КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изучение вращательного движения твердого тела
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 Цель: экспериментальное изучение вращательного движения твердых тел с помощью маятника Обербека. Оборудование: маятник Обербека, груз, штангенциркуль, линейка, секундомер, набор гирь.
1.Теоретическое введение
Если предоставить возможность грузу падать, то это падение будет происходить с ускорением . При этом шкив со стержнями и расположенными на них грузами будет вращаться с угловым ускорением . При падении груза Р потенциальная энергия соответственно переходит в кинетическую энергию поступательного движения груза mu2/2 и кинетическую энергию вращательного движения прибора I ×w2 /2, где I - момент инерции прибора. На основании закона сохранения энергии (без учета трения): (2) где u - скорость груза Р в момент полного разматывания нити, w - угловая скорость вращающейся части прибора. Сила , под действием которой тело падает вниз , где - сила тяжести, - сила натяжения шнура, отсюда . В проекции на ось 0х: Т = mg - ma = m(g - a). Так как поступательное движение груза равноускоренное без начальной скорости, то ускорение: (3) Сила сообщает ускорение вращающемуся телу. Модуль момента этой силы: , (4) где r - радиус шкива. Так как a =β· r, то: (5) Из формул 1, 3, 4, 5 находим: (6)
2.Описание лабораторной установки и метода измерения Установка – маятник Обербека изображена на рис. 2. Маятник Обербека состоит из двух шкивов 1, различных радиусов (малого и большого), насаженных на втулку. К шкивам крепятся под прямым углом четыре спицы 2. Момент инерции системы относительно оси вращения (которая расположена горизонталь поверхности Земли) можно изменить перемещением грузиков 3 вдоль спиц. Момент силы, вызывающий вращение маятника, создается нитью 4, навитой на один из шкивов, к которой привязан груз 5. Груз 5 можно изменять, добавляя или убавляя его по 50 гр. Это приведет к изменению момента сил, который можно поменять, изменяя также плечо силы, для чего нить, возможно, наматывать на шкивы разного диаметра. Высота h падения груза определяется по сантиметровой линейке 6, закрепленная вдоль падения груза Р. Задание 1. Проверка соотношения I1 ×b1 = I2 ×b2 = I3 ×b3 = const при М = const. 3.Порядок выполнения работы 1. Установите на спицах грузики 3, так чтобы они располагались симметрично (т.е. на одинаковом расстоянии от оси вращения). Используйте для этого сантиметровую линейку. 2. Установите фиксированный груз 5 массы m на подвесе, используя набор грузов по 50 гр. 3. Определите при помощи штангенциркуля диаметры малого и большого шкива и, рассчитав их радиусы, запишите эти значения в таблицу 1 в соответствующие колонки. 4. Вращением шкива поднимите груз 5 на высоту h. Используйте для этого малый шкив. 5. Измерьте время падения t груза 5 с высоты h. Проведите данную операцию три раза. Результаты запишите в таблицу 1. 6. Проделайте тот же опыт с использованием большого шкива (нить наматывается на большой шкив). 7. Измените, момент инерции системы, для этого переместите грузики 3 из крайнего положения на центр спиц. Повторите пункты 4-6 для нового положения грузиков на спицах. 8. Переместите все грузики 3 к основанию спиц и проделайте пункты 4-6. Результаты занесите в таблицу 1.
4. Обработка результатов измерения 1. По результатам всех опытов вычислите I и b по формулам (6, 5) соответственно, используя при этом средние значения времени для каждого из положений грузиков 3 на спицах. Затем вычислите произведение I× b 2. Сравните произведение I× bдля каждой из серий опытов для малого и большого шкивов в отдельности. Выполняется ли условие I1 ×b1 = I2 ×b2 = I3 ×b3 = const при М = const? Таблица 1
Задание 2. Проверить соотношение M1/ b 1 = M2/ b 2 = M3/ b 3 = const при I = const. 3.Порядок выполнения работы 1. Для сохранения постоянного момента инерции I укрепите грузики 3 на спицах в определенном положении. 2. Вращением шкива поднимите груз 5 на высоту h. Используйте для этого любой шкив. 3. Измерьте время падения t груза 5 с высоты h. Проведите данную операцию три раза. Результаты запишите в таблицу 2. 4. Измените массу груза 5 при помощи гирь и повторите пункты 2,3. Массу груза 5 следует поменять три раза каждый раз, меняя его по 50 гр. 5. Результаты измерений занесите в таблицу 2. 4. Обработка результатов измерения 1. По результатам всех опытов вычислите M и b по формулам (4, 5). соответственно, используя при этом средние значения времени cp для каждого из значений груза m. Затем вычислите частное . 2. Сравните соотношение для каждой из серий опытов для разных значений груза 5. Выполняется ли условие при I = const? Таблица 1
Выводы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |