Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты инвалидов




Обязательства современного государства перед инвалидами

Инвалидность, как бы ее ни определять, известна в любом обществе, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

В течение последних 30 лет в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования такой политики, поддержки правительствами различных стран разработки подходов к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованной инвалидам.

Основные принципы формирования политики в отношении инвалидов:

1. Государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности.

2. Государство обеспечивает инвалидам возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни.

3. Инвалиды имеют право жить в социуме, общество порицает изоляцию инвалидов. Для этого общество стремится сформировать условия независимой жизни инвалидов (безбарьерная среда).

4. За инвалидами признаются права и обязанности граждан данного общества. В компетенции государства находятся способы признания, обеспечения и реализации прав и обязанностей инвалидов как членов общества.

5. Государство стремится к равнодоступности мер социальной политики в отношении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где проживает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции).

6. При реализации политики в отношении инвалидов должны учитываться особенности индивида или групп инвалидов: все инвалиды в силу специфики своего заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий.

Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями.

В российских дебатах о социальной политике в отношении инвалидов наряду с одобрением и принятием идей интеграции ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты пока остается второстепенным вопросом. В социальном законодательстве и программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать заявленное и достигать обозначенных целей.

Основными критериями развития политики государств в отношении инвалидов являются:

· Наличие официально признанной политики в отношении инвалидов.

· Наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов.

· Судебные и административные механизмы реализации прав инвалидов.

· Наличие неправительственных организаций инвалидов.

· Доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав.

· Наличие безбарьерной физической и социальной среды.

Основные законы об инвалидности в РФ

Современные российские законодательные акты по части заботы и помощи людям с ограниченными возможностями в содержательном плане приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире.

И хотя инвалиды, а также их семьи по-прежнему наталкиваются на барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми, многое свидетельствует о том, что в целом социальное отношение к инвалидам постепенно изменяется: взамен невнимания и отвержения пришли признание их прав, достоинства и полноценного участия в жизни общества. Принятие в 1995г. Государственной Думой закона "О социальной защите инвалидов в РФ", разработка проекта Закона РФ "О специальном образовании"[15], создание реабилитационных центров — все это свидетельствует об изменяющейся социальной политике.

Основными законами об инвалидах в РФ являются:

1. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. на 6 апреля 2015г.) от 24.11.1995г. № 181-ФЗ.

2. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и признании лица инвалидом"(с изм. от 04.09.2012)

3. Постановление Правительства "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" от 27.07.1996г. № 901. (с изм. от 13.03.2014)

4. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"(вступил в силу с 1января 2015 года)

5. Указ Президента РФ "О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов" № 1011 от 1.06.1996г. (с изм. от 27.04.2000г.)

6. Указ Президента Российской Федерации "О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов" № 802 от 27.07.1992г.

7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. на 31.03.2015)

8. Постановление Минтруда РФ от 29.10.1998г. №44 "О рекомендациях по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной защиты населения".
Глава 3. Страховая пенсия по инвалидности

 

3.1 Изменения в законодательстве с 2014-2015гг. о страховых (трудовых) пенсиях

С 1 января 2015 года введены изменения в ФЗ «о трудовых пенсиях», ранее названный закон «о трудовых пенсиях» переименован в ФЗ «о страховых пенсиях».

Законопроектом устанавливаются основания возникновения, порядок установления и выплаты страховых пенсий.

Предусматриваются следующие виды трудовых пенсий до 2015г: 1) трудовая пенсия по старости; 2) трудовая пенсия по инвалидности; 3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Предусматриваются следующие виды страховых пенсий с 2015г: 1. страховая пенсия по старости; 2. страховая пенсия по инвалидности; 3. страховая пенсия по случаю потери кормильца;

 

Пенсионная формула расчета пенсии по инвалидности с 2014-2015гг.

Пенсионная формула расчета пенсии по инвалидности до 2015 года: П = ПК / (Т x К) + Б Новая пенсионная формула расчета пенсии по инвалидности с 2015 года: СПинв.= ИПК × СПК

Размер трудовой пенсии до 2015 года по инвалидности определяется по формуле:

П = ПК / (Т x К) + Б

Где: П - размер трудовой пенсии по инвалидности;

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (инвалида), учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается трудовая пенсия по инвалидности;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 14 настоящего Федерального закона);

К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;

Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности.

Фиксированный базовый размер трудовой (страховой) пенсии по инвалидности лиц, не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, устанавливается в следующих суммах:

До 2015 года: · при I группе - 5 124 рублей в месяц; · при II группе - 2 562 рублей в месяц; · при III группе - 1 281 рубля в месяц. После 2015 года: · при I группе - 7820 рублей 70 копеек в мес. · при II группе - 3910 рубля 34 копейки в мес. · при III группе - 1955 рублей 17 копеек в мес.

Судебная практика

Страховая пенсия по инвалидности назначается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом страховой и (или) иной общественно-полезной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

В рамках реформирования пенсионной системы Российской Федерации Государственной Думой РФ был принят ряд законов, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, закрепивших переход от распределительной пенсионной системы к системе, которая основана исключительно на принципах страхования и включает в себя распределительный и накопительный элементы. При этом технологической и информационной базой новой пенсионной системы является индивидуальный (персонифицированный) учет пенсионных прав.

Анализ судебной практики показывает, что в подавляющем большинстве случаев находило свое подтверждение несоответствие требованиям ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»[16] (утратил силу). решений территориальных органов пенсионного обеспечения об отказе гражданам в досрочном назначении трудовой пенсии.

Основную массу рассматриваемых федеральными судами пенсионных дел представляют споры между гражданами и территориальными органами пенсионного обеспечения, связанные с отказом в установлении трудовой пенсии ранее предусмотренного ст. 7 вышеназванного Закона возраста.

В соответствии с положениями ГПК РФ[17] дела данной категории подсудны районным судам, как дела по искам не подлежащим оценке.

Кроме того, дела по спорам между гражданами и Пенсионным фондом Российской Федерации (его территориальными органами), связанные с назначением и выплатой пенсий, рассматриваются судами в порядке искового производства[18].

Эти дела не могут рассматриваться в порядке, установленном ГПК РФ[19] ("Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений").

В порядке, установленном ГПК РФ[20], рассматриваются дела об оспаривании гражданами и организациями решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Следовательно, указанные дела рассматриваются с соблюдением общих правил родовой и территориальной подсудности.

Устанавливая минимальный страховой стаж для назначения пенсии – пять лет, новое пенсионное законодательство не изменило пенсионный возраст для установления трудовой пенсии, который в свою очередь является основанием для назначения трудовой пенсии.

Например, З. обратилась в суд с данными исковыми требованиями. о признании незаконными бездействий ГУ УПФ РФ по К-му району Н-ой области по начислению пенсии по инвалидности, признании расчета размера установленной пенсии необоснованным, признании незаконным отказа в принятии документов, о возложении обязанности начислить и выплатить пенсию с 2010 года по настоящее время, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование которых указала, что 2010 г. Н-ым главным бюро медико-социальной экспертизы ей была установлена 2 группа инвалидности. 2010 г., она обратилась в К отделение Пенсионного Фонда РФ с заявлением о начислении ей пенсии. При этом она представила ответчику справку об инвалидности, трудовую книжку, трудовые договоры и справку о работе в К колледже. Справка об инвалидности и трудовая книжка были с отксерокопированы специалистом К.В.И. и их копии приобщены к заявлению.

В приобщении к пенсионному делу прочих документов (договоров и справки) ей было отказано со ссылкой на то, что они не являются доказательством ее трудового стажа. После того, как ее документы были рассмотрены и приняты, К.В.И. сообщила ей, что через две недели ей будет начислена пенсия.

Но пенсию ей не начислили. Поэтому она явилась на К почтамт, будучи уверенной, что пенсия за апрель и май месяцы находится там на хранении. Но почтовый работник предложил ей получить лишь две ежемесячных выплаты инвалидам на общую сумму. Полагая, что произошло лишь какое-то недоразумение, и оно будет немедленно устранено ответчиком, она опять обратилась в К отделение Пенсионного Фонда РФ. Дозвонившись по единственному городскому телефону ответчика, она получила известие от сотрудницы, не назвавшей свое имя, о том, что полученные ею за два месяца деньги, это и есть ее пенсия за два месяца по второй группе инвалидности. После, эта сотрудница все же соединила ее с К.В.И., принявшей ее документы. К.В.И. заявила, что пенсию ей никто и не думал начислять, так как она не представила справки, подтверждающие три года стажа, не значащихся в трудовой книжке. На это она возразила, что отсутствие данных справок не являлось и не является препятствием для начисления ей пенсии по инвалидности на основании имеющейся справки об инвалидности и данных ее трудовой книжки, копии которых были сняты для приобщения их к ее пенсионному делу.

На что К.В.И. потребовала от нее повторно явиться в К отделение Пенсионного Фонда РФ и повторно представить ей все документы, копии с которых она уже снимала. При этом ей не были принесены извинения ответчиком, а также им не была признана вина в своем бездействии по начислению мне пенсии.

В результате незаконных действий, бездействий работников К отделения Пенсионного Фонда РФ, она уже на протяжении двух месяцев не имеет средств к существованию, не может купить жизненно необходимые лекарства. Согласно установленным правилам льготный отпуск лекарств будет ей осуществляться лишь с третьего квартала, то есть с июля месяца.

Также считает неправомерным отказ К отделения Пенсионного Фонда РФ в принятии у нее в качестве доказательства трудового стажа представленных ею договоров с К-им районным узлом связи и справки о ее работе в К колледже.

Действиями работников К отделения Пенсионного Фонда РФ ей причинен материальный и моральный вред, выразившийся в душевных и физических страданиях.

С учетом измененных в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требования просит: признать бездействие ответчика по начислению пенсии по инвалидности незаконным; признать расчет размера установленной пенсии необоснованным; признать незаконным бездействие ответчика по включению в трудовой стаж периодов работы годы ее работы в К-м районном узле связи, а также К-м колледже, периоды индивидуальной трудовой деятельности, период получения пособия по безработице, период ухода за престарелой мамой, инвалида второй, а затем первой группы; обязать ответчика сделать перерасчет пенсии по настоящее время немедленно на основании закона, фактических обстоятельств, имеющихся у ответчика документов; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда.

Решением К городского суда Н-ой области от 28 августа 2014 года в удовлетворении исковых требований З. к ГУ УПФ РФ по К-у району Н-ой области о признании незаконными бездействий ГУ УПФ РФ по К-у району Н-ой области по начислению пенсии по инвалидности, признании расчета размера установленной пенсии необоснованным, признании незаконным отказа в принятии документов, о возложении обязанности начислить и выплатить пенсию по настоящее время, взыскании компенсации морального вреда - отказано.

В апелляционной жалобе З. поставлен вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушениями и неправильным применением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 10 ГПК РФ.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Н-го областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Принимая решение по делу, суд, установив обстоятельства дела, и в соответствии с приведенными в решении нормами материального права, регулирующими порядок и условия назначения пенсий, пришел к обоснованному выводу об отказе удовлетворения заявленных требований.

Такие выводы суда первой инстанции признаются судебной коллегией правильными, поскольку они основаны на правильной оценке представленных доказательств, подтверждены материалами дела и соответствуют закону.

Положениями ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией является день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

В пп. 2 п. 4 ст. 19 названного Закона предусматривается, что трудовая пенсия назначается ранее дня обращения за трудовой пенсией, определенного п. 1 настоящей статьи, в случае назначения трудовой пенсии по инвалидности - со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня.

Положениями Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2002 года N 17/19, предусмотрено, что факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Судом бесспорно установлено, что заявление З. о назначении ей пенсии по инвалидности в пенсионный орган не поступало.

Поскольку, как правильно отметил суд, в соответствии с действующим пенсионным законодательством реализация лицом, имеющим право на пенсию, своего права на получение пенсионного содержания носит заявительный характер, сам по себе факт установления инвалидности, без обращения лица в установленном порядке в пенсионный орган за назначением соответствующей пенсии, не влечет обязанности Пенсионного фонда назначить такую пенсию.

При обращении З. с заявлением о назначении пенсии, ответчиком было принято решение о назначении пенсии по инвалидности.

В данном конкретном случае, после обращения З. с вышеуказанным заявлением, пенсия по инвалидности была ей назначена - с даты назначения инвалидности. Таким образом, нарушения законных прав и охраняемых законом интересов истицы ответчиком, в виде бездействия, не допущено. Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований о признании бездействий ответчика по начислению пенсии истице по инвалидности с 2010г.

Отказывая в удовлетворении требования о признании расчета размера установленной пенсии необоснованным, суд первой инстанции исходил из того, что с 2010г. З. была установлена государственная трудовая пенсия по инвалидности в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в размере <...>. Расчет, предоставленный ответчиком судом проверен, признан произведенным в строгом соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства. Оспаривая расчет пенсии по инвалидности, истица своего расчета не предоставила, указания на конкретные нарушение при проведении расчета не привела. При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции являются правильными, доводы апелляционной жалобы в данной части несостоятельны.

Требования о признании незаконным бездействие ответчика по включению в трудовой стаж периодов работы в К-м районном узле связи, а также К-м колледже Н-ой области, периоды индивидуальной трудовой деятельности, период получения пособия по безработице, период ухода за престарелой мамой, инвалида второй, а затем первой группы судом первой инстанции обоснованно оставлены без удовлетворения.

В соответствии с Постановлением Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002г. "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии, должны быть приложены определенные документы, подтверждающие право на трудовую пенсию.

Из материалов дела следует, что при обращении в пенсионный орган З. не представлены документы, подтверждающие в какие периоды она занималась индивидуальной трудовой деятельностью, получала пособие по безработице, осуществляла уход за престарелой мамой - инвалидом второй, а затем первой группы.

Не представлено таких доказательств и суду первой инстанции, не содержится указания на их наличие, и в доводах апелляционной жалобы. При таких обстоятельствах оснований для бездействия со стороны ответчика по включению в трудовой стаж спорных периодов не имеется.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно отказал в перерасчете пенсии с 2010г. по настоящее время.

Отказывая в удовлетворении требований З. о компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях ответчика нарушений прав и законных интересов истицы. Кроме того, обоснованно учел, что доводы, изложенные в обоснование требования о компенсации морального вреда, не являются основанием для их удовлетворения.

При этом суд первой инстанции учел разъяснения содержащиеся в части 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", где указано, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные прав граждан, требования о компенсации морального вреда, исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ, не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

Довод апелляционной жалобы о нарушении принципа равноправия и состязательности сторон судебной коллегий отклоняется как необоснованный. Из протокола судебного заседания от 28.08.2014 года следует, что стороны в судебном заседании присутствовали, давали подробные пояснения по иску, в том числе и истица. Истицей были реализованы ее права по предоставлению доказательств, она имела возможность задать вопросы представителям ответчика; материалы дела были исследованы судом, дополнений и возражений от сторон не поступило.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену. При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, поэтому решение К-го городского суда Н-й области от 28.08.2014 года - оставлено без изменения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.