КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Криминализация экономических отношений в системе угроз экономической безопасности государства
Криминализация национальной экономики и воспроизводство теневых экономических отношений на каждом этапе исторического развития оказывает существенное воздействие на всю систему национального хозяйства и экономическую безопасность государства, в частности. Теневые экономические отношения становятся преградой на пути эффективных, структурных преобразований в стране, сдерживают выход государства из экономического кризиса, превращая национальную экономику в торгово-спекулятивный сырьевой придаток мировой экономики. Но перед тем как мы более подробно рассмотрим механизмы и процессы криминализации экономических отношений, необходимо изучить структуру экономической безопасности, а также рассмотреть основные угрозы экономической безопасности государства. Экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Анализ реальных процессов и осмысление богатейшего отечественного и зарубежного опыта решения этой проблемы позволяет вычленить три ее важнейших элемента: 1) экономическая независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики многих стран взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях, экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, а также достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями. 2) стабильность и устойчивость национальной экономики, предлагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т. д.). 3) способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики. Эти три важнейших элемента составляют основу структуры экономической безопасности. Наличие этих элементов и уровень их функционирования определяют способность экономической системы к самостоятельному развитию и обеспечению безопасности. Но помимо этих трех фундаментальных элементов, составляющих основу экономической безопасности, существует еще целое множество структурных компонентов в системе и подсистеме обеспечения экономической безопасности. Все они важны и призваны защищать экономические интересы государства от процессов криминализации, а также от других возможных опасностей, которые формируются как из внешних, так и из внутренних угроз. Непосредственную опасность экономическим интересам создают экономические угрозы, нарушающие нормальный ход общественного воспроизводства. В самом общем виде они могут быть классифицированы по таким агрегированным группам, как внутренние и внешние угрозы. К внешним угрозам относятся, прежде всего, факторы геополитические и внешнеэкономические, а также глобальные экологические процессы. Внешнеэкономическая безопасность в условиях открытой экономики требует: во-первых, чтобы участие страны в мирохозяйственных связях создавало наиболее благоприятные условия национального производства; во-вторых, чтобы национальная экономика в наименьшей степени ощущала неблагоприятное развитие событий в мире, как в экономической, так и в политической области, хотя полностью избежать этого влияния в условиях открытой экономики невозможно. К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся: - преобладание сырьевых товаров в экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции; - зависимость страны от импорта многих видов продукции, в том числе продукции стратегического значения, продовольственных товаров; - внешняя задолженность; - недостаточный экспортный и валютный контроль, а также незамкнутость таможенной границы; - неразвитость современной финансовой, организационной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности экспорта и рационализации структуры импорта; - неразвитость транспортной инфраструктуры, обслуживающей экспортно-импортные операции. Во внутриэкономической сфере безопасность обусловлена природными, технико-технологическими, инфраструктурными, социальными и другими факторами макро- и микроэкономического развития, внутренним иммунитетом и внешней защищенностью от разного рода дестабилизирующих и деструктивных воздействий. К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся: - низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью; - высокий уровень инфляции; - недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры; - ухудшение состояния научно-технического потенциала страны, потеря ведущих позиций на отдельных направлениях научно-технического развития, в том числе и в результате явления "утечки мозгов" за рубеж и в другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального труда; - вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами; - тенденции регионального сепаратизма и высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии управленческих решений; - потенциальная угроза возникновения социальных конфликтов, в том числе из-за несовершенства механизма оплаты труда, роста безработицы, стратификации населения, снижения качества и уровня образования; - низкая инвестиционная активность; - предпочтение текущих расходов в ущерб капитальным; - низкая финансовая и договорная дисциплина агентов рынка; - несовершенство правового законодательства, монопольное положение и недобросовестность действий ряда экономических субъектов на внутреннем и внешнем рынке, их низкая правовая дисциплина; - криминализация экономики и коррупция в области управления экономикой. Характеризуя состояние криминализации отношений в сфере экономической деятельности, специалисты часто используют такие определения, как «нелегальная», «подпольная», «криминальная», «теневая» экономика. Теневые экономические отношения и их воспроизводство всегда имели место в рыночной системе хозяйства. В международных нормативных документах, в частности, в методике, применяемой статистической службой ООН, введены в обращение термины, близкие по смыслу и зачастую употребляемые в одном общем значении. Это «скрытая» (или «теневая», «неформальная», «неофициальная») и «нелегальная» экономическая деятельность. Изучение данной проблемы приобретает особую значимость в современных условиях хозяйствования в России, когда активизировались процессы криминализации экономики, и по расчетам некоторых ученых реальная распространенность только преступных посягательств на экономическую безопасность как государственных, так и негосударственных хозяйствующих субъектов превышает расчетный регистрируемый показатель в 60-65 раз. Уже для всех стало ясно, что проблема преступности переходит в устойчивый недуг, проникающий во все поры общества, парализующий его жизнедеятельность. Едва ли не обыденным явлением стали покушения на убийство, смерть банкиров, предпринимателей и их охранников от рук наемных убийц. В настоящее время иметь и вести свой бизнес в России становится для предпринимателей все более опасным. Причем положение в этом направлении с каждым годом все ухудшается, а правоохранительные органы не проявляют необходимой активности в решении данной проблемы. Важнейшей тенденцией развития российской теневой экономики на сегодняшний день является ее криминализация, возрастание влияния организованной преступности. Рост масштабов теневой экономики в России воспринимается обществом как неизбежное зло, естественное и закономерное, «освященное» вековыми экономическими и социокультурными традициями. Однако только констатация этого очевидного факта не дает теоретического объяснения увеличения масштабов этого феномена, а тем более условий и механизмов, стимулирующих его и регулирующих. Проблема теневой экономики является глобальной и постоянно возрастающей. Еще одной тенденцией развития криминальной экономики России стало формирование теневого политического рынка, связанного с лоббированием, коррупцией. Проведение рыночных реформ в России привело к расширению границ теневой экономики. Административный ресурс государства сегодня должен более энергично и последовательно использоваться в целях полной легализации отечественного предпринимательства, вывода предприятий из "теневой экономики". Ибо очевидно, что даже самые инновационо-продвинутые организации окажутся в проигрыше перед недобросовестными конкурентами, применяющими различные способы "оптимизации" налоговых отчислений и полулегальные "серые" схемы экспортно-импортных операций. Таким образом, криминализация экономических отношений, процессов и всей экономической системы, является одной из самых очевидных угроз национальной экономике. Следует обратить внимание на то, что растет не только количество экономических преступлений, но также увеличивается и ущерб, который они способны нанести экономике.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 6014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |