КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инфинитивные предложения в стихотворной речи
http://www-bcf.usc.edu/~alik/rus/ess/etk.htm http://www-bcf.usc.edu/~alik/rus/ess/bib198.htm § 2561. Действие или состояние, о котором сообщается в инфинитивных предложениях, всегда соотнесено с субъектом; семантика схемы: "желаемость, необходимость, возможность или невозможность осуществления действия, наличия процессуального состояния". В предложении (в котором всегда открыта позиция субъектно детерминирующей формы) это значение конкретизируется в одной из четырех семантических структур: 1) "субъект - его действие или процессуальное состояние как обязательно предстоящее, неизбежное, необходимое, должное, вынужденное, возможное или невозможное, ненужное или недопустимое"; это предложения со значением объективной предопределенности; 2) "субъект - его действие или процессуальное состояние, которое обусловлено чьей-л. волей, желанием или субъективно осознается как целесообразное либо желаемое"; это предложения со значением субъективной предопределенности; 3) "субъект - его состояние как непосредственное (физическое) или интеллектуальное восприятие"; 4) "субъект - его оцениваемое действие или состояние". § 2562. Центральное место в системе инфинитивных предложений занимают предложения со значением объективной предопределенности. Это значение конкретизируется как неизбежность, долженствование, предстояние, вынужденность, возможность или невозможность, ненужность, отсутствие необходимости, недопустимость. 1) Предложения со значением неизбежности строятся обычно с инфинитивом глагола быть; однако здесь не исключены и другие глаголы, называющие бытие или пребывание в состоянии, изменение состояния: [Иванов:] Мы любим друг друга, но свадьбе нашей не быть! (Чех.); России не быть под Антантой! (Маяк.); За руки цепляется усталость, Видимо, рассвету скоро быть (Ю. Наумов); Что войне быть, в этом Степан теперь несомневался (Шукш.); Эх, уступлю уж я конька, Тому и быть, сынок (Твард.). Часты такие предложения в газетных заголовках: Традициям новым быть!; Хорошеть нашему городу! Предложения с глаголом бывать - только отрицательные: Этому не бывать. Предложения с этим значением - единственный вид инфинитивных предложений, которые в относительно независимой позиции не употребляются без детерминанта: это или субъектный детерминант (кому - чему), или, в предложениях с быть (совмещающих значение неизбежности со значением согласия, принятия), обстоятельственно детерминирующее местоименное слово: Быть так!; Быть по - твоему; в старой торжественной речи: Быть посему (ср. фразеологизм так и быть, выражающий согласие). 2) Предложения со знач. долженствования, предстояния, вынужденности лексически свободны: Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню (Пушк.). И ты, кого терзал я новым, Прости меня. Нам быть - вдвоем (Блок); Напрасно в годы хаоса Искать конца благого: Одним карать и каяться, Другим - кончать Голгофой (Пастерн.); Девиц этих я, конечно, знаю. Ничего в них особенного, пустенькиедевицы. Забыть про них (Триф.); в старой пословице: И жаль батьки, да везти на погост (Даль); во фразеологизме, с определяющим наречием лучше при инфинитиве: Им л у чше знать; Тебе л у чше знать положение дел. Такие предложения принимают частицы лучше (при значении предпочтительности), хоть (при значении вынужденности): Лучше не спорить; Лучше вам уйти; И эхо вслед кукует то же. Накуковали нам тоску! Хоть убежать. Избавь нас, боже, От элегических ку - ку! (Пушк.). 3) Предложения со значением невозможности (обычно) или возможности (редко) также лексически свободны. В первом случае при инфинитиве обязательны отрицательные частицы: не, в составе открытого ряда - ни - ни: Емуне разобраться самому; На пароме не протолкнуться; От дыма не продохнуть; Сына не сравнить с отцом; Гостей не счесть; В темноте ни почитать, ни пошить; Этот ущерб ни измерить, ни взвесить; Здесь, какговорится, ни убавить, ни прибавить; Прохор дразнил ее, что она извела барина, опоила его, и что не миновать ей за это по Владимирке погулять (С.-Щ.). При значении возможности нормально введение частиц едва, едва ли (последняя - при выражении сомнения в возможности): Улицы здесь такие узкие, что едва разминуться двум машинам; Едва ли тебе найти у этих людейпонимание и помощь. 4) В предложениях со значением ненужности, отсутствия необходимости, как и в предыдущем случае, обязательна отрицательная частица: Нам к морозам не привыкать; Энергии ей не занимать; Ему помощников не звать: сам справится; Отделался, и рад: не ходить больше туда. Такие предложения имеют окраску разговорности. Примечание. В контекстах, отражающих старую речь и просторечие, с глаголами (не) занимать, (не) привыкать может фразеологически сочетаться инфинитив глагола стать, не вносящий никакого дополнительного значения: Нам в Сибири к морозам не привыкатьстать; Самоуверенности ей не занимать стать; в старой пословице: Старого пономаря не перепономаривать стать (Даль). 5) В предложениях со значением недопустимости конструктивно значимо сочетание отрицательной частицы не (в позиции перед акцентируемым словом) с частицей же (после акцентируемого слова): Не плакать же мужчинеот боли!; Не в девках же ей вековать; Не мне же первому к ней идти; Не тебе же объяснять такие вещи; Это наставление предназначалось, кажется, не для одной только Насти. Но не возмущаться же было всерьез! (Малышк.).
Большой экспрессивностью и эмоциональностью отмечены, как правило, и все виды инфинитивных предложений, которые используются в разговорной и художественной речи. В них модальное значение (долженствование, желательность, побуждение, приказ) выражены не лексически, как в выше рассмотренной группе безличных предложений, а самой структурой предложения и его интонацией– восклицательной или вопросительной: А подать сюда Ляпкина– Тяпкина! (Н. Гоголь). Ну как не порадеть родному человечку? (А. Грибоедов). Риторические вопросы в форме инфинитивных вопросительных предложений с семантикой утверждения или протеста также характерная черта разговорного синтаксиса, используемая и в художественной речи: Любить… но кого же?.. на время– не стоит труда…(М. Лермонтов). Побудительные инфинитивные предложения употребляются часто в газетной публицистике в форме призывов: Выполнить обязательства в срок! Убрать урожай без потерь!, а также в форме служебных команд: Знамена вынести! Свистать всех наверх! Номинативные предложения прежде всего принадлежат художественной речи, хотя они используются и в некоторых жанрах публицистики. Богатые экспрессивные возможности номинативных предложений обусловлены тем, что имя существительное–главный член номинативного предложения– выражает одновременно и образ предмета, иидею его существования в настоящем времени. Отсюда их лаконизм, образность,выразительность. Они обычно употребляются в описаниях и повествованиях дляизображения динамической смены картин, а также зримости и яркости статическихописаний, очень часто– в авторских ремарках, киносценариях и пр. Часто используютсяноминативные предложения в начале повествования, главы: Синий туман. Снеговоераздолье, Тонкий лимонный лунный свет (С. Есенин).http://window.edu.ru/library/pdf2txt/657/67657/41021/page9
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |