Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 3 страница. В обучении дезадаптированных детей и подростков на сегодняшний день еще много нерешенных вопросов




В обучении дезадаптированных детей и подростков на сегодняшний день еще много нерешенных вопросов. Один из самых сложных - создание многовариативных учебных программ, разработка которых требует серьезного, долгосрочного объединения с органами народного образования. (Плоткин М.М. Педагогические аспекты реабилитации детей с девиантным поведением // Семья в России. 1992. № 2. С. 12.)

Немаловажную роль в педагогической службе занимают воспитатели. Программа их действий предполагает решение таких задач, как налаживание межличностного общения в группе, восстановление коммуникативных связей детей, которые были деформированы, искажены до прихода их в центр, оказание помощи детям в познании самих себя, повышение их самооценки, формирование умения достойно отвечать за свои поступки, развитие познавательных интересов, расширение кругозора детей, их представлений о природной и социальной среде, развитие санитарно-гигиенических навыков, укрепление здоровья. Эти задачи, исходящие из реальных проблем социально дезадаптированных детей, для каждого ребенка должны иметь индивидуальное выражение, а их осуществление наполняться конкретным содержанием, которое включает обучающий компонент и организацию практического опыта, соответствующего приобретенным знаниям.

Поиск комплексных средств, наиболее радикально меняющих условия и характер развития несовершеннолетних правонарушителей и тем самым осуществляющих его реабилитацию заключается в выборе деятельностного подхода к осуществлению реабилитационного процесса. Иначе говоря, основным средством реабилитационного воздействия является труд. В процессе труда подростки узнают много нового, пополняют багаж своих знаний, осваивают общетрудовые, а порой и общепрофессиональные знания и умения. У них формируются такие волевые качества, как наблюдательность и внимание, организованность и самостоятельность, прилежность и добросовестность, последовательно развиваются и укрепляются волевые черты - выдержка, упорство в работе, умение стойко переносить неудачи». (Блынская Л. Социальная реабилитация детей и подростков в трудовой деятельности // Социальная педагогика. 2003. № 1. С. 82.) Производительный труд привлекателен для них еще и потому, что дает наглядные, ощутимые результаты, приносящие пользу и подросткам и окружению - это помогает им осознать свою самоценность, повысить самооценку, поверить в свои силы.

Основными формами деятельностного подхода к реабилитации в специализированных учреждениях, являются организация общественно-полезной деятельности и кружковой работы. Общественно-полезную деятельность можно рассматривать как целую реальных ситуаций выбора, удовлетворяющих запросы, интересы, потребности ребенка. Задача воспитателей состоит в том, чтобы помочь ребенку найти такое дело.

Психологическое направление подразумевает психопрофилактическую и коррекционную работу при травмировании психики ребенка, ставшими жертвами травмирующих событий. Она проводится с целью компенсации девиаций личностного развития и неадекватных форм поведения; для коррекции межличностных отношений; с целью преодоления комплексов личностного характера. Психологическая реабилитация проводится специалистами двумя способами: работа в группе и в индивидуальном порядке.

Немаловажной значение отводится социально-правовому направлению, которое предусматривает выполнение сотрудниками центра двух основных функций: защита законных прав и интересов детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей или лишенных родительских прав; в сотрудничестве с различными организациями способствует дальнейшему семейному жизнеустройству воспитанника, их трудовому определению. Исходя из этих функций, социально-правовая служба решает следующие задачи: выявляет истоки, причины социальной дезадаптации детей в семье, школе, социальном окружении; оберегает детей от жестокости родителей вплоть до ходатайства о лишении их родительских прав; осуществляет индивидуальную программу восстановления социального статуса детей и защиты их прав; ведет работу с семьей до помещения ребенка в центр, во время его пребывания в нем, после возвращения в семью; защищает имущественные, жилищные и другие права детей, помещенных в центр, оказывает разнообразную социально-правовую помощь несовершеннолетним детям и их семьям; определяет наилучший вариант дальнейшего жизнеустройства для каждого ребенка; представляет интересы детей в различных учреждениях и организациях. Отличительная черта социально-правовой службы центра и условие эффективности ее деятельности - широкие контакты с различными органами, учреждениями и организациями, в сферу активности которых входят проблемы детства.

В процессе социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей существуют различные направления деятельности. Каждому направлению соответствует служба, которая непосредственно выполняет закрепленные за ними функции. Процесс реабилитации будет осуществляться успешно только в том случае, если подросток станет активным субъектом коррекционно-реабилитационной работы, при этом, процесс социальной реабилитации должен строиться с учетом индивидуальных, психологических свойств ребенка, с учетом тех конкретных обстоятельств, неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению отклонений в его поведении.

Таким образом, развитие, изучение и совершенствование реабилитационной работы с несовершеннолетними правонарушителями - одна из важных задач любого развитого общества. Это связано с ее огромной значимостью для решения проблем улучшения нравственного состояния общества, профилактики девиантного поведения. Для подростков-правонарушителей реабилитация - один из основных путей интеграции в социум.


ГЛАВА II. ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕНИМИ, ОТБЫВШИМИ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И ОСУЖДЕННЫМИ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ НА ПРИМЕРЕ ГУСО ЧЕРНОВСКИЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ «БЕРЕГИНЯ» ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ.

2.1 Анализ деятельности отделения помощи несовершеннолетним, отбывшим наказание в виде лишения свободы и осужденными без лишения свободы на в ГУСО Черновский комплексный центр социального обслуживания населения «Берегиня» Забайкальского Края.

 

Благодаря реализации краевой долгосрочной целевой программы: «Не оступись!» (2009-2012 годы) 18 августа № 796 в 2009г. на базе ГУСО Черновского комплексного центра социального обслуживания населения «Берегиня» Забайкальского края открыто отделение помощи несовершеннолетним отбывшим наказание в виде лишения свободы и осужденным без лишения свободы, рассчитанное на 15 мест.

Цель работы отделения: Профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных; социализация и реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом; обеспечение социальной поддержки и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; комплексное решение проблем по предупреждению преступности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.

Отделение в своей работе руководствуется:

Конституцией Российской Федерации, Семейным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.06.99 №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (изменения от 13.10.2009 года), другими законами и правовыми актами Российской Федерации и Забайкальского Края, распоряжениями, приказами и заданиями администрации г. Чита, министерства социальной защитеы населения, указаниями директора ГУСО Черновский комплексный центр социального обслуживания населения «Берегиня» Забайкальского Края.

Основные задачи Отделения:

1. учет несовершеннолетних, отбывших наказание в виде лишения свободы и осужденных без лишения свободы;

2. определение и предоставление конкретных видов и своевременных квалифицированных, социальных, правовых, психолого – педагогических услуг на основе индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации;

3. социальная поддержка несовершеннолетних правонарушителей и их родителей (законных представителей), семей, социальных групп и институтов с которыми одновременно осуществляется связь по предупреждению девиантного и делинквентного поведения;

4. обеспечивать оптимальные условия для привыкания несовершеннолетних осужденных к полноценной жизни, их исправления и создание предпосылок для успешной социальной адаптации в обществе, предотвращения повторного привлечения к уголовной ответственности, выполнение индивидуальных и групповых программ реабилитации;

5. оказывать социальные услуги семье по созданию взаимопонимания и благоприятного микроклимата, преодоление конфликтов и иных нарушений во взаимоотношениях детей и родителей, оказание психологической поддержки.

Для расширения спектра услуг, оказываемых несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом в ГУСО Черновский комплексный центр социального обслуживания населения «Берегиня» Забайкальского края продолжается работа по реализации программных мероприятий краевой долгосрочной целевой программы «Правильный выбор!» (2013-2015годы) с использованием новых технологий.

В рамках краевой долгосрочной целевой программы «Правильный выбор» разработана программа гражданско – патриотического воспитания несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом «Отечество – земля Забайкалья»

Направлены 2009-2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.
н\с семей н\с семей н\с семей н\с семей н\с семей
ФКУ УИИ УФСИН России по Заб.краю.                    
ПДН ОП «Черновский» УВД России по г. Чита.                    
КДН и ЗП Черновского административного округа по г. Чита. - -                
По личному обращению - -                
                         

 

2009-2010 года – 98% из них 5 повторных правонарушений;

2011 год – 114 из них 4 повторных правонарушений;

2012 год – 9;
2013 – 112;

2014 – 88 несовершеннолетних.

Отделение информирует субъекты профилактики в следующих случаях:

Органы прокуратуры – при выявлении нарушений прав и свобод несовершеннолетнего;

Органы внутренних дел – при выявлении случаев насилия, жестокого обращения и других противоправных действий, совершаемых родителями, опекунами, законными представителями или иными лицами в отношении несовершеннолетнего;

Отдел опеки и попечительства – о выявлении несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей или законных представителей, а также о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

Органы образования – о выявлении несовершеннолетнего, пропускающего учебные занятия без уважительной причины;

Органы здравоохранения – о выявлении несовершеннолетнего, нуждающегося в обследовании, наблюдении и лечении;

Органы по делам молодёжи – о выявлении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении и нуждающегося в этой связи в оказании помощи в организации досуга, отдыха, занятости;

Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав – о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, отдых, жилище и других; а также о недостатках в деятельности субъектов профилактики;

Всего с 2009 по 2014 год прошли реабилитацию в отделении помощи несовершеннолетним, отбывшим наказание в виде лишения свободы и осужденных без лишения свободы 508 подростков из них повторных правонарушений совершили 9 несовершеннолетних.

 

  2009-2011г. 2012г. 2013г. 2014г. Всего
Обследовано несовершеннолетних          
Патронаж          
Трудоустроены и работали в летний период времени          
Социальная помощь (продуктовые наборы, школьно-письменнные принадлежности, б\у вещи, материальная государственная социальная помощь)          
Оздоровлено в летне-оздоровительную кампанию          
Помощь в оформлении документов на санаторно – курортное лечение          

 

 


По окончанию реабилитации у подростков наблюдается снижение уровня агрессии на 65%, тревожности на 70%, суицидальных намерений на 80%, страхи и фобии на 80%.

Таким образом, отделение помощи несовершеннолетним, отбывшим наказание в виде лишения свободы и осужденным без лишения свободы в ГУСО Черновский комплексный центр социального обслуживания населения «Берегиня» Забайкальского края, является одним из самых эффективных в крае по оказанию социальной поддержки и профилактической работы с такой социальной категорией как: несовершеннолетние и семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.


2.2 Исследование несовершеннолетних на примере отделения помощи несовершеннолетним, отбывшим наказание в виде лишения свободы и осужденных без лишения свободы в ГУСО Черновский комплексный центр «Берегиня» Забайкальского края.

 

В настоящее время особого внимания требует социальная поддержка тех групп населения, которые не в состоянии себя защитить. К ним, безусловно, относятся несовершеннолетние, отбывшие наказания в виде лишения свободы и осужденные без лишения свободы. В силу данных обстоятельств они сталкиваются с такой проблемой, как: социальная реабилитация. Молодым людям, еще не исполнилось 18 лет, они «попадают» в ведение КДН и ЗП (Комиссия по делам несовершеннолетних и Защите их прав), которая по закону призвана оказывать им помощь в социализации после колонии. Если же несовершеннолетний, отбывавший наказание в виде лишения свободы за совершенное преступление выходит из колонии, то он уже не может рассчитывать на помощь КДН и ЗП. По закону предусмотрен только контроль со стороны органов внутренних дел по месту жительства за его поведением. Таким образом, важными органами, которые занимаются ресоциализацией и реабилитацией названной категории молодых людей являются центры социального обслуживания населения. В Забайкальском крае, таким органом является Государственное учреждение социального обслуживания населения Черновский комплексный центр «Берегиня», а конкретно одно из его подразделений: «Отделение помощи несовершеннолетним, отбывшим наказание в виде лишения свободы и осужденных без лишения свободы», где и было реализовано данное исследование.

По данным статистики на 2014 год количество преступных деяний среди несовершеннолетних составило 817 фактов. В 2013 году этот показатель составил 845. Количество преступлений категории тяжких и особо тяжких составило 198 фактов. Более 52% преступлений – кражи чужого имущества (431 факт). При этом каждая третья кража была совершена в группе, каждая вторая – в вечернее и ночное время.

В отделении комплексного центра «Берегиня» сформирован банк данных на 165 несовершеннолетних, осужденных без лишения свободы, обследованы 85 семей, в которых проживают условно осужденные несовершеннолетние. На учете в отделении стоят 17 несовершеннолетних. Курс психолого – педагогической реабилитации прошли 6 несовершеннолетних, один из которых был трудоустроен.

Целью исследования является выявление эффективности социальной работы, проводимой с несовершеннолетними, отбывшими наказание в местах лишения свободы и осужденными без лишения свободы в ГУСО Черновский комплексный центр «Берегиня» Забайкальского края.

Исследование реализовывалось в течении двух недель.

Респонденты были разделены на две группы, для выявления динамики в поведении, мироощущении, склонности к рецидивным преступлениям:

1. Несовершеннолетние, недавно поступившие в центр.

2. Несовершеннолетние, получившие социальные услуги и прошедшие курс социальной реабилитации.

С подростками проведено анкетирование в присутствии специалиста по социальной работе и психолога.

В анкету были включены вопросы, направленные на выявление:

1. склонности несовершеннолетних к противоправному, девиантному поведению;

2. социализированности личности несовершеннолетнего;

3. способов поведения несовершеннолетнего в ситуации разногласии.

Показатели опроса первой группы:

1. Ваш пол.

В данном анкетировании принимали участие 4 юноши и 6 девушек, поступивших в центр социальной защиты и не получившие курс реабилитации.

 


 

2. Ваш возраст.

Возраст респондентов составляет 14-16 лет.

 

 

3. Третий вопрос: «Как часто собирается ваша компания?» Данный вопрос поможет выявить: насколько часто подросток взаимодействует со сверстниками.

 


4. «Где Вы чаще всего собираетесь?». Ответы на данный вопрос могут позволить обозначить круг общения несовершеннолетних, а так же косвенным образом определить склонность к противоправному поведению.

  В подвале, бродите по улицам. На площадке перед домом или в подъезде. У кого - либо на квартире.
Юноши      
Девушки      

 

5. Приходилось ли Вам с Вашей компанией гулять ночь напролет?

 

 

 


 

 

6. Употребляют ли в Вашей компании алкоголь?

Как известно, чаще всего преступления, совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Данная проблема напрямую касается несовершеннолетних.

 

7. «Употребляют ли в Вашей компании наркотические вещества?»

Употребление наркотических веществ подростками в настоящее время является огромной проблемой, с которой необходимо бороться. Особенно этому подвержены несовершеннолетние, отбывшие наказание в местах лишения свободы.

 

 


8. «Участвует ли Ваша компания в драках?»

Данный вопрос непосредственно поможет выявить склонность несовершеннолетних к противоправному поведению.

 


9. «Есть ли в Вашей компании люди с преступным опытом?»

Окружение человека – малая социальная группа, оказывающая непосредственное влияние на него. Учитывая гибкую психику несовершеннолетнего, можно сказать, что каждый человек, находящийся рядом, может координальным образом изменить его жизненную позицию, принципы, мировосприятие, отношение к тем или иным вещам, как в положительном так и в отрицательном направлении.

 


10. «Временами появляется ли у Вас желание нанести вред другому человеку?» Выявления агрессивного поведения так же в значительной мере важно при планировании проведения реабилитации. Озлобленность и негативное отношение подростка к окружающим людям зависит не всегда от него самого, а так же от его ближайшего окружения – семьи.

 

 


11. «Часто ли Вы чувствуете себя, как «пороховая бочка», готовая взорваться?»

Наличие в анкете данного вопроса, как и предыдущего можно объяснить необходимостью выявления психоэмоционального состояния подростка.

 

 


12. «Чувствуете ли Вы, что готовы первыми начать драку?»

 


13. «Что вас интересует больше всего?» Наличие интересов, увлечений у подростков благоприятно сказывается на его жизни. Когда несовершеннолетний занят социально благоприятным делом, не остается времени и желания на совершение противоправных действий.

 

 

14. «В каком настроении Вы чаще всего пребываете?»

 

 


15. «Как вы думаете, что сподвигает человека на совершение преступления?»

На данный вопрос подростки отвечали самостоятельно, т.е. без предложенных вариантов ответов. Главными причинами, совершения правонарушений, подростки указали: бедность, нервный срыв, нехватка денег, плохое воспитание, вредные привычки, плохая компания, злость, ненависть, обида, нужда в чем – либо. Самым популярным ответом была бедность. Это, как считают несовершеннолетние, самая главная причина, по которой люди идут против закона.

Данный вопрос был направлен на выявление причин, с которыми возможно столкнулись они. Для предотвращения рецедива необходимо способствовать благоприятной социальной обстановке для несовершеннолетнего.


 

 

 

16. «Есть ли у Вас желание получить высшее/среднее образование, сделать карьеру?

Наличие планов на профессиональное становление является одним из главных приоритетов в жизни человека. Несовершеннолетние, освободившиеся из мест лишения свободы или осужденные без лишения свободы порой не представляют, чем они могут заняться в жизни и в некоторых случаях ставят крест на своей жизни и продолжают свою криминальную деятельность. Для специалистов по социальной работе, как и для психологов, необходимо помочь подростку поверить в себя, свои силы и возможности. Для этого необходимо проводить профориентационные занятия и не оставлять попытки помочь подростку найти себя, свое призвание и развить желание учиться, строить карьеру.

 


17. «Имеются ли у Вас конкретные планы на ближайшее будущее?». Наличие позитивных планов на ближайшее будущее – основополагающий фактор успешной социализации подростка.

 


По результатам опроса несовершеннолетних, можно сделать вывод о том, что, при поступлении в отделение помощи несовершеннолетним, отбывшим наказание в виде лишения свободы и осужденным без лишения свободы, подростки имеют определенные проблемы:
1. Напряженное психоэмоциональное состояние;

2. Агрессивное поведение;

3. Деформация ценностей и отношений;

4. Отсутствие трудовых навыков;

5. Заниженная самооценка;

6. Делинквентное поведение;

7. Девиантное поведение;

8. Социальная дезадаптация.

Для решения данных проблем осуществляется комплекс мер, направленных на успешную ресоциализацию и социальную реабилитацию подростка. А именно, несовершеннолетние получают следующие социальные услуги:

1. Занятия по профилактике употребления алкоголя, наркотиков.

2. Беседа на тему: «Как я веду себя в конфликтных ситуациях», цель которой – помочь подростку определиться со своей позицией по отношению к конфликтам, значением конфликтов в жизни, стратегией поведения в конфликтных ситуациях; обучить правилам общения и поведения в ситуации разногласия;

3. Мероприятия по формированию навыков самостоятельного принятия решения и действий в условиях неопределенности; отработки навыков взаимодействия.

4. Игровые занятия, способствующие осознанию своих проблем и поиску их решения, а так же преодолению трудностей, мешающих полноценному самовыражению;

5. Посещение подростками сенсорной комнаты, с целью нормализации психического состояния.

6. Организация для подростков спортивно – массовых мероприятий, способствующих воспитанию гражданственности, любви и уважения к Родине, семье, духовному и культурному наследию человечества.

7. Семинары по профилактике правонарушений, в том числе повторных.

Второй группе респондентов, получивших вышеописанные социальные услуги, были заданы аналогичные вопросы, что и первой группе.

Показатели опроса второй группы:

1. Ваш пол.

 

 


2. Ваш возраст.

 

 

3. Третий вопрос: «Как часто собирается ваша компания?»

 

 

 


4. «Где Вы чаще всего собираетесь?».

 

 

  В подвале, бродите по улицам. На площадке перед домом или в подъезде. У кого - либо на квартире.
Юноши      
Девушки      

Место времяпрепровождения подростков в значительной степени может оказать влияние на появление противоправного поведения у несовершеннолетнего. В сравнении с ответами первой группы респондентов, можно сделать вывод, что мероприятия, проводимые с подростками эффективны. Для изменения отношения подростков о месте своего нахождения в свободное время на социально благоприятные, специалист по социальной работе и психолог проводят индивидуальные и групповые беседы с подростками.

5. Приходилось ли Вам с Вашей компанией гулять ночь напролет?

 

Согласно Закону Забайкальского края от 24 июня 2009 г. N 198-ЗЗК "Об административных правонарушениях" нахождение несовершеннолетних до 17 лет в общественных местах после десяти вечера без сопровождения взрослых запрещено. Для того, чтобы подросток осознавал всю ответственность за свое поведение, специалисты по социальной работе привлекают сотрудников полиции для проведения поучительных лекций о правонарушениях несовершеннолетних, а так же о существующей ответственности за них. По результатам опроса, можно сделать вывод, что данные лекции оказывают положительное воздействие на подростков.

6. Употребляют ли в Вашей компании алкоголь?

 

 

7. «Употребляют ли в Вашей компании наркотические вещества?»

 


Употребление подростками наркотических и алкогольных веществ так же запрещено законодательством. По результатам, можно сделать вывод, что употребление несовершеннолетними алкогольных напитков имеет место быть. Для решения данной проблемы, проводятся с подростками занятия по профилактике данной проблемы. Но стоит указать внимание, что большинство несовершеннолетних, прошедшие курс реабилитации не употребляют алкогольные напитки. Что свидетельствует об эффективности проводимой социальной работы в центре социальной защиты. Так же можно отметить, что подростки, получившие социальные услуги, стремятся изменить свой круг общения. Если раньше они пребывали в компании, где употребляли психоактивные, наркотические и алкогольные вещества, то после курса реабилитации у большинства появляется желание «начать жизнь с чистого листа». Для этого подростки самостоятельно обращаются за помощью к специалистам центра социальной защиты «Берегиня».

8. «Участвует ли Ваша компания в драках?»

 

 

 


Данный вопрос напрямую помогает выявить противоправное поведение у подростка. По показателям, можно сделать вывод, что и в первой и во второй группе респондентов драки имеют место быть. Объяснением этому может служить вспыльчивость, агрессивное поведение, эмоциональность подростков. Для устранения данной проблемы специалисты центра разрабатывают и проводят специальные ролевые мероприятия, направленные на изменение отношения к конфликтам и стратегией поведения в случае конфликта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.