Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема происхождения психики




Происхождение психики; основные этапы развития психики и ее структурные составляющие

Методы психологического исследования и их применение в деятельности психолога-акмеолога сферы государственной службы.

Считается, что все научные методы, применяемые в акмеологии, можно классифицировать по двум основаниям, соответственно выделив теоретические и инструментально-практические. В свою очередь, данные два класса методов содержат несколько подгрупп. В своем единстве они образуют следующую систему.*(* Анисимов С. А., Деркач А. А., Конюхов Н. И., Павлов Б. С. Методы акмеологических исследований. — М.: РАГС, 2000.)

В этой системе в класс теоретических методов акмеологических исследований входят:

а) логические: анализ, синтез, индукция, дедукция, мысленный эксперимент;

б) математические методы анализа: корреляционный, факторный, дисперсионный, дискриминатный, кластерный и др.;

в) междисциплинарные методы-подходы: комплексный, системный, функциональный, генетический, лонгитюдный, модельный, биографический, ситуативный и др.

В класс инструментально-практических методов исследования входят:

а) общенаучные: наблюдение, эксперимент, экспертные оценки;

б) методы частых наук:

психологические (тестирование, наблюдение, беседа, самонаблюдение, самоотчет, психосемантические);

социологические (перепись, опрос, интервьюирование, анкетирование);

психофизиологические;

в) акмеологически е.

Объектами акмеологической диагностики являются значимые характеристики личностно-профессионального развития, предметом — механизмы и факторы, обусловливающие процессы изменений при развитии. Таким образом, акмеологическая диагностика отличается от психологической прежде всего своей направленностью на определенные характеристики изучаемого объекта.

Подводя итоги обсуждению применения психологических методов в акмеологических исследованиях и акмеологической практике, хотелось бы отметить, что в этом случае психологические методы не только обретают акмеологическое содержание, но и еще свойство комплементарности, то есть взаимодополнимости. В этом случае метод, применяемый, к примеру, для осуществления психодиагностики, может одновременно служить и средством развития. Это было показано в задачах развития мышления, расширения сознания, улучшения самооценки личности. Комплементарные методы, задавая личности смысловое, координатное пространство, в котором она должна «разместить» себя, одновременно показывают и направление актуализации и развития. В этом их акмеологическое содержание.

Важнейшим общенаучным методом, постоянно применяемым в акмеологических исследованиях и при решении практических акмеологических задач, является метод сравнения (сравнительный анализ). Собственно говоря, формирование методической системы акмеологии началось именно с него. На первых этапах становления акмеологии как науки этот метод применялся преимущественно в виде сравнительного анализа высокопродуктивной и малопродуктивной деятельности по основным ее структурным характеристикам: общей продуктивности, эффективности действий и операций, алгоритмам решения задач, разнообразию навыков и умений, их гибкости, временным, креативным и иным характеристикам и пр.

В дальнейшем такой сравнительный анализ стал осуществляться не только по данным характеристикам, но и на уровне общей психологической структуры деятельности и ее базисных компонентов (психологических составляющих): характеристикам «образа-цели», антиципации, планирования, алгоритмической основы, принятия решений, эталонам качества деятельности.

Акмеологические инварианты профессионализма можно определять с помощью различных методов психологической диагностики, и их необходимо развивать для достижения высокой продуктивности деятельности. Развитие акмеологических инвариант профессионализма как и личностно-профессиональное развитие в целом может осуществляться с использованием акмеографических методов и формирования алгоритмов продуктивной деятельности.

Исследования мотивационной сферы госслужащих, с целью изменения соотношения мотивов достижений и избежания неудач, изменение ориентации деятельности на общегосударственные интересы. Исследование выбора оптимального пути достижения профессионального успеха (Н.И.Конюхов). Исследование и совершенствование индивидуального стиля руководства на государственной службе также способно повысить эффективность деятельности. Наконец, исследование психологических затруднений госслужащих.

Психологические исследования в практической работе психологов в психолого-акмеологических службах играют огромную роль в совершенствовании работы с кадрами - отбор, подбор, аттестация, в создании проектов профессиональной карьеры, составлении программ личностно-профессионального роста.

Определение характеристик и показателей производится с опорой на традиционные для психологии методы — психодиагностики, наблюдения и интервью, но, как отмечалось, в акмеологическом ракурсе. Исходя из определения профессионализма личности и профессионала, такому сравнению подлежат следующие характеристики:

• психологические профессионально важные качества, определяемые в ходе профессиографического анализа деятельности, а также степень их выраженности;

• мотивы профессиональной деятельности и достижений;

• личностно-профессиональные стандарты и эталоны;

• общие и специальные акмеологические инварианты профессионализма.

Акмеологический анализ — это метод акмеологического исследования, состоящий в «разложении целого на части», то есть выявлении главных акмеологических детерминант развития.

Акмеологическая экспертиза — это комплексная оценка субъектов труда, направленная на выявление уровня их профессионализма и резервов его повышения, а также резервов личностного совершенствования*.(* Акмеология / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 2002.)

В решении акмеологических задач применяются индивидуальные (с последующим обобщением) и групповые методы экспертной оценки, которые, в свою очередь, бывают:

• морфологическими, основанными на качественно строгих описаниях;

• рейтинговыми;

• проективного оценивания;

• парного сравнения;

• ролевого списка.

Эксперимент в акмеологии рассматривается как метод исследования, в рамках которого акмеолог варьирует условия становления специалиста и характер возникающих качественных позитивных изменений в его личностном и профессиональном развитии.

Акмеологический эксперимент призван выявлять и проверять устойчивые отношения, зависимости и акмеологические закономерности. Кроме того, эксперимент в акмеологии призван способствовать прогрессивному личностно-профессиональному развитию.

В акмеологии эксперимент проводится с непосредственным участием субъекта деятельности и развития в ходе выполнения трудовой деятельности. Такой эксперимент осуществляется в интересах не только акмеолога, проводящего его, а прежде всего — самого субъекта, поэтому экспериментатор и испытуемый являются в нем союзниками, так как у них общие главные интересы. Эта ситуация является в известной мере уникальной, не характерной для других наук.

Эксперимент в акмеологии отличается следующими особенностями:

• объектом является взрослый, уже сложившийся человек, что затрудняет варьирование переменными;

• необходимо согласие испытуемого на варьирование переменными в ходе эксперимента, так как это приведет к его личностным изменениям, возможно, необратимым;

• на личностно-профессиональное развитие оказывают влияние также неконтролируемые переменные, поэтому достигаемые личностно-значимые результаты могут и не соответствовать за планированным;

• не исключено, что некоторые процессы изменений в личностно-профессиональном развитии могут быть скрытно протекающими, что затруднит их контроль и оценку, поэтому в организации акмеологического эксперимента следует особое внимание уделить выбору методов, позволяющих точно регистрировать необходимые параметры.

В процессе акмеологического эксперимента изменениям подлежат следующие свойства и характеристики субъекта развития:

• уровни продуктивности профессиональной деятельности (до высокого и наивысшего);

• уровни зрелости личности (мотивы, отношения, особенности профессионального сознания и пр.);

• психические новообразования, являющиеся своеобразными плацдармами дальнейшего прогрессивного развития;

• этапы становления субъекта деятельности и развития как профессионала.

В настоящее время в акмеологии хорошие результаты дают следующие виды экспериментов: естественный, формирующий и преобразующий. Среди них следует выделить естественный эксперимент, как наиболее соответствующий логике и специфике акмеологических исследований. В нем субъект труда и развития осуществляет свою жизнедеятельность в естественных условиях. Воздействия в нем осуществляются преимущественно на мотивационную и ценностную сферы личности. Важное значение имеют формирующие акмеологические эксперименты, в которых с помощью психологических и акмеологических технологий осуществляется развитие определенных свойств и качеств личности. Преобразующий эксперимент призван осуществлять мысленное моделирование процессов и результатов развития. Данные виды экспериментов решают, если так можно выразиться, тактические акмеологические задачи, поэтому для достижения поставленных целей считается необходимым проведение комплекса акмеологических экспериментов, а не какого-то одного его вида.

 

Психология— наука о закономерностях развития и функционирования психики (как особой формы жизнедеятельности) и психических явлений.

В настоящее время предметом изучения психологии являются пси­хика и психические явления.

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

С одной точки зрения — идеалисти­ческой — психическое (душа) в своем происхождении не связано с телом (биоло­гическим носителем души) и имеет божественное происхождение. С другой точки зрения — дуалистической — у человека существуют два начала: психическое (иде­альное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются параллель­но и в определенной мере взаимосвязаны друг с другом. С третей точки зрения — материалистической — феномен психики обусловлен эволюцией живой приро­ды, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоразвитой материи.

Этапы происхождения психики:

Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так, амеба, представ­ляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, уда­ляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движе­ния амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свой­ство — раздражимость. Внешне она выражается в проявлении вынужденной ак­тивности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у рас­тений, например, так называемый «тропизм» — вынужденное движение.

Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степе­ни связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организ­мы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий пред­определяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирова­ния, получивших название чувствительности. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. По мнению А. Н. Леонтьева, появление чув­ствительности у животных может служить объективным биологическим призна­ком возникновения психики.

Само по себе появление у определенного класса животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внеш­ней среде. Основное отличие данного типа приспособления заключается в появ­лении особых процессов, связывающих животное со средой, — процессов поведе­ния.

Поведение — это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Про­стейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой.

Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезап­ные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотиви­рованное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществле­ния столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющая­ся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстаю­щих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практиче­скую деятельность




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.