Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы




Дополнительная

Алексеева, Л.Б. Судебное следствие. Суд присяжных: Пособие для судей / С.Е. Вицин, Л.Б. Алексеева, И.Б. Михайловская, Э.Ф. Куцова. - М.: Российская правовая академия МЮ РФ, 1994. ** Имеется в фондах электронных библиотек book.ru, iprbookshop.ru, znanium.com

Бородин, В.И. Оперативно-техническое обеспечение раскрытия преступлений органами внутренних дел / В.И. Бородин, А.В. Шайтанов. - М.,1994. – 342 c. ** Имеется в фондах электронных библиотек book.ru, iprbookshop.ru, znanium.com

Волынский, В.А. Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений / В.А. Волынский. - М., 1994. – 765 с.** Имеется в фондах электронных библиотек book.ru, iprbookshop.ru, znanium.com

Грищенко, В.В. Идентификация человека по запаху за рубежом / В.В. Грищенко // Экспертная практика. - 2000. - № 48. – С. 12-15.

Гросс, Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики. – Новое изд., перепеч. с изд. 1908 г. / Г. Гросс. – М.: Лекс Эст, 2002. – 1088 с. ** Имеется в фондах электронных библиотек book.ru, iprbookshop.ru, znanium.com

Ильичев, В.А. Некоторые вопросы применения полиграфных устройств в раскрытии преступлений // Проблемы использования нетрадиционных методов в раскрытии преступлений: Сб. науч. тр. / В.А. Ильичев, В.Д, Тяптин. – М., 1993. – 278 с.** Имеется в фондах электронных библиотек book.ru, iprbookshop.ru, znanium.com

Мерецкий, Н.Е. Криминалистика и оперативно-тактические комбинации / Н.Е. Мерецкий. – М.: Издательство «Юрлитинформ», 2007. - 368с. ** Имеется в фондах электронных библиотек book.ru, iprbookshop.ru, znanium.com

Немытина, М.В. Российский суд присяжных / М.В. Немытина. - М.: Изд-во БЕК, 1995. – 471 с.** Имеется в фондах электронных библиотек book.ru, iprbookshop.ru, znanium.com

Новая криминалистическая техника: Сб. науч. тр. ВНИИ проблем укрепления законности и правопорядка Прокуратуры СССР. – М., 1989. ** Имеется в фондах электронных библиотек book.ru, iprbookshop.ru, znanium.com

Руководство по расследованию преступлений [Текст] / Т. В. Аверьянова и др.; отв. ред. А. В. Гриненко. - М.: Норма, 2008. - 768 с. ** Имеется в фондах электронных библиотек book.ru, iprbookshop.ru, znanium.com

Яблоков, Н. П. Криминалистика [Текст]: учебник для вузов по специальности "Юриспруденция" / Н. П. Яблоков - М.: Норма, 2009. - 399 с. ** Имеется в фондах электронных библиотек book.ru, iprbookshop.ru, znanium.com

 

 

Учебный курс «Актуальные проблемы теории и практики уголовного процесса, криминалистики и судебной экспертизы» принадлежит к профессиональному циклу обязательных дисциплин, изучаемых по магистерской программе «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза». Изучение данной дисциплины основано на базовых знаниях магистранта по уголовному процессу и криминалистике. Магистрант должен свободно владеть уголовно-процессуальными категориями, иметь представление о понятии, предмете и системе указанных дисциплин. Он должен знать уголовно-процессуальное законодательство и правовые акты ведомственного характера, акты толкования права, разъяснения Верховного суда по вопросам правоприменительной практики. При изучении данной дисциплины магистрант сможет углубить уже имеющиеся знания, ликвидировать пробелы в знаниях отдельных тем. Предполагается, что данный курс поможет обучающимся научиться анализировать конкретные уголовно-процессуальные ситуации, правильно применяя закон, а также совершенствовать навык в составлении процессуальных документов и принятии правильных процессуальных решений. Изучая актуальные вопросы наиболее значимых частей уголовного процесса, студент получит представление о различных точках зрения и различных вариантах решения одной и той же проблемы, предлагаемых учеными-процессуалистами и практическими работниками. Данная дисциплина имеет ярко выраженную практическую направленность, и имеет целью не только закрепление теоретических положений, а активное использование полученных знаний в реальной жизни. Предполагается, что элементы дискуссий буду составной частью не только практических занятий, но и при даче лекционного материала преподаватель будет активно вовлекать слушателей в обсуждение тех или иных проблемных вопросов. На всех занятиях магистрантам рекомендуется иметь при себе УПК РФ и знать о тех изменениях законодательства, которые произошли в непосредственной временной близости. Большую часть курса составляют вопросы уголовного процесса, хотя одна лекция и четыре часа семинарских занятий отведены под изучение актуальных вопросов криминалистической техники. Тема «Актуальные вопросы обжалования приговоров и иных судебных актов», на момент составления учебно-методического комплекса, не являлась теоретически разработанной, поскольку данные положения закона вступят в силу с 1 января 2013 года. В соответствии с этим список рекомендуемых источников включает только УПК РФ с соответствующими изменениями и дополнениями. Автор комплекса посчитала нецелесообразным включение в список литературы учебных пособий, монографий, статей, фиксирующих старые положения закона об апелляции, кассации, надзоре. Эти положения могут быть интересны только в сравнительном и историческом аспекте. Предполагается, что список рекомендуемых источников будет пополняться по мере появления новых работ и накопления судебной практики.

Самостоятельная работа магистрантов является неотъемлемой частью изучаемого курса. Лекции и семинарские занятия представляют собой схематичное представление материала, своеобразный план, в рамках которого магистрант сможет совершенствовать свои знания по уголовному процессу и криминалистике. Небольшое количество лекционных часов (2 часа на уголовный процесс и 2 часа на криминалистику) не позволят преподавателю преподнести материал в развернутой форме. Практические занятия по наиболее важным темам курса не предполагают детальных консультаций магистранта по всему многообразию вопросов процесса и криминалистики. Семинарские занятия будут проходить в интересной форме групповых дискуссий, решении практических задач, комментировании примеров судебной и следственной практики. Разумно полагать, что магистрант на данные занятия должен приходить готовым, обладающим не только базовыми знаниями по конкретному вопросу, но и осведомленным относительно нормативного материала, практики высших судебных органов. Каждая тема, как легко увидеть по плану, содержит обширный перечень актуальных вопросов и проблем, подлежащих разрешению. За два часа, которые предполагается уделить вопросам предварительного следствия, не будет времени на раскрытие базовых понятий, поиск соответствующего материала в УПК РФ.

Контроль за самостоятельной работой магистрантов осуществляется в форме устного опроса (собеседования), выступления студентов на семинарах, научных конференциях, руководства письменными работами (рефератами, научными статьями, сообщениями и т.д.), проверки письменных работ студентов, тестирования.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в учебном процессе, составляет 30 % аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа не могут составлять более 20 % аудиторных занятий.

В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников, выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Студент должен готовиться к предстоящему занятию по всем обозначенным в методическом пособии вопросам. Невыясненные в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с преподавателем.

Магистранты вправе самостоятельно выбрать тему для подготовки научных сообщений и докладов в зависимости от темы семинарского занятия. Учитывая научный интерес, опыт практической деятельности студента, преподаватель вправе дать разрешение подготовить студенту работу по иной теме.

Продолжительность научных сообщений и докладов не должна превышать (в зависимости от освещаемого вопроса, общего количества докладчиков) 5 – 15 минут.

Научные сообщения и доклады должны содержать обоснование актуальности избранной темы, проблемные аспекты рассматриваемых вопросов, указание на материалы судебно-следственной практики, статистические данные, собственный взгляд, позицию, мнение автора работы, конкретные выводы и предложения, направленные на совершенствование законодательства, процессуальных правил и процедур.

Самостоятельная работа магистранта включает в себя использование и применение для подготовки к семинарским занятиям, выполнения контрольного задания, подготовки к зачету следующих баз данных, информационно-справочных и поисковых систем:

- Информационно-правовых справочных систем «Гарант», «КонсультантПлюс», которые установлены в библиотеке Уральского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия»;

- Обозревателей Интернета: Internet Explorer, Google Chrome и т.д.;

- Поисковых систем: yandex.ru, rambler.ru и т.д.;

- Сервера органов государственной власти России. URL: http://www.gov.ru;

- Официального интернет-портала правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru;

- Официального сайта Конституционного Суда РФ. URL: http://www.ksrf.ru;

- Официального сайта Верховного Суда РФ. URL: http://www.supcourt.ru;

- Официального сайта Судебного департамента при Верховном Суде РФ. URL: http://www.cdep.ru;

- Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие». URL: http://www.sudrf.ru;

- Официальных сайтов судов общей юрисдикции.

Выполнение контрольного задания является одной из форм самостоятельной работы магистрантов, подводит итог учебной и научно-исследовательской видам деятельности, формирует у магистрантов навыки практических действий. Успешному выполнению контрольного задания способствует изучение учебной, научной, справочной литературы, нормативных источников, материалов судебно-следственной практики.

Изучение магистрантом материала должно носить системный характер, что определит успешную его подготовку к зачету. Требования, предъявляемые на зачете, обусловлены программой учебной дисциплины.

Готовясь к семинару, магистрант должен самостоятельно:

- проработать соответствующие разделы учебных пособий, чтобы иметь представление о выносимых на обсуждение проблемах;

- изучить дополнительную литературу, в тех источниках, которые предложены в данном комплексе, сделать выписки, необходимые для обсуждения проблем семинара;

- продумать ответы по вопросам темы, быть готовым к дискуссии по спорным вопросам, вынесенным на семинарское занятие, что требует обдумывания аргументации и системы доказательств той точки зрения, которая, по мнению студента, является наиболее приемлемой.

Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию следует аргументировать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные правовые источники, а также при возможности примеры из собственной профессиональной деятельности.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Учебным планом предусмотрено выполнение магистрантом заочной формы обучения 1 (одного) контрольного задания.

В соответствии с п. 4.11. Положения о порядке реализации программ магистерской подготовки от 20 декабря 2011 г. № 18 в ГОУ ВПО РАП при реализации магистерских программ по заочной форме обучения используется система электронного обучения «Фемида». В Академии предусматривается следующий порядок выполнения контрольного задания: магистрант предоставляет в установленные сроки выполненную контрольную работу в электронном виде на сайт Академии в СЭО «Фемида» (раздел «Электронное обучение»). Система фиксирует отправление и оповещает преподавателя. Преподаватель имеет возможность оставить свои отзывы о контрольной работе (замечания, предложения и др.) либо непосредственно оценить работу – проставив оценку в электронную ведомость. По результатам принятого преподавателем решения магистранту приходит оповещение. Получившая положительную оценку работа является допуском магистранта к промежуточной аттестации по дисциплине[19].

Если магистрант не имеет технической или иной возможности использовать СЭО «Фемида» (магистрант не получил индивидуальный логин и пароль для входа в систему, сбой в работе технических средств, поломка аппаратуры, состояние здоровья магистранта и т.д.), то в качестве исключения обучающийся в установленный срок представляет на кафедру оформленную с учетом принятых в Уральском филиале ГОУ ВПО РАП требований работу. В целях обеспечения своевременной и качественной проверки выполненных студентами контрольных заданий, объективной оценки полученных знаний работа представляется на кафедру в печатном виде на бумажном носителе.

Срок представления выполненного контрольного задания в письменном виде определяется с учетом учебного плана, как правило, к моменту начала 3 семестра, но в любом случае – не позднее дня проведения зачета.

Контрольное задание выполняется каждым студентом самостоятельно.

Контрольное задание выполняется магистрантамиписьменно с использованием учебной, научной, справочной литературы, нормативно-правовых актов, материалов судебно-следственной практики. Титульный лист письменной работы должен содержать наименование учебного заведения, факультета, указание на название кафедры, дисциплины, название характера (вида) работы «Контрольное задание», фамилию и инициалы, а также номер группы студента и форму обучения.

Объем письменной работы (ответов на задания), как правило, не должен превышать 10 – 20 машинописных страниц. При этом письменная работа может содержать приложения. В качестве приложений могут быть материалы судебно-следственной практики (приговоры судов, данные судебной статистики и т.д.), извлечения из нормативных актов и др.

До выполнения контрольного задания, магистрант должен правильно выбрать вариант. Определяется он по начальной букве фамилии магистранта.

Студенты, первая буква фамилии которых начинаются на

«А» - «Д» выполняют вариант 1.

«Е» – «К» выполняют вариант 2

«Л» - «Р» выполняют вариант 3

«С» - «Я» выполняют вариант 4

Требования к оформлению работы:

Работа выполняется на листе формата А4, сдается для проверки преподавателю в подшитом или в качественно скрепленном виде. У работы должен иметься титульный лист, с указанием данных учебного заведения, фамилии, имени, отчества магистранта и тех же данных проверяющего лица. Вариант контрольного задания указывается на странице два. В конце работы магистрант должен привести список использованных источников.

Контрольные задания должны быть сданы за 2 недели до начала сессии.

Вариант №1

Задание 1.

Напишите эссе на тему: «Особый порядок судебного разбирательства: упрощенная форма или сделка о признании вины?»

Задание 2.

Иванов осужден райсудом по ст. 186 ч.1. за подделку билета лотереи «Бинго» к 5 годам лишения свободы. Известно, что Иванов ранее не судим, положительно характеризуется, по билету он получил выигрыш 8000 рублей. Составьте надзорную жалобу.

Задание 3.

Решите задачу:

По уголовному делу о краже из квартиры был привлечен в качестве обвиняемого ученик десятого класса средней школы Трунин, которому на момент совершения преступления было 17 лет. Следователь разъяснил ему права, в том числе, право иметь защитника, на что Трунин ответил, что права ему понятны, вину он свою признает полностью и в услугах защитника не нуждается. После этого следователь предъявил ему обвинение, допросил в качестве обвиняемого и применил к нему меру пресечения – заключение под стражу. Закончив предварительное следствие по делу Трунина, которому уже на этот момент исполнилось 18 лет, следователь объявил ему, что следствие окончено и у Трунина есть право знакомиться с делом, как лично, так и с помощью защитника. Трунин заявил, что знакомиться с делом не желает, в услугах защитника не нуждается. После этого следователем было составлено обвинительное заключение и дело направлено через прокурора в суд.

Судья при принятии дела к производству вынес на предварительном слушании решение о возвращении дела прокурору для производства дополнительного расследования в связи с существенным нарушением уголовно-процессуального закона – нарушением права Трунина на защиту.

Дайте оценку правильности действий следователя и судьи.

 

Вариант №2

Задание 1.

Напишите эссе на тему: «Ювенальная юстиция: аргументы «за» и «против».

Задание 2.

Приговором райсуда Иванов осужден по ст. 30 ч. 3 и 105 ч.1 УК РФ к 13 годам лишения свободы. Иванов ранее не судим, положительно характеризуется, вину признал. Найдите основание для обжалования приговора, составьте жалобу.

Задание 3.

Решите задачу:

Знакомые неоднократно намекали Рогову, что его жена сожительствует со Слепцовым. Рогов сомневался, поскольку считал Слепцова своим другом. Желая развеять сомнения, Рогов, возвращаясь из служебной командировки, не сообщил жене о своем прибытии. Он пришел домой и действительно застал жену со Слепцовым в постели. Реакция Рогова была мгновенной. Он схватил попавшуюся под руку десятикилограммовую гантель и нанес ею удар Слепцову в голову, от чего последний скончался. Впоследствии, как на предварительном следствии, так и в суде, Рогов утверждал, что не отдавал отчет своим действиям, желая лишь одного – получить удовлетворение за нанесенную ему обиду. Несмотря на такие показания, суд вынес обвинительный приговор. Вопрос о вменяемости Рогова не ставился не следователем, ни судом.

Оцените законность решений суда.

Скажите, какое решение должно быть принято на предварительном следствии?

Как вы считаете, возможно ли применение к Рогову принудительных мер медицинского характера?

 

Вариант №3

Задание 1.

Напишите эссе на тему: «Зачем нам нужен суд присяжных: аргументы «за» и «против»

Задание 2.

Потерпевший Иванов, не согласен с вступившим в законную силу приговором суда, которым Петров осужден по ст. 129 ч. 3 УК РФ к штрафу. Иванов считает, что к Петрову необходимо применить лишение свободы. Дайте письменный совет, при необходимости составьте жалобу.

Задание 3.

Решите задачу:

Органом внутренних дел было возбуждено дело по обвинению Сметанина в хулиганстве, выразившемся в нанесении ударов ножом и причинении телесных повреждений гражданину Косову. Однако при рассмотрении дела судом было установлено, что в действиях Сметанина отсутствуют признаки хулиганства, и они должны квалифицироваться как умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести.

В роли председательствующего по делу примите решение по существу.

 

Вариант №4

Задание 1.

Напишите эссе на тему: «Параллельное адвокатское расследование: утопия или необходимость?»

Задание 2.

Постановлением следователя Петровой отказано в возбуждении уголовного дела по факту кражи у нее кошелька по мотиву отсутствия очевидцев кражи. Составьте жалобу на постановление следователя.

Задание 3.

Решите задачу:

Согласно вердикту, присяжные заседатели признали виновным Кошкина, который во время ссоры нанес потерпевшему Иванову шесть ударов ножом в различные части тела, от которых последний скончался. Основываясь на вердикте присяжных заседателей и оценивая исследованные в суде доказательства, председательствующий пришел к выводу, что Кошкин виновен в убийстве с особой жестокостью и квалифицировал содеянное им по п. «д» ч.2 ст.105 УК РФ, как это было сделано на предварительном следствии.

Подсудимый Кошкин обжаловал приговор в кассационном порядке и попросил его изменить в связи с неправильным применением закона к обстоятельствам дела, как они были установлены судом присяжных, и квалифицировать содеянное им по ч.1ст.105 УК РФ.

Скажите, подлежит удовлетворению жалоба осужденного?

 

· При составлении заданий №3 были использованы материалы практикума под редакцией Ю.Е. Винокурова (Практикум по уголовно-процессуальному праву. М.: Изд-во «Экзамен», 2005.)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.