Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет №4. 1. Принципы организации и контроля исполнения управленческих решений




1. Принципы организации и контроля исполнения управленческих решений.

1. Организация выполнения решений

Выполнение решений является важнейшей составляющей совокупного процесса управления. Организация работы исполнителей, по существу, и является непосредственным управляющим воздействием.

Для того чтобы принятое решение было выполнено, необходим комплекс мер по соответствующему обеспечению достижения поставленной цели. Различают следующие виды такого обеспечения: научно-методическое, материально-техническое, финансовое, организационное.

Обеспечение выполнения управленческого решения фактически представляет процесс принятия ряда локальных, частных решений, создающих условия для реализации основного, глобального решения. Поэтому данный процесс можно рассматривать как частный случай дезагрегации внедряемого решения.

Научно-методическое (интеллектуальное) обеспечение выполнения решения предполагает разработку соответствующих проектов, инструктивных и методических материалов, необходимых исполнителям. При этом происходит конкретизация и детализация основного решения, уточняются отдельные его положения.

Материально-техническое обеспечение выполнения решения базируется на результатах научно-методической проработки и предусматривает осуществление конкретных мер по формированию необходимой материально-технической базы. При этом уточняются номенклатура и количественные параметры необходимых средств, а также определяются формы и способы их обеспечения (приобретение или аренды).

Финансовое обеспечение включает решение двух важнейших задач: определение количества необходимых денежных средств в привязке к временным отрезкам по ходу выполнения решения; определение источников, форм и условий получения денежных средств. При этом необходимо соблюдать баланс потребностей и возможностей. В случае дефицита денежных средств потребуется пересмотр ранее принятых частных решений по научно-методическому и материально-техническому обеспечению. В крайнем случае могут потребоваться корректировка и пересмотр основного внедряемого решения.

Организационное обеспечение выполнения решения предполагает широкий комплекс разнообразных мер организационного характера. Прежде всего необходимо уточнить организационную структуру процесса выполнения решения: выделить этапы и сроки их выполнения, уточнить взаимосвязь между этапами – в необходимых случаях составляется сетевой график взаимосвязи этапов с выделением наиболее напряженных по времени участков (так называемого «критического пути»).

По каждому из выделенных этапов определяются исполнители работ (или ответственные исполнители, если работы выполняются коллективами). До каждого исполнителя доводятся разъяснения поставленных задач. Наряду с этим необходимо определить комплекс стимулирующих мер: материальных и социально-психологических. Крайне важно, чтобы исполнители имели четкое представление о возможных последствиях, если работа будет сорвана или выполнена некачественно. Психологами установлено, что уважительное разъяснение исполнителям важности выполняемой работы на пятнадцать процентов повышает уровень ответственности их отношения к порученному заданию.

В ряде случаев, если выполнение порученной работы выходит за рамки обычной компетенции исполнителей, необходимо осуществлять меры по правовой регламентации выполнения решения. Это может быть осуществлено путем издания соответствующего нормативного акта (постановления, приказа и т.п.), а также при необходимости заключаются договора как с физическими, так и с юридическими лицами.

2. Контроль в системе менеджмента

Организацию контроля за исполнением принятых решений можно рассматривать как составную часть организационного обеспечения, но в силу чрезвычайной его важности контроль в системе менеджмента заслуживает выделения как отдельный вопрос.

Контроль – это система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям. Поэтому его также называют «обратной связью». Контроль может осуществляться в различных формах, отличающихся по различным признакам. В связи с этим выделяют следующие формы и виды контроля:

а) в зависимости от субъекта, осуществляющего контроль, различают внутренний и внешний виды контроля. При этом под внутренним понимается контроль, осуществляемый в границах системы управления, по ее инициативе и с использованием результатов такого контроля без выхода во внешнюю среду. Если же контролирующая инстанция находится за пределами границ контролируемой системы, то такой контроль считается внешним;

б) в зависимости от характера и правоdjго статуса контролирующей инстанции различают следующие виды контроля: государственный, хозяйственный, общественный;

Государственный контроль осуществляется государственными органами, для которых эта деятельность является основой. Как правило, такие органы называются государственными инспекциями. Обычно они специализируются на проверке выполнения нормативных решений по конкретным вопросам (пожарная безопасность, санитарно-эпидемиологическое состояние, техника безопасности и т.п.);

в) в зависимости от характера контролируемого вопроса различают технический, финансово-экономический и административный контроль;

г) в зависимости от регулярности проверок различают систематический, периодический и разовый контроль;

д) в зависимости от масштабов охвата проверками различают сплошной и выборочный контроль.

Вышеизложенное разнообразие форм и видов контроля обусловлено стремлением найти компромисс между двумя противоречивыми тенденциями: стремлением повысить эффективность контроля и необходимостью экономии затрат на осуществление контрольных функций. При этом большую роль играет специфика контроля нормативных и целевых решений.

При контроле нормативных решений проверяется соблюдение установленного порядка, и при обнаружении нарушений даются предписания по их устранению. В случае же контроля целевых решений основной контролируемый параметр – это срок исполнения.

Практика показывает, что соблюдение установленных сроков выполнения принятых решений – это наиболее болезненная проблема с позиции достижения целей управления. При этом часто встречающееся нарушение сроков исполнения может быть обусловлено двумя основными причинами: неправильным принятием решения (т.е. его невыполнимостью) или организационной расхлябанностью исполнителей.

Контроль за соблюдением сроков исполнения может осуществляться теми же лицами, которые эти решения приняли, или с организационным обособлением специальных подразделений (отдельных специалистов). Опыт показывает, что в первом случае контроль может быть лишь периодическим и выборочным. Для достижения же большей эффективности контроля целесообразно его организационно обособлять. Это имеет смысл делать еще и потому, что уровень квалификационных требований для проведения проверки, как правило, на порядок ниже, чем уровень требований к специалистам, принимающим решения. Другим важнейшим условием повышения эффективности контроля является отказ от проведения проверок по мере истечения установленных сроков исполнения, так как такие проверки не обеспечивают соблюдения сроков, а лишь констатируют свершившийся факт, и переход к упреждающему профилактическому контролю, при котором проверяется ход выполнения решения, а не факт его выполнения.

Организация упреждающего контроля за исполнением сроков, как правило, основана на организационном обособлении данной процедуры. При этом возможны варианты проведения контроля как силами канцелярских работников, так и на основе электронной обработки данных. В последнем случае наиболее часто такая форма контроля называется автоматизированной системой контроля исполнения документов.

В системах упреждающего контроля вся поступающая на контроль информация (обычно это документы) регистрируется и хранится с использованием соответствующих материально-технических средств и носителей информации. Регулярно производится обработка данной информации, и до исполнителей доводятся напоминания о приближении контрольного срока исполнения порученного задания. Информация об исполнении поступает также на обработку для снятия задания с контроля и определения оценки качества работы исполнителей. Обычно такая оценка дается в форме определения коэффициента исполнительской дисциплины, который определяется как удельный вес заданий, выполненных в срок, по отношению к общему числу заданий. Данная оценка дается за установленный период времени и используется в качестве базы для материального и морального стимулирования исполнителей.

Опыт различных отраслей, в том числе и социально-культурной сферы, показывает высокую эффективность упреждающего контроля. Практически во всех сферах, где его применяют, коэффициент исполнительской дисциплины достигает значения в диапазоне 0,93 - 0,97. В определенной мере это объясняется тем, что в случае обнаружения обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению решения, исполнители заблаговременно добиваются принятия корректирующих решений, чтобы не допускать фиксации срыва устанавливаемых сроков.

Из изложенного следует, что четкая организация контроля исполнения существенно влияет на исполнительскую дисциплину, а фактор объективной невыполнимости решения (или неверного принятия решения) существенен лишь в 3-7 процентах от общего числа принимаемых решений.

2. Федеральное Собрание РФ.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 94), Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации.

Федеральное Собрание является представительным органом Российской Федерации.

Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации компетенцией в сфере законодательства.

Будучи законодательным органом. Федеральное Собрание исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Этот контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку.

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый «верхней палатой», состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации — государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не отдельным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т. е. всей России.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ст. 100, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации и выступлений руководителей иностранных государств. Более того, Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему сдержек и противовесов в деятельности Федерального Собрания, в которой Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления в Российской Федерации «тирании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

Государственная Дума

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Выборы депутатов Государственной Думы осуществляются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Согласно ст. 103 Конституции, к ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, ее депутаты образуют депутатские объединения — фракции и депутатские группы.

Государственная Дума избирает из своего состава Председателя, первого заместителя и заместителей Председателя. Вопрос о числе заместителей Председателя решается Государственной Думой.

Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Голосование на заседании в Государственной Думе осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов, без использования электронной системы, с использованием бюллетеней и путем опроса депутатов Государственной Думы.

Постановление Государственной Думы принимается большинством голосов от общего числа депутатов, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации. По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов депутатов, принявших участие в голосовании, если иной порядок не предусмотрен Регламентом Государственной Думы.

Выборы Государственной Думы назначает Президент РФ, при этом он должен придерживаться указанных в законе сроков перевыборов депутатов

для обеспечения непрерывного функционирования законодательной власти в стране. Назначение даты выборов - не право, а скорее обязанность Президента, т. к. он делает это не произвольно, по своему усмотрению, а в строго определенный срок. Это относится и к назначению внеочередных выборов в Думу после ее роспуска.

Важным средством воздействия Президента на парламент является его право на роспуск Государственной Думы. Конституция предусматривает 2 случая, когда нижняя палата может быть распущена, причем основания роспуска всегда связаны с недоверием Правительству: трехкратное отклонение представленных кандидатур председателя Правительства и повторное выражение недоверия Правительству в течение 3 месяцев. В последнем случае роспуск Государственной Думы не является обязательным: в качестве альтернативы Президент может объявить об отставке Правительства.

Право роспуска Государственной Думы имеет ограничения во времени. В Конституции перечислены все случаи, когда роспуск не допускается:

1. При повторном выражении недоверия Правительству Дума не может быть распущена в течение 1 года после ее избрания. В течение этого срока палата не нуждается в подтверждении легитимности ее власти путем выборов, т. к. население только что выразило свою поддержку избранным кандидатам.

2. Дума не может быть распущена с момента выдвижения обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

3. Дума не должна прерывать работу в период действия на территории всей России военного или чрезвычайного положения, чтобы в такой сложной ситуации страна не лишилась законодательной власти.

4. Роспуск Государственной Думы не допускается также в течение 6 месяцев до истечения срока полномочий Президента.

Совет Федерации

Совет Федерации является "верхней" палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.

В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Палата состоит из представителей, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако полномочия представителей могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором был избран (назначен) член Совета Федерации.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Периодичность его заседаний определяется самой палатой. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания посланий Президента Российской Федерации или Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Совет Федерации образует комитеты и комиссии из числа членов палаты. Совет Федерации вправе создавать, упразднять и реорганизовывать любые комитеты и комиссии.

Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Все члены Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации и его заместителей, входят в состав комитетов. Состав каждого комитета утверждается палатой.

Комитеты осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам и по проектам федеральных конституционных законов; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов, организуют проведение парламентских слушаний и т.д.

Совет Федерации вправе также создавать комиссии, деятельность которых ограничивается определенным сроком или конкретными задачами. Некоторые из комиссий действуют постоянно: Комиссия по регламенту и парламентским процедурам, Счетная комиссия.

Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям: Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним; в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.

К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; назначение выборов Президента Российской Федерации; отрешение Президента Российской Федерации от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

В ряде федеральных законов на Совет Федерации возложены и другие полномочия, не предусмотренные в Конституции Российской Федерации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.