Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дух тя-до




Чайная церемония, столь богатая традициями и романтическими повествованиями, является, по мнению японцев поистине искусством жизни, возведенным в культ. Знание ее расценивается японцами, как мера образованности, это - свидетельство духовной культуры человека. Японцы видят смысл чайной церемонии в знаменитом изречении Рикю: "Тяною - это поклонение красоте в сером свете будней.".
Чайное действо в Японии переросло рамки утонченной формы утоления жажды, превратившись в жизненную философию. Напиток является своеобразным способом поклонения утонченности, священной встречей, на которой гость и хозяин соединяются в едином порыве для выражения великолепия повседневности. Чайная церемония - это оазис в пустыне праздного существования; место, где усталые путники могут встретиться, чтобы утолить свою жажду из ручья любви к прекрасному. Чайное действо явило собой удивительную драму, сюжет которой соткан из чая, аромата цветов, шелеста свитков. Главное его свойство - это желание насладиться текущим моментом, отказавшись от прошлого и будущего. Японцы говорят, что всякий, кто хорошо знаком с чайной церемонией, должен уметь регулировать свое поведение во всех случаях жизни с легкостью, достоинством и изяществом. Присутствующим на чайной церемонии надо помнить, что каждое событие в нашей жизни неповторимо. Оно происходит в первый и последний раз. И надо проживать каждый момент жизни так, как будто это самый важный момент.

Главное в чайном действе - моделирование такой атмосферы, в которой сознание с помощью медитативной системы жестов, специально на то рассчитанного интерьера и утвари "развеществлялось" и, преодолевая субъектно-объектные различия, стало открытым для сознания другого. Цель тяною не наслаждение просвещенных ценителей искусством выдающегося мастера, но совместное творение особой игровой атмосферы, в которой растворялись феномены и их оппозиции (в том числе обособленные индивидуальные сознания). Основной эффект, на достижение которого было направлено чайное действо, заключается в обретении итидза (букв. "единого сидения", "сидения в единении"), т. е. со-чувствия и со-мыслия людей, что заставило бы каждого забыть о своем "я".

В чем же суть чайной церемонии? "Чайный ритуал состоит из множества этапов, - ответят новички, - сначала нужно привести в порядок одежду, приготовить всю утварь, и, не упустив ничего из вида, начать само действо. По окончании ритуала необходимо правильно спрятать все принадлежности, отчетливо осознавая разницу между ними. Наконец, следует выработать естественную манеру движений, исходя из своего уникального стиля поведения, охватывающего и позу при сидении, и все движения, и выражение лица, и манеру речи".

Все это так, однако, главное не в правилах, принципах и ритуалах. Это всего лишь добрый совет, опыт мудрых, их ненавязчивые рекомендации о том, как лучше идти по Пути чая, исходя из того, как это пытались делать они. Не надо ничего тупо копировать, попугайничать, механически повторять что-то внешнее, глубоко не усвоенное. Несравнимо лучше не выполнить ни одного правила, но выразить дух церемонии, чем скрупулезно все повторить, следуя канону и остаться закрытыми, чужими друг другу. За нагромождением правил и традиций не должно уйти главное в чайной церемонии- дух искреннего естественного общения людей от сердца к сердцу. Хотя нет ничего труднее этого - этой глубокой, подлинной простоты. Когда у Рикю спросили, как он достиг своего мастерства, он ответил: "Очень просто. Кипятите воду, заваривайте чай, добивайтесь нужного вкуса. Не забывайте о цветах, они должны выглядеть как живые. Летом создавайте прохладу, зимой - приятную теплоту. Вот и все". И потом он добавил: "Покажите мне того, кто постиг все это, я с удовольствием стану его учеником".
Ошибкой будет считать, что целью чайной церемонии является стремление к идеальной красоте. Высшим достижением считалось достижение естественности. Именно поэтому совершенно неправильно представление о чайной церемонии, как о сложном и вычурном ритуале. Мы просто принадлежим к другой культуре и смотрим на тяною другими глазами. Не забывайте, что самой причиной современной чайной церемонии стало стремлении ее основателей к простоте.

"Дзэн и чайную церемонию объединяет постоянное стремление к упрощению. Дзэн устраняет всё ненужное в своём познании высшей реальности, а чайная церемония - в жизни. Чайная церемония - это эстетизм примитивной простоты. Дзэн также стремится содрать всю шелуху искусственности, которой человечество покрыло себя, вероятно, для того, чтобы казаться более солидным…
Много неуместного переполняет наши мозги, отвлекая и рассеивая энергию, которую следует сосредоточить на том, что делаем в данный момент. Когда вода вливается в чашку, то это не просто вода - много разных вещей попадает в нее, хороших и дурных, чистых и грязных, которые никогда и никуда не должны выливаться, за исключением своей собственной бездны бессознательного. Вода чая, как покажет анализ, содержит всю грязь, которая беспокоит и заражает поток нашего сознания. Искусство становится совершенным только тогда, когда оно перестает быть искусством; когда в нем есть совершенство безыскусности, когда сокровенная искренность нашего существа утверждает себя. Вот что такое почитание в искусстве чайной церемонии. Поэтому почтение есть искренность или сердечная простота". (Судзуки)

"Суть ваби выражается в создании буддийского царства чистоты, совершенно свободного от скверны, и потому в этом родзи (дворе) и в этой соломенной хижине не должно быть ни пылинки; отношения между хозяином и посетителями, а также между самими посетителями должны быть абсолютно искренними; никакие обычные нормы поведения, этикет или условность недопустимы. Затапливают печку, кипятят воду и подают чай, это все, что здесь нужно, никакие другие мирские идеи не должны сюда примешиваться. Ибо то, что нам здесь нужно, - это полностью выразить разум Будды. Как только церемонность, этикет и другие подобного рода вещи подчеркиваются - вкрадываются всякие мирские мысли, и хозяин и посетители в равной степени чувствуют склонность выискивать недостатки друг у друга. Таким образом, становится все труднее и труднее встретить людей по-настоящему понимающих значение этого искусства. Если бы хозяином был Дзесю, Бодхидхарма, Первый патриарх дзэна - гостем, а Рикю и я собирали бы пыль в родзи, то разве такое общество не было бы идеальным?" ("Намбо-року")

Невзирая на религию любой человек может пить чай и поэтому любой человек может научиться этой чудной традиции и философии. " Вам не надо менять себя, чтобы участвовать в чайной церемонии. Вы приходите будучи сами собой и уходите тем же человеком. Человек прекрасен как он есть и вы должны это понять и быть собой. Когда вам предлагают сладости - просто ешьте, когда вам дают чай - просто пейте. (Какудзо Окакура)

Хозяин и гости, как только входят в скромную чайную комнату, очищают себя от земной пыли и ведут разговор сердцами. Поэтому и не нужно заботиться о правилах и манерах. Просто развести огонь, вскипятить воду и пить чай. Это и будет чайная церемония. (Сокэй (XVIв.)

Чайная церемония (тя-но ю) — специфическая ритуализованная форма совместного чаепития, созданная в средние века в Японии и по настоящее время культивируемая в этой стране. Появившись первоначально как одна из форм практики медитации монахов-буддистов, стала неотъемлемым элементом японской культуры, тесно связана со многими другими культурными явлениями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.