КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Морфолого-синтаксический способ. Переход из одной части речи в другую
Причины возникновения морфонологических явлений Важнейшие исторические чередования 1. е // и (отпер - отпирать) 2. о // ы (посол - посылать) 3. о // а (гореть - гарь) 4. е // о (везти - воз) 5. я // у (звякнуть - звук) 6. е // я // а // и (сесть – сядь – садиться - сидеть) 7. е // ǿ (день - дня) 8. о // ǿ (сон - сна) 9. и // ей // ǿ (лить – лей - лью) 10. ы // ой (мыть - мой) 11. уй // ов (суй - совать) 12. уй // ев (жуй - жевать) 13. я // им (понять - понимать) 14. а // ин (начать - начинать) 15. оро // ра (поворот - вращать) 16. ере // ре (дерево - древо) 17. оло // ла (холод - прохладный) 18. оло // ле (молоко - млекопитающее) 19. г // ж // з (друг – дружу - друзья) 20. к // ч // ц (лик – личность - лицо) 21. г // ж // ч (берегу – бережет - беречь) 22. г // ж // щ (могу – может - мощь) 23. х // ш (сухой - сушить) 24. с // ш (носить - ношу) 25. д // ж // жд (ходить – хожу - хождение) 26. т // ч // щ (свет – свеча - освещение) 27. т // щ (питаться - пища) 28. ст // щ (пустить - пущу) 29. ск // щ (таскать - тащу) 30. д // с (веду - вести) 31. т // с (плету - плести) 32. любой согл. // ǿ (веду – вел, мету - мел) 33. б // бл (любить - люблю) 34. п // пл (лепить - леплю) 35. м // мл (земной - земля) 36. в // вл (ловить - ловлю) 37. ф // фл (графить - графлю) 1. Исторические процессы в области фонетики (чередования с шипящими вызвали законы палатализации, беглость гласных – следствие падения редуцированных): кроха – крошечный, любить – люблю, сон – сна. 2. Действие принципа экономии речевых усилий: усечение, наложение и гаплология, пример: коричневый – коричневатый, любопытный – любопытство, Чехов – чеховед. 3. Стремление к сохранению прозрачности словообразовательной и морфемной структуры слова: самолет, тюзовский. 4. Действие закона благозвучия. 5. Действие закона аналогии (усечение, наложение, гаплология, интерфиксация): Орел – орловский. Неморфологические способы образования — способы образования производных слов, не сопровождающиеся изменением внешнего облика производящей единицы. Неморфологические способы подразделяются на лексико-семантический, лексико-синтаксический и морфолого-синтаксический способы. Лексико-синтаксический способ (слияние, сращение) – это создание нового слова на базе словосочетания в результате слияния 2 и более слов: сегодня, сумасшедший, быстрорастворимый, вышеизложенный. 1) наречие + прилагательное или причастие: вечнозеленый, быстрорастворимый, маловысокохудожественные книги. 2) существительное + прилагательное или причастие: фосфорсодержащий, азотсодержащий, умалишенный. При образовании слова лексико-синтаксическим способом изменяется только 1 часть: вечнозеленый, вечнозеленого, вечнозеленому. Сложные существительные типа вагон-ресторан образованы путем сложения, потому что во многих из них склоняются обе части: в вагоне-ресторане, к матчу-реваншу, из салона-парикмахерской, от журналиста-международника. Часто в русском языке слова могут переходить во все части речи. Продуктивность этих процессов неодинакова. К продуктивным процессам относятся субстантивация, адъективация, адвербиализация, предикативация, препозиционализация и интеръективация. 1) Субстантивация (лат. substantivum - существительное) — существительные образуются от прилагательных и причастий: кондитерская, отдыхающие. Субстантивированные прилагательные и причастия разнообразны по семантике: это обозначения лиц (больной, рядовой, ученый, встречный), помещений (ванная, столовая, гостиная, приемная, операционная), абстрактных понятий (будущее, прекрасное, главное), блюд, кушаний, лекарств (горячее, жаркое, снотворное), денег, платежей (чаевые, командировочные). 2) Адъективация – переход слов в имена прилагательные (первый ряд – первый ученик= лучший). 3) Прономинализация – переход слов в местоимения, прилагательные (известный художник – известная доля свободы = некоторая), числительные (посадить одно дерево – Жили в старину одни люди = некие, какие-то), причастия (данное мне поручение – высказаться по данному вопросу = этому). 4) Адвербиализация – переход слов в наречия, в наречия переходят существительные (жить совсем рядом = близко). 5) Предикативация – переход слов в слова категории состояния. Этому явлению подвергаются наречия и краткие прилагательные (туманно намекнуть – утро туманно – Утром туманно) и существительные (Унылая пора! Очей очарованье!). 6) Препозиционализация – переход слов в предлоги. В предлоги переходят существительные (в течение реки – в течение дня), наречия (стоять вокруг – стоять вокруг нас), деепричастия (благодаря товарища – благодаря помощи товарищей = из-за). 7) Конъюнкционализация – переход слов в союзы. В союзы переходят наречия (Мы точно следовали приметам. – Глаза блестели, точно звезды) и местоимения (Я не знал, что взять с собой. - Невольно в голову приходила мысль, что шелестят звезды – Пауст.). 8) Интеръективация – переход слов в междометия (нести караул – Караул! Грабят).
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |