Интерпретация сновидений в различных парадигмах глубинной психологии
Сновидение 1. Я на экскурсии на какой-то кулинарной или кондитерской фирме (шведской, немецкой). В подвале (в помещении искусственный свет) много различных механизмов, их обслуживают девушки, работающие в этой фирме. Все они серьезные и симпатичные, я думаю: ничего так девки, надо будет с ними как-нибудь познакомиться. Впереди меня идет мой друг с подносом, поочередно подходит к лоткам и набирает разных сладостей. Я спрашиваю: А это можно? Друг говорит: Конечно, это же бесплатная выставка. Я думаю: Ну, раз бесплатная, — и начинаю набирать себе тоже пирожные. Так я хожу по кругу и вижу одну очень симпатичную девушку, она что-то вынесла со склада и ушла обратно. Я спрашиваю у ее сотрудниц, можно ли ее позвать, а они говорят: Зачем? Я говорю: Я хочу ее пригласить в город, она же приезжая, я ей покажу Симферополь. Они говорят: Она уже закончила работу, но если еще не ушла, то мы ей передадим. И я говорю им, где и во сколько буду ее ждать (в 6 часов). А сам думаю: нужно купить красную розу и подарить ей. Толкование. Данное сновидение интерпретируется в парадигме классического психоанализа. Символика сна, приснившегося 18-летнему юноше, очень прозрачна. Девушки в особой интерпретации не нуждаются, сладости, по Фрейду, — символ полового наслаждения, эротического удовольствия, "между тем как внушительный механизм мужского полового аппарата приводит к тому, что его символами становятся трудно поддающиеся описанию устройства в виде сложных машин" (47, с.97). Общая функция сновидений состоит, как известно, в исполнении желания. Учитывая все это, можно сказать, что основное содержание сна относится к удовлетворению сексуальных желаний молодого человека. Он хочет получать эротические удовольствия бесплатно, сновидение особо подчеркивает данный мотив. Девушки обслуживают сложные механизмы и одновременно изготовляют сладости — все вместе это символически изображает желание утонченных наслаждений, предваряемых и сопровождающихся различными формами ласки. Хотя в своих желаниях сновидец разборчив и требователен, в отношениях с женщинами он привык занимать пассивно-потребительскую позицию — об этом свидетельствует форма, в которой он назначает свидание понравившейся девушке. Другие должны обо всем договориться, она сама пусть придет в нужное место в назначенное время. Показательны эти 6 часов — при удачном "раскладе" событий в 11 он уже будет дома — еще одно свидетельство детской незрелости и безответственности. Красная роза, несомненно, символически выражает желание произвести дефлорацию. Это одно из немногих мест в сновидении, где сказывается действие цензуры, вообще же влияние последней, как и работа сновидения в этом случае весьма невелики. Для молодого мужчины представленные в сновидении желания естественны, общий характер половой морали в нашем обществе не связывает с ними чувства вины и стыда. Можно предположить, что у пациента времен Фрейда сновидение было бы более "закамуфлированным". Здесь же цензура вмешивается не столько в изображение сексуально-эротических моментов, сколько в тех случаях, когда речь идет о привычках и чертах сновидца, представляющих угрозу для самооценки и позитивного Я-образа. Более тщательно маскируются черты детскости, безответственность, пассивная позиция, а также желание получать бесплатно утонченные наслаждения (которые у юноши такого возраста обычно ассоциируются с услугами профессионалок). Девушки в сновидении как раз профессионально совершенны, и вообще фирма иностранная, что придает всему контексту сна окончательный "шик". Сновидение 2. Я бегу, стараясь догнать знакомую девушку. Но чем быстрее я бегу, тем быстрее идет и она, я не могу ее настигнуть. В конце концов она подходит к какому-то подвалу и спускается туда. Я иду за ней, но при входе меня встречает старик и говорит, что на это требуется разрешение. Я говорю ему, что мне нужна эта девушка на одну минуту. Он меня пропускает, я спускаюсь вниз и вижу инвалида в коляске. Он сидит у заколоченной двери, дальше за ним хода нет. Я выхожу наверх и вижу молодого парня, который наблюдает за автомобильными состязаниями. Перед нами что-то вроде авторалли, две машины быстро мчатся, обгоняя друг друга. Я говорю этому юноше, что я тоже так хочу, а он отвечает: тебе нельзя, у тебя нет прав. Толкование. Интерпретация дается в парадигме онтопсихологии А. Менегетти. Сновидение приснилось молодому человеку после разрыва с девушкой, отношения с которой длились около полутора лет. Разрыв был довольно драматичным и негативно сказался на состоянии сновидца. Сон изображает последствия этой ситуации. Бег за девушкой символизирует желание разобраться в ро-бственных чувствах по поводу этой ситуации, среди которых есть и вина, и сожаление, и понимание невозможности продолжать отношения дальше, и раскаяние, и удовлетворение, и горечь, и облегчение — и многое другое. Это оказывается невозможным (сновидец не может догнать бывшую возлюбленную). Невозможность ускорить бег указывает также на потерю психической энергии в результате сильных душевных переживаний. Старик, сидящий у двери в погреб, может быть истолкован как "старое, изношенное" состояние организма или нервной системы сновидца. Возможно, это голос Ин-се, предупреждающего, что путь дальше опасен, пока нет "пропуска" — здоровья, для чего нужно восстановить душевные силы. Будучи предупрежден, сновидец, захваченный негативной энергией отношений, все же делает попытку спуститься вниз. Это символическое изображение углубления в болезнь, явно негативный образ инвалида в коляске предупреждает о возможной близости серьезного соматического заболевания. Инвалидность — это состояние, которое может наступить в случае, если сновидец не послушается своего Ин-се и будет и дальше изнурять нервную систему бесполезными переживаниями. Буквально: не остановишься — не сможешь больше ходить вообще. Вторая часть сновидения — автомобильные гонки — относится, скорее всего, к более общей, в том числе и нравственно-этической оценке ситуации. Повторяющиеся механические действия символизируют бесполезные попытки сновидца как-то уладить ситуацию. Наблюдатель — голос Ин-се, говорящий: тебе нельзя это делать, у тебя нет прав (т.е. буквально "ты неправ"). Ты теперь не контролируешь ситуацию, так что остановись и не желай невозможного. Сновидения, по Менегетти, в нравственном плане заняты только интересами сновидца, заботятся лишь о его здоровье. Поэтому ситуация может значить также: остановись, подожди, пока у тебя не появятся силы. Восстановишься — будешь быстро ездить, т.е. быстро решать проблемы (на бытовом уровне — "плюнь на все и береги здоровье"). Два автомобиля, соревнующиеся в быстрой езде, могут означать также процесс перетекания негативной психической энергии в соматическую сферу (болезнь) или общее истощение и упадок сил у сновидца в результате затянувшегося "соревнования", символизирующего его отношения с девушкой.
Сновидение 3. Мой день рождения. Все гости сидят за квадратным столом по две его стороны, трое против трех. Сама я как именинница (я седьмая по счету, так как гостей шестеро) сижу одна, как бы во главе стола. Мужчины сидят вперемешку с женщинами. Приходит старец и зовет одного из гостей, это мой знакомый, который недавно ушел от своей девушки, бросил ее, и та ничего о нем не знает. Я думаю, что надо бы с ним поговорить, узнать, как и что. Старец пришел из Иерусалима, он принес семь золотых цепочек. Он о чем-то шепчется с приятелем и распутывает цепочки. Затем этот знакомый подходит ко мне и говорит: "Наташа, у тебя день рождения 7 ноября, а у меня 7 сентября — давай встретимся 7 октября". Я соглашаюсь. Толкование. Используется юнгианская парадигма анализа сновидений. Сновидение принадлежит девушке-студентке, ей 21 год. Она не замужем, но живет вместе с молодым человеком ее возраста. У нее есть проблема выбора между этим человеком и другим парнем, с которым она недавно познакомилась. В центре сновидения — квадратный стол, четверичный символ Самости, что указывает на волеченность сновидицы в процесс индивидуации. День рождения указывает на взросление Наташи, т.е. повышение уровня сознательности, большую дифференциацию ее активности. Гости (мужчины и женщины, сидящие вперемешку) могут означать сильную диссоциацию между разумом(мышлением) и чувствами, они собрались вместе за столом, чтобы объединиться и тем самым способствовать "рождению" новой, более целостной личности — индивидуальности сновидицы. Наташа сидит перед столом — это признак нерешительности, пассивности; данную ситуацию в процессе толкования она комментирует так: "Я все вижу, понимаю, но не знаю, что делать — пусть все будет как будет". Гости сидят за столом в правильном порядке, а именинница как бы "не вписывается" в их окружение — перед нами указание на то, что нынешняя жизнь сновидицы на уровне Персоны уже не устраивает ее, она "лишняя" среди людей подобного типа. Наташа сидит за столом седьмая (после шести гостей), это указание на потенциальную возможность появления и развития трансцендентной функции. Старец, пришедший на день рождения, является фигурой позитивного Анимуса. Он принес семь золотых цепочек, которые и распутывает вместе со знакомым сновидицы. Жизненная ситуация последнего похожа на ту, в которой находится сама Наташа — ее прежний друг стал ей малоинтересен, она подумывает его бросить ради нового знакомого. Старец, распутывающий цепочки — воплощение проспективной функции сна, указывающей на необходимость распутать, освободиться от "золотых цепей" прежнего существования на уровне Персоны. Сновидение выбрало на роль помощника в очередной стадии индивидуации фигуру мудрого старца, пришедшего из Иерусалима — известного символа духовного возрождения и обновления. Он олицетворяет собой функцию мышления, в ассимиляции которой нуждается наташина Самость. Сама ситуация выбора, сопровождающая процесс индивидуации, поставлена достаточно жестко: или потерять неофициального мужа и вместе с ним — обеспеченное, безбедное существование, многочисленные развлечения, или оставить все как есть, остаться "опутанной золотыми цепями". Знакомый, помогающий во сне распутывать цепочки, несет в себе некоторые теневые аспекты — Наташа говорит, что она его возненавидела после того, как он вероломно бросил, предал свою девушку. С другой стороны, она уже понимает его, ибо и сама подумывает, как бы ей молча, без лишнего шума уйти от своего сожителя. Эта ситуация напоминает положение, обрисованное в одном из предыдущих сновидений Наташи, в котором также Тень слишком торопится стать интегрированной, "давит" на эго. Вероятно, это отражает чересчур "поспешный" анализ. Для эмоциональной, слегка экзальтированной Наташи (типичной "эмансипированной" девицы), скорее вредна, чем полезна быстрая, ускоренная аналитическая работа. Ранее негативная фигура, знакомый сообщает сновидице о своем дне рождения (когда он стал более сознательным, взрослым и решил свою проблему, подобную той, которая стоит сейчас перед Наташей). Ее день рождения — 7 сентября, а его — 7 ноября, т.е. она слишком спешит, нужно что-то среднее (7 октября). Взаимодействие Анимуса и Тени (старец и знакомый во сне шепчутся, распутывая цепочки-путы) отражает интеграцию, объединение этих архетипов структуры личности (возможно, не без влияния аналитической работы). Одновременно в проспективном плане сновидение советует Наташе не торопиться с разрывом, подождать, выбрать нечто среднее (между 7 сентября и 7 ноября) — как указывает Юнг, индивидуацию на Востоке называют "серединным путем". Тень назначает встречу, время, когда они могут встретиться с эго, срок, когда должна произойти окончательная интеграция.
Сновидение 4. Ко мне домой приходит Е.В., я дома, а отец, пьяный, в соседней комнате. Я в другой комнате и пытаюсь сделать так, чтобы она не заметила. Начинаю спорить с отцом, затем дело доходит до драки. Чувствую, что она все слышит, и мне стыдно. Затем мы с ней договариваемся встретиться возле какого-то дома. Я прихожу, стою перед зданием. Осенний пейзаж, река. Здание красивое, но обветшалое. Река внизу, берега окружены невысокой оградой (набережная). Мне грустно, может быть, я плачу (конец плохо сохранился в памяти). Толкование. Сновидение, относящееся к начальным стадиям процесса индивидуации. Сон юноши-студента отражает сильный конфликт между Персоной (отец) и Анимой (Е.В., любимый преподаватель сновидца, читающая у них курс аналитической психологии). Сновидец остро осознает наличие довольно мощной Персоны, пытается ее как-то скрыть или приукрасить. Эти попытки не увенчиваются успехом, молодой человек пытается расправиться с Персоной насильственным путем (драка), чтобы удовлетворить Аниму (чувство, душа). Затем сновидец договаривается о встрече с Анимой (важный этап процесса индивидуации), но она не приходит — не пройден предыдущий этап, демонтаж Персоны. Обветшалое (хоть и красивое) здание символизирует прежнюю личность героя, оно нуждается в обновлении. Для этого нужна не только связь с Анимой, интеграция чувства, но и отказ от прежней жизни на уровне Персоны. В свое время Персона тоже ведь далась нелегко, жаль разрушать то, что было создано в юности. Грусть, слезы символизируют тоску по безмятежности, тому блаженно-бессознательному состоянию, которое составляет наивную прелесть молодости. Осенний пейзаж относится к этому же комплексу эмоционально насыщенных впечатлений и воспоминаний. Река — символ бессознательного, "разбирательство" с которым и составляет сущность процесса индивидуации. Она окружена оградой (есть препятствия), но ограда невысокая, декоративная (препятствия относительно легкие, связаны в основном с Персо-ной).Чувство грусти свойственно скорее взрослым, чем детям. Взрослые с грустью вспоминают детство и юность. Фигура, персонифицирующая Аниму, хорошо отражает амбивалентные свойства последней (чувственную природу, духовность, мудрость, но также имеет и угрожающий аспект), она носит значимую фамилию, семантика которой показывает, что у сновидца есть надежда на успешную индивидуацию (во сне она приходит к нему домой, т.е. Анима стремится к интеграции с Самостью).
Сновидение 5. Я нахожусь на семинаре у доктора Милтона Эриксона {известный американский психотерапевт, специалист в области трансовой коммуникации — прим. авторов), он сидит в инвалидном кресле. Среди присутствующих я вижу маленького мальчика, у него детский церебральный паралич (ДЦП). Он вместе с родителями, и мне не нравится его отец, — может быть, потому, что, когда он улыбается, видно, что передние зубы у него золотые. Я продолжаю наблюдать за присутствующими, некоторые из них уже погрузились в транс (кто-то сидит, кое-кто ходит или раскачивается на месте). Затем мой взгляд снова падает на мальчика, и я поражаюсь тому, что происходит: по мере того, как мальчик освобождается от симптомов ДЦП (восстанавливается координация движений, изменяется походка и т.п.), его отец на моих глазах превращается в черта — появляется хвост, рога копыта, он становится черным, опять сверкают золотые зубы. Я с ужасом оглядываюсь вокруг, но никто, кроме меня и М.Эриксона, этого не видит. Я смотрю ему (Эриксону) в глаза, пытаюсь найти там понимание происходящего, но чувствую, что сама погружаюсь в гипнотическое состояние. Во второй части сновидения я оказываюсь дома у моей подруги, во дворе (хотя на самом деле живет она в квартире). Там находится огромный бассейн с голубой морской водой, и я иду купаться. Я в купальнике, но когда начинаю плыть, то понимаю, что он мне мешает, и снимаю его. Хочу бросить купальник на берег — и вижу, что никакого берега нет, двора и дома тоже, вообще ничего, а я в открытом море и вокруг ни души. Вторично переживаю состояние панического ужаса, ногу сводит судорогой, и я начинаю тонуть. Но внезапно ужас сменяется блаженством, состоянием покоя, я замечаю, что не умерла и могу жить и дышать под водой, Я опускаюсь на дно, оно покрыто разноцветными водорослями (напоминает мозаику), там есть солнечный свет. Пока я созерцаю эту картину, ко мне подплывают русалки, очень красивые, с длинными волосами, красивыми блестящими хвостами, и начинают водить вокруг меня хоровод. Я начинаю танцевать вместе с ними, у меня тоже русалочий хвост. Потом русалки разбегаются, я остаюсь одна, а передо мной на троне восседает Нептун, очень величественный, в одной руке у него трезубец, а в другой — зеркальный шар. Его лицо напоминает мне лицо Милтона Эриксона, как он изображен на обложках своих книг. Он говорит, что мне пора возвращаться, я и так здесь задержалась. Я отвечаю: "Нет! Не хочу!" Он велит смотреть на зеркальный шар, тот начинает вращаться, а Нептун уверяет, что я еще смогу попасть в их мир. Я смотрю на шар и вижу себя с трехлетнего возраста и до сегодняшнего момента — как бы происходит смена моих разных фотографий. Я просыпаюсь. Толкование. Сновидение, иллюстрирующее процесс индивидуации. Общий контекст сна задан индивидуальностью сновидицы на очередном этапе ее личностного и профессионального роста. Сновидица (ее зовут Ольга) — аспирантка кафедры психологии, занимается исследованием трансовой коммуникации (откуда фигура М.Эриксона и мотивы транса в сновидении). Мальчик с ДЦП символизирует ее представления о процессе собственной индивидуации (она, естественно, хорошо знакома с аналитической психологией Юнга). Быстрое исцеление мальчика соответствует динамике ее научной деятельности в области эриксоновского гипноза. Облик теневой фигуры отца ребенка в сновидении заставляет вспомнить, что муж сновидицы по профессии — стоматолог. Золотые зубы для Оли — символ материального благополучия, не подкрепленного духовной состоятельностью. Сновидение компенсаторно показывает искаженную, одностороннюю трактовку Ольгой своей семейной ситуации: в то время, как она сама, ее Самость (мальчик) развивается и исцеляется (идея индивидуации как исцеления очень близка сновидице) в процессе изучения психологии, ее муж, вынужденный кормить семью и зарабатывать деньги, превращается в теневую фигуру. Теневые свойства, правда, в основном относятся к атрибутике Персоны (хвост, рога, черный цвет, золотые зубы), но и они достаточно показательны сами по себе. Вторая часть сновидения иллюстрирует начальный опыт процесса индивидуации, протекающего у Оли достаточно активно. Купание в море (бессознательном), ненужность внешних атрибутов (купальника, символизирующего Персону) при погружении в мир архетипических содержаний, ужас и сменяющее его блаженство — все это достаточно типичные мотивы, связанные с индивидуацией. Русалки в олином сне — замечательный символ Персоны юнгианского аналитика — яркая, сверкающая чешуя, длинные волосы, очаровательная внешность плюс владычество над стихией бессознательного (морем). Ольге очень хочется обзавестись такой Персоной. Последняя, третья часть сновидения выражает проспективную функцию в отношении индивидуации Ольги. Величественный Нептун, соединяющий в себе черты М.Эриксона и юнгианского аналитика, велит сновидице заниматься своим прямым делом (основной темой научного исследования), обещая, что в этом случае она всегда сможет вернуться в манящий мир аналитической психологии. Одновременно он возвращает ее из приятного, бессознательного, недифференцированного существования (в море) в реальный мир сознания и деятельности, В зеркальном шаре-Самости мелькают лица сновидицы на различных этапах ее личностного роста. Бурные аплодисменты. Однако этот сон в действительности имеет не столь уж оптимистичный характер. Сущность процесса индивидуации,- говорит бессознательное Ольге, — вовсе не в том, чтобы обзавестись роскошной блестящей (со сверкающей чешуей) Персоной. Становление Самости предполагает высший уровень сознательного существования, его-то как раз и не видно в сновидении. В обоих случаях (на семинаре у М.Эриксона и перед троном Нептуна) сновидица впадает в транс, т.е. погружается в глубины бессознательного существования. Ее представления о том, что Персона-психотерапевт (ее собственная) лучше Персоны-стоматолога (ее мужа) абсолютно несостоятельны, Милтон Эриксон (Авторитет с большой буквы) этого не подтверждает — "я не могу найти в его глазах понимания происходящего". Атрибутика обеих Персон в сновидении одна и та же (хвост). В целом компенсаторная функция этого сна выражена очень четко, а проспективная в какой-то степени совпадает со сверхредуцирующей (Нептун-Эриксон, изгоняющий сновидицу из моря). Основная цель сновидения, по-видимому, состоит в коррекции сознательной оценочной установки по отношению к деятельности мужа и своей собственной.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Юнгианский анализ личного мифа
Случай 1. Клиентка, молодая женщина 25-28 лет (назовем ее Наталья О.), обратилась за консультацией по поводу навязчивого сновидения, которое преследует ее в течение десяти лет. В сновидении она находится в воде (море, озеро), вода глубокая и темная. Ей страшно, она пытается плыть, но не может пошевелить ни рукой, ни ногой. Постепенно она начинает тонуть, задыхается и просыпается с чувством ужаса. Сон характеризуется как "самый страшный кошмар". Наталья неоднократно пыталась "разгадать" сон с помощью различных "сонников", часто рассказывала его друзьям и близким с той же целью. В разные периоды жизни она считала это сновидение знаком грядущей болезни, неприятностей и беды. В юнгианстве вода, тем более темная — символ бессознательного. Сон указывает на "бессознательность" жизни клиентки, ее машинальное существование по принципу "пусть все идет как раньше" и одновременно предупреждает об опасности такого способа жизнедеятельности. Поскольку сновидение повторялось, аналитик (АН) решил прояснить основные устойчивые концептуализации жизненной стратегии клиентки (К): АН: Какие сказки или истории приходят Вам на ум в связи с этим сновидением? Те, в которых есть плывущие по воде персонажи? К: Не знаю... Во всяком случае, не "Русалочка" Андерсена, я эту сказку не люблю и сама Русалочка у меня симпатии не вызывает. "Сказка о царе Салтане" не годится — там они в бочке плывут. АН: А "Дюймовочка"? К: Нет, это тоже не подходит... И я не Серая Шейка... хотя она там плавала, чтобы от смерти спастись. (Задумывается). АН: Вы помните сказку про двух лягушек, которые свалились в горшок со сметаной? Что с ними дальше было? К: Ну да, и одна из них сбила масло и спаслась, а другая... Но я же не собью масло из воды? (Пауза). Знаете, мне приходит в голову, что, хоть я и не плыву, меня иногда во сне что-то как бы выталкивает из воды, и тогда все прекрасно, и ощущение такое радостное... Но сон все равно страшный, потому что выталкивает в самый последний момент, когда я уже задыхаюсь. Можно утонуть. И вообще, во сне я не плаваю, а как бы вишу в воде. Но я могла бы попробовать...поплыть. Что Вы скажете? АН: Расскажите сказку про то, как Вы плаваете. К: Но я же не знаю такой сказки! АН: Ну так придумайте. Сочините ее прямо сейчас. К: Я плыву...Плаваю в море, это очень приятно, я плаваю сколько хочу, а потом выбираюсь на берег. (Постепенно, по мере рассказывания Наталья все больше воодушевляется, говорит уверенно и эмоционально).Это остров, но не необитаемый, а такой... Там пляж, лес, очень красивый. Я иду по лесу, рву цветы на полянах... Прихожу к Бабе-Яге. Но она меня не съедает, совсем наоборот.,. Угощает меня обедом. АН: Напоила-накормила и спать положила? К: Ну да, она добрая. Она, наверное, даже дала мне платье, а то неудобно по лесу в купальнике. Платье очень простое, типа рубашки... Как сарафан! АН: А еще что она Вам дала? К: А еще клубочек волшебный. Он катится, и я за ним иду. АН: И куда Вы приходите? К: На берег моря. Там стоит дуб. (Темп речи ускоряется). На дубе сундук. В сундуке заяц, а в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — иголка. Нет, волшебная палочка! Я ее достаю... она красивая, позолоченная...Золотая! Очень красивая. (Продолжительная пауза). АН: И что Вы делаете? К: Ничего не делаю. На самом деле она мне не нужна. АН: Такая длинная, красивая сказка про то, как Вы идете к волшебной палочке — и она оказывается ненужной? К: Да! Мне не нужна волшебная палочка, потому что я все хочу делать сама. Вот я ее взяла, покрутила в руках и положила назад за ненадобностью. Пусть ее кто-то другой найдет! АН: И Вы теперь все намереваетесь делать сама? Будете плыть? К: И поплыву, и масло собью! АН: А Вы не вспомните теперь сказку, где все это есть? И главный герой — плывущий персонаж? И он тоже все сам делает? К: Нет, я сдаюсь. АН: Но это же "Гадкий утенок"! Вспомните эту сказку. К: Да, действительно! Неужели это обо мне? Ведь утенок на самом деле был лебедем... Значит, и я тоже со временем превращусь... вернее, стану сама собой. Это замечательно! Через несколько дней Наталья О. пришла к аналитику и рассказала, что в тот же день перечитала сказку о гадком утенке и плакала. Данная сказка стала для нее стратегическим указанием жизненного пути. Заметим, что в мировом художественном творчестве это одна из наиболее выразительных историй об индивидуации Самости, аутопластически повторяющая данный юнгианский концепт. Случай 2. Клиентка (назовем ее Людмила Г.) была участницей семинара по основам юнгианского анализа. Это молодая замужняя женщина 25 лет, преподаватель вуза. Ее муж — представитель свободной творческой профессии, у них двухлетний сын. В прошлом Людмила жаловалась на сложные жизненные обстоятельства и проблемы, к числу которых относила в первую очередь отношения с мужем. Людмила Г. — сдержанная, спокойная и уравновешенная личность интровертного типа. Знакомство с методами аналитической психологии вызвало у нее желание проанализировать свой личный миф, что и было сделано на одном из практических занятий семинара. Вначале Людмила рассказала свою любимую сказку "Заяц по имени Чок". Пересказ был беглым и эмоционально невыразительным, так что у аналитика сложилось впечатление о том, что данная сказка к личному мифу Людмилы прямого отношения не имеет. Далее приведем сокращенную стенографическую запись работы с ней. АН: Скажите, кто Ваш любимый писатель? К: Чехов. Очень люблю его рассказы, постоянно их перечитываю. АН: Представьте, что Вам необходимо рассказать о Чехове человеку, который совершенно не знаком с его творчеством. И рассказать так, чтоб было понятно, какой это замечательный писатель. Что Вы расскажете? К: Ну, о жизненном пути Чехова я знаю мало, за исключением того, что относится к его дружбе с Левитаном. У Левитана были сложные отношения с женщинами, он то стрелялся из-за них, то тут же бросал, потому что они ему надоедали. Такой, в общем, был... невротик. И Чехов описал роман Левитана в одном из своих рассказов, очень правдиво, так что они поссорились. (Заметим в скобках, что последние слова Людмила произнесла очень выразительно, с нажимом, было очевидно, что она эмоционально вовлечена в то, о чем рассказывает. Напомним, что ее муж имеет аналогичную профессию. Все это послужило аналитику ориентиром для дальнейших действий). АН: Вы помните этот рассказ? К: Да, я его очень люблю, только название* (Это рассказ А.П.Чехова "Попрыгунья") выскочило из головы. Но я его прекрасно помню! АН: Расскажите его, пожалуйста. К: В общем, это рассказ про одну женщину, вернее, молодую девушку. Она была пустая и поверхностная, рассказ начинается с того, как она едет к портнихе на примерку платья. Видно, что она мещанка суетная. В жизни для нее было главное — знакомиться со знаменитостями, и приглашать их к себе на вечеринки. А тех, кто ей надоедал, она после не приглашала, и друзей у нее не было, потому что она гонялась за все новыми людьми. Ее жизнь так и шла, и у нее был роман с одним человеком, знаменитостью, а потом она ему надоела, и он ее бросил. И она думала, что жизнь кончена, а тут к ней посватался один очень хороший человек, доктор Дымов. И она вышла за него замуж, но его совсем не любила, и изменяла ему, и продолжала гоняться за знаменитостями. И у Дымова был друг, она и с ним изменила... Все эта история с другом ~ это как раз то, из-за чего Левитан с Чеховым поссорился. А Дымов был настоящий ученый, очень талантливый. Но она этого не понимала, что рядом с ней человек незаурядный, и все продолжала гоняться за знаменитостями. Она была... хотела быть светской женщиной, а муж был ученым. Она совсем за ним не следила, не уделяла ему внимания, и вот он заболел дифтерией, заразился. Он был уже при смерти, а она все наряжалась. И тут начали приходить к ее мужу знаменитые врачи, и вообще люди очень известные хотели повидать его перед смертью, поддержать. И тут она поняла, что Дымов и есть настоящая знаменитость, к нему ведь приезжали люди, которые на нее и смотреть бы не захотели. И она всю ночь думала, и утром пришла к мужу помириться... покаяться... а он уже умер. (После паузы). Вообще-то ее жалко, она не была дурной женщиной по-настоящему, а просто глупенькая. Дымов ее тоже не понимал. Как-то она раскаивалась в измене, а он не понял ничего. Жалко ее. (Видно, что чувства Людмилы по отношению к героине рассказа амбивалентны. Объективно чеховская Оля не должна вызывать симпатий, но рассказчица не то чтобы отождествляется с определенными чертами или поступками героини, но видит некоторое сходство с собой, протестует и вынуждена согласиться с этим одновременно. Ее рассказ очень информативен.) АН: Что главное в Оле, героине рассказа? К: У нее нет собственного содержания, она пустая. Чтобы заполнить пустоту, ей нужен мужчина, а сама по себе она ничтожество. АН: У Чехова есть еще одна подобная героиня, помните? К: Ну да, которая была замужем сначала за актером, потом за торговцем лесом... АН: Как этот рассказ называется? (Клиентка не может вспомнить. Группа подсказывает хором: "Душечка"!) АН: Что общего у Душечки с Олей? К: Обе они пустые внутри, мне Душечка никогда не нравилась. У женщины должно быть свое содержание жизни, а не приставка к мужу. АН: Давайте их немного посравниваем — что у них общего, а что различается. С каким архетипом структуры личности можно соотнести эти фигуры? К: Ну, с Анимой, вероятно... (Участники группы отмечают, что Душечка — Душа — буквально Анима). АН: Только Душечка, скорее всего, олицетворяет позитивные аспекты Анимы, а Оля — негативные. Вы согласны? К: В общем, да. АН: А если бы доктор Дымов был женат на Душечке? Что бы было? К: Хорошо бы было! Он бы реализовал себя. У них был бы идеальный брак... (Задумывается. Лицо и мимика Людмилы выражают напряженную внутренюю работу. В этот момент она поняла, что самораскрытие произошло и приняло несколько неожиданное направление). АН: Скажите, Ваш муж похож на Дымова? К: Нет, он совсем не такой! Дымов был внимательный, и безотказный, и совсем не эгоист. И он ничего такого от Оли не требовал — чтобы она ему жизнь посвятила и вообще... АН: А в чем Ваш муж все-таки похож на Дымова? Наверное, в главном — он тоже очень одаренный человек, как музыкант он, скорее всего, не менее талантлив, чем Дымов как ученый, верно? К: Ну да. В общем, да, но Дымов все-таки лучше. АН: Но ведь и Вы лучше Оли, правда? И намного, насколько я могу судить. К: Конечно, я на нее во многом похожа. Но я не такая, как она, и не такая, как Душечка. АН: Так что говорит Ваш личный миф? К: Ну, наверное мне нужно быть больше похожей на Душечку... Мне нужно как бы идти между ними посредине, не уклоняясь ни вправо, ни влево. АН: То есть нужна медиация между этими двумя аспектами Анимы. И тогда Ваша жизнь будет более гармоничной, и отношения в семье станут лучше. Ваш миф одновременно и предостерегает Вас от негативных проявлений Анимы-Оли, и указывает на Аниму-Душечку как на образец для подражания. Ваше бессознательное знает о том, как важно для Вас позаимствовать у Душечки ряд черт и свойств, хотя сознательно Вам этот образ не нравится и вызывает сильное противостояние, К: А что еще есть в моем личном мифе? АН: Он содержит информацию, относящуюся к Персоне и Тени. Займемся ими? К: Ну, про Тень, пожалуй, не надо на группе. Мне и так все в общих чертах ясно...(Клиентка действительно достаточно рефлексивна для этого. Однако аналитик все же счел нужным эксплицировать некоторую информацию, вытесненную в процессе припоминания сюжетов). АН: Вспомните, что сказал друг Дымова, тоже врач, перед самой его кончиной. К: Давайте не будем об этом. Ко мне это не относится. (Аналитик не счел нужным проговаривать данный эпизод в групповом обсуждении и выполнил просьбу клиентки). АН: А всю историю болезни Дымова Вы помните? К: Ну, помню. АН (мягко): Речь о том, что Дымов ведь умер. Все это серьезно. Немало мужчин в конце концов погибает из-за теневых аспектов своей Анимы. К: (воинственно): Не волнуйтесь, я своему мужу смерти не хочу! (Некоторое время группа в шутливом тоне обсуждает проблему женского коварства. Это разряжает ситуацию, а клиентка получает необходимую передышку после работы над личностно значимым и несколько болезненным материалом. Аналитик видит, что она мож"ет продолжать работу, хотя и не очень хочет этого). АН: Вернемся теперь к Персоне? К: Ну, у этой Оли Персона совершенно ужасная! Как она за любовниками гонялась, и лживая была до невозможности, вся такая фальшивая, неискренняя. Ко мне этого никакого отношения не имеет. АН: Но ведь и жалко ее, глупую? К: Жалко... Вот именно что глупую! Была бь; она хитрой — другое дело. АН (мягко): Но для Дымова и ее хитрости хватило. Ведь он-то был совсем не хитрый. К: Ну да, как мой муж. (Спохватывается). В общем, с этим все ясно, Н.Ф. (обращение к аналитику), давайте дальше. АН (после паузы): И вот что интересно — ведь у Душечки тоже был любовник, ветеринар, помните? И она тоже, глупая, бесхитростная, не скрывала... К (перебивая): Да, она как попугай, за ним повторяла про антисанитарные условия содержания животных, про эпизоотии — все, что он говорил. АН: И ее никто не осуждал! Так и оставалась Душечкой, несмотря на это, И чувствуется, что и сам Чехов не осуждает, а ведь он был человеком высочайшей нравственности. Как Вы думаете, почему? К: А что тут думать? Дура, и все. Чехов был выше этого. АН: Я думаю, совсем нет. Она была не дура, а аутентичная, искренняя, а вот Оля — та фальшивая. Душечка же — именно бесхитростная, а не глупая, без хитрости. Можно сказать, наоборот, Душечка — вечно женственное — мудрая. К: И Вы всьерез считаете ее мудрой? А Вам самой это подходит? (Здесь следует обратить внимание на конфронтацию с аналитиком, точнее, на попытку клиентки поймать аналитика на противоречии. На самом деле противоречия нет, и аналитик пос-лностыо конгруэнтен в своих высказываниях. Клиентка высоко ценит свою автономность даже в тех аспектах, где последняя идет во вред отношениям с близкими. На уровне Персоны у Людмилы Г. есть проблемы, связанные с психологической ценой постоянного поддерживания маски невозмутимого спокойствия). АН: Речь не обо мне. Но я действительно очень высоко ценю Душечку, это совершенно изумительный образ. Особенно прекрасно в ней то, что она никогда не выдает желаемое за действительное, она даже не представляет себе, что такое возможно. Что Вы об этом думаете? К: Я понимаю, Душечка следует своей внутренней природе. Но я совсем другая. АН: Никто и не предлагает Вам быть Душечкой, разве только в том смысле, чтобы просто быть собой. К: А что можно сказать о моей Самости? АН: Ну, это уж лучше Вам самой знать. Миф только говорит, что Дымов — явно позитивный аспект Анимуса — именно с Душечкой имел бы идеальный брак, К: Ничего себе! Я должна стать Душечкой в угоду своему Дымову! АН: Ну, так будьте Олей. (Клиентка озадачена и рассержена. Ей явно не нравится предложенная альтернатива). Люда, ведь проблема совсем не в том, что Вы похожи на Олю, просто на уровне Персоны Вы считаете — уж лучше быть такой, как Оля, чем такой бесхребетной, как Душечка. А миф показывает Вам, что есть более конструктивный вариант. Вот и все. К (после длительной паузы): Да-а... Хорошенькое дело этот личный миф! Во всяком случае, я подумаю.(С шутливым воодушевлением): Пойду попробую себя в роли Душечки! Бедная моя Самость... АН: Не такая уж и бедная, если на сознательном уровне формирует запрос по поводу улучшения отношений с мужем. Мы, женщины, часто таковы — громогласно требуем свободы, а в действительности хотим простого семейного счастья, благополучия, защищенности. К: Вы хотите сказать, что именнно этого хочет моя Самость? АН: Я лишь уверена в том, что пресловутой свободы хотят Персона вместе с Тенью — это очевидно. К: А сейчас Вы еще расскажете про негативную "свободу от" и позитивную "свободу для"... АН: Не стану, раз уж Вы сами вспомнили. Думаю, что анализ Вашего личного мифа можно считать законченным.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление