Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критика биологизаторских учений о доминирующем значении полового созревания в понимании особенностей подросткового возраста




Формирование личности в подростковом возрасте. Общая характеристика социально-психологической ситуации личностного развития подростка. Направления в развитии сознания и самосознания. Перестройка системы ведущих видов деятельности. Основные личностные новообразования подросткового возраста. Подростковый кризис.

Общая характеристика ситуации познавательного развития подростков. Особенности формирования психических процессов. Развитие памяти. Характеристика развития мышления. Основные тенденции интеллектуального развития подростков. Становление теоретического мышления.

Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влияние на психические особенности и поведение подростка. Критика биологизаторских учений о доминирующем значении полового созревания в понимании особенностей подросткового возраста.

Психологические особенности подростков

 

ССР (социальная ситуация развития) в этом возрасте характеризуется следующими особенностями: подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации. Так, стремление к независимости сталкивается в семье с тем, что родители могут относиться к подростку еще как к «ребенку». У него меняется отношение и к школе, она становиться местом активных взаимоотношений; в то же время, подросток находится под действием амбивалентно направленных сил: он стремиться оторваться от детства, которое, одновременно, является для него привлекательным (в нем меньше ответственности и т.п.); происходит расширение социальных условий бытия: как в пространственном отношении, так и в увеличении диапазона «проб себя», поиска себя;   Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. Здесь осваиваются нормы социального поведения, морали и т.п. Ведущая деятельность –интимно-личностное общение. Основное новообразование этого возраста, перенесенное внутрь социальное сознание, т.е. есть самосознание (иначе интериоризированный опыт социальных отношений). Его появление способствует большей регуляции, контролю и управлением поведения, более глубокому пониманию других людей, создает условия дальнейшего личностного развития и др. Среди других новообразований чувство взрослости; на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Они соподчинены на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Регуляция ими осуществляется на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения; нравственные убеждения и нравственное мировоззрение. Последнее представляет собой систему убеждений, которая приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка; самоопределение: с субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции.

Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влияние на психические особенности, и поведение подростка: половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Интенсивное физическое и физиологическое развитие, появляются вторичные половые признаки, резко повышается интерес к своей внешности, формируется новый образ «физическое Я», повышенная раздражительность, невротизированность, не удовлетворены собой. Трудности в отношениях с взрослыми, т.к. главное для ребенка вне школы. Чувство взрослости.

Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.

Эриксон: психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, но и от духовной атмосферы общества, в котором живет человек, от внутренней противоречивости общественной идеологии.

Шпранглер: главная задача психологии – познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, исследование самосознания, мировоззрения подростков.

По Эльконину, самоизменение возникает первоначально психологически, в результате учебной деятельности, и лишь подкрепляется физическими изменениями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.