Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Второй постулат




 

Те масонские братья, которые изучали этот вопрос, признают исторический факт существования братства Розы и Креста, но не все из них соглашаются в том, как возник орден. Одна группа считает, что орден родился в средневековой Европе в результате алхимических поисков. Роберт Маккой, масон 33‑й степени, верит, что истинным основателем ордена был немецкий теолог Иоганн Валентин Андреа. Кроме того, некоторые предполагают, что этот способный человек реформировал уже существовавшее общество, основанное еще сэром Генри Корнелиусом Агриппой. Некоторые полагают, что розенкрейцерство явилось результатом первого вторжения буддийской и браминской культуры в Европу. Наконец, многие считают, что общество Розы и Креста было основано в Египте в те времена, когда эта страна первенствовала в философии, и что общество продолжало мистерии персов и халдеев.

В своем «Апокалипсисе» Годфри Хиггинс пишет: «Розенкрейцеры Германии не имели понятия о своем происхождении, но по традиции они считают, что происходят от древних египтян, халдеев, магов и гимнософистов». (Последнее имя было дано последователями Александра Македонского касте погруженных в медитацию нагих мудрецов, которых они обнаружили на берегах индийских рек.) Все сходятся на том, что история отца C.R.C., подобно масонской легенде о Хираме Абиффе, является аллегорией и не должна пониматься буквально. С подобной же проблемой сталкиваются исследователи Библии, которые находят зачастую не просто трудным, но и невозможным, буквальное прочтение и толкование Священного Писания.

Допуская существование розенкрейцеров как тайного общества, преследующего философские и политические цели, представляется замечательным, что эта организация, имеющая членов во всех странах Европы, смогла сохранить особую секретность в течение нескольких столетий. Тем не менее братство Розы и Креста преуспело в этом. Очень многие философы и ученые подозревались в близости к ордену, среди них сэр Фрэнсис Бэкон и Вольфганг фон Гете, но их принадлежность к организации никогда не была доказана к удовлетворению прозаически настроенных историков. Много было псевдорозенкрейцеров, но истинные члены древнейшего и секретного ордена неизвестных философов успешно оправдали свое имя и по сей день остаются неизвестными.

В Средние века появилось много трактатов, претендующих на то, что они принадлежат перу розенкрейцеров. Многие из них были, однако, подделками и писались с целью самопрославления недобросовестными людьми, которые использовали почетное и магическое имя розенкрейцер в надежде на получение религиозной и политической власти. Эта ситуация сильнейшим образом запутывает и мешает современным исследованиям общества. Одна группа псевдорозенкрейцеров дошла до того, что снабдила своих членов черными шнурками, которые служили им для опознания друг друга, являясь предупреждением о том, что в случае измены ее член будет удушен этим шнурком. В литературе мало что сохранилось из описания принципов розенкрейцерства, потому что исходное братство публиковало только фрагментарные отчеты о своих принципах и деятельности.

В своем труде «Секретные символы розенкрейцерства» д‑р Ф. Хартманн описывает братство как «секретное общество людей, обладающих сверхчеловеческими, если не сверхъестественными, силами; говорят, они были способны предсказывать будущие события, проникать в глубочайшие тайны природы, превращать железо, медь, олово в золото, приготавливать эликсир жизни, или универсальную панацею, с помощью которых они могли сохранять вечную молодость, и более того, полагали, что они могли повелевать стихийными духами природы и знали секреты философского камня, субстанции, делавшей его обладателя всемогущим, бессмертным и мудрейшим».

 

Из книги «Основные фигуры розенкрейцеров»

РОЗА РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ

Роза есть символ йони, ассоциируемый с порождением, плодородием и чистотой. То обстоятельство, что растение расцветает, раскрывая свой бутон, явилось причиной того, что оно было выбрано символом духовного развития. Красный цвет розы говорит о крови Христа, а золотое сердце, скрываемое в середине цветка, соответствует духовному золоту, скрытому в человеческой природе. Число лепестков равно десяти, что является тонким напоминанием о совершенстве этого пифагорейского числа. Роза символизирует сердце, а сердце всегда понималось христианами как эмблема добродетелей любви и сострадания, точно так же как природа Христа является персонификацией этих добродетелей. Роза была религиозной эмблемой, начиная с самых древнейших времен. Она была у греков символом восхода солнца. В своих «Метаморфозах, или Золотом Осле» Апулей, превратившись в мула из‑за своей глупости, возвращает себе человеческую форму, поедая священную розу, данную ему египетскими жрецами.

Присутствие розы на мемориальной доске Мартина Лютера породило много спекуляций о том, была ли какая‑нибудь связь между Реформацией и деятельностью братства Розы и Креста.

Тот же автор определяет розенкрейцеров как «людей, которые путем духовного пробуждения добиваются практического знания секретного значения Розы и Креста. Назвать человека розенкрейцером – не значит

сделать его таковым, точно так же, как назвать человека христианином еще не значит сделать его Христом. Настоящим розенкрейцером или масоном сделаться нельзя, им можно стать только путем роста и развертывания своей божественной власти над собственным сердцем. Невнимание к этому принципу является часто причиной того, что многие церкви и секретные общества весьма далеки от того, чем они себя называют».

Символические принципы розенкрейцерства столь фундаментальны, что они до сих пор не оценены должным образом. Диаграммы и чертежи, в которых рассматриваются важнейшие космические принципы, трактуемые с философским пониманием, выглядят весьма свежими по сравнению с ортодоксальной узостью, превалировавшей в те дни.

 

Из книги «Основные фигуры розенкрейцеров»

ЗОЛОТОЙ КРЕСТ РОЗЫ

Говорят, что этот крест сделан из духовного золота и что каждый брат носил его на груди. На нем нанесены алхимические символы соли, серы и ртути, а также звезда планет. По краям креста – слова ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ и ТЕРПЕНИЕ. Двуглавый орел, или феникс, весьма тонко отражает андрогинное состояние человеческого существа. Алхимия розенкрейцеров имела дело не с одними лишь металлами. Само тело человека было алхимической лабораторией, и никто не мог быть признан адептом розенкрейцеров, пока он не мог выполнить высочайшего эксперимента превращения основных металлов невежества в чистое золото мудрости и понимания.

Согласно доступным свидетельствам, розенкрейцеры были связаны больше взаимным притяжением, нежели законами братства, братья Розы и Креста жили неприметно, работали упорно, владея обычными профессиями, и не раскрывали своей принадлежности к ордену даже своим близким. После смерти C.R.C. большинство братьев как будто не имели определенного центра для встреч. Какими бы ни были ритуалы у ордена, они столь тщательно охранялись, что никогда не были раскрыты. Без сомнения, они зиждились в химической терминологии.

 

РАСПЯТАЯ РОЗА

Символом братства розенкрейцеров было изображение розы, распятой на кресте. Крест часто при этом изображался стоящим на постаменте из трех ступенек. Часто деятельность ордена символизировалась крестом, возникающим из розы. Розенкрейцеровская роза была изображена на Круглом Столе короля Артура.

Усилия в проникновении в орден были, очевидно, тщетными по той причине, что розенкрейцеры сами выбирали себе учеников. Придя к согласию относительно кого‑либо, кто был, по их мнению, достоин их прославленного общества, они сносились с ним самым таинственным путем. Он мог получить письмо, либо анонимное, либо с печатью «C.R.C.» или «R.C.». Ему предлагалось пойти в определенное место в определенное время. Что ему там открывалось, он никогда не говорил, хотя во многих случаях его последующие сочинения обнаруживали новое влияние на его жизнь, которое углубляло его понимание и обогащало его интеллект. Некоторые из них в аллегорическом виде представляли в сочинениях то, что они испытывали в августейшем присутствии братства Розы и Креста.

Бывало и так, что к алхимикам в их лаборатории приходили странные посетители, которые вступали в разговоры о секретных процессах в герметических искусствах, открывали некоторые секреты и уходили, не оставляя никаких следов. Другие говорили, что братья Розы и Креста общаются с алхимиками через сны и видения, открывая секреты герметической мудрости людям во сне. Будучи проинструктированы, избранные были связаны обязательством хранить секреты не только в отношении химических формул, но и методов, которыми они получили их. И хотя эти безымянные адепты подозревались в принадлежности к братству Розы и Креста, эти предположения не были подтверждены и остались лишь догадками.

Многие подозревали, что роза розенкрейцеров является стилизацией египетского и индийского цветущего лотоса с тем же самым значением, которое имеет этот более древний символ. В «Божественной Комедии» Данте Алигьери обнаруживается знакомство с теорией розенкрейцеров. Относительно этого Альберт Пайк в своей «Морали и догме» делает следующее примечательное утверждение: «Его Ад есть не что иное, как отрицание Чистилища. Его небеса состоят из серии каббалистических кругов, разделенных крестом, подобно пятиугольнику Иезекииля. В центре этого креста была цветущая роза, и мы видим символ адептов Розы и Креста, впервые опубликованный открыто и сопровождающийся почти полным объяснением».

Всегда существовали сомнения в отношении того, происходит ли имя розенкрейцер от символа розы и креста или же имя было придумано для того, чтобы увести в сторону от истинной природы и назначения ордена. Годфри Хиггинс полагал, что слово розенкрейцер происходит не от цветка, а от слова ros, означающего росу. Интересно отметить, что слово ras означает мудрость, а слово rus переводится как сокрытие. Несомненно, что все эти значения внесли вклад в символизм розенкрейцерства.

А. Э. Уэйт согласен с Г. Хиггинсом в том, что процесс образования философского камня с помощью росы был секретом, скрытым в имени розенкрейцеров. Вполне возможно, что роса, на которую есть ссылки в алхимических работах как на таинственную субстанцию в человеческом мозге, близко напоминает описание росы, которая, по представлениям алхимиков, падая с неба, искупает землю. Крест есть символ человеческого тела, и два символа – роза и крест – означают, что душа человека распята на теле и держится на трех гвоздях.

Вполне возможно, что розенкрейцеровский символизм есть продолжение секретного египетского герметизма, что общество неизвестных философов есть истинное связующее звено в цепи между масонством с его символизмом и древним египетским герметизмом. В книге «Доктрина и литература Каббалы» А. Э. Уэйт делает следующее важное наблюдение: «Есть определенные указания на то, что возможна связь между масонством и розенкрейцерством, и если ее существование будет доказано, это явится первым звеном в связи с прошлым. Однако свидетельства в пользу этой точки зрения не являются убедительными. Масонство как таковое, несмотря на его близость к мистицизму, о котором я только что говорил, не явило какого‑либо мистического характера и не прояснило, как оно пришло к своим символам».

Многое из того, что было связано с развитием масонства, считалось исследователями на самом деле розенкрейцеровским. Например, Роберт Фладд, среди прочих, даже писал в защиту этой организации. Фрэнк Хиггинс, современный масонский символист, писал: «Д‑р Эшмоул, член этой организации (розенкрейцеров), почитался масонами как организатор первой великой ложи в Лондоне» (см. «Древнее масонство»). Элиас Эшмоул был одним из звеньев в цепи интеллектуальных связей розенкрейцеров и масонства. Энциклопедия «Британиика» отмечает, что Элиас Эшмоул был посвящен в масонский орден в 1646 году, и далее утверждает, что он был первым джентльменом‑любителем, который был туда принят.

 

Из Большого собрания сочинений Р. Фладда

СИМВОЛИЧЕСКАЯ ДИАГРАММА ОПЕРАЦИЙ ПРИРОДЫ

Эта гравюра де Брая является самой знаменитой из диаграмм, иллюстрирующих философские принципы Роберта Фладда. Три фигуры обнаруживают поразительную связь между розенкрейцерством и масонством: Михаэль Майер, Элиас Эшмоул и Роберт Фладд. Де Куинси считает Роберта Фладда непосредственным основателем масонства. Артур Эдвард Уэйт говорит о Фладде как о самом видном ученике Парацельса и даже заходит настолько далеко, что полагает, что ученик превзошел учителя. Он далее добавляет: «Главным автором розенкрейцеровской литературы, интеллектуальным гигантом, возващающимся над толпой шулеров, теософов, профессоров‑шарлатанов, которые так или иначе были связаны с таинством братства, был Роберт Фладд, великий английский мистический философ XVII века, человек потрясающей эрудиции и, судя по его сочинениям, чрезвычайной святости» (см. «Подлинную историю розенкрейцеров»). Роберт Фладд родился в 1574 году и умер в 1637 году. Показанная выше диаграмма де Брая понятна без объяснений. За пределами круга звездных небес находятся три огненных круга эмпирей (тройной огонь Верховного Творца), в которых обитают небесные создания. Внутри звездного кольца находятся кольца планет и элементов. После элемента воздуха идет элемент мира (земли). За кругом животных следует круг растений, за которым, в свою очередь, следует круг минералов. Затем идут различные труды, и в центре земного шара находится сидящая фигура человеко‑обезьяны, измеряющая сферу парой компасов. Эта маленькая фигура представляет животное создание. Вверху, во внешнем кольце огня, – священное имя Иеговы, окруженное облаками. Из этих облаков выходит рука, держащая цепь. Между божественной сферой и низшим миром, персонифицированным обезьяной, находится фигура женщины. Следует заметить, что рука женщины прикована к цепи. Эта женская фигура может иметь несколько интерпретаций: она может представлять человечество, подвешенное между божественным и животным, она может представлять природу как связь между Богом и низшим миром, или же она может представлять человеческую душу – общий знаменатель высшего и низшего миров.

По этому же поводу Папюс в книге «Богемское Таро» писал: «Мы не должны забывать, что розенкрейцеры инициировали Лейбница, а через Эшмоула – и основателей современного масонства. Если инициация масонства восходит к великим тайнам Египта (а символизм масонства указывает на это), тогда можно предположить, что они получили свою информацию от этого общества, чье существование они допускали и которое было достаточно сведуще для того, чтобы учить символам и аллегориям».

Одна версия по поводу взаимосвязи этих двух, орденов сводилась к тому, что масонство выросло из розенкрейцерства, другими словами, что «неизвестные философы» стали известными через организацию, которую они создали для действия в материальном мире. Далее эта версия говорит, что розенкрейцеры, недовольные своим творением, молча отошли от масонства, оставив ему символизм и аллегории, но унеся с собой ключи к их секретным значениям. Спекуляции заходят иногда настолько далеко, что утверждают о поглощении масонством розенкрейцерства, и как наследник этого секретного ордена масонство в настоящее время является крупнейшим в мире секретным обществом. Другие не менее ученые умы полагают, что братство розенкрейцеров еще существует, сохраняя свою индивидуальность в результате отхода от масонского ордена.

Согласно широко распространенной точке зрения, штаб‑квартира ордена розенкрейцеров находится вблизи Карлсбада в Австрии (см. д‑ра Франца Хартманна). Другая традиция считает, что существует отдельная, сохраняющая свою индивидуальность организация, называемая Богемскими братьями, которая находится в Шварцвальде в Германии. Одна вещь является определенной: с подъемом масонства орден розенкрейцеров практически исчез в Европе, и пока не появились противоположные утверждения, явно, что 18‑я степень (известная как Роза‑Крест) сохраняет многие из символов розенкрейцеровских Огненных Алхимиков.

В анонимном неопубликованном манускрипте восемнадцатого века, который несет следы розенкрейцеровской каббалистики, появляется такое утверждение: «И все же я сейчас представлю мудрейшему миру парадокс, который надо разрешить, а состоит он в том, что некоторые просветленные люди основали школы мудрости в Европе и по некоторым причинам назвали себя братством Розы и Креста. Но вскоре получилось много ложных школ, испортивших добрые намерения этих мудрых людей. Следовательно, орден не существует больше в том смысле, в каком люди понимают существование, и поскольку братство Seculo Fili называет себя братством Розы и Креста, так и в Seculo Spiritus Sancti они будут называть себя братьями Лилии и Креста или рыцарями Белого Льва. Итак, школы мудрости будут процветать, но почему первый из них был назван именно таким именем, а другие выбрали себе другие имена, может понять только тот, кто понимает природу».

Политические устремления розенкрейцеров выражены в деятельности сэра Фрэнсиса Бэкона, графа Сен‑Жермена и графа Калиостро. Последний подозревался в том, что был эмиссаром тамплиеров, общества, глубоко вовлеченного в трансцендентализм. Широко распространена версия о том, что розенкрейцеры были, по крайней мере, частичными, подстрекателями Французской революции (см., в частности, введение к книге о розенкрейцерах лорда Бульвер‑Литтона «Занони»),

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.