Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпринимательство. Основы его государственного регулирования 1. Что такое предпринимательство




Предпринимательство. Государственное регулирование рынка.

Одним из важнейших стратегических факторов устойчивого экономического развития и достижения нормального уровня жизнеобеспечения населения является формирование цивилизованного современного предпринимательства в экономическом пространстве России. Предприниматель и предпринимательство — движущая сила рыночного процесса, выполняющая его основные конструктивные функции.

Предприниматель-производитель подчиняет процесс производства устойчивому получению предпринимательского дохода — основного источника накопления и развития экономики. Для этого он производит именно тот продукт, который необходим и ценен для потребителя по всем параметрам. Каждый рубль затрат подчинен задаче успешной продажи товара. Каждое его свойство, вводимое предпринимателем, соизмеряется с вкладом в пригодность для продажи и строго в соответствии с убежденностью, что оно увеличит продаваемость товара в целом. В издержках изготовления продукта не содержится ничего другого, кроме того, что отвечает предвидению, предвосхищению интереса потребителей. Словом, предприниматель — это

движущая сила рынка и повышения эффективности воспроизводства. Он формирует как объем и качество предложения товаров, так и потребительский спрос.

У основной массы субъектов рынка — покупателей и продавцов — отсутствует точное значение о том, что, где и как можно выгоднее купить и продать. В этих условиях предприниматель становится рычагом рыночного процесса. Предвидя и используя повышенную бдительность и энергию в этом покупателей и продавцов, предприниматель получает устойчивый предпринимательский доход. В то же время он ориентирует их основную массу в нужном ему направлении. По существу он осуществляет также взаимосвязь различных рынков и их сегментов. Вектор поведения статичных субъектов рыночных отношений корректируется информацией, приобретаемой в результате изучения плодотворной деятельности предпринимателя. Она понуждает их вносить изменения в свои покупки и продажи.

Взятый во времени ряд систематических изменений во взаимосвязанной сети рыночных отношений составляет конкретный рыночный процесс. Предприниматель — движущая сила конкурентного процесса, т.е. активного соревнования в предложениях рыночных возможностей, лучших по сравнению с теми, что существуют в данное время. В этом и состоит предпринимательский характер конкуренции.

Конкуренция — процесс соперничества. Он происходит не между пассивными сторонами, а между участниками, ловящими "на лету" прибыльные возможности, меняющими внутренние и внешние обстоятельства в свою пользу. Соперничающий характер конкуренции заключается не просто в том, что субъекты рыночного процесса принимают решения, ориентируясь на вероятные реакции своих конкурентов. Гораздо важнее осознание ими того, что принимая решения, они в состоянии предложить рынку нечто лучшее, чем их конкуренты. Предприниматель — основная движущая сила инновационного и рискового процесса. Он раньше и лучше других предвидит в какие, незамеченные другими, инновации направить ресурсы, какая рискованная деятельность представляет более благоприятные возможные для получения предпринимательского дохода.

Россия, ее регионы располагают основными факторами производства — богатыми природными ресурсами, интеллектуальным и инновационным потенциалами. Но этого далеко недостаточно, чтобы быть конкурентоспособными на мировом и национальных рынках. Так, чтобы национальные издержки производства были ниже мировых, необходимо экономное природопо-требление. Для этого весь цикл производства (от добычи до получения конечного продукта) следует организовать на новых, передовых технологиях и соответствующей им технической основе. Для конкурентоспособности международного уровня нужно направить имеющийся интеллектуальный потенциал (ученых, предпринимателей, специалистов высшей квалификации) на создание и эффективное использование инноваций. Наконец, весьма важно освоить рыночный процесс. Все это делает предпринимателя особой производительной силой. Вся проблема втом, как она реализуется в предпринимательской деятельности.

Сегодня важно, чтобы предпринимательство реализовало свой стратегический ресурс, стало одним из основных факторов выхода России и ее регионов из глубокого экономического кризиса на путь устойчивого экономического развития и превращения страны в равноправного субъекта мировых рыночных отношений. Для этого следует правильно понять экономическую сущность и содержание предпринимательства. На таком прочном научном фундаменте и предстоит формировать современное цивилизованное предпринимательство.

Фундаментальная основа для глубокой разработки теории предпринимательства существует. Источников для такой разработки два. Во-первых, глубокое изучение истории развития экономической мысли по проблемам предпринимательства, особенно трудов тех ученых-экономистов, которые непосредственно занимались и внесли свой вклад в теорию предпринимательства. Во-вторых, научное обобщение прежней и современной зарубежной практики формирования предпринимательства, а также состояния этой проблемы в дореволюционной России.

Теория предпринимательства развивалась по ряду направлений. Представители первого направления связывали предпринимательство с риском. Родоначальником его можно считать французского экономиста Р.Кантильона. Он пришел к выводу, что предпринимателем является индивид, обладающий предвидением и вкусом к риску, способный реализовать свои возможности с целью получения дополнительной прибыли.

Истинный предприниматель проявляет себя в любой стадии процесса воспроизводства: в производстве, обмене, распределении. В ходе обмена, например, используя расхождение между спросом и предложением, предприниматель, рискуя, покупает товары по низкой цене и продает по высокой. Он может получить более высокий доход по сравнению с теми, кто опасается испытывать судьбу. Эту точку зрения развили И.Тюнен и Ф.Найт. Они прочно связывали понятия "предприниматель" и "предпринимательство" с непредвиденным риском.

Второе направление в развитии теории предпринимательства можно связать с взглядами Ж.Б.Сэя и А.Маршалла. Эти известные экономисты считали, что функция предпринимателя заключается в том, чтобы осуществлять рациональную комбинацию факторов производства (капитала, земли и труда) и получать нормальный предпринимательский доход. Логическим развитием первых двух направлений стала концепция предпринимательства Й.Шумпете-ра. И это третье направление в создании теории предпринимательства остается наиболее основательным и перспективным.

По Й.Шумпетеру, экономическая система способна к саморазвитию лишь тогда, когда в ней не просто взаимодействуют рациональные комбинации факторов производства, как это следует из концепции предпринимательства Ж.Б.Сэя. По его мнению необходимо непрерывное воспроизводение новых сочетаний таких факторов. К числу новых комбинаций он относил изготовление неизвестного потребителям блага или создание нового качества известного блага, внедрение новых способов воспроизводства (инноваций в процессе производства или коммерческом использовании товаров), освоение новых рынков или новых сегментов рынка, обретение новых источников сырья, внедрение новых методов организации труда и т.д. Хозяйствующих субъектов, которые активно используют различные новые комбинации в процессе воспроизводства, И.Шумпетер назвал предпринимателями. При этом он специально акцентировал внимание на том, что право собственности не является существенным признаком предпринимательства1. Понятие "предприниматель"

1 Представители первого и второго направлений теории предпринимательства также не связывали предпринимательство и предпринимателя с собственностью, но они этого нигде не подчеркивали. — Прим. авт.

определяется, по его мнению, исключительно функцией и способностями индивидуумов в условиях любой общественной формации. Субъекты хозяйствования, не осуществляющие новые комбинации, перестают быть предпринимателями.

Предпринимательскую функцию могут выполнять лишь люди, обладающие способностями, чутьем к инновациям и способные их реализовать. Это особый тип хозяйствующих субъектов. Труд предпринимателя — качественно новый труд по сравнению с обычным хозяйствующим субъектом. Это труд инно-ватора. По Й.Шумпетеру, экономический процесс предпринимательства не сводится к получению обычной прибыли. Он предполагает получение сверхприбыли, т.е. предпринимательской прибыли, достигаемой в результате новых комбинаций в процессе воспроизводства.

Ценный^ вклад в развитие данного направления внесли Л.Мизес, И.Кирцнер, Ф.Хайек. Они раскрыли инновационную функцию в рыночном процессе, связав ее с динамичной конкуренцией, с выявлением изменений в предпочтениях покупателей, использованием неизвестных способов создания известных товаров и возможностями предложения новых товаров. При этом, рассматривая рыночную конъюнктуру, конкуренцию не как ситуации, известные всем субъектам рыночных отношений, а как процесс со многими неизвестными, они доказали, что именно предприниматели являются движущей силой рыночного процесса. При этом большая ценность их в том, что они способствуют покупке потребителями необходимых и привлекательных товаров по выгодным ценам.

Четвертое направление теории предпринимательства основали П.Друкер, Б.Карлоф, Б.Санто и другие. Они связывают предпринимательство с особым типом менеджмента. Их новая парадигма основывается на необходимости и возможности в современных условиях соединять предпринимательство и менеджмент. Предпринимательство и менеджмент взаимозаменяются, взаимопроникают. Менеджмент, ориентируясь на обслуживание предпринимательства, укрепляет предпринимательский стиль управления.

Краткий экскурс в историю развития экономической мысли позволяет сделать вывод, что в теории предпринимательской деятельности имеется фундаментальная основа для раскрытия

экономической сущности и содержания предпринимательства. Анализ современной предпринимательской практики в странах развитого предпринимательства, который проделан учеными этих стран, подтверждает ключевые положения, заложенные в отмеченных направлениях формирования и развития теории предпринимательства.

Все сказанное дает основание следующим образом определить экономическую сущность предпринимательства. Предпринимательство — это сочетание стратегического предвидения предпринимателя, основанного на его способности трансформировать слабые сигналы о будущих изменениях спроса потребителя и внешней среды в целом, с побудительной силой и энергией, необходимой для превращения прогнозов в связанную с риском инновационную деятельность с целью получения высокого предпринимательского дохода. Экономическое содержание предпринимательства определяется во многом особыми сущностными свойствами личностных качеств предпринимателя. Они, как уже говорилось, проявляются в способности по-новому комбинировать ресурсы или факторы воспроизводства — рабочую силу (труд), капитал, землю.

Что это за способности?

Прежде всего, это ярко выраженный избирательный интеллект, повышенная интуиция, эвристические склонности, позволяющие предвидеть и прогнозировать многие факторы и обстоятельства лучше основной массы статичных бизнесменов. Таковы грядущие изменения во внутренней и внешней среде предпринимательских структур, ожидаемый спрос и обстоятельные нужды потребителей, перспективные сферы применения капитала и поиска рынков сбыта, предвидения динамики цен и т.п. Настоящий предприниматель в полной мере обладает стратегическим мышлением, позволяющим выделять ключевые звенья предпринимательской деятельности, обосновывать отдаленные цели и задачи, факторы и ситуации, приносящие хороший предпринимательский доход и устойчивую конкурентоспособность. Характерны и такие качества, как умение продуцировать свои и воспринимать чужие идеи, оценивать и использовать их для получения предпринимательского дохода, умение не просто рисковать, но и инициировать обоснованные риски. Вместе с тем важны предрасположенность к повышенной бдительности и

малозаметным потенциально стоящим целям и задачам, к ценным ресурсам и новой информации, к возможностям получения высокого предпринимательского дохода.

Данная категория субъектов хозяйственной деятельности реализует свои способности в предпринимательстве как экономическом процессе. Сущность последнего заключается в том, что это процесс создания предпринимательского дохода, то есть дополнительной прибыли от инновационной деятельности, связанной с риском. Создание предпринимательского дохода в рыночном процессе — это сложный, многоаспектный единый процесс, который можно проанализировать, разложив его на отдельные моменты.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.