Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Морфолого-синтаксический способ. Переход из одной части речи в другую




Причины возникновения морфонологических явлений

Важнейшие исторические чередования

1.​ е // и (отпер - отпирать)

2.​ о // ы (посол - посылать)

3.​ о // а (гореть - гарь)

4.​ е // о (везти - воз)

5.​ я // у (звякнуть - звук)

6.​ е // я // а // и (сесть – сядь – садиться - сидеть)

7.​ е // ǿ (день - дня)

8.​ о // ǿ (сон - сна)

9.​ и // ей // ǿ (лить – лей - лью)

10.​ ы // ой (мыть - мой)

11.​ уй // ов (суй - совать)

12.​ уй // ев (жуй - жевать)

13.​ я // им (понять - понимать)

14.​ а // ин (начать - начинать)

15.​ оро // ра (поворот - вращать)

16.​ ере // ре (дерево - древо)

17.​ оло // ла (холод - прохладный)

18.​ оло // ле (молоко - млекопитающее)

19.​ г // ж // з (друг – дружу - друзья)

20.​ к // ч // ц (лик – личность - лицо)

21.​ г // ж // ч (берегу – бережет - беречь)

22.​ г // ж // щ (могу – может - мощь)

23.​ х // ш (сухой - сушить)

24.​ с // ш (носить - ношу)

25.​ д // ж // жд (ходить – хожу - хождение)

26.​ т // ч // щ (свет – свеча - освещение)

27.​ т // щ (питаться - пища)

28.​ ст // щ (пустить - пущу)

29.​ ск // щ (таскать - тащу)

30.​ д // с (веду - вести)

31.​ т // с (плету - плести)

32.​ любой согл. // ǿ (веду – вел, мету - мел)

33.​ б // бл (любить - люблю)

34.​ п // пл (лепить - леплю)

35.​ м // мл (земной - земля)

36.​ в // вл (ловить - ловлю)

37.​ ф // фл (графить - графлю)

1.​ Исторические процессы в области фонетики (чередования с шипящими вызвали законы палатализации, беглость гласных – следствие падения редуцированных): кроха – крошечный, любить – люблю, сон – сна.

2.​ Действие принципа экономии речевых усилий: усечение, наложение и гаплология, пример: коричневый – коричневатый, любопытный – любопытство, Чехов – чеховед.

3.​ Стремление к сохранению прозрачности словообразовательной и морфемной структуры слова: самолет, тюзовский.

4.​ Действие закона благозвучия.

5.​ Действие закона аналогии (усечение, наложение, гаплология, интерфиксация): Орел – орловский.

Неморфологические способы образования — способы образования производных слов, не сопровождающиеся изменением внешнего облика производящей единицы.

Неморфологические способы подразделяются на лексико-семантический, лексико-синтаксический и морфолого-синтаксический способы.

Лексико-синтаксический способ (слияние, сращение) – это создание нового слова на базе словосочетания в результате слияния 2 и более слов: сегодня, сумасшедший, быстрорастворимый, вышеизложенный.

1)​ наречие + прилагательное или причастие: вечнозеленый, быстрорастворимый, маловысокохудожественные книги.

2)​ существительное + прилагательное или причастие: фосфорсодержащий, азотсодержащий, умалишенный.

При образовании слова лексико-синтаксическим способом изменяется только 1 часть: вечнозеленый, вечнозеленого, вечнозеленому.

Сложные существительные типа вагон-ресторан образованы путем сложения, потому что во многих из них склоняются обе части: в вагоне-ресторане, к матчу-реваншу, из салона-парикмахерской, от журналиста-международника.

Часто в русском языке слова могут переходить во все части речи. Продуктивность этих процессов неодинакова.

К продуктивным процессам относятся субстантивация, адъективация, адвербиализация, предикативация, препозиционализация и интеръективация.

1) Субстантивация (лат. substantivum - существительное) — существительные образуются от прилагательных и причастий: кондитерская, отдыхающие.

Субстантивированные прилагательные и причастия разнообразны по семантике: это обозначения лиц (больной, рядовой, ученый, встречный), помещений (ванная, столовая, гостиная, приемная, операционная), абстрактных понятий (будущее, прекрасное, главное), блюд, кушаний, лекарств (горячее, жаркое, снотворное), денег, платежей (чаевые, командировочные).

2) Адъективация – переход слов в имена прилагательные (первый ряд – первый ученик= лучший).

3)​ Прономинализация – переход слов в местоимения, прилагательные (известный художник – известная доля свободы = некоторая), числительные (посадить одно дерево – Жили в старину одни люди = некие, какие-то), причастия (данное мне поручение – высказаться по данному вопросу = этому).

4)​ Адвербиализация – переход слов в наречия, в наречия переходят существительные (жить совсем рядом = близко).

5)​ Предикативация – переход слов в слова категории состояния. Этому явлению подвергаются наречия и краткие прилагательные (туманно намекнуть – утро туманно – Утром туманно) и существительные (Унылая пора! Очей очарованье!).

6)​ Препозиционализация – переход слов в предлоги. В предлоги переходят существительные (в течение реки – в течение дня), наречия (стоять вокруг – стоять вокруг нас), деепричастия (благодаря товарища – благодаря помощи товарищей = из-за).

7)​ Конъюнкционализация – переход слов в союзы. В союзы переходят наречия (Мы точно следовали приметам. – Глаза блестели, точно звезды) и местоимения (Я не знал, что взять с собой. - Невольно в голову приходила мысль, что шелестят звезды – Пауст.).

8)​ Интеръективация – переход слов в междометия (нести караул – Караул! Грабят).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.