Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая характеристика и специфика организации малого предприятия




 

Предприятиями считаются те, в которых доля государства в капитале превышает 50%. Так же государственными считаются предприятия, которые находятся под контролем государственных органов через систему руководства, состоящую из государственных чиновников.

Малое предпринимательство – с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой – сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции Российской Федерации). Малое предпринимательство, осуществляемое субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве.

Все формы бизнеса – малый, средний и крупный – сравниваются между собой по одним и тем же критериям. Самый основной из них – это величина прибыли. Очевидно, что прибыль малого предприятия всегда будет во много раз меньше компании крупного бизнеса, а прибыль среднего бизнеса будет находиться где-то посередине между ними.

Однако, и это правило не всегда работает. В каждом бизнесе бывают кризисы и подъемы, поэтому может произойти ситуация, когда прибыль малого предприятия превысит прибыль предприятия среднего ранга за какой-либо отчетный период. Но тогда уже есть смысл задуматься о том, что такое предприятие уже вправе называться не малым, а средним и необходимо его перевести на «следующий уровень».

Кроме прибыли, формы бизнеса сравниваются еще также по величине производства, реализации продукции, количеству работающего персонала, количеству филиалов и т.д. Только после сравнения всех характеристик бизнеса, можно говорить о его принадлежности к той или иной форме.

Такая форма предпринимательства, как малый бизнес, естественно, самая распространенная. Большинство людей, желающих начать свое дело, выбирают именно малый бизнес. И именно к этой форме предпринимательской деятельности относятся почти все идеи, о которых мы пишем в разделе Бизнес идеи.

К малому бизнесу относятся все компании, имеющие среднегодовую численность работников не более 50 человек. Что касается сферы деятельности, то это может быть в принципе что угодно: магазины, небольшие производственные фирмы (выпуск малых объемов продукции), туристические фирмы, стоматологические и другие медицинские кабинеты, различные учебные курсы, парикмахерские и т.д.

Субъекты малого предпринимательства – это компании, которые нацелены на строго определенную аудиторию клиентов и охватывают небольшую территорию деятельности. Так как сотрудников на малых предприятиях не много, они обычно имеют тесную взаимосвязь.

Малое предприятие — небольшое предприятие любой формы собственности, которое характеризуется прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия [1, с. 98].

Малые формы производства имеют ряд преимуществ по сравнению с крупным производством:

близки к местным рынкам и приспосабливаются к запро­сам клиентов;

производят продукцию небольшими партиями, что способствует быстрому потреблению (что невыгодно большим фирмам);

исключены лишние звенья управления [11, с. 53].

Ключевые показатели сектора малого бизнеса, по данным Росстата – ежегодник «Малое и среднее предпринимательство в России, 2012» - сведены в таблице 1.

Существует различные мнения о количественной стороне изменения вышеуказанных критериев, не смотря на то что данные критерии наиболее распространены в современной практике. Это объясняется большим количеством задач, которые подразумевают использование формальных методов, и различными уровнями социально - экономического развития государств. Удобство в использовании количественных определений является их основным достоинством. Что же касается недостатков данных критериев, то это отсутствие теоретической базы, которая помогает в выборе конкретного параметра и границ для его измерения. В этой связи возникают проблемы в их использовании для сравнительного анализа, так же среди основных недостатков такого вида критериев следует выделить их абсолютный характер.

Таблица 1.1 Ключевые показатели сектора малого бизнеса, 2012 год

  ИП Микро-предприятия (юрлица) Малые предприятия (юрлица) Средние предприятия (юрлица) Малый и средний бизнес, всего  
 
 
Количество действующих, ед. 2,5 млн. 1,6 млн. 242,7 тыс. 15,9 тыс. 4,4 млн.*  
Средняя численность работников-всего, чел. нет данных 4,4 млн. 7,1 млн. 2,1 млн. нет данных  
Выручка/оборот, руб. 7,8 трлн. 7,0 трлн. 15,6 трлн. 5,1 трлн. 35,5 трлн.  
Пояснения к таблице: ИП - индивидуальные предприниматели. МСП - малые и средние предприятия.   Микропредприятия - до 15 человек занятых, ежегодная выручка до 60 млн. руб. Малые предприятия - до 100 человек занятых ежегодная выручка до 400 млн. руб. Средние предприятия - до 250 человек занятых, ежегодная выручка до 1000 млн. руб.   Количество действующих - количество предприятий, фактически осуществляющих деятельность.   *Справочно: общее количество организаций в России в 2012 г. (на конец года) составляет 4,9 млн., включая организации государственной, муниципальной, частной и смешанной российской форм собственности. Источник: Росстат, ежегодник «Россия в цифрах», 2012г.  

 

Прогноз предполагает рост количества субъектов малого бизнеса к 2030 году в 1,3 раза до 7,7 млн. субъектов, в том числе 5,4 млн. ИП. Такой прирост должен быть обеспечен системной поддержкой со стороны государства, развитием инфраструктуры, включая особые внедренческие и инновационные зоны.

Для малых и микропредприятий за последние 4 года прослеживается положительная динамика: количество малых предприятий (включая микро-) увеличилось с 1,4 млн. в 2009 году до 1,8 млн. в 2012 г. (рис. 1.1).

Рис. 1.1 Динамика сектора малого бизнеса: количество средних, микро, малых предприятий и ИП, тыс. ед., 2009-2012 гг.

 

Количество микропредприятий выросло с 1,1 млн. в 2009 году до 1,6 млн. в 2012 г. А вот количество средних предприятий менялось весьма неравномерно: их уровень за эти годы находился на отметке 14-16 тысяч предприятий, за исключением 2011 года, когда количество средних предприятий составило рекордные 25 тысяч. Количество ИП также было максимальным в 2011 году и составило почти 3 млн. чел., а в 2012 году оказалось минимальным и составило 2,5 млн. чел. На рисунке 1.1 наглядно показывается процентное соотношение всех сегментов сектора малого бизнеса - долю ИП, средних, малых и микропредприятий в секторе малого бизнеса, в целом. Итак, в секторе малого бизнеса явно доминируют ИП и микропредприятия, их суммарная процентная доля составляет более 90%, причем доля микропредприятий неуклонно растет - с 26% в 2010 году до 37% в 2012 году. Эти данные представляются весьма важными для структур поддержки, поскольку дают ориентиры по целевым группам для оказания адресной поддержки.

Ключевые показатели сектора в России, по итогам сплошного наблюдения, в целом, сектор малого бизнеса составляет весьма внушительную долю российской экономики: 4,6 миллиона предприятий и индивидуальных предпринимателей. Сектор малого бизнеса обеспечивает работой 19 миллионов человек или 13,3% от численности всего населения России.

Выручка в секторе малого бизнеса по итогам 2012 года в целом составляет 30,8 трлн. руб. Масштаб этой величины осознать трудно, но для ориентира можно привести несколько других цифр. Например, можно сравнить ключевые показатели сектора малого бизнеса в России и в некоторых странах Европейского Союза, что особенно актуально в связи с недавним вступлением России в ВТО.

Место малого предпринимательства предопределено объективными экономическими закономерностями, поскольку оно примерно одинаково вне зависимости от особенностей политического уклада, истории развития страны, отраслевой структуры экономики и других факторов. [11, с 95]

Для современной предпринимательской деятельности характерно наличие двух тенденций в конкурентной борьбе фирм: переход от агрессивной ценовой конкуренции к конкуренции в области качества и оптимального соотношения качества и цены; сближение функций специалиста путем расширения собственной сбытовой сети или использования сбытовой сети других фирм.

Таким образом, был проведен анализ сектора малого бизнеса в экономике России. Установлено, что в секторе малого бизнеса явно доминируют ИП и микропредприятия, их суммарная процентная доля составляет более 90%, почти 40% занятости в секторе малого бизнеса, в целом, обеспечивают малые предприятия, почти треть всех рабочих мест обеспечивают ИП, а примерно пятую часть - микропредприятия. В целом, сектор малого бизнеса составляет весьма внушительную долю российской экономики: 4,6 миллиона предприятий и индивидуальных предпринимателей. Сектор малого бизнеса обеспечивает работой 19 миллионов человек или 13,3% от численности всего населения России. Выручка в секторе малого бизнеса по итогам 2012 года в целом составляет 30,8 трлн. руб. Более 50% ИП занимаются оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспорта и бытовых изделий, 11% - транспортной деятельностью, столько же (11%) - операциями с недвижимым имуществом, предоставлением услуг. 7% ИП заняты в сельском и лесном хозяйстве, 5% - в обрабатывающих производствах.

Необходимо отметить, что уровень конкуренции в малом бизнесе достаточно высок, поэтому важнейшим конкурентным преимуществом малой фирмы становится наличие стратегического плана развития, позволяющего консолидировать усилия на важнейшем направлении и выйти в наиболее выгодную для организации рыночную нишу.

Бизнес-план в контексте стратегии развития малой фирмы является внутрифирменным документом, представляющий основные аспекты планируемых мероприятия, содержащий анализ возникающих проблем, возможные «препятствия» и методы их преодоления, показатели-индикаторы, по которым целесообразно слежение за текущим состоянием дел. Служит основанием для предоставления кредита, а также является средством анализа коммерческого проекта на его реалистичность и эффективность.

Существует достаточное количество видов малого бизнеса, но опираться следует на предпочтительные товары и услуги в конкретной стране и при конкретных обстоятельствах. Прежде чем определится с видом деятельности, необходимо ознакомиться со всеми нюансами и тонкостями, в противном случае ваше дело может стать убыточным. Итак, рассмотрим предлагаемые виды малого бизнеса в России [51, с.111-113].

Производственный бизнес. Считается, что изготовление собственного товара требует больших денежных вложений, большого количество квалифицированных сотрудников, и это неосуществимо в рамках малого бизнеса. На практике это не много не так. Очень многое зависит от размеров самого производства и от того что именно вы изготавливаете. Далеко не всегда для открытия своего бизнеса необходим огромный цех, большое количество станков и собственный склад. Очень часто для того чтобы наладить небольшое производство хватает лишь одного небольшого агрегата, который можно установить в условиях обычной городской квартиры и одного человека для его обслуживания. Конечно вначале, количество изготовленной вами продукции будет небольшим, но это принесет вполне приличный доход и даст возможно постепенно развиваться [50, с.30-45].

Коммерческий бизнес. Основывается на реализации готовой продукции. Большинство предпринимателей начинают свой бизнес именно с коммерческого бизнеса, для его открытия хватает небольшой суммы денег, главное найти хорошего поставщика. Разница цен при покупке и продаже позволяет получить хорошую прибыль, главным является обеспечение сбыта. Для этого товары, которые вы продаете должны быть высокого качества и пользоваться постоянным спросом. Очень быстро продаются разнообразные новинки, уникальные сувениры, вещи ручной работы, продукты питания, детские вещи, игрушки, мобильные телефоны и ноутбуки, аксессуары для домашних животных, электронные сигареты, автозапчасти и многое другое. Выбор ограничен только финансовыми возможностями [63, с.16].

Изначально не требуется даже офисного помещения, ведь можно продавать через интернет, объявления в газете, через знакомых. Важным является практически отсутствие рисков, поскольку все что может быть продано рано или поздно продастся. Закупать товар имеет смысл только на свои деньги, брать кредит очень невыгодно и в этом случае вы можете потерять все. Со временем можно выйти на новый уровень, открыть свой магазин и нанять персонал.

Финансовый бизнес связан со всевозможными денежными операциями. Если рассматривать такой бизнес в маленьких масштабах, то можно осуществлять кредитование под большие проценты. Этот вид бизнеса крайне рискован и может быть рекомендован начинающим предпринимателям только в случае наличия свободных финансовых средств, так как потребуются большие суммы денег. Чтобы минимизировать риски возможно осуществлять кредитование под залог, но будьте готовы к тому, что, если заемщик не вернет деньги в срок, то вам придется самостоятельно осуществлять сбыт заложенного имущества, а это может занять много времени [52, с.81].

Информационный бизнес. Бизнес в сфере услуг достаточно прост, его легко открыть с нуля даже в отсутствии первоначального капитала, достаточно использовать ваши навыки, но нужно быть готовыми к тому что прибыль не будет стабильной, клиентов придется искать самостоятельно, а в случае если предлагаемые вами услуги востребованы только в определенное время года, то и заработки будут сезонными.

Бизнес в Интернете. Для того, чтобы заниматься таким бизнесом потребуются определенные знания. Можно заниматься торговлей через интернет-магазин, продвижением сайтов и созданием программного обеспечения. На данный момент таким бизнесом занимается уже очень много людей, но она пользуется огромным спросом, главное предложить необходимые услуги [53, с.14-15].

Разделение бизнеса на различные виды весьма условно, ведь идея вашего дела может не попадать ни в одну из этих категорий, тем не менее ее востребованность, уникальность или доступность позволят вам открыть собственное доходное дело.


 

Глава 2. Анализ малого предприятия на примере онлайн и офлайн магазина «Banglight»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.