Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внедрение, применение психолого-педагогических основ СКД на региональном уровне




На взгляд автора, дело в том, что именно педагогика дополнительного образования изначально была и есть личностно ориентированной педагогикой. Именно в ДО реально осуществляется свобода выбора. Поэтому автор решил рассмотреть региональный опыт применения психолого-педагогических основ в СКД, на примере нижнетагильского дворца творчества. Ребенок самостоятельно выбирает область деятельности, не соотносимую ни по содержанию, ни по направлению и характеру с предметными видами учебной деятельности школы. Она постоянно ставит его в позицию самоопределения и принятия решения. В результате ребенок реально видит свое влияние на жизнь вокруг него. Его позиция потребителя трансформируется в позицию активного участника, деятеля, работника. Возможности для формирования у детей опыта выбора, которыми обладает система дополнительного образования, отличаются не только более высокой степенью свободы выбора, но и объектами выбора. Наш Дворец может предложить учащимся различные виды практической творческой деятельности, в рамках которой возможны различные уровни достижении (условно говоря, от олимпийских рекордов до формирования навыков самообслуживания).

Во Дворце более 4000 детей в возрасте от 3 до 18 лет занимается в 320 объединениях по интересам. Занятия ведутся по 56 видам деятельности. В структуре учреждения 8 отделов и центров, раскрывающих все разнообразие форм и видов деятельности в сфере дополнительного образования.

Программы художественно-эстетической направленности составляют во Дворце наибольший процент (39,2 %).

Художественная деятельность - одно из основных средств самовыражения ребенка, которая основана на индивидуальном, эмоционально-образном видении, приобщении детей к национальной культуре. В процессе овладения знаниями в данном направлении деятельности у воспитанников формируются художественно-практические компетентности, подразумевающие овладение средствами художественной выразительности различных видов искусства и навыками самостоятельной художественной деятельности.

У воспитанников есть и возможность выбора темпов своей образовательной деятельности (точнее, темпов продвижения в избранном виде деятельности – индивидуальный образовательный маршрут), ее режима (дни, часы занятий) и педагогов.

В образовательный процесс успешно внедряются инновационные педагогические технологии, развивающие модели обучения, обеспечивающие активную творческую позицию детей в сфере искусства и индивидуальный подход к ребенку на всех этапах обучения

Образование во Дворце основано на принципе добровольного участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, которые мы проводим. С этой точки зрения эта система обладает более благоприятными возможностями по сравнению со школой, в которой неизбежна достаточно жесткая регламентация целей, содержания и условий образовательной деятельности.

В ДО представляется поле для проявления инициативы детей и их готовности действовать самостоятельно, несмотря на недостаток опыта. Ошибки и неудачи не наказываются оценкой. Они лишь повод для дальнейшего роста. Таким образом, дети лишены карающих моментов за неуспешность (в отличие от школы, где многое приходится делать по необходимости, иногда из-под палки).

Педагогика дополнительного образования никогда не была системой дозированных акций в отношении воспитанника, она изначально является педагогикой сотрудничества. Отсюда – особая позиция взрослого по отношению к ребенку (по результатам социальных исследований, проводимых в городском Дворце детского и юношеского творчества – это одна из основных причин, почему дети идут во Дворец). Педагог дополнительного образования – наставник, партнер, защитник интересов, (который "учит понимать жизнь", "ему можно обо всем рассказать и не бояться", "не вызовет родителей за то, что не выучил урок", и т.п.). Такая роль очень непроста: педагог несет личную ответственность за каждого воспитанника. Надо сработать так, чтобы не разрушить интерес, сохранить высокую мотивацию ребенка к познанию и творчеству.

Все виды детских объединений, независимо от их профиля, дают опыт общения со специалистами в различных видах практической деятельности. Такой опыт всегда выступает как опыт «соприкосновения» духовных миров детей и педагогов, поскольку педагоги в системе имеют возможность быть менее «функциональными» по сравнению со школьными учителями. Сама атмосфера, принятый стиль поведения, внешняя обстановка становятся факторами приобщения детей к ценностям духовной культуры.

Высокую планку качества художественного образования поднимают квалифицированные педагоги. Из 65 педагогов, занятых непосредственно работой по художественно-эстетическому направлению, 14 имеют высшую и 45- первую квалификационную категорию. 23% педагогического состава трудятся во Дворце более 20 лет, 20% педагогов - выпускники Дворца.

Среди педагогов победители Всероссийских, областных, городских конкурсов профессионального мастерства, областных конкурсов программно-методической продукции, персональные выставки работ педагогов организуются в городских, областных музеях и выставочных залах. Творческий коллектив ГДДЮТ неоднократно отмечен Гран-при и Дипломом I степени областного Фестиваля творчества специалистов системы образования «Грани Таланта».

Высокий уровень педагогического мастерства подтверждают успешные выступления воспитанников на международных, российских и краевых конкурсах, фестивалях исполнительского мастерства, выставках художественного творчества. Детские творческие коллективы ГДДЮТ являются лауреатами, призёрами и дипломантами: За 2006-2009 год воспитанники ГДДЮТ завоевали 725 наград городского, 60 областного, 34 федерального и 14 международного уровней.

Во Дворце царит особый уклад, дух, сознательно развиваемый и поддерживаемый творческими коллективами, когда выстраивается особая образовательная развивающая и развивающаяся среда. Основным средством формирования ценностной системы является воспитание на традициях Дворца и традициях каждого детского коллектива. Все вместе взятое формирует отношение детей и подростков к тем или иным сторонам действительности, создает ситуацию успеха.

Только в дополнительном образовании реализуется золотое правило педагогики: каждый ребенок участвует в создании общественно значимого продукта деятельности. Для этого каждому предоставляется возможность сделать то, что до сих пор он не мог сделать, помочь ребенку создать не игровой, не имитационный, а настоящий продукт, имеющий цену. Это может быть гобелен, картина, композиция из комнатных растений, концертный номер, платье, сшитое своими руками…

Принципы организации и содержание дополнительного образования позволяют существенно расширить познавательные возможности детей. В круг значимых для них проблем включаются проблемы самопознания и самореализации творческих возможностей, в том числе и в решении социально значимых задач (поскольку практическая деятельность детей в сфере дополнительного образования всегда имеет определенную социальную мотивацию). Учащиеся осваивают новые источники образовательной информации. К их числу относится собственный опыт интеллектуально-творческой деятельности, общение с компетентными людьми, межличностное общение, основанное на интересах в одном и том же виде деятельности. Познавательные экскурсии в музеи, изобретательская деятельность в кружках технического творчества, защита исследовательских проектов, постановка театральных спектаклей и другие формы дополнительного образования представляют собой такие источники знаний о жизни, о самом себе и специальных областях науки и культуры, которые не могут быть заменены ни уроками, ни другими источниками общеобразовательных знаний.

Смыслообразующей линией образования во Дворце является последовательность: результат - достижение - успех. При этом под «результатом» понимается объективная характеристика участия/неучастия в деятельности. «Достижение» рассматривается как личностно-значимый результат. «Успех» проявляется в актуализации, признании достижения.

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что в основе высочайших достижений российской культуры – уникальная система подготовки творческих кадров: музыкантов, артистов, художников, хореографов, режиссеров, дирижеров, скульпторов, дизайнеров, деятелей киноискусства, начинавших путь в профессию в музыкальных и художественных школах, в учреждениях дополнительного образования.

Трудно сосчитать, сколько выпускников было во Дворце за его 70-летнюю историю. Только за последние 15 лет это около 5 тысяч подростков. Многие известные в городе люди в художественном, научно-техническом и социальном творчестве делали первые шаги именно во Дворце: среди выпускников ГДДЮТ лидеры производств, руководители в сфере образования, бизнеса, профессиональные актеры, музыканты, хореографы, ведущие инженеры и медики.

Все они приобрели в коллективах ранний, успешный и полноценный опыт творчества – порождения и осуществления собственных замыслов. Опыт, который незаменим для становления самосознания, самоощущения человека в мире и который позволили ему стать «креативным» в любой сфере деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Социально-культурная деятельность» опирается на данные психологии - для представления о мотивации и убеждениях аудитории; антропологии - чтобы понимать влияние физической организации человека и поведение, общение в условиях социализации; истории - для того, чтобы извлекать уроки из опыта организации досуга людей на различных этапах жизни общества.

В качестве предмета научного исследования она органически включает в себя систему теоретических знаний и практических навыков большого круга, родственных по направленности наук, предполагает также мастерство и умение специалистов по эффективному применению их на практике.

Так, психологические условия, и механизмы социально-культурной деятельности определяют эффективность и результативность индивидуальных и коллективных занятий участников социально-культурных общностей. Роль социальной психологии служит той наукой, которая помогает достигать поставленных целей, опираясь на творчество, способности, интеллект, профессиональные знания и умения детей и взрослых. Социально-психологические параметры, методы и приемы социометрии и референтометрии позволяют не только охарактеризовать состав участников социально-культурной деятельности, сделать их способными к оптимальному взаимодействию, придать их усилиям эффективность, развить их потенциальные склонности и способности. В методике изучения и учета социально-психологических особенностей детей, подростков, взрослых — участников социально-культурных процессов - особое место занимает подсистема индивидуально-семейного выбора и проектирования форм и способов проведения свободного времени.

Можно отметить, что предметом педагогического компонента всегда было и остается исследование закономерностей обучения и воспитания в условиях специально организованного социально-культурного процесса, выявление эффективности применяемых в этих целях педагогических методов и технологий, установление педагогически оправданных и обоснованных связей и взаимоотношений между участниками. Социально-культурная деятельность по самой своей сути глубоко педагогична. Множество социальных проблем, с которыми мы сталкиваемся в процессе этой деятельности, так или иначе неизменно приобретает статус педагогических задач. Их решение зависит от согласованного взаимодействия всех звеньев педагогической цепочки. Психолого-педагогический контекст дает возможность проследить взаимосвязь профессиональных требований и индивидуально-психологических особенностей лиц, занятых в процессе производства и реализации культурных продуктов и услуг.

Факторами, влияющими на выбор досуговых форм, являются материальная обеспеченность, культурные различия, исторически сложившиеся национальные особенности различных слоев и групп, местные условия, состояние здоровья, семейное положение и др.

Таким образом, психологические и педагогические компоненты в социально-культурной деятельности находятся в постоянном взаимодействии и взаимопроникновении. Психолого-педагогическую систему этой деятельности можно охарактеризовать как целостную совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимозависимых компонентов, предполагающую непрерывную педагогически целесообразную организацию досуга личности на всех возрастных этапах, в различных сферах микросреды и с участием всех субъектов воспитания. Как важная сторона общекультурного процесса, как средство приобщения людей к достижениям национальной и общечеловеческой культуры, социально-культурная деятельность обретает надежную методологическую основу и методологический инструментарий в педагогике сотрудничества и творчества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.