Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сервисная деятельность в структуре социальных отношений




Современное общество является сложным образованием, состоя­щим из множества дифференцированных частей и социальных еди­ниц. Среди этих частей и единиц следует указать на систему обще­ственного разделения труда, социальные институты, общественные отношения, социальные роли и сетевые связи между людьми, ото­бражающие их всестороннюю зависимость друг от друга, и т.п.

Под сферой социальных отношений (или социальной сферой) понимается сложная сеть взаимодействий людей, а также процес­сы, характерные для всех областей жизнедеятельности и состоя­щие из массовых и групповых связей, ролевых и статусных поло­жений людей.

Стратификационное деление общества выражается в отноше­ниях равенства-неравенства, в принадлежности людей к опреде­ленным классам и социальным слоям, в их позициях, которые они занимают в социальной иерархии, в их неодинаковых притя­заниях и ценностных ориентациях, в степени развития потребно­стей и удовлетворения запросов.

Охарактеризованные отношения и социальная сфера в целом выступают тем пространством общественного бытия, где сервис­ная деятельность находит целевой объект своей активности - че­ловека с его потребностями, нуждой в разных благах, с его каче­ствами, интересами, притязаниями.

В обществе всегда существуют состоятельные и бедные слои, а также промежуточные слои людей со средним достатком. Помимо этого одни группы являются социально активными, мобильными (например, молодежь); другие выступают социально пассивными. Есть социально уязвимые или слабо защищенные слои (пожилые люди, инвалиды, дети, многодетные семьи и др.). Необходимо учитывать и огромный разброс индивидуальных потребностей, вкусов, привычек. Кроме того, представители разных слоев обла­дают неодинаковыми ресурсными возможностями удовлетворения своих запросов. Все это создает в обществе сложную картину раз­нообразных потребностей и интересов, с которыми должны счи­таться производители услуг.

Сервисные организации, учитывая процессы социально-потре­бительской и вкусовой дифференциации, вырабатывают широкий диапазон услуг, ориентированных на разные группы населения. Вместе с тем сервис не в состоянии решать острые социальные проблемы. Так, субъекты сервисной деятельности не могут ней­трализовать процессы социального неравенства. Они также не удов­летворят всю гамму запросов населения, так как объективно су­ществуют ресурсные ограничения в процессе рыночного обмена. Например, представителям сервисного бизнеса во многих случаях оказывается невыгодно заниматься обслуживанием беднейших сло­ев; многие виды услуг нерентабельно организовывать на периферии, вдали от урбанизированных центров. Данные противоречия во многом могут сниматься за счет социальной политики государ­ства, политики локальных властей и трудовых коллективов.

Вместе с тем социальная политика властей и социальная рабо­та внутри коллектива также не в состоянии полностью отрегули­ровать все противоречия, свойственные социальным отношениям и повседневной практике людей, включая недостатки организа­ции сферы обслуживания. Немалую часть усилий в этом направле­нии берут на себя сами граждане. Путем самоорганизации и само­обслуживания население в значительной степени восполняет те звенья жизнеобеспечения людей, которые не в состоянии обеспе­чить сфера услуг, социальная работа в производственных коллек­тивах, социальная политика властей.

Под жизнеобеспечением населения той или иной страны пони­мается комплекс общественных и индивидуальных усилий, наце­ленных на воспроизводство и развитие условий жизни людей. В данный комплекс входит производственная деятельность, домашнее хозяй­ство, трудовая и социальная кооперация между людьми, а также традиции распределения, потребления разными социальными слоя­ми материальных благ, нормы восстановления энергетических затрат человека и поддержания им своего здоровья.

Именно в семье, через ведение домашнего хозяйства, посред­ством сети родственных, соседских и дружеских отношений вос­производится немалый объем жизнеобеспечения людей, реализу­ются те их потребности, которые не могут удовлетворить государ­ственные институты или рыночные отношения. Домашнее хозяйство и родственные отношения в целом развиваются на иных принци­пах, нежели отношения в институциональных структурах власти с их жесткой иерархией, подчинением, а также в рыночной стихии, где доминируют принципы коммерции. Семейно-родственные и дружеские связи создают ту первичную социальность, без которой общество не в состоянии функционировать. Эти отношения фор­мируются под влиянием непосредственных контактов «здесь и сей­час», «лицом к лицу», в которых участвуют люди, хорошо знаю­щие друг друга, сохраняющие привязанность и душевное располо­жение по отношению друг к другу. Интеграция данных сообществ основывается на кровно-родственных, дружеских связях, на мо­ральных нормах взаимоподдержки, отображающих бескорыстие, порой жертвенность.

Сервисная деятельность, напротив, строится на принципах рациональной целесообразности, подчинена требованиям экономической эффективности. В этой разнице семейного мира и сер­висной деятельности товарно-рыночного типа заключено проти­воречие, которое, однако, преодолевается через механизмы соци­ально-экономического обмена, через заинтересованное сотрудни­чество потребителей и производителей услуг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.