Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические основания анализа сервисной деятельности постиндустриального общества




Экономические и энергетические кризисы 70-х годов XX в. се­рьезно подорвали оптимистические оценки «общества потребле­ния». Появляются новые концепции следующего этапа обществен­ной эволюции развитых стран, который называют ныне «постин­дустриальным обществом», «информационным обществом», «обществом услуг». Авторы этих концепций вынуждены отойти от стереотипов «общества потребления», сосредоточить внимание на анализе неблагоприятных последствий эксплуатации природной среды и начать просчитывать возможности развитых стран обеспе­чить те или иные массовые потребности.

В этой связи осознается неизбежность постановки вопроса о пре­делах экономического роста (см.: доклады Римскому клубу Дж. Медоуза, А. Печчеи, П. Дракета и др.). В этих условиях целый ряд исследователей обосновывают переход развитых стран от товаропро­изводящей к сервисной экономике (идеи Р. Арона, Д. Белла и др.), формируемой на основе динамично развивающихся наукоемких про­изводств, эффективных технологий и процессов информатизации.

Принципы ресурсосбережения и установки бережного обра­щения с окружающей средой начинают проникать в массовое со­знание потребителей.

Японский исследователь Т. Сакайя следующим образом харак­теризует настроения, царящие в японском обществе на рубеже 70-80-х годов XX в.:

«Как только человек ставит под сомнение неисчерпаемость про­дуктов питания и природных ресурсов, свойственная ему инстинктив­ная тревога предупреждает его, что среда обитания способна выдер­жать ее эксплуатацию лишь до кого-то предела, но не более того.

На протяжении всех 70-х годов и на Западе, и в Японии концеп­ция того, что считать роскошью, была напрямую связана с объемом тех или иных благ: чуть ли не во всех случаях было принято исходить из принципа "чем больше, тем лучше". Это же относилось к мебели, холодильникам, телевизорам, даже журналам.

С приходом 80-х подход к таким вещам начал меняться. Новая эстетика стала определяться лозунгом "легкое-тонкое-короткое-ма­ленькое". Оказалось, что все помешаны на небольших и компактных изделиях.

Такая смена совпала со смещением акцентов в рекламе холо­дильников, когда на смену волшебным словам "большой и вмести­тельный" пришло новое заклинание: "компактный и экономный"». (Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знанием, или История будущего// Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М., 1999)

В конце XX в. западные теоретики продолжают обосновывать необходимость обеспечения высокого уровня жизни и потребле­ния людей, но сосредоточивают это требование лишь примени­тельно к гражданам развитых западноевропейских стран (так на­зываемому «золотому миллиарду»), не скрывая, что оно может быть осуществлено за счет населения других стран (идеи «конца истории» в работах Ф. Фукуяма и др.).

В этом случае процессы глобализации рассматриваются одно­сторонне - как масштабное перераспределение ресурсов жизнеобес­печения из периферийных регионов мира в развитые страны. При этом по существу оправдывается всевластие спекулятивного (валют-но-финансового) капитала и своекорыстие транснациональных ком­паний, действующих в разных странах мира. Подобные взгляды обес­ценивают общечеловеческую значимость прежних представлений западной науки о благотворном воздействии для народов мира постиндустриального развития и сервисной экономики.

В последние годы XX в. формируются более взвешенные пред­ставления о глобальных перспективах мира, которые развернуты в экономических теориях, в исследованиях межкультурных взаимо­действий. Исходя из необходимости создания достойных условий жизни для всех людей, живущих на Земле, зарубежные и россий­ские ученые говорят о возможности обеспечения их умеренного благосостояния, о важности уменьшения пропасти между богаты­ми и бедными странами, а также между состоятельными слоями и бедняками в любом обществе (работы А. Печчеи, П. Кеннеди, Я. Тибергена, Н. Моисеева, Ю. Яковца, С. Глазьева и др.).

В современном мире благополучию граждан разных стран угро­жает ряд деструктивных тенденций, обретающих глобальный ха­рактер. К ним относятся:

♦ обострение экологического неблагополучия;

♦ высокая вероятность региональных военных конфликтов;

♦ углубление пропасти между богатыми и бедными странами и слоями;

♦ политический и религиозный экстремизм;

♦ распространение криминала и наркотиков.

Сложившаяся ситуация требует перехода от неуправляемых сти­хийных регуляторов мирового развития к управляемой социопри-родной эволюции. К тому же некоторые тенденции развития со­временного мира свидетельствуют о том, что потребление услуг, по-видимому, незаметно начинает преобладать над потреблением многочисленных материальных благ, что придает сервисной дея­тельности особую значимость.

В этой связи усиливается значение индустриально-сервисной эко­номической модели, где огромная роль принадлежит невеществен­ным ресурсам. Под невещественными ресурсами общества (их еще называют «человеческим капиталом») подразумеваются конструк­тивные качества работников, населения в целом - высокий обра­зовательный уровень граждан, информативно-познавательные по­требности, здоровье и умение его сохранить, способность к по­стоянному повышению своего профессионального уровня и др.

Новые представления об индустриально-сервисной экономике формируются под влиянием изменений, которые происходят в практике хозяйствования развитых странах. С одной стороны, тон в ней задают гигантские транснациональные компании сервисно­го типа и транснациональные банки. В рамках генеральной линии своей деятельности подобные предприятия создают новый про­дукт, наделенный теми или иными потребительскими свойства­ми, формируя тем самым долгосрочную тенденцию организован­ной торговли как в своей стране, так и в разных регионах мира. Свою деятельность они в большей мере подчиняют маркетинговой стратегии, активизируют торговлю интеллектуальной собственно­стью, а также брэндом - товарной маркой (что отражено в выра­жении «продается товар, покупается - брэнд»).

С другой стороны, в экономической практике развитых стран появляются альтернативные процессы: имеет место рост числен­ности и качественное развитие разнообразных венчурных средних, мелких и мельчайших предприятий. В этом случае центром дина­мики услуг выступают не основные фонды и даже не управленчес­кий ресурс (хотя все это продолжает сохранять свою ценность), но хорошо организованная информация, высокоразвитая, авто­номная, персонализированная среда действия, порождаемая по

добными предприятиями, в рамках которой ключевое значение приобретает «человеческий капитал». Успех деятельности этих пред­приятий все чаще зависит от работников особого рода - ярко выраженных творческих личностей, число которых не обязательно должно быть большим. Но именно такие работники обладают мас­терством и возможностью определять основные качества и перс­пективы развития подобных микропредприятий.

Таким образом, значение невещественных ресурсов общества начинает рассматриваться как важнейший фактор оптимизации общественного и экономического развития в XXI в. Как раз сер­висная деятельность через многообразие своих типологических форм, объединенных группировкой «социокультурные услуги» (об­разовательные услуги, производство и использование знаний, об­мен информацией, культурное обслуживание и т.п.), является важ­нейшим фактором формирования невещественных ресурсов, «че­ловеческого капитала» (включая «капитал интеллектуальный»).

Таким образом, следует ожидать, что тенденции, усиливаю­щие невещественные составляющие современного общества, свя­занные с культурой, профессиональным мастерством, информа­цией, станут определять глобальные процессы и постиндустри­альное развитие мира нового столетия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.