КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи психологической коррекции
Психолого-педагогическая коррекция Групповая и индивидуальная формы психотерапии. Показания, средства и механизмы воздействия, эффективность, организация индивидуальной и групповой работы. Противопоставление этих форм неконструктивно. Выбор той или иной формы работы определяется содержанием проблемы клиента, его характером и эмоциональным состоянием, предпочтением психотерапевта, выбором метода. Например: в психоанализе используется только индивидуальная форма; в гештальт-терапии успешно используются обе формы; в психодраме или телесно ориентированной психотерапии - только групповые формы (тренинги). Индивидуальная работа часто является только 1-м этапом, а групповая - продолжением. Или наоборот. При индивидуальной работе с клиентом основным фактором является мастерство психотерапевта. Это большая ответственность. Основными факторами в групповой психотерапии являются: 1) групповая динамика, 2) структура, сплоченность группы, 3) чувство доверия, 4) обмен опытом, 5) закрепление положительного опыта, 6) снижение уровня сопротивления. Механизмы воздействия: подражание, заражение, убеждение, внушение. Групповая психотерапия по срокам может быть дольше, но ее эффективность часто выше. Она сложнее в организации и контроле процесса, поэтому используется котерапевт (2-й психолог). Авторы: Ялом, Кратохвил, Морено, Карвасарский, Эйдемиллер,..
Цель психотерапии - вылечить болезнь. Цель психологической коррекции - откорректировать, исправить настроение, отношения, поведение, образ "Я", карту мира или ситуации. Если коррекция направлена на поведение или настроение, то это симптоматическая коррекция, коррекция симптома. Если коррекция направлена на внутреннюю причину жалобы (проблемы), то это патогенетическая коррекция. Симптоматическая работа ставит клиента в зависимость от психолога. Причина осталась, и проявится в другом психосоматическом симптоме. Патогенетическая коррекция дезадаптивного поведения способна изменять судьбу человека без очевидного напряжения силы воли для контроля за поведением. Но, для закрепления адаптивных поведенческих паттернов и предупреждения деструктивных, патогенетическую коррекцию полезно сочетать с поведенческими тренингами. Выбор способов и сроков коррекции зависит от проблемы клиента, готовности клиента к изменениям, предпочтений и опыта психолога. Оплаченная услуга имеет большую ценность для клиента и, поэтому, более эффективна. Цена психологической услуги должна быть для клиента значимой, но не обременительной.
Методы и средства психокоррекционного воздействия. В зависимости от целей, сроков, глубины и стойкости последствий психологической коррекции, а также квалификации психолога и готовности клиента к изменениям можно различать директивные и недирективные воздействия. К директивным относятся: гипноз, психоанализ, инструктирование, разъяснение, беседа, основанная на давании советов, в некоторой степени НЛП, и некоторые др. Потому они и называются директивными воздействиями, что основу их содержания составляют директивы и указания психолога с позиций его жизненных мудрости и опыта, авторитетности, образованности, возраста и т.п. Клиенту же остается следовать указаниям психолога и возлагать на него ответственность за последствия. В результате клиент оказывается в зависимости от психолога, т.к. каждый раз, попадая в новые жизненные ситуации он вынужден обращаться за новыми советами. Творчески пользоваться своими потенциалами и ресурсами клиент в этом случае не научается. К недирективным психокоррекционным воздействиям относятся такие, которые пробуждают у клиента навык осознавания и творческого использования широкого диапазона собственных возможностей в отношениях и действиях с партнером в самых разнообразных жизненных ситуациях. Таким образом клиент становится самостоятельной и ответственной личностью. Недирективная работа сроится с клиентом так, чтобы спровоцировать у него осознавание своих ресурсов и возможностей; совершение выбора; расширить его ролевой диапазон; развить автономную адаптивность. Когда человек делает свое, может быть маленькое, но очень важное для себя открытие, то его отношение к своему мнению встречает гораздо меньше критики и намного более стойко и эффективно, чем мнение другого, пусть и авторитетного, человека. К недирективным методам психокоррекционного воздействия относятся: Сократовское распрашивание, декартовы координаты, психодрама, трансакционный тренинг, многочисленные упражнения гештальт-тренинга, проективное рисование, психосинтез и некоторые другие.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |