Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные детерминанты агрессии




Становление агрессивного поведения

Становление агрессивного поведения - сложный и многогранный процесс, в котором действуют множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием сверстников, семьи, а также средств массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. На становление агрессивного поведения влияет степень сплоченности семьи, близость между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Родители, применяющие крайне суровые меры наказания и не контролирующие занятия своих детей, рискуют обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны. Хотя наказания часто неэффективны, при правильном применении они могут оказывать сильное позитивное влияние на поведение.

Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением своих сверстников. Однако те, кто чрезвычайно агрессивен, скорее всего окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе. С другой стороны, эти агрессивные дети, найдут себе друзей среди других агрессивных сверстников. В агрессивной компании происходит усиление агрессивности ее членов.

Но одним из самых спорных источников обучения агрессии становятся средства массовой информации. Однако сила влияния масс-медиа до сих пор остается неизвестной.

Додж и его коллеги разработали модель для выяснения, почему некоторые дети часто прибегают к агрессии во взаимоотношениях с окружающими. Модель предусматривает, что агрессивное поведение есть следствие плохого развития социально-когнитивных навыков.

Считается, что поведение в детстве позволяет довольно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Т.е. человек, оцениваемый в детстве сверстниками как агрессивный, будучи взрослым, скорее всего будет оцениваться так же.

1. Фрустрация. Фрустрация с наибольшей вероятностью может вызвать агрессию, когда она сравнительно интенсивна, когда присутствуют так называемые "посылы к агрессии", когда фрустрация кажется внезапной или воспринимается как произвол, либо когда она когнитивно привязывается к агрессии.

2. Провокация. Физическая провокация: как показывают эксперименты люди отвечают ударом на удар. Более того, зачастую агрессивная реакция возникает при одном только предположении о том, что у данного человека имеются враждебные намерения, независимо от того, выражается ли это в прямых действиях "недоброжелателя" или нет. Вербальная провокация: ответной реакцией на оскорбления, издевки и подобные провокации зачастую оказывается физическое нападение.

3. Характеристики объекта агрессии. Особое значение имеют пол и раса. Женщины, оказываясь в ситуации агрессивного межличностного взаимодействия, сталкиваются со сравнительно более мягкими формами агрессии, вероятно потому, что воспринимаются агрессорами как заведомо более беззащитные. Если же женщина начинает нарушать этот стереотип и ведет себя более воинственно, уровень агрессии, направленной против них резко возрастает.

4. "Сторонние наблюдатели". Могут играть роль подстрекателей, даже не будучи непосредственными участниками агрессивных взаимодействий. Во-первых, они могут подогревать либо, наоборот, подавлять агрессию прямыми действиями (например, давая прямые рекомендации). Во-вторых, сходный эффект может быть вызван просто самим фактом их присутствия на месте действия. В частности, присутствие посторонних может вызвать увеличение прямой агрессии, если агрессор считает, что его действия вызовут одобрение со стороны наблюдателей, и подавлять ее, если агрессор опасается, что его действия вызовут неодобрение или порицание.

1.4. Индивидуальные детерминанты агрессии: личность, установка, гендер

Во многих случаях мощными детерминантами агрессии могут являться некоторые устойчивые характеристики потенциальных агрессоров - те личностные черты, индивидуальные установки и склонности, которые остаются неизменными вне зависимости от ситуации. У личностей, не страдающих явной психопатологией, в качестве аффектирующих агрессивное поведение психологических характеристик обычно рассматриваются такие личностные черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, тенденция усматривать враждебность в чужих действиях, убежденность в том, что он в любой ситуации остается хозяином своей судьбы, склонность испытывать чувство стыда, а не чувство вины.

Экстремисты: люди, проявляющие агрессию либо крайне часто, либо в крайних формах. Отчетливо разделяются на: 1) лиц со сниженным самоконтролем и 2) лиц с повышенным самоконтролем. У первых внутренние сдерживающие механизмы развиты весьма слабо и поэтому они прибегают к агрессии довольно часто. Вторые, напротив, обладают необычайно развитыми внутренними сдерживающими механизмами и способны воздерживать от агрессивных действий даже в случае чрезвычайно мощной провокации. Когда же ресурс внутренних ингибиторов иссякает, агрессия может принимать крайние, порой фатальные формы.

Поведенческие реакции индивидуума зависят от его установок и внутренних стандартов. Числу наиболее важных установок, аффектирующих агрессию относятся различные формы предрассудков, в частности межрасовых.

Одна и та же поведенческая реакция разными индивидами может восприниматься и как недопустимо агрессивная и как нормальная - все зависит от системы норм и ценностей конкретного индивида. Повышение степени самосознание подталкивает индивида к агрессии, если он считает подобное действие допустимым, и наоборот, удерживает, если он относится к такому поведению как к недопустимому.

Исследования показали, что мужчины демонстрируют более высокие уровни прямой агрессии, а женщины - непрямой, т.е. не выраженной в физических действиях агрессора. Кроме того, мужчины чаще, чем женщины, выступают в качестве объекта физического нападения, в то время как женщины чаще становятся жертвами сексуальных домогательств и грубости в супружеских отношениях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 4130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.