Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На должность судебного пристава




Полномочия судебных приставов. Требования к кандидатам

Структура Федеральной службы судебных приставов. Задачи и функции.

История института судебных приставов в советский период с 1917г. и до 1997 г.

История института судебных приставов на Руси Х-нач.ХХ вв.

Один из ранних источников права в Древней Руси является Русская Правда(ХIв.), которая за совершение преступления предусматривала разные виды наказания. Одним из видов таких наказаний являлись штрафы. Они взимались княжескими дружинниками. Также в их обязанность входило сбор дани. Если поселенцы отказывались или не имели возможность платить, то к ним применялись силовые методы,- волю князя приводили в исполнение верные дружинники. Уже в ХI веке в Русской Правде был прописан определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника. Там же упоминались посадниковые, или княжеские дружинники, которые собирали судебную пошлину и содействовали в получении назад заемного имущества(ст.10,107)[1]

Изначально под словом «пристав» не подразумевалась какая-то должность, скорее это были люди, исполнявшие различные судебные обязанности. В Псковской судной грамоте (ХVв.) мы встречаем княжеских приставов,выполнявшие определенную работу. В ст.57 описывается, что приставов выбирали из «людей добрых, благонадежных».[2] Там же описаны действия пристава, которые могли вместе со свидетелями беспрепятственно являться в дом предполагаемого вора и производить обыск. Если в суде пристав сказал неправду о том, что предполагаемый вор не впустил в дом, то пристав лишался только своего звания и не привлекался к ответственности.

В ст.64-67 указывались оплата за оказание услуг. Если он взимал больше, чем положено, то привлекался к ответственности за грабеж.

В договорных и судных грамотах Новгорода и Пскова приставы говорится о том, что приставы выполняли еще такой ряд функций: вызывали ответчиков на суд, собирали доказательства в пользу истца, следили за уплатой судебных пошлин, приводили в суд ответчиков и прочие.

Следующим важным источником русского права был Судебник 1497 года, который являлся кодификацией древнерусского права. В основном в статьях, где упоминаются приставы, описываются полномочия, которые они должны были осуществлять. Ряд статей (ст.4-7) говорят о том, что на «поединке» между истцом и ответчиком обязан был присутствовать пристав для сборы пошлин. В ст.28 регламентируется порядок выдачи приставных грамот, т.е. грамот, выданных приставам, посланным с поручениями суда. Им разрешалось брать на поруки ответчика при вызове его в суд, производить действия, необходимые для расследования по делу. Из статей (29-36) видно, что приставы (недельщики) выполняли функции по исполнению актов суда.

Статьи 30 и 44 Судебника прямо указывали вознаграждение за поездку пристава. Сумма зависела от того, как далеко находился город, в который нужно было ехать.

Интересной статьей является 34, которая свидетельствует о том, что приставам могли дать для содержания под арестом вора и возможность последнего пытать. Однако пытка происходила без всякого предвзятого намерения. Если вор хотел наклеветать на недельщика, то князь или судья не слушали вора, а верили приставу.[3] Это говорит о том, что в то время приставов выбирали добропорядочных, таких, которым можно доверять.

Таким образом, можно сказать, что, начиная с Судебника 1497 года, к должности пристава уделялось особое внимание. В XVI–XVII вв. формируется единая общерусская судебная система, проходит глобальная систематизация нормативно-правовых документов. Именно в этот период правовой статус судебных приставов получает конкретизацию, и функции приставов закрепляются законодательно.[4]

Еще одним крупным законодательным актом является Соборное Уложение 1649 года. Оно состояло из 25 глав, 967 статей и превосходило все предыдущие источники права своей широтой охвата всех отраслей. Как и в Судебниках 1497 и 1559гг. существовали недельщики и приставы, в функции которых входило: пристав доставлял в суд ответчика, брал подпись ответчика о вызове в суд, пристав или недельщик разыскивали, арестовывали преступника. Уложение узаконило, что пристав не мог взять уклоняющегося ответчика из дома, а должен ждать, пока он пойдет со двора сам. Появляется ответственность для приставов, если тот отпустил из виду отданного судом под стражу виновного – пристав терпел убыток от истцов[5]. Действия приставов и недельщиков вознаграждались за счет виновной стороны.

Таким образом, мы видим, что уже в праве Древнерусского государства существовали приставы, выполняющие функции по установлению порядка деятельности суда, исполнению судебных актов.

В 1717 года Указом Петра I была образована Юстиц - коллегия, в которую вошел Урядный приказ, осуществлявший исполнительно-распорядительные функции на основании судебных решений и актов высших органов и должностных лиц Российского государства. Таким образом, приставы перешли в ведение полиции. И такое перераспределение обязанностей не оправдало себя. Если недельщики за исправную работу взыскивали вознаграждение с самих вызываемых, то полицейские приставы уже не имели такой возможности, тем самым терялся интерес к деятельности. По этой причине порядок ведения судебных дел постоянно нарушался, судебные разбирательства затягивались на долгое время. В это же время стали расти недоимки в казне, и долг постоянно рос.

В таких условиях необходимость кардинального реформирования судебной системы и восстановления института судебных приставов становилась очевидной и требовала скорейшего преобразования.

Такая реформа была совершена Александром II в 1864 году, и институт судебных приставов был восстановлен в качестве структурного подразделения суда. 20 ноября 1864 года императором Александром II были утверждены «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного производства», «Устав гражданского производства». Они определяли новый порядок при судоустройстве и судопроизводстве в Российской империи, где при судебных местах в обязательном порядке должны были находиться судебные приставы. Было дано определение в разделе девятом в «Учреждении судебных установлений»: «Судебные пристава состоят при кассационных департаментах Правительствующего сената, при судебных палатах и при окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них уставами уголовного и гражданского судопроизводств»[6]. Определялось число приставов при каждом судебном месте, приставы избирались председателями судов. Судебные приставы состояли на государственной службе, имели классные чины (обычно восьмого – десятого класса). Приставы выполняли такие обязанности, как привод, оповещение, взыскание денег с должника до решения суда, исполнение судебных решений, доставке повесток и бумаг и другие обязанности по распоряжению судов. Существовали разные цензы в отношении данной должности. Не могли быть приставами лица, не достигшие 21 года, иностранцы, объявленные несостоятельными должниками, состоявшие на службе от правительства или по выборам, подвергшиеся судебным приговорам, состоявшие под следствием, исключенные из службы по суду. Судебный пристав произносил присягу суду и вносил залог на случай убытков со своей стороны- только тогда они допускались к исполнению служебных обязанностей. При поступлении на службу судебный пристав получал свидетельство о его поступлении в должность, знак должности для ношения, печать судебного пристава, книги учета. В течение первого года службы шел испытательный срок, и пристав именовался «исполняющим должность». Затем по истечении этого срока судебный пристав утверждался в должности.

Таким образом, к началу ХХ века в России сложился институт судебных приставов, закрепленный законодательными актами. Он становится ядром судебного механизма, выполняя такую функцию как: исполнение государственного волеизъявления для защиты интересов истца. Судебные приставы прошли многовековую историю и заняли достойное место в системе государственной службы.

 


 

В период 1917-1991гг. дореволюционная система исполнения судебных решений рушится. В связи с Декретом Совета Народных Комиссаров № 1 от 24 ноября 1917 года ликвидируется прежняя судебная система и упраздняется институт судебных приставов. Все функции переходят вначале к Красной гвардии, затем к сотрудникам милиции. На милицию возлагались функции вручения повесток и исполнение судебных приговоров, поддержания порядка в судах. Различного рода денежные взыскания и исполнение решений по гражданским делам осуществлялись судебными исполнителями судов.

Так, например, по Декрету ВЦИК, СНК РСФСР от 11.07.1923 «Инструкция о порядке привлечения к ответственности за нарушение Декрета об едином сельскохозяйственном налоге и о порядке возбуждения, направления и рассмотрения дел об этих нарушениях» по выявлении факта неуплаты налога, данное дело передается в суд. После вынесения судебного решения о взыскании недоимки по налогам, финансовый или налоговый инспектор описывает имущество должника, организует торги, и после реализации имущества передает средства в кассу волостного исполнительного комитета с последующим уведомлением финансового или продовольственного органа о результатах торгов.

Вся деятельность по исполнению судебных решений закреплялась в таких нормативных базах, как Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Закон СССР «Об утверждении Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, Союзных и автономных республик» от 25.12.1958, Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» от 08.07.81, Постановления Пленумов Верховного суда СССР и прочие.

В 1923 г. Институт судебных приставов восстанавливается. Часть 5 ГПК РСФСР от 10.07.1923 была посвящена исполнению судебных решений приставами, и включала в себя процедуры возбуждения производства, исполнения, взыскания с должников, реализации изымаемого имущества.

На должность судебного исполнителя мог претендовать гражданин, прослуживший течение одного года в какой-либо из должностей в органе советской юстиции или выдержавший экзамен при губернском суде. Они назначались на должность и отстранялись от неё по распоряжению председателя губернского или окружного суда. Так же существовал контроль за деятельностью судебного исполнителя в лице народного судьи.

Раздел V Кодекса «Исполнительное производство» подробно и полно регламентирует действия судебного пристава, порядок возбуждения исполнительного производства, устанавливает процессуальные сроки, а также содержит порядок обжалования действий судебного пристава. К тому же, Кодекс содержит перечень видов имущества граждан, на которое не могло быть обращено взыскание.

С принятием Гражданского процессуального кодекса в РСФСР в 1964 году расширил перечень актов, подлежавших исполнению судебными исполнителями. Это говорит о том, что роль судебных приставов росла с каждым разом. Государство нуждалось в единой централизованной структуре, какой и выступила служба судебных приставов. Но контроля за ними как такового не осуществлялось – судьи были загружены своими делами. Получается, что судебные исполнители в принципе не были под жестким контролем.

Последующие законы, принятые в отношении службы судебных приставов, повторяли предыдущие, меняясь лишь немного. Например, Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» от 08.07.81 в статье 77 гласил: «Исполнение решений, определений и постановлений по гражданским делам, исполнение приговоров, определений и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также других решений и постановлений в предусмотренных законом случаях производится судебными исполнителями».

Дальнейшие преобразования в различных сферах жизни позволили выявить ряд ошибок и неэффективность существования правовых норм. В связи с чем, стало очевидно, что судебную систему нужно менять, и как в следствие было проведено ряд реформ по улучшению системы института судебных приставов. Результатом стало принятие Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», в котором говорилось об отделении службы принудительного исполнения от судов и передаче её Министерству юстиции РФ.

Таким образом, мы видим, что именно в советский период произошло окончательное складывание института судебных приставов.

 


 

Глава II. Служба судебных приставов на современном этапе

В соответствии с ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» определены общие условия и порядок формирования службы судебных приставов. В соответствии с Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», Департамент судебных приставов в структуре Минюста России был упразднен, и создана Федеральная служба судебных приставов (ФССП России).

Структура ФССП России отражена на схеме[7] в приложении к курсовой работе. Структура и штатное расписание центрального аппарата ФССП России утверждаются приказом ФССП России в пределах численности и фонда оплаты труда (без персонала по обслуживанию зданий), установленных Президентом Российской Федерации, с учетом реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений[8]. Руководителем Федеральной службы судебных приставов является главный судебный пристав Российской Федерации (директор), который назначается на должность и освобождается от неё Президентом Российской Федерации.

Директор имеет заместителей, которые также назначаются и освобождаются Президентом Российской Федерации. Их количество определяется Президентом Российской Федерации.

Главный судебный пристав Российской Федерации:

осуществляет руководство деятельностью Федеральной службы судебных приставов;

осуществляет контроль за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

осуществляет контроль за обеспечением установленного порядка деятельности судов и охраны зданий, помещений судов, а также определяет порядок организации деятельности судебных приставов в этой области;

осуществляет контроль за обеспечением безопасности при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения;

определяет тактику проведения исполнительно-розыскных действий;

иные полномочия.

Функции некоторых структурных подразделений ФССП России:

1. Управление организации обеспечения исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов

Организует работу ФССП России по обеспечению исполнительных действий, установленного порядка деятельности судов и осуществлению административной практики судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов территориальных органов ФССП России в соответствии с законодательством Российской Федерации и взаимодействует в сфере обеспечения исполнительных действий, установленного порядка деятельности судов и административной практики судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов территориальных органов ФССП России с Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, МЧС России, правоохранительными органами.

В целях обеспечения учета фактов выявления запрещенных к проносу в здания судов предметов Управление организует сбор, обработку и обобщение сведений о количестве оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и психотропных веществ, выявленных у посетителей судов.

2. Управление организации дознания

Осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших преступления против правосудия, принимает меры к раскрытию, полному, всестороннему и объективному расследованию уголовных дел, отнесенных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации к компетенции Федеральной службы судебных приставов.

Управление непосредственно организует взаимодействие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, производство предварительного следствия, прокурорский надзор и судебный контроль.

3.Управление государственной службы и кадров

Определяет потребности в замещении должностей государственной гражданской службы, источники комплектования, ведет банки данных, учет и отчетность по личному составу в центральном аппарате и территориальных органах.

Организация и обеспечение проведения аттестации гражданских служащих. Обеспечение деятельности Центральной аттестационной комиссии ФССП России.

Организация и обеспечение проведения квалификационных экзаменов гражданских служащих.

Осуществление контроля за порядком присвоения классных чинов в территориальных органах ФССП России государственным гражданским служащим старшей группы должностей.

4. Управление противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности

Основной задачей Управления является противодействие коррупции, то есть выявление, предупреждение и пресечение коррупционных и иных правонарушений со стороны работников ФССП России, а также выявление и устранение условий, способствующих их совершению. Выполнение указанных задач невозможно без обеспечения исполнения положений законодательства о федеральной государственной гражданской службе, законодательства о противодействии коррупции в Российской Федерации в структурных подразделениях ФССП России.

Функцией Управления является постоянный мониторинг состояния работы по противодействию коррупционным и иным правонарушениям со стороны работников ФССП России.

Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Основными задачами ФССП России являются:

обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов

организация принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов

исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности Федеральной службы судебных приставов

управление территориальными органами ФССП России.
ФССП России имеет структурное подразделение территориальных органов. Всего по стране насчитывается 85 таких органов. Решение о создании, реорганизации и ликвидации территориальных органов принимается директором Федеральной службы судебных приставов по согласованию с Минюстом России.

Основные задачи территориального органа:

обеспечение установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

организация принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

управление районными, межрайонными и специализированными отделами.

 

 


В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов - исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов. Полномочия и требования, предусмотренные настоящим ФЗ «О судебных приставах», в равной мере распространяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов – исполнителей.[9]

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан[10]:

Обеспечивать безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса

обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания

выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда

осуществлять охрану здания, помещений суда

на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя

при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел

при выявлении признаков преступления составить сообщение об этом и направить его начальнику органа дознания

на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения

оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право:

при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову уполномоченного органа входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову

проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову

осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом

Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава[11]:

Гражданство Российской Федерации

Возраст - старше 21 года

Иметь среднее общее или среднее профессиональное образование (для некоторых рангов- высшее юридическое образование).
На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин который был осужден за преступление имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности. При назначении граждан Российской Федерации на отдельные должности Федеральной службы судебных приставов проводятся психофизиологическое исследование, тестирование на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия у них алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости.

При вступлении в должность судебный пристав произносит присягу, при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему.


 

Заключение

Федеральная служба судебных приставов прошла длинный путь формирования своей структуры. Начиная от примитивных должностей, статус судебного пристава закрепился основательно в российском законодательстве. При изучении истории института судебных приставов видно, что в основном государство нуждалось в нем. И чем дальше развивался этот институт, тем шире становились его полномочия.

К 2015 году Федеральная служба судебных приставов – это сформировавшаяся цельная структура. Она действует в интересах защиты прав граждан в виде обеспечения принудительного исполнения актов органов власти, действует в интересах защиты правопорядка в виде обеспечения деятельности судов.

Структура судебных приставов всего периода не представляла никаких сложностей. В связи с образованием нового органа в 1997 году структура службы стала сложной, но упорядоченной.

Обязанности, задачи менялись на протяжении всей истории, то возобновляясь, то исчезая совсем. И источники права нам хорошо показывают эти различия.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность, сохранились ещё с реформ Александра II, трансформировавшись немного. В Древней Руси вообще не было требований или они определялись непонятно, в современное время требования являются адекватными и приемлимыми.

Однако, несмотря на все решения, которые были приняты Федеральными законами «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», осталось ещё несколько вопросов о дальнейшем развитии данной государственной структуры. Сформировавшиеся задачи, стоящие перед судебными приставами, не должны оставаться на одном месте, а расширяться. Правовая база, используемая приставами, должна расширятся и становится эффективной при применении.

 

Список использованной литературы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1154; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.