КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лист согласования 1 страница
Оценка результатов учебной деятельности студентов Контроль учебной деятельности осуществляется для своевременной ее коррекции с целью достижения наибольшей эффективности. Постоянный контроль позволяет своевременно реагировать на те или иные отклонения учебного процесса от намеченной общей и множества конкретных целей. Таким образом, контроль имеет в качестве главной своей функции коррекцию (регулирование) учебной деятельности студентов в составе целостного учебного процесса. Контроль педагогический как проверка хода и результатов учебного процесса через оценку качества усвоения студентами учебной программы, последующие выводы из анализа полученного материала, вынесение общего решения насчет необходимых мер коррекции — все это обязательные компоненты управления образовательной системой. В таком общем виде контроль выступает как процесс надситуа- тивный, возвышающийся над конкретной методикой преподавания и повседневной оценкой успехов и недостатков студенческой учебной деятельности и абстрагированный от учащегося и даже преподавателя. В этом смысле вся существующая система контроля учебного процесса — дело высоких управляющих инстанций: администраций образовательных органов, начиная от министерства образования и заканчивая руководством факультетов и вузов. Методику же преподавания интересует контроль и оценка деятельности студентов, по чему можно оценить как усвоение преподаваемого предмета обучаемыми, так и качество преподавания, в частности эффективность самой методики. Поэтому в рамках методики преподавания психологии в вузе уместно рассмотреть методику оценки качества усвоения студентами изучаемого ими предмета — научной психологии. Всем преподавателям известно из опыта, что вынесение оценки студенту на экзамене — дело не столь простое. Деловые взаимоотношения людей, в том числе преподавателя и студента, изобилуют субъективизмом, когда приходится выносить оценку деятельности друг друга (в данном случае формально оценка вроде бы односторонняя — оценивает преподаватель студента, но это еще не значит, что студент не оценивает преподавателя). И обе стороны знают и чувствуют это, и, главное, обе заинтересованы, чтобы оценка была благоприятная: студент заинтересован в получении хорошей или отличной оценки за свои знания, а преподаватель желает сохранить реноме требовательного и справедливого педагога. Если самая высокая оценка для студента «пятерка», то для преподавателя — это репутация преподавателя справедливого, что означает «требовательный, но добрый, зря не снизит оценку», или чуть иначе: «добрый, но требовательный, так просто не поставит «пятерку». Наивысшим авторитетом среди студенчества обычно пользуются преподаватели творчески мыслящие и много знающие (дают глубокие и разносторонние знания) и одновременно строгие и справедливые (по достоинству оценивающие студентов). При вынесении оценки на экзамене преподавателю нужно поставить именно ту оценку, которую студент действительно заслуживает, и не ошибиться. Как облегчить его задачу, помочь снять сомнения, сохранить твердость позиции? Ответ напрашивается один: нейтрализовать субъективизм, а для этого самому преподавателю разработать объективные критерии оценки знаний студентов, а методику оценки основывать на этих критериях. Как уже говорилось, существуют объективные критерии аттестации студентов по двум взаимосвязанным показателям— знаниям и умению применять их на практике. При всей правильности такого подхода (он требует не ограничиваться оценкой формально усвоенных знаний, а оценивать еще и умения сознательно руководствоваться этими знаниями на практике) остается несколько расплывчатым и неконкретным содержание самих понятий «знание» и «умение». Преподаватель лучше других знает, что именно по его предмету нужно студентам знать и что они должны уметь делать с помощью этих знаний. Если преподаватель придерживается названных выше объективных критериев и оценивает знания в единстве с умениями, то ему остается только определить, какое конкретное содержание вкладывать в понятие «знание» при изучении научной психологии и какое будет иметь содержание понятие «умение», если говорить об использовании на практике психологической теории. Внимательный анализ опыта наиболее авторитетных преподавателей позволяет сделать несколько выводов относительно методики вынесения строгой и справедливой оценки знаниям студентов. Первый вывод — это предсказуемость поведения таких преподавателей: студент всегда уверен, что если хорошо подготовился и вообще регулярно занимался, то случайностей не будет и высокая оценка на экзамене обеспечена. Такая уверенность проистекает из того, что данный преподаватель не пытается ловить студента на оговорках и мелких неточностях высказывания, а всегда старается уточнить, то ли он хотел сказать. И вообще известно, что такие преподаватели никогда не пытаются добиться знаний вопросами типа «что еще скажете?», «а еще что помните?», «ничего вы не забыли?», «вы уверены, что все вспомнили?» и т. п. Они спрашивают студента «по-крупному» (выражение некоторых студентов), выясняя, как он понимает суть вопроса, и заставляют не вспоминать, а размышлять, для чего ставят наводящие вопросы, требующие мышления. Второй вывод. Всякий творчески работающий и потому авторитетный преподаватель смотрит на экзамен не как на средство подстегивания студентов (чтобы, боясь строгих экзаменов, они лучше учились), а как на эффективное средство регулирования процесса преподавания (чтобы понять, что оказалось трудным для усвоения студентами и что надо сделать, чтобы в дальнейшем легче преодолевались эти трудности). Поэтому экзамен иногда превращается в неторопливую беседу, где студент не только отвечает, но и получает определенное разъяснение сути своих ошибок и заблуждений. Такая манера преподавателя импониру Третий вывод: преподаватель заранее, прямо с первых дней изучения предмета предупреждает, какие требования он предъявляет студентам. В частности, он разъясняет, что изучение науки не означает буквального запоминания вычитываемых из книг истин, даже самых умных, а всегда предполагает понимание законов объективного мира, которые в этих книгах излагаются. От студентов нужно творчество, а не начетничество. Тогда свой ответ на экзамене они будут аргументировать не просто ссылкой на то, что «так написано в книге...», а обоснуют и докажут, почему написано именно так. Обнародуя свои требования заранее, преподаватель дает понять студентам, что спрос с них будет строгий, но разумный, ориентированный на научную подготовку студента к решению проблем реальной жизни, к практической послевузовской работе в качестве квалифицированного специалиста. И поэтому спрос со студентов — не только знать, но и уметь что-то делать с этими знаниями. Четвертый вывод, который можно сделать при изучении опыта лучших преподавателей, состоит в том, что их авторитет основан на принципиальности. В частности, они нетерпимы к фактам, когда студент на экзамене как бы выпрашивает более высокую оценку, всячески пытается убедить преподавателя в том, что якобы тот ошибается, оценивая его знания недостаточно высоко. Таким нажимам они никогда не поддаются. «Студент наивно полагает, что человек о себе знает лучше, чем другие про него, — сказал профессор-философ, обсуждая методику преподавания. — Поэтому, когда студент намекает мне, что я его недооценил и поставил «тройку» вместо «четверки», я советую обратиться к психологам. Они объяснят: человек узнает о себе благодаря мнению о нем других людей. Завышенная самооценка вредна самому студенту, она расхолаживает его, мешает упорно учиться», — считает профессор. Немаловажный вопрос для начинающего преподавателя — это вопрос о том, за что и какую оценку ставить студенту на экзамене. Суть проблемы в том, чтобы изложенное выше требование к объективности оценки по критерию «знание плюс умение» адекватно интерпретировать при выставлении оценки за конкретный ответ студента. Тут приходится учитывать несколько аспектов — личностный, общепедагогический и научный. Индивидуальный подход к вынесению оценки -г- это и есть подход личностный, т. е. учитывая, как данный студент вообще учился в течение семестра. Общепедагогический подход предполагает соблюдение определенных педагогических и методических правил, обеспечивающих нормальные, психологически комфортные условия сдачи экзамена. Эти правила в общем и целом известны каждому преподавателю: не прерывать ответ по вопросу билета, не высказывать по ходу ответа каких-либо реплик-комментариев. Однако есть тут определенные детали: если студент говорит не по существу, то лучше сказать, чтобы он переходил к следующему вопросу, а по завершении ответа на все вопросы билета вернуться к замечаниям и уточнениям ответов по каждому вопросу, если они не удовлетворили преподавателя. Научный подход, естественно, означает, что оцениваться должно знание вопроса именно в психологическом аспекте, а не в философском, логическом или педагогическом, так как встречаются случаи, когда студент подменяет психологическое понимание проблемы общефилософским или каким-либо другим. Или вообще, бывает, ограничивается общими рассуждениями типа «мышление — это очень важное качество личности». Достаточно часто студенты путают психологический аспект проблемы с педагогическим или практически методическим или ограничиваются долженствованиями «надо», «необходимо», «следует» и т. п. Разумеется, преподаватель на экзамене не может такие ответы признать правильными. Их надо возвращать в лоно конкретной науки — психологии, а если не удается, то, естественно, оценка не может быть выше «тройки» или студенту придется повторно сдавать экзамен. Готовых рецептов, кому и когда ставить отличную или хорошую оценку, конечно, не существует. Но это не означает, что преподаватель может быть абсолютно свободен в выборе оценки, полагаясь на свою компетентность во всем (есть преподаватели, которые всерьез считают, что на «отлично» знают только они, а студенту это недоступно). От этого недалеко и до субъективизма, непозволительного в педагогической деятельности. Поэтому и нужно иметь в виду требования, конкретизирующие принцип объективности экзаменационной оценки. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В психологической структуре деятельности методика преподавания выбирается в зависимости от поставленной цели. Если целью обучения психологии в вузе является формирование у студентов психологического склада мышления, подхода к анализу и оценке человеческого поведения, поступков и действий индивидов, особенностей взаимоотношений, мотивов и целей деятельности — т. е. познания человека и способов эффективного с ним взаимодействия, то и методика обучения должна отвечать этой цели, способствовать успешному ее достижению. Вот почему основой методики преподавания психологии становятся психологические теории учения, учебной деятельности и развивающего обучения, раскрывающие механизмы формирования творческого мышления обучаемых, эффективности усвоения знаний, а также активные методы обучения, реализующие положения этих теорий в педагогической практике. Так как обучение и воспитание взаимосвязаны и взаимообусловлены, то и методика преподавания науки, в особенности психологии, должна отдавать предпочтение интерактивным методам обучения, которые наиболее эффективно реализуют принцип единства обучения и воспитания через диалоге-дискуссионное сотрудничество преподавателя со студентами и студентов между собой. Наряду с этим проблемность, выступая как принцип обучения, реализуемая через методы обучения, постоянно держит процесс преподавания в русле развивающего обучения посредством решаемых студентами учебных задач, рассчитанных на теоретическое мышление. И программирование учебной деятельности (как мыслительной) при опоре на теорию поэтапного формирования умственных действий делает методику пре- подавания средством оптимального управления учебной деятельностью студентов. Соблюдение требований психологически обоснованной методики преподавания делает в известной мере производными методы решения проблемы поиска эффективных форм, методов и приемов проведения контроля и коррекции учебной деятельности студентов (экзаменов, зачетов, контрольных письменных работ), так как все они становятся средствами достижения общей цели изучения студентами психологии как науки. Эффективная методика преподавания — это психологически обоснованная методика, которой лучше других должны владеть преподаватели психологии. ПРИЛОЖЕНИЯ Некоторые примерные образцы дидактических материалов (задания студентам, методические рекомендации и др.) Приложение 1 ЗАДАНИЯ Темы контрольной работы по истории психологии 1. Тему работы выбирает студент самостоятельно. Ею может 2. Работа должна быть посвящена логико-психологическому 3. Студент при подготовке работы может опираться на любой 4. Объем работы не должен быть большим (не более 8 страниц ством продуманности излагаемого и признаком четкости понимания проблемы. В этом требовании заложено предостережение: не пользуйтесь только одним источником, сведения из которого невозможно изложить короче, а стало быть, придется ограничиться простым переписыванием. Лучше всего прочитать по теме несколько разных источников в порядке планового изучения предмета (а не только и не столько для написания данной контрольной работы) и усвоенный материал использовать при написании контрольной работы. Например, готовясь к экзаменам или с целью глубокого усвоения материала по памяти, студент прочитал не только учебник по истории психологии, не только учебники по общей психологии, но и ряд специальных психологических трудов о памяти. Из всего прочитанного ему должно быть ясно, как изменялись и развивались представления о психологических меха^ низмах памяти на протяжении истории изучения данного феномена. Вот эти изменения в научных знаниях о памяти и могут послужить материалом для контрольной работы. Контрольная работа — это некоторый итог усвоения науки в ее развитии. 5. Цель контрольной работы для студента — показать свое 6. Основные требования к тексту работы:
— психологическая грамотность языка (правильное слово — при показе современной истории отечественной психологии — работа должна завершаться выводами: какими темпами, жая их или отставая от них, развивалась (или развивается сейчас) данная отрасль или данная проблема психологии и каковы, по мнению студента — автора работы, перспективы развития науки по избранной им проблеме (теме). 7. Данное задание должно стать ориентиром не только для написания контрольной работы, но и руководством для самостоятельной работы по изучению психологии (любого психологического учебного предмета), чтобы при этом соблюдался принцип историзма, означающий, что наука есть изменяющаяся во времени система, состоящая в единстве с постоянно развивающейся объективной действительностью, обобщением которой она является. Разработчик задания (фамилия, должность, уч. звание) (Дата) Приложение 2 Контрольная работа по общей психологии: «Психологическая характеристика личности* (Задание и методические советы по его выполнению) (Вариант) 1. Тема данной контрольной работы предназначена для совокупного представления общепсихологических явлений конкретной личности. Студент на заданную тему самостоятельно выбирает кого-либо из хорошо знакомых ему людей и дает психологическую характеристику этой личности. Такая характеристика конкретного живого человека, выступающего перед студентом в своей плоти и крови в качестве объекта психологического анализа (исследования), имеет целью научить студента использованию научных знаний и имеющегося опыта для постановки, анализа и решения реальной проблемы — психологическому изучению конкретного человека во имя лучшего его знания и понимания его поведения. Так как в качестве объекта выбирается знакомая студенту личность, то, казалось бы, не представляет какой-либо трудности описать в психологических терминах все, что о ней известно. Однако опыт показывает, что ранее кажущееся знакомым оказывается не всегда понятным и объяснимым с точки зрения требований научной психологии. Поэтому приходится часто дополнительно изучать, практически исследовать психологические особенности хорошо знакомого человека. Напри- мер, чтобы охарактеризовать особенности протекания психических процессов (познавательных, эмоциональных и др.) или определить характер или темперамент человека, оценить его способности, непременно нужно понять, в чем они конкретно проявляются, и показать на примерах. Будет ошибкой, если студент просто констатирует, что, например, у данной личности хорошая память, а почему он так считает, не объясняет. 2. Если цель преподавателя научить студента (см. выше) изучать и понимать психологию человека, то цель студента при написании контрольной работы — показать свое умение мыслить психологически, т. е. творчески применять теоретические знания из области психологии в анализе и оценке поведения (действий, поступков, отношений) реальных людей. Для достижения этой цели студенту придется постоянно проводить мысленную проекцию на избранную личность всех тех теоретических знаний, которые он получает на лекциях и из прочитанной литературы. Это значит, что личность изучается и характеризуется не только для написания контрольной работы, а для лучшего усвоения самого содержания науки, которое невозможно только путем запоминания книжных истин, а возможно только при постоянном сопоставлении этих истин с реальными фактами, явлениями, процессами — объектами и предметами науки, чем в данном случае служит характеризуемая реальная личность. Контрольная работа не самоцель, а руководство к действию при изучении психологии как науки, некое творческое воплощение результатов этого изучения. 3. Основные требования к тексту контрольной работы: — психологическая грамотность языка (правильное употреб — объем работы не должен превышать 10 страниц рукописи, — в тексте работы обязательно должно быть описание особен \ — в начале работы как исходные данные или в конце текста — работа должна завершаться общим выводом о том, как ре Разработчик задания (фамилия, должность, уч. звание) (Дата) Приложение 3 Контрольные работы по возрастной и педагогической психологии А. Задание для студентов-заочников, работающих в общеобразовательной школе Тема контрольной работы: «Психологические условия обучающего и воспитывающего эф (назв. учебного предмета) 1. Работа выполняется на основе анализа преподавания (изу 2. При написании контрольной работы необходимо исходить 3. Объем работы не должен превышать 10 страниц рукописно
4. По своему содержанию работа должна давать аргументированные ответы на следующие вопросы: а) Что является для учащихся ведущей деятельностью при б) Какую мотивацию нужно формировать у учащихся в этой в) Какие виды мотивов реально наблюдаются у учащихся и г) Какие приемы и способы действий (мыслительных, рече д) Какие из них, по вашим наблюдениям, формируются более ус е) Какие методические приемы учителя служат активному Разработчик задания (фамилия, должность, уч. звание) (Дата) Приложение 4 Б. Задание для студентов-заочников, работающих в сферах профессионально-технического, среднеспециалъного и высшего образования Тема контрольной работы: «Психологические условия эффективного профессионального обучения».
1. Тема может быть построена на примере обучения какой-то 2. Цель работы — научиться начальным умениям применять 3. Объем работы — не более 10 страниц текста. Чтобы не пре 4. Содержание работы должен составлять анализ самого сту а) Что является для обучаемого ведущей деятельностью в мо б) Какую мотивацию нужно формировать в этой ведущей дея в) Какие виды мотивов реально наблюдаются в современной г) Какие приемы и способы действий и операций нужно фор д) Какие из них в практике обычного (общепринятого, тра , Благодаря каким изменениям в деятельности в целом? Разработчик задания -- --- -- — (фамилия, должность, уч. звание) (Дата) Приложение 5 Контрольная работа по курсу «Общая психология» Задание и некоторые методические советы по его выполнению (Вариант) Работа выполняется по одной из нижеперечисленных тем (по выбору студента). Тема1. «Проявление психических познавательных процессов в профес (назв. профессии, спец-ти) На примере каких-то конкретных действий (действия можно взять любые — физические (двигательные), перцептивные (зрительные, слуховые и т. п. действия по восприятию), речевые, мыслительные и т. д.) нужно дать анализ того, какие психические процессы и каким образом проявляются в данных конкретных профессиональных действиях. Так как в одной и той же деятельности присутствуют и физические, и перцептивные, и мыслительные и пр. действия одновременно и во взаимосвязи, то придется студенту выбирать, анализу каких дейст-
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 182; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |