Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория переноса возбуждения Д.Зильманна




Когнитивный подход к агрессии Л. Берковица

Данная теория рассматривает в качестве основных детерминант агрессии эмоциональные и когнитивные процессы. Эти процессы лежат в основе взаимосвязи фрустрации и агрессии. В соответствии с его моделью образования новых когнитивных связей, фрустрация или другие аверсивные стимулы (боль, неприятные запахи, жара) провоцируют агрессивные реакции путем формирования негативного аффекта. Л.Берковиц (Berkowiz, 1989) утверждал, что «препятствия провоцируют агрессию лишь в той степени, в какой они создают негативный аффект». Блокировка достижения цели, таким образом, не будет побуждать к агрессии, если она не переживается как неприятное событие. В свою очередь, то, как сам индивидуум интерпретирует негативное воздействие, и определяет его реакцию на это воздействие.

Например, если человек интерпретирует неприятное эмоциональное переживание как злость, то, скорее всего, у него появятся агрессивные тенденции. Если же он интерпретирует негативные переживания как страх, то у него появится стремление спастись бегством.


Модель агрессивного поведения Д. Зильманнастроится на предположении, что и когнитивные процессы, и физиологическое возбуждение вносят свой вклад в выражение агрессии и контроль над ней. Он указывал на специфичность роли познавательных процессов в усилении и ослаблении эмоциональных агрессивных реакциях и роли и возбуждения в когнитивном опосредовании поведения. Д. Зильманн доказывал, что «познание и возбуждение теснейшим образом взаимосвязаны, они влияют друг на друга на всем протяжении процесса переживания приносящего страдания опыта и поведения».

Независимо от того, когда появляется осмысление события (до или после возникновения нервного напряжения), оно может влиять на степень возбуждения. Если человек осознает, что опасность реальна, или он зацикливается на угрозе и обдумывании своей мести, то у него сохраняется высокий уровень возбуждения. С другой стороны, если человек проанализировав ситуацию, обнаруживает смягчающие обстоятельства или чувствует уменьшение опасности, то у него наблюдается угасание возбуждения.

Подобным же образом возбуждение влияет на процесс познания. При очень высоких уровнях напряжения наблюдается снижение способности к познавательной деятельности, что может приводить к импульсивному поведению. Высокое возбуждение способствует дезинтеграции когнитивного процесса и создает помеху торможению агрессии. Следовательно, когда возникают сбои в познавательно процессе, человек будет реагировать импульсивно.

Согласно данной теории, поведение можно контролировать, «просто» научая людей реально представлять себе потенциальную опасность, которая может исходить от явно угрожающей ситуации или людей. Однако важную роль в этой модели поведения играют эмоции. Л.Берковиц и Д. Зильманн признают, что агрессия иногда бывает импульсивной, неподвластной контролю рассудка. Согласно Д. Зильманну, большинство людей научаются реагировать на воспринятую ими провокацию ответной агрессией. И «навык», который они приобретают, когда когнитивные процессы дезинтегрированы, является деструктивным. Следовательно, подходящим способом научиться контролировать или устранять импульсивную агрессию является выработка конструктивных или неагрессивных привычек в ответ на провокацию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.