Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инфляция: отсутствие решительных мер подавления




АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Уходят в прошлое 90-е годы ХХ ст. Именно в этот период экономике РБ, ставшей суверенным государством, выпало тяжелейшее испытание на устойчивость и жизнеспособность.

Разрушительные тенденции, обусловленные распадом СССР, и крайним несовершенством и неэффективностью прежнего хозяйственного механизма, привели к тому, что основные показатели социально-экономического развития республики до середины 90-х годов постоянно ухудшались.

В этих условиях были разработаны Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь, которые не только вооружили общество стратегией преодоления кризисных явлений, создания условий для микроэкономической стабилизации и возобновления экономического роста, но и содержали конкретные практические меры по решению поставленных задач. Сейчас, с высоты прошедших лет, по словам министра экономики РБ, можно констатировать, что стратегическая линия, определенная Основными направлениями, в целом оказалась верной. Четыре года подряд экономика страны прирастала, а не падала, как это было в первой половине 90-х.

Разумеется, издержек, в том числе и весьма ощутимых, избежать не удалось.

Набранный к середине 1998г. отечественной экономикой поступательный ход имел под собой достаточно устойчивую базу, что даже в условиях мощного негативного воздействия последствий финансово-экономического кризиса, разразившегося в августе 1998г. у нашего главного экономического партнера – России, позволило сохранить положительные тенденции в динамике основных макроэкономических параметров. И все же российский кризис в сочетании с собственными ошибками, в первую очередь в проведении денежно-кредитной политики, привел к очевидным негативным последствиям для белорусской экономики. Прежде всего это проявилось в развитии инфляционных процессов.

Анализ макроэкономической ситуации республики показывает, что эмиссионное кредитование экономики обусловило ее определенный «перегрев», что в конечном итоге негативно отразилось на социально-экономической ситуации в стране. Как показывает опыт, антиинфляционная политика для Беларуси - вещь еще неизведанная.

Была принята Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы.

Наряду с некоторым замедлением темпов экономического роста так и не удалось добиться снижения инфляции до прогнозных значений. Среднемесячный уровень инфляции в этом году составил 21%.

Основной задачей государственной экономической политики на 2002г. является устранение имевших место в прошлом году в экономике отрицательных процессов, факторов и причин, не позволивших вывести народное хозяйство на уровень намеченных важнейших параметров прогноза социально-экономического развития.

В соответствии с прогнозом в качестве одного из ключевых направлений в 2002 году определено сдерживание инфляции, в первую очередь за счет проведения достаточно жесткой денежно-кредитной политики; совершенствование валютного регулирования в направлении перехода к единому обменному курсу, восстановления валютных резервов страны; реализация принятых в Концепции ценообразовании РБ основных принципов и механизмов совершенствования и эффективного функционирования системы ценообразования во взаимосвязи с денежно-кредитной, валютной, налогово-бюджетной политикой и политикой доходов населения.

Важнейшее место в прогнозе на 2002г. отведено денежно-кредитной и валютной политике. Монетарная политика будет направлена на обеспечение устойчивого экономического роста, создание условий для финансовой и ценовой стабилизации (таблица 1)

Реализация Государственной программы антиинфляционных мер на 2001 год способствовала ценовой стабилизации в республике, снижению в два раза уровня инфляции. Индекс потребительских цен уменьшился с 207,5% в 2000 г. до 146,1% в 2001 г., а его среднемесячный прирост - соответственно с 6,3% до 3,2%. Следует отметить, что это самый низкий показатель за последние пять лет.

Уровень инфляции. Прогнозом социально-экономического развития республики на 2002 год показатель инфляции предусмотрен на уровне 120-127 процентов, или 1,5-2 процента в среднемесячном исчислении. В январе 2002 г. уровень инфляции составил 6,1 процента, в феврале - 3,6 процента. Как правило, в начале года наблюдаются наиболее высокие темпы инфляции, что обусловлено спецификой функционирования народного хозяйства республики.

К августу месяцу 2002 года Беларусь лидирует среди всех стран СНГ по темпам инфляции. С начала текущего года индекс потребительских цен в Беларуси вырос на 21,6%. Второе место по темпам инфляции занимает Россия с показателем 9,8%.

 

Весь прирост чисто внутреннего рублевого кредита Национального банка будет направлен Правительству, т.е. целевое кредитование банков в 2002 г. осуществляться не будет.

Процентная политика будет направлена прежде всего на укрепление белорусского рубля как средства сбережения. В частности, предусматривается обеспечить в 2002 г. реальное положительное значение базовой ставки рефинансирования.

Что касается валютной политики, то ее основная задача – создание предпосылок и проведение конкретной работы по формированию единого обменного курса национальной денежной единицы.

В соответствии с Концепцией денежно-кредитной политики и валютного регулирования предусматривается обеспечить постепенное сближение обменных курсов на всех сегментах валютного рынка (включая неофициальный) путем использования различных инструментов денежно-кредитного и валютного регулирования (проведение плавной девальвации официального курса, ужесточение денежно-кредитной политики и т.п.).

Достижение финансовой стабилизации экономики невозможно без проведения эффективной бюджетной политики. Одним из ключевых ее элементов является финансирование дефицита республиканского бюджета. Прогнозируется, что в 2002 г. последний будет иметь «потолок» в 1,7 % к объему ВВП. Причем акцент предполагается сделать на использование неинфляционных источников его покрытия.

Привлечение внешних источников финансирования будет ограничиваться в 2002 г. размерами платежей, которые необходимо исполнить по ранее привлеченным кредитам.

Значимая роль в ближайшей перспективе отводится и ценовой политике. В 2002 г. она направляется на реализацию принятых в Концепции ценообразования Республики Беларусь основных принципов и механизмов совершенствования системы ценообразования.

Исходя из реальной ситуации и необходимости проведения мероприятий по упорядочению цен и тарифов рост потребительских цен в 2002 г. прогнозируется на уровне 170-190 %, или 4,5-5,5 % в среднемесячном исчислении.

Будет продолжена политика сдерживания роста цен на газ, электрическую и тепловую энергию для промышленных потребителей, преодоление сложившихся диспропорций в уровнях цен и тарифов и снижения объемов перекрестного субсидирования. Действующие для населения тарифы на газ, электрическую и тепловую энергию возмещают соответственно 10,0, 14,9 и 7,7 % прогнозируемой среднегодовой себестоимости.

По продовольственным товарам политика ценообразования будет направлена на сокращение ценовых перекосов, насыщение потребительского рынка, обеспечение рентабельного производства продуктов за счет поэтапного изменения цен на них, имеющего целью компенсацию обоснованного удорожания сельхозсырья и топливно-материальных затрат при нормированных производственных издержках.

Государственное регулирование цен и тарифов предполагается осуществлять преимущественно экономическими методами с использованием налоговых, амортизационных, таможенных регуляторов, направленных на стимулирование роста производства, снижение затрат и формирование на этой базе экономически обоснованных цен. В то же время оно будет осуществляться в таком направлении, чтобы обеспечить покрытие за счет цен экономически оправданных издержек производства и обращения.

В целях ликвидации условий для недобросовестной конкуренции и в целом злоупотреблений доминирующим положением посредством установления монопольно высоких цен или других видов проявлений монополистической деятельности предполагается усилить контроль за нормированием затрат и ужесточить при этом политику в отношении включения в цены необоснованных затрат.

Таким образом, ценовая политика, одной стороны, будет способствовать свободному формированию цен, с другой – нейтрализовывать последствия роста цен мерами адресной социальной поддержки населения. Кроме того, она будет ориентирована на пресечение необоснованного роста цен и преодоление сложившегося межотраслевого и внутриотраслевого диспаритета.

1. В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

2. По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

3. К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

4. В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.

5. В отличие от Запада в РБ идругих странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).

6. Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса белорусского рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов. Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

 


Заключение

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием набегания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции в различных его проявлениях носит не случайный характер, а весьма устойчивый. К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

 

 


Список литературы:

 

1. Борисов Е., Волков Ф. Основы экономической теории, М. 1991г.

2. К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю,,Экономикс” реферат-дайжест учебника, “Хагар-Демос”, Киев 1993 г.

 

3. П.А. Самуэльсон, В.Д. Нордхаус,,Экономика”, “Бином-КноРус”, М. 1997 г.

 

4. С. Фишер Р. Дорнбуш Р. Шмалензи,,Экономика”, “Дело” М, 1992 г.

 

5.,,Деньги, кредит, банки” под общей редакцией проф. Г. И. Кравцовой, ООО “МИСАНТА”, Мн. 1997г

 

6. Белорусский экономический журнал, №1 1999 г., №1 2000 г.

4. Антиинфляционная политика.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бланк И.А. Управление прибылью.- Киев: Ника-Центр, 1998.
  2. Вылкова Е.С. Налогообложение коммерческих банков.- СПб.: СПбГУЭФ, 1997.
  3. Головнин А.А. Индекс-дефлятор.- М.: Аналитика-Пресс, 1997.
  4. Друри К. Учет затрат методом стандарт-костс.- М.: ЮНИТИ, 1998.
  5. Идрисов Белых Л.П. Устойчивость коммерческих банков.- М.: Юнити, 1996.
  6. А.Б., Картышев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций.- М.: Филинъ, 1998.
  7. Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций.- М.: Филинъ, 1998.
  8. Ирвин Д. Финансовый контроль.- М.: Финансы и статистика, 1998.
  9. Качалин В.В. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами GAAP.- М.: Дело, 1998.
  10. Ковалев В.В. Управление финансами.- М.: ФБК-Пресс, 1998.
  11. Ковалев В.В. Финансовый анализ.- М.: Финансы и статистика, 1998.
  12. Основы банковского дела.- Мн.: Тессей, 1999.
  13. Лимитовский М.А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений.- М.: ДеКА, 1998.
  14. Основы банковского дела.- Мн.: Тессей, 1999.
  15. Плотицына Л.А. Банковские операции: маркетинг, анализ, расчеты.- М.: Метинформ, 1995.
  16. Севрук В.Т. Банковские риски.- М.: Дело, 1995.
  17. Стратегия развития коммерческого банка.- Новосибирск: ЭКОР, 1996.
  18. Чернов В.А. Анализ коммерческого риска.- М.: Финансы и статистика, 1998.

В этой связи совершенствование банковской системы, понимаемое как комплекс мероприятий по формированию у коммерческих банков ресурсной базы, достаточной для активной финансовой поддержки реального сектора по доступным для него процентным ставкам, законодательное закрепление правил валютного регулирования, юридическое оформление пределов полномочий центрального банка предполагает создание стройной и целенаправленной нормативной основы действий по трем главным направлениям: институциональным, собственно финансовым и организационным.

К институциональным относятся:

1. Антиинфляционная политика, без которой любое наращивание финансовых ресурсов для кредитования реального сектора в национальной денежной единице является экономически бесполезным. При сохранении инфляции выше 15-20% в год на смену аккумуляции временно свободных финансовых ресурсов в банковской системе и перераспределению с помощью банковских кредитов материальных ресурсов в наиболее эффективные сектора экономики, государство переходит к прямому распределению этих ресурсов и рабочей силы. В подобном "мобилизационном" режиме - опыт Беларуси этому подтверждение - экономика может существовать достаточно долгое время, до осознания необходимости технологического перевооружения. При этом система банковского обслуживания носит подчиненный характер и ее удовлетворительное функционирование задается административными нормами.

С точки зрения совершенствования денежно-кредитной политики, комплекс антиинфляционных мероприятий должен включать, как минимум, следующие положения:

  • сокращение кредитно-денежной эмиссии центрального банка и приведение в соответствие с возможностями страны финансирование наиболее расточительных государственных программ;
  • повышение реальной цены денег в экономике и стимулирование сбережений домашними хозяйствами. Сокращение спроса домашними хозяйствами будет компенсировано спросом на инвестиционные товары со стороны предприятий, получившими реальные финансовые ресурсы и способными их освоить с максимальной эффективностью. Одновременно снизится скорость обращения денег в экономике и повысится коэффициент ее монеторизации;
  • сокращение общего объема дотаций и трансфертов из бюджета с повышением эффективности их отдачи - только индивидуально семьям с низкими доходами

Как показывает опыт, антиинфляционная политика для Беларуси - вещь еще неизведанная. Многие полисимейкеры считают, что рост объемов производства “спишет” любые издержки, связанные с ростом цени снижением стабильности в ценовой сфере. Новацией стал опережающий рост цен в реальном секторе, а именно - цен производителей промышленной продукции.

С чего бы это?

Во-первых, на потребительском рынке степень административной ответственности за повышение цен гораздо больше и власти более активны в наказании виновников роста цен. Кроме того, сказывается и известная косвенная субсидиарность, в частности; в производстве продуктов питания, строительстве жилья. Во-вторых, в конце прошлого года были сделаны позитивные шаги в сторону сближения официального обменного курса и рыночного, что привело к росту издержек производства в белорусских рублях, пересчитанных по новому курсу.

Стоит также учитывать и то обстоятельство, что предприятия успешно содействовали друг другу в накручивании цен, т.к. такое понятие, как “ценовая конкуренция”, не очень-то прижилось среди национальных производителей.

При неустойчивом обменном курсе и неверии в эффективную экономическую политику хозсубъекты играли в свои. собственные рыночные игры и доводили цены на производимую продукцию до уровня, при котором можно “выламывать” руки покупателям. Кто хотел, мог продавать импортные товары по курсу 500-550 тыс. за один доллар при рыночном уровне в 350 тысяч. Новые ценовые характеристики вносились в наши совокупные издержки, и пределов таким действиям не было. Не было по той простой причине, что нормально не работал валютный рынок, деформации обменного курса совершенно естественно приводили к деформациям затрат и цен..

Подчеркнем еще раз. Ситуация в ценовой сфере складывалась таким образом, что с декабря прошлого года хозяйственные субъекты начали интенсивно поднимать цены, что объясняется переходом на более реалистичный обменный курс. Заложенные на его основе параметры субъекты через издержки стали включать в уровень цен. Конечно, этот процесс отразился и на общем уровне цен, способствовал “разогреву” инфляции. Если сравнивать с прошлым годом, то цены на средства производства выросли в 5,4 раза. Самые высокие темпы роста цен - в черной металлургии, электроэнергетике, химической и медицинской промышленности. К примеру, производители муки и круп увеличили цены на свою продукцию в 3 раза, в то время когда энергетики подняли их в 6,5 раза по сравнению с мартом, прошлого года.

Собственно, в этой картине отражается и процесс административного регулирования и ограничения цен. В течение всего прошлого года, как и в нынешнем, на потребительском рынке ограничивались величины цен на товары социальной значимости. В конечном итоге мы и создали весьма деформированную ценовую матрицу, когда бензин стоит в два раза дешевле, чем в соседних странах, а наша заработная плата - в 8 и более раз ниже. Едва ли все происходящее можно назвать рациональным экономическим выбором.

Ценовая политика остается пока слабым местом всей макроэкономической политики, что отражает трудности на внешних рынках и постепенное падение обменного курса белорусской денежной единицы. Стоит подчеркнуть, что ситуация стала несколько меняться в связи с уменьшением дефицита торгового баланса на рынках вне СНГ. Итогом может стать и снижение давления на валютном рынке в пользу белорусского рубля. Однако это только предпосылка, шанс, который можно использовать, а можно и упустить.

В целом в белорусской экономической политике до сих пор наблюдаются безуспешные попытки административного регулирования цен. Это вдвойне опасно, поскольку желание “спасти” доходы населения приводит к противоположному результату. Ситуация на товарном рынке еще более ухудшается, создаются новые ценовые помехи и искажения. Правительство предпринимает шаги, ведущие в конечном итоге к искажению отраслевых цен, издержек и затрат.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.