Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подход А. Бандуры 2 страница




Примеры "злокачественной" агрессии:

а) жестокость и деструктивность:

кажущаяся деструктивность;

спонтанные формы;

деструктивность отмщения;

деструктивность характера (садизм)

экстатическая деструктивность;

поклонение деструктивности;

б) некрофилия, в том числе клинические случаи;

Понятию характера и экзистенциальных потребностей в концепции деструктивности отводится одно из главных мест. С их помощью психоаналитик доказывает социальную сущность садизма и некрофилии. По Фромму деструктивность - результат взаимодействия различных социальных условий и экзистенциальных потребностей человека.

Экзистенциальными исследователь называет потребности, которые необходимо удовлетворить для обеспечения душевного благополучия человека: "Экзистенциальный конфликт человека создает определенные психические потребности, которые у всех людей одинаковы. Каждый человек вынужден преодолевать свой страх, свою изолированность в мире, свою беспомощность и заброшенность и искать новые формы связи с миром, в котором он хочет обрести безопасность и покой. Я определяю эти психические потребности как "экзистенциальные", так как их причины кроются в условиях человеческого существования. Они свойственны всем людям, и их удовлетворение необходимо для сохранения душевного здоровья, так же как удовлетворение естественных потребностей необходимо для поддержания физического здоровья человека". [6]

На основе экзистенциальных потребностей возникают страсти и характер человека как совокупность этих страстей: "Каждая из экзистенциальных потребностей может быть удовлетворена разными способами. Эти различия в каждом случае зависят от общественного положения. Различные способы удовлетворения экзистенциальных потребностей проявляются в таких страстях, как любовь, нежность, стремление к справедливости, независимости и правде, в ненависти, садизме, мазохизме, деструктивности, нарциссизме. Я называю их страстями, укоренившимися в характере, или просто человеческими страстями, поскольку они в совокупности составляют характер человека (личность). - Характер - это относительно постоянная система всех неинстинктивных влечений (стремлений и интересов), которые связывают человека с социальным и природным миром". [7] Инстинкты, биологические влечения и экзистенциальные потребности общие у всех людей, а вот характер у разных людей различен: у одних людей доминируют одни страсти, а у других другие. Причина этого в том, что формирование людей происходит в различных условиях: способы и средства формирования характера (личности) в значительной мере коренятся в культуре. Через родителей общество погружает ребенка в мир своих ценностей, обычаев, традиций и норм. Помимо родителей, существуют и иные проводники и механизмы социализации: воспитатели, сверстники и взрослые наставники, образцы для подражания, непосредственный опыт.

Определенные условия формирования человека и его бытия могут оказаться причиной того, что в его личности начинают доминировать такие страсти, как садизм или некрофилия. Одни качества личности могут способствовать формированию других, совместимых с ними. Страсти обычно существуют не отдельно, они органично сочетаются в форме своеобразного комплекса. Комплекс деструктивных страстей (садомазохизма, жадности, зависти, нарциссизма) Э. Фромм называет синдромом ненависти к жизни.

Антропологический анализ различных общественных систем не оставил у ученого сомнений в том, что характер человека - это субъективное отражение культуры социума. В жизнеутверждающем социуме нет садистов и некрофилов, их продуцирует культура деструктивного социума.

Современные общественные системы, по мнению Э. Фромма, деструктивны. Он считает, что человечество соскользнуло с оптимального пути развития в IV-III тысячелетии до н.э., когда развитие средств производства позволило сделать "открытие", что человека можно использовать в хозяйстве как орудие труда (его можно обратить в раба и эксплуатировать). Прогресс привел к развитию вредных для жизни черт характера.

Садизм произрастает из самой сущности эксплуататорского общества: Власть, с помощью которой одна группа притесняет и эксплуатирует другую группу, часто формирует у эксплуатируемых садистские наклонности (хотя есть много индивидуальных исключений). И поэтому, вероятно, садизм (за исключением особых случаев) может исчезнуть лишь тогда, когда будет устранена возможность господства одного класса над другим, одной группы над другой.

Развитию некрофилии способствует господство в обществе принципа вещизма: "Вещи господствуют над человеком; "иметь" господствует над "быть", обладание над бытием, мертвое - над живым". Интересен проведенный психоаналитиком анализ трансформации накопительства в садизм и некрофилию. По данным психоаналитиков, гипертрофированной страсти к накопительству нередко (хоть и не всегда) сопутствует садизм. Дело в том, что страсть к накопительству имеет тенденцию трансформироваться во враждебность к окружающим, даже самым близким людям. Но даже садисты все-таки способны к сосуществованию: они стремятся властвовать над другими людьми, но не уничтожать их. Следующая ступень враждебности, нарциссизма и человеконенавистничества - это уже некрофилия. У некрофила одна цель - превратить все живое в неживую материю; он стремится разрушить все и вся, включая самого себя; его врагом является сама жизнь. По мнению Э. Фромма, рыночная экономика, где все сущее превращается в предмет купли-продажи, продуцирует деструктивный континуум: нормальный накопительский характер - садистский характер - некрофильский характер.

Преступника можно считать экзистенциальным отступником - человеком, которому не удалось стать тем, кем он мог бы стать в соответствии со своими экзистенциальными потребностями. Отдельным личностям удается полностью развернуть свои способности и в современном обществе, однако для искоренения деструктивности необходимо, чтобы все члены общества были включены в творческий процесс. Лишь обществу, где такое развитие станет нормой, удастся избавиться от преступности.

Говоря о необходимости создания здорового общества, соответствующего человеческой природе, Э. Фромм полагал, что социальный прогресс сможет иметь место лишь в случае одновременных изменений во всех сферах - экономической, политической и культурной. Идеалом для него был описанный К. Марксом социализм, при котором производство будет служить человеку, а труд станет свободным и творческим, в результате которого человек начнёт реализовывать себя как родовое существо. Понимая факт структурализации как в социальной, так и в индивидуальной жизни, а также неотделимость друг от друга социоэкономической структуры, структуры характера и религиозной структуры, Э. Фромм хотел добиться радикального изменения всей социальной и духовной структуры общества, при которой произойдет гармонизация индивида и общества. [8]

Сам Э. Фромм весьма скептически оценивал шансы на то, что в характере людей и в обществе смогут произойти необходимые для такого глобального преобразования изменения, возлагая все надежды на притягательную силу новых идей. Здесь уместно вспомнить о том, что американский исследователь никогда не занимался практической реализацией своих социологических идей, и что они основывались исключительно на его теоретических разработках.

 

3. Доброкачественная агрессия и причины ее проявления

Оборонительная (или доброкачественная) агрессия служит выживанию индивида и рода. Она представляет собой врожденную способность к реагированию на внешнюю опасность либо нападением, либо бегством. При исчезновении внешней угрозы импульс, побуждающий к подобным реакциям, как правило, затухает. Оборонительная агрессивность, данная живым существам самой природой, является общей для человека и животных, и ее цель заключается не в разрушении, а в сохранении жизни.

Примеры "доброкачественной" агрессии:

а) псевдоагрессия - действия, в результате которых может быть нанесён ущерб, но которым не предшествовали злые намерения, а именно

непреднамеренная агрессия;

игровая агрессия;

агрессия, как самоутверждение;

б) оборонительная агрессия - как фактор биологической адаптации:

агрессивность, как приём вытеснения страха;

агрессивность, как результат опасности лишения свободы;

агрессивность, когда под угрозой оказывается нарциссизм;

агрессивность, как реакция на попытку лишения иллюзий;

конформистская агрессия;

инструментальная агрессия.

в) экзистенциальные потребности человека и различные укоренившиеся в его характере страсти:

ценностные ориентации и объект почитания;

чувство единения;

творческие способности;

возбуждение и стимулирование;

хроническая депрессия и скука;

структура характера.

В отношении оборонительной агрессии Э. Фромм констатирует, что поскольку она генетически запрограммирована, то изменить ее биологическую основу невозможно, даже если ее поставить под контроль и модифицировать. Поэтому главным условием снижения оборонительной агрессии является уменьшение числа факторов, реально провоцирующих ее.

Кроме того, исследователю удалось обнаружить еще один факт, имеющий важное методологическое значение: Проявление доброкачественной агрессии у человека гипертрофировано социальными условиями бытия. Изменение этих условий также может значительно снизить уровень агрессивности. [9]

Оборонительная агрессия является фактором биологической адаптации. Нейрофизиологический механизм агрессии сходен у человека и животного. Однако Э. Фромм вскрывает весьма важную особенность: одно и то же нейрофизиологическое устройство у человека вызывает более сильную агрессию, чем у животного. Причин этого несколько:

"1. Животное воспринимает как угрозу только явную опасность... Механизм оборонительной агрессии у человека мобилизуется не только тогда, когда он чувствует непосредственную угрозу, но и тогда, когда явной угрозы нет. То есть чаще всего человек выдает агрессивную реакцию на свой собственный прогноз.

2. Человек обладает не только способностью предвидеть реальную опасность в будущем, но еще позволяет себя уговорить, допускает, чтобы им манипулировали, руководили, убеждали. Он готов увидеть опасность там, где ее в действительности нет... Только у человека можно вызвать оборонительную агрессию методом "промывания мозгов"...

3. Человек, как и зверь, защищается, когда что-либо угрожает его витальным интересам. Однако сфера витальных интересов у человека значительно шире, чем у зверя. Человеку для выживания необходимы не только физические, но и психические условия. Он должен поддерживать некоторое психическое равновесие, чтобы сохранить способность выполнять свои функции. Для человека все, что способствует психическому комфорту, столь же важно в жизненном смысле, как и то, что служит телесному комфорту". [10]

Отсюда такие дополнительные поводы к агрессии, как унижение или оскорбление, противоречия во взглядах, покушение на объект духовного почитания. Человек ограничивает возможность использования механизма бегства от угрозы из-за желания сохранить свое лицо. Кроме того, экономические основы общества посредством создания чрезвычайного изобилия товаров, а также с помощью их рекламы развивают патологию потребительства. У человека умышленно создают иллюзию, что ему нужно все, производящееся на продажу. Жадность рождает агрессивность. "В нашей культуре жадность значительно усиливается теми мероприятиями, которые призваны содействовать росту потребления... алчущий, у которого нет достаточных средств для удовлетворения своих желаний, становится нападающим".

Социальные условия способствуют подавлению у людей уверенности в себе. Угнетенное психическое состояние может продуцировать беспричинное чувство страха. Страх, как и боль - это очень неприятное чувство, и человек пытается любой ценой от него избавиться. Одним из самых действенных приемов вытеснения страха является агрессивность.

Согласно Фромму, в человеческом существе присутствует внутренний запрет на насилие и убийство, чему имеется множество свидетельств и доказательств. Так, люди способны привязываться к животным, в результате чего между человеком и животным возникает некое подобие личной связи, так что впоследствии этот человек зачастую не может убить и употребить в пищу домашнее животное, к которому успел привязаться. У людей нередко возникает чувство вины из-за того, что они приняли участие в разрушении, уничтожении чьей-либо жизни. Это происходит из-за того, что любое убийство нарушает целостность мирового единства всего живого. Не случайно в индуизме издревле главной заповедью считается запрет на убийство живых существ. Внутренний запрет на убийство восходит, во-первых, к чувству общности человека со всем живым, а во-вторых, к его ощущению глубинных связей с другими людьми, к способности испытывать сочувствие к ним. Прямым доказательством существования такого запрета являются угрызения и муки совести.

Проведенные исследования привели ученого к выводу, что в широком смысле избавление от этого порока возможно только ценой радикальных перемен в нашем обществе и политическом строе - таких перемен, которые вернут человеку его господствующую роль в обществе. [11]

Новое общество Э. Фромм видит как свободное от каких-либо иерархических структур. По его мнению, утверждение о том, что человек не может жить без контролирующих руководителей, - чистый миф, опровергнутый всеми социальными системами, которые отлично функционируют в условиях отсутствия иерархии. Необходимо искать новые формы децентрализации. Устранение иерархичности (когда не будет главных и ничтожных, начальников и подчиненных, рабов и хозяев) приведет к радикальным социальным и политическим изменениям, следствием которых должны стать преобразования во всех человеческих отношениях. "Мы должны создать такие условия, при которых высшей целью всех общественных устремлений станет всестороннее развитие человека - того самого несовершенного существа, которое, возникнув на определенной ступени развития природы, нуждается в совершенствовании и шлифовке. Подлинная свобода и независимость, а также искоренение любых форм угнетения смогут привести в действие такую силу, как любовь к жизни - а это и есть единственная сила, способная победить влечение к смерти".

Для этого в первую очередь необходимо устранить из жизни взаимные угрозы как индивидов, так и групп. Материальные условия жизни должны делать непривлекательным стремление к господству одной группы над другой. Данная предпосылка, по мнению ученого, может быть в ближайшем обозримом будущем реализована путем замены нашей системы "производства - распределения - потребления" на более совершенную: "Создание системы, которая будет гарантировать удовлетворение основных потребностей населения, предполагает исчезновение господствующих классов. Человек не может жить в "условиях зоопарка", т.е. ему должна быть обеспечена полная свобода, а господство и эксплуатация в любых видах и формах должны исчезнуть". Общество должно устранить нищету, монотонность, скуку и беспомощность, распространенные в широких кругах населения.

Э. Фромм хорошо понимает, что нарисованная им перспектива в некоторой степени утопична. Предвидя этот упрек, он замечает: утопическое не означает, что оно вообще неосуществимо по прошествии какого-то времени. "Верить - значит сметь, значит иметь смелость мыслить немыслимое в рамках реальной возможности".


Заключение

Итак, книга Фромма "Анатомия человеческой деструктивности" посвящена философскому переосмыслению самой острой проблемы нашего времени - природе агрессивного поведения. Автор попытался рассмотреть проблему деструктивности с глобальных позиций, а не только с точки зрения отдельной научной дисциплины.

Как мы видим, Э. Фромм различает два вида агрессивности: "доброкачественную" и "злокачественную". Первая отчасти восходит к миру человеческих инстинктов. Она представляет собой врожденную способность к реагированию на внешнюю опасность либо нападением, либо бегством. Вторая коренится в человеческом характере, в человеческих страстях, за которыми стоят побуждения отнюдь не природного, но экзистенциального свойства. К формам злокачественной агрессии (деструктивности) в рассматриваемой теории отнесены садизм и некрофилия. По мнению Фромма, инстинкты категория чисто натуралистическая, тогда как страсти, укорененные в характере человека, категория социобиологическая и историческая. Страсти вовсе не обеспечивают физического выживания, но они не менее стойки и глубоки, нежели инстинкты. Они образуют фундамент человеческого интереса к жизни, человеческих порывов.

Дифференцированное исследование феномена агрессии позволило ученому доказать, что биологически запрограммированной у человека является лишь оборонительная (доброкачественная) агрессия. Наиболее крайние проявления жестокости - деструктивность - социальный продукт. Этот вывод имеет огромное методологическое значение для всех социальных наук, в том числе и криминологии: если злокачественная доля агрессии не является врожденной, а значит, она не может считаться неискоренимой.

 

 

Понятие «агрессия», «агрессивность»

«Слово агрессия от латинского «аgredi»,что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала 19 века агрессией считалось любое активное поведение как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось и стало более узким» (5;5).

«Многие из психологов считают агрессию врожденной неотъемлемой характеристикой поведения в живом мире, связанным с борьбой за выживание» (8;61).

В этологии (науке о поведении) считается, что агрессия - это энергия, с которой вид стремится к выживанию(2).

Изучая источники, мы пришли к выводу, что понятие агрессии определить проблематично. Л. Берковиц обратил внимание на то, что одна из главных проблем в определении агрессии заключается в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий(9).

Итак, «агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха и подавленности) (7,19)».

«Специфика активности человека состоит в том, что она постоянно протекает во взаимодействии с другими людьми или предметами. И помимо природных законов, в силу вступают законы социальной жизни, иногда закрепленные в виде жестких предписаний, а чаще в виде нравственных норм, допускающих вариативность отношений.

Одной из важнейших характеристик действий и поступков, определяющих устанавливаемые взаимоотношения между людьми, а также эффективность индивидуального личностного развития, является агрессивность» (11,61).

«Агрессивность - это устойчивая черта личности, проявляется в готовности к агрессивному поведению.

Уровни ее определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из которых нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии.

Агрессивность - одна из врожденных установок, коренящаяся в садистической фазе либидо. Выражается в стремлении к наступательным действиям, направленным на нанесение ущерба или уничтожение объекта наступления» (10,8).

«В. Клайн считает, что в агрессивности есть и «определенные здоровые черты», которые могут оказаться полезными для общественной жизни. Это- настойчивость, инициатива, упорство. В достижении цели стремление к победе, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам и победителям»(11,62).

Р.С.Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости.

Реан А.А., Бютнер К. и другие рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги.

Состояние фрустрации - это психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности,не нашедшей своего удовлетворения.Это состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением, отчаянием.

Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей.

«В психологической литературе часто встречается описание повышенного состояния агрессивности. Чаще всего она проявляется в следующих формах:

Открытой внешне выраженной в соответствующих действиях, при которых поведение характеризуется высокой конфликтностью, частыми оскорблениями, драками и грубыми внешними проявлениями агрессии.

Скрытой, выраженной в «тихом», завуалированном виде (распространение сплетен).

Ситуативной или адаптивной, выраженной в индивидуально выбранных для данной группы формах поведения.

Патологической, обусловленной каким- либо имеющимся психическим или физическим недугом»(13,29).

«Агрессивность, как свойство личности разграничивается в большинстве случаев с понятиями «жестокость» и «враждебность».

Как синонимы рассматривается агрессивность и жестокость. Эти 2 понятия различают по признаку - «причинение страданий и мучений ради страданий и мучений» - свойственному жестокости и не свойственному агрессивности: агрессивный человек может и не быть жестоким, а жестокий человек всегда агрессивен.

Агрессивность относят, как уже отмечалось выше, и к категории свойств личности. Один из основных признаков свойств заключается в том, что они всегда выражают отношение человека к определенной стороне действительности» (13,28).

Теперь определим в чем схожесть и различия между понятиями агрессивное действие, агрессивное поведение и агрессивность, т.к.в эти понятия вкладывается один и тот же смысл.

«Агрессивность, появляясь на свет вместе с рождением ребенка, - это естественная реакция на преграды, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей, реализации «принципа удовольствия» (4,192).

Под психическим состоянием понимается целостная картина психического функционирования в ограниченный промежуток времени. Представленность этого функционирования в сознании человека реализуется в оценке или сложившейся ситуации и своего положения в ней.(6)

Если ситуации, способствующие возникновению агрессивности как определенного психического состояния, повторяются с определенной частотой то агрессивность переходит в черту личности, которая может влиять на ее характер, обуславливающий типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.(1)

Таким образом, если агрессивность не стала чертой личности, то в ответ на возникновение данного психологического состояния следуют агрессивные действия.(1)

Агрессивные действия - это проявление агрессивности как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Если же агрессивность является личностной чертой, то мы имеем дело с агрессией, как формой поведения данной личности.(5)

«Агрессивные действия выступают в качестве:

Средства достижения цели

Способ психологической разрядки

Способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении» (10,8).

Агрессия возникает на фоне определенного психического состояния, в данном случае -- агрессивного. В соответствии с традиционной номенклатурой выделяют познавательный, эмоциональный и волевой компоненты агрессивного состояния.

 

Познавательный компонент помогает сориентироваться в ситуации, выделить объект для нападения, выбрать «наступательные» средства.

Говоря об эмоциональном компоненте агрессивного состояния, прежде всего выделяют гнев, который часто (но не всегда) сопровождает агрессию и в ряде случаев принимает форму аффекта, ярости. Особый оттенок агрессивному состоянию придают недоброжелательность, злость, мстительность, а в некоторых случаях -- сила и уверенность.

Сложным представляется вопрос о волевом компоненте агрессивного состояния. Н.Д.Левитов считает,что в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, в ряде случаев -- инициативность и смелость... Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеуказанных качеств.

Обсуждение волевого компонента агрессивного состояния связано с проблемой силы воли, которая проявляется, очевидно, не столько в умении просто «сдерживать» агрессию, сколько в способности личности управлять своим агрессивным состоянием и агрессивными действиям

Итак, необходимо разграничивать и понимать разницу между следующими понятиями: агрессия, агрессивность и агрессивное поведение. Эти понятия являются смешанными, взаимозависимыми, но тем не менее в них вкладывается разный смысл.

Кроме того, агрессия подразделяется на несколько видов.

Эти виды будут разграничены и подробно описаны в следующей главе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.