у которых преобладала 0 группа. В 1796 году Английский врач Э.Дженнер открыл оспопрививание и положил начало борьбе с этим недугом. В 1980 году ВОЗ объявила о том, что оспа окончательно побеждена во всем мире.

Определение иммунологии

Мы закрепили ещё раз в памяти, что такое иммунитет. Иммунитет живых организмов изучает специальная наука – иммунология.
Давайте подробнее рассмотрим, что именно изучает иммунология.
• Строение иммунной системы;
• Закономерности и механизмы развития иммунных реакций;
• Механизмы контроля и регуляции иммунных реакций;
• Болезни иммунной системы и её дисфункции;
• Условия и закономерности развития иммунопатологических реакций и способы их коррекции;
• Возможность использования резервов и механизмов иммунной системы в борьбе с инфекционными и неинфекционными заболеваниями;
• Иммунологические проблемы трансплантации органов и тканей.

Именно специалисты по иммунологии занимаются разработками новых способов диагностики и лечения заболеваний, производства и применения лекарственных препаратов.

Отцы-основатели иммунологии.

Сложно представить, что раньше люди ничего не знали о защите от вирусных заболеваний. Но благодаря двум блестящим учёным сегодня практически все болезни не только поддаются лечению, но и есть способы избежать их. Ваши одноклассники подготовили доклады о них.

Ученик 1 читает сообщение об Эдуарде Дженнере.

Эдуард Дженнер (1749—1823) английский врач, учёный, разработавший первую вакцину. В то время в народе бытовало поверье, что для людей коровья оспа не заразна, а только оставляет на ладонях маленькие пузырьки. Благодаря этому Дженнер обратил внимание, что носители этих пузырьков реже болели натуральной оспой, например, доярки. В качестве эксперимента учёный использовал жидкость из кожных пузырьков на ране маленького пациента, после чего заразил его человеческой оспой, но мальчик остался здоров. Благодаря этому Дженнер определил, что вирус коровьей оспы вырабатывает антитела, уничтожающие вирус чёрной ветряной оспы.

Ученик 2 читает сообщение о Луи Пастере.

Коллега из Франции Луи Пастер (1822—1895) продолжил деятельность Дженнера. Учёный-микробиолог развил мысль Дженнера о том, что после того, как человек переболеет инфекцией, больше ему подобная беда не грозит. Если ввести ему ослабленных микробов и позволить организму перебороть их, то в дальнейшем организм выработает стратегию по борьбе с заболеванием.
Именно Пастер ввёл понятие «вакцина», в дань уважения к коллеге из Англии. Это означает «коровья». Процедура введения вакцины получила название прививка. После прививки иммунитет развивается в среднем в течение месяца. Первая прививка была сделана 6 июля 1885 года девятилетнему мальчику. Ему ввели вакцину против бешенства и благополучно вылечили.

Давайте попробуем самостоятельно вывести определение «вакцина» на основе этого сообщения. Итак, вакцина это препарат, разработанный для создания иммунитета к болезням, изготовлен из ослабленных микроорганизмов и вырабатывает адаптивный иммунный ответ путем образования в организме специфических клеток памяти, а последующая инфекция тем же агентом вызывает стойкий, более быстрый иммунный ответ.

Как это часто бывает, люди с подозрением относились к исследованиям Дженнера и Пастера и не верили им. Они рассказывали дикие истории о том, что вакцинация превращает людей в коров. На этом рисунке можно увидеть одну из язвительных карикатур на подобную реакцию.

К счастью, со временем желание быть здоровыми перебороло невежество людей, к тому же, в коров так никто и не превратился. И вакцинация стала набирать обороты.
В этом видео рассказывается о пользе прививок.

 

Как вы думаете, почему даже в наше время столько людей выступает против прививок?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.