Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы иллюстрирования




Работа над иллюстрационным материалом — один из наиболее ответственных и сложных участков оформления. Здесь приходится одновременно с проблемами техники и технологии полиграфического производства решать проблемы изобразительного искусства.

Нельзя только механически оформлять готовый иллюстрационный материал; необходимо включаться в работу художника с самого начала, разрабатывая с ним план иллюстрирования и давая ему в процессе работы указания о манере рисунка, о технике выполнения, о размерах и т. д.

Иллюстрационный материал, как по характеру изображения, так и по тематике весьма разнообразен. Это осложняет работу и вызывает ряд специфических требований, знание которых необходимо и для художника, и для художественного редактора.

При иллюстрировании книги, прежде всего, необходимо помнить, что иллюстрация в ней не является самоцелью, а должна вытекать из общего плана оформления издания, подчиняться этому плану, обусловленному содержанием книги.

В отдельных случаях книга может состоять из одних только рисунков без текста. Такова, например, серия ксилографии художника Линд Ворда «Песнь без слов» («Song without words», Нью-Йорк, 1936), где ряд последовательных рисунков дает определенный рассказ. Однако это не будет иллюстрацией в точном смысле слова [8].

Методы иллюстрирования должны определяться основными установками в области оформления советской книги.

Актуальный характер книги, ее соответствие уровню и потребностям определенных групп читателей должны найти свое отражение и в оформлении. Мы уже знаем, какое большое значение придает партия вопросам оформления, в частности иллюстрации.

Формалистические трюки, натуралистическое протоколирование, равно как и антихудожественность, недопустимы в иллюстрации книги, — за этим должны зорко следить все лица, причастные к ее изготовлению, и в первую очередь оформитель.

Иллюстрация в советской книге, будучи высокохудожественной по форме, должна полностью соответствовать содержанию книги. Последнее требование является важнейшим критерием и при оценке художественно-идейного качества рисунка.

Представим себе, что к замечательному произведению эпоса армянского народа — «Давиду Сасунскому» художник сделал мастерские иллюстрации в стиле русского народного творчества. Естественно, что эти иллюстрации, как бы ни были высоки их художественные достоинства, следовало бы признать не соответствующими содержанию книги и, стало быть, неудовлетворительными.

Однако, если замысел художника адекватен замыслу творца текста, своеобразие трактовки, манеры, техники не может и не должно служить препятствием к одобрению иллюстраций.

Характерным примером в этом отношении могут явиться иллюстрации к «Мертвым душам» Гоголя, выполненные по-разному разными художниками — Агиным, Боклевским, Кукрыниксы.

Весь иллюстрационный материал может быть разбит на следующие основные группы:

Ø оригинальный (творческий) рисунок,

Ø технический рисунок и перерисовка,

Ø чертеж,

Ø диаграмма,

Ø географическая карта,

Ø картограмма,

Ø фотография

Ø фотопись,

Ø фотомонтаж.

Наибольшего внимания требует оригинальный рисунок. Основное требование, предъявляемое к оригинальному рисунку,— его реалистичность. Реалистическая иллюстрация может иметь различный характер. Художник Н. Н. Вышеславцев в своей интересной статье «Книжная иллюстрация» («Искусство» № 2, 1939) устанавливает следующие ее виды:

1. Иллюстрация действия, основой которой является жест, выражающий психологическую сущность персонажа. Для наиболее полной выразительности действия художник (например, М. Слефохт в иллюстрациях к «Запискам Бенвенуто Челлини») устраняет все другие элементы, так что ни эпоха, ни место, где происходит действие, без помощи текста определены быть не могут.

2. Иллюстрация историко-археологическая, или обстановочная (если она относится к настоящему времени). Наряду с изображением действия здесь художник обращает серьезнейшее внимание на отображение эпохи как в целом, так и в деталях быта и обстановки, доводя это отображение до строго научной бесспорности. Роль такой иллюстрации огромна. Блестящий пример подобной иллюстрации — рисунки Д. Кардовского к «Петру I» А. Толстого.

3. Иллюстрация «типа», где пристальное внимание художника обращено не на изображение подробностей быта, а на характеристику персонажей. Окружающая их обстановка дается лишь частично и может совершенно отсутствовать, переходя в своеобразную «иллюстрацию-портрет» (см. рис. 13).

4. Иллюстрация психологическая, передающая внутреннее душевное действие, не обнаруживающее себя внешне ничем, кроме выражения лиц действующих персонажей (что требует от художника особого мастерства). Здесь художник отказывается не только от действия и обстановки, но для обрисовки самого персонажа ограничивается только головой, концентрируя внимание зрителя на физиономии, которая очень тонко передает душевное состояние персонажа.

Как видно из примеров, третий и четвертый виды иллюстрации могут быть объединены в один вид.

Четыре «чистых типа» реалистической иллюстрации противоположны по своим задачам. Тем не менее, искусство иллюстратора именно в их синтезе дает блестящие образцы [13].

Иллюстрация в книге может быть штриховой или тоновой. Штриховой рисунок решается в разных манерах. Основные из них следующие:

1) чистый контур,

2) контур со штриховой нагрузкой,

3) точечная манера,

4) черно-белая манера,

5) силуэт,

6) белый штрих.

Постепенно нагружая контурный рисунок штрихом, мы получаем более или менее детальное построение формы. Характер штриховки, расстояние между штрихами и толщина штрихов могут быть очень различны и зависят от характера иллюстрации. Кроме того, они определяются техникой печати, а также качеством бумаги.

На печатном оттиске толщина наиболее тонких штрихов должна быть не менее 0,20 мм для чертежей и 0,15 мм для прочих иллюстрации. Расстояние между штрихами должно быть не менее 0,15-0,20 мм.

Чем хуже бумага, тем меньше возможности дать тонкие штрихи, помещенные близко - один к другому. Тем меньше, следовательно, должна быть штриховая нагрузка в изображении. Это необходимо учитывать при ротационной печати, где часто употребляется бумага низкого качества.

Штрихи на рисунке могут быть настолько частыми и тонкими, что воспроизвести их при помощи штрихового клише не удастся, и в некоторых случаях потребуется применение автотипии. Это объясняется тем, что чрезмерно тонкие и частые штрихи, особенно при большом уменьшении, плохо получаются на негативе. При изготовлении клише они могут подтравиться или слиться в сплошное черное пятно [11].

Рисунок, выполненный точечной манерой, либо имеет контур, либо строится без контура. Если имеется контур, то он в основном и строит изображение, точки же выполняют роль штриховки, т. е. придают изображению объемность.

Черно-белая манера (blanc et noir) строит изображение при помощи черных или белых пятен. Рисунок в этом случае, нередко приобретает плоскостной, несколько декоративный характер.

Силуэтный рисунок может быть черным на белом или наоборот, белым на черном. Силуэт требует от художника большого мастерства, так как здесь малейшие неточности рисунка выступают очень ясно.

Белый штрих применяется сравнительно редко. Иногда оригинал для такого рисунка изготовляется, как обычно, черным штрихом на белом фоне и репродуцируется при помощи выворотного клише. В этом случае трудно заранее представить изображение, которое получится после репродуцирования.

Помимо указанных способов изображения имеются смешанные формы, где комбинируются разные манеры [9].


 

2.2. Последовательность работы над иллюстрациями к роману А. Беляева «Остров погибших кораблей»

Приключенческий роман Александра Беляева «Остров погибших кораблей» - произведение, написанное в 1926 -1927 годах, было и остается одной из интереснейших работ русского писателя - фантаста.

В книге рассказывается как большой трансатлантический лайнер «Бенджамен Франклин» отправляется из Генуи в Нью-Йорк. На его борту оказывается сыщик Джимми Симпкинс, препровождающий в Соединённые Штаты арестованного преступника Реджинальда Гатлинга. Во время шторма судно начинает тонуть, однако из-за нерешительности сыщика они выбираются на палубу слишком поздно. Тем не менее лайнер остался на плаву, и оставшиеся на нем Симпкинс, Гатлинг и спасённая им дочь американского миллиардера мисс Вивиана Кингман дрейфуют по океану, пока течение не заносит их куда-то во внутреннюю область Саргассова моря. Вскоре дрейфующий лайнер прибывает к "тихой пристани". Оказывается, здесь образовался целый остров из занесённых сюда на протяжении многих веков останков кораблей всех времён и народов — Остров Погибших Кораблей. На острове живет несколько десятков обитателей, жертв кораблекрушений. Произведение показывает как люди, разных национальностей и социального положения, живут вдали от цивилизации и привычной им обстановки.

Для создания иллюстраций к выбранной теме в первую очередь, были выбраны 6 эпизодов.

Вторым этапом были проработаны образы персонажей, проанализированы костюмы 1913 года, строение кораблей разных эпох. Для этого был осуществлен поиск описаний по книге, также потребовалась и дополнительная литература.

1. Вивиана Кингман - дочь американского миллиардера, прогуливается по палубе «Бенджамина Франклина». Иллюстрация достаточно светлая благодаря минимальному объему штриховки.

2. Реджинальд Гатлинг - арестант, и Джим Симпкинс - сыщик, в своей каюте играют в шахматы. Гатлинг в очередной раз выигрывает, на что Симпкинс отвечает: «…Да, вы играете отлично, — продолжал он. — А я все же играю лучше вас. Вы обыграли меня в шахматы, зато какой великолепный шах и мат устроил я вам, Гатлинг, там, в Генуе, когда вы, как шахматный король, отсиживались в самой дальней клетке разрушенного дома! Вы хотели укрыться от меня! Напрасно! Джим Симпкинс найдет на дне моря. Вот вам шах и мат…».

3. Остров погибших кораблей. Гиблое место. «…Здесь были разбитые, искалеченные, полусгнившие суда всех стран и народов. Вот пирога из целого куска дерева. А вот один скелет рыбачьего барка: наружная обшивка обвалилась, шпангоуты торчали, как обнаженные ребра, и килевая часть походила на рыбий спинной хребет. Еще дальше виднелись более или менее сохранившиеся суда: барки, шхуны, тендеры, фрегаты, галеры…»

4. Каюта капитана Слейтона. «…После наводящего уныние вида разрушенных кораблей эта каюта невольно поражала. Она имела вполне жилой вид и убрана была почти роскошно. Только некоторая пестрота стиля говорила о том, что сюда было стащено все, что находили лучшего на кораблях, которые прибивало к этому странному острову…».

5. Остров ночью. С наступлением ночи остров становится еще мрачнее, чем днем. Старые, разрушенные корабли наводят страх. Запах гниющих тел и водорослей. В это время еще яснее понимаешь, что остров поистине жуткое место.

6. Старые знакомые. Вивиана, Реджинальд и Джим вернулись на остров. Им на встречу вышел их старый знакомый, и бывший «жених» Вивианы - Бокко.

Далее каждый эпизод продумывался с точки зрения композиции. Ниже описаны выбранные фрагменты сюжета.

Момент композиции имеет место в самом начале творческого процес­са. «Композиция есть осознанная автором форма художественного выра­жения своего творческого замысла во всех его слагаемых». Форма компо­зиции, исходя из образного представления как бы завершенной картины, осуществляется всеми имеющимися в распоряжении живописца средствами.

Эти средства распадаются на элементы разного действия, они заклю­чаются в действии и взаимоотношениях живых фигур и их окружения, в масштабах величин, в ритмике их построения, в светотени и в красках.

Композиция служит одним из важнейших свя­зующих звеньев в творче­ском процессе восприя­тия.

Композиция устана­вливает порядок зрения, овладевая вниманием зрителя. Она отражает в себе всю сумму переживаний и мыслей художника-иллюстратора. С другой стороны, она определяется художественными тенденциями идейным замыслом, характером, художественной культурой самого иллюстратора.

В процессе выполнения курсовой работы было изучено развитие иллюстрации, а так же особенности работы в технике графика. Были приобретены навыки работы в этой технике. Изучен размер и композиция и их роль в иллюстрации. Были просмотрены работы известных мастеров-иллюстраторов. Разработанные иллюстрации выполнены технике черно - белой графики, черной гелевой ручкой. Иллюстрации хорошо отражают ключевые моменты сюжета выбранного произведения, наглядно передают образную характеристику героев.

Заключение

Создание иллюстрации - сложная работа. Необходимо изучить эпоху литературного произведения, костюмы героев и обстановку. Требуется точно передать окружающую среду и образы персонажей. Иллюстрация должна отражать мысли автора, его замысел, а также показать эмоциональное настроение эпизода. Картины должны быть «живыми» и интересными.

Не смотря на все трудности данной работы, создание книжных иллюстраций очень интересный, занимательный и познавательный процесс.

В результате проделанной работы был получен опыт создания эскизов иллюстрации и работы в технике черно-белой графики.

Литература

1. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: Художест. Пед. для учителя. – М.:Просвещение,1984. –160с., ил.

2. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961. –157с., ил.

3. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учеб. пособие для студентов вузов обучающихся по специальности «Художественное проецирование текстильных изделий»/ Н.П.Бесчастнов – М.: Гуманитар, 2008. –271с., ил.

4. Блейк В. Начинаем рисовать. Графика. М.: Попурри, 2011. – 80 с.

5. Бялик В. Графика. М.: Астрель, 2012. – 112 с.

6. Ганкина Э. З. Русские художники детской книги. М., 1989.– 23с.

7. Губарева-Муха Л. Самоучитель академического рисунка. Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 96с.

8. Дехтерев Б. Иллюстрация - произведение художественное // Детская литература. М., 1980. – 320 с.

9. Додсон Б. Искусство рисунка. М.: Попурри, 2011. – 224 с.

10. Калле П. Карандаш. Искусство владения техникой. М.: Попурри, 2013.–160 с.

11. Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов. М.: Просвещение, 1989. –293 с.с. ил.

12. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. Учеб. пособие для пед.училищ. М.: «Просвещение», 1976. –287 с.с. ил.

13. Симблет С. Рисунок. Полное собрание техник. М.: Астрель, 2006. – 264 с.

14. Сопроненко Л.П. Техники черно-белой графики: учеб. пособие – СПб: НИУ ИТМО, 2014. – 108 с.

15. Чудновская С.Н. Разработка управленческих решений: учеб. пособие. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1999.– 150 с.

16. Эриашвили Н.Д. Книгоиздательство: Менеджмент и маркетинг. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 207 с.

17. Электронный ресурс: Иван Яковлевич Билибин http://www.bibliotekar.ru/kBilibin/

18. Электронный ресурс: Anne Anderson http://www.fairyroom.ru/?page_id=23410

19. Электронный ресурс: Возникновение книжной иллюстрации http://www.tsutmb.ru/vozniknovenie-knizhnoj-illyustraczii

20. Электронный ресурс: Живопись. Графика и её виды http://www.bibliotekar.ru/isk/4.htm

21. Электронный ресурс: История иллюстрации http://kartinca.ru/istoriya-illyustracii/


 

Приложение 1

рис.1 Виньетка

рис.2 Сказка о золотом петушке, 1909г.

рис 3. «Русалочка» и «Шиповник»

 

Приложение 2

рис.1 «Алиса в стране чудес», Джон Тенниел, иллюстрации

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.