Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Экономика торговли - Марцин BC Потребности как экономическая категория тесно связаны с образом жизни Изучение и совершенствование образа жизни является




ГЛАВА 1 ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И РОЛЬ ТОРГОВЛИ В СФЕРЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Экономика торговли - Марцин BC Потребности как экономическая категория тесно связаны с образом жизни Изучение и совершенствование образа жизни является задачей большого значения Знание основных черт и закономерностей развития образа жизни не еобхидне для эффективного планирования и управления общественными процессами, перспективного прогнозирования развития экономики и народного хозяйства Определение характеристик и тенденций развития способа же иття набирает сейчас особое значение в борьбе за государственный суверенитет, человеческое достоинство, демократичность общества Важное место в совершенствовании образа жизни принадлежит торговле, которая обеспечивает удовлетворения потребностей людиюдей.

Уже с первых шагов своего существования торговля выступала как общественно организованный и социально направленный механизм, который непосредственно участвует в системе государственного Повседневная жизнь человека вы имагае от торговли наличия широкого ассортимента товаров в отсутствие которых имеет негативные последствия для всей жизнедеятельности человека Именно поэтому дальнейшее развитие и улучшение торговли является важной умно ю осуществление широкой социальной программы развития жизненного уровня людей Тяжелая и ответственная роль торговли в осуществлении этой программы приводит к постановке вопроса о формировании и развитии умные их потребностей членов общества.

Роль торговли в формировании разумных потребностей не только в ее участия в процессах удовлетворения потребностей людей путем роста общего объема розничного товарооборота, но и в формировании его структуры с п позиции социального значения товара Товар как продукт общественного труда несет в себе не только экономический, но и социально-эстетический смысл в том смысле, что он является формой выражения духовной и ма ной культуры общества.

Формирование разумных потребностей предусматривает постоянный рост духовных ценностей в жизни человека Однако этот процесс не всегда обеспечивается торговлей, поскольку не все духовные ценности имеют товарный характер г и подлежащие купле-продаже Многие ценности являются народным достоянием и служат средством привлечения людей к творчеству, искусству Одним из показателей культуры народа является объем реализации газет, книг, журналов лов Учитывая формирование потребности важное значение имеет уровень потребления и величина удовлетворения потребностей членов общества.

Дальнейшее совершенствование спроса людей, рост свободного времени в значительной степени зависит от производства и потребления товаров культурно-бытового назначения Эти изделия представляют собой материально-технических ночную базу совершенствования бытовых условий жизни Они позволяют не только механизировать и электрифицировать широкий круг домашних работ, но и одновременно вносят в каждую семью элементы культуры через социальной но-политическую и научную информацию, привлекают каждого члена общества к мировой литературы, науки, музыки Именно поэтому совершенствование быта ставит перед промышленностью и торговлей серьезные задачи что к повышению качества товаров, разработки научно обоснованного ассортимента этих изделий, выпуска новых предметов, необходимых для сокращения затраченного времени и облегчения домашнего труда, повышение шаров туры досуга, физического и нравственного воспитания людей.

Потребляя купленные товары через торговлю, люди удовлетворяют свои личные потребности, одновременно воспроизводя свою способность к труду - рабочую силу, которая является главной производительной силой общества.

Предприятия, реализуя через торговлю изготовленные товары, возмещаются в денежной форме затраты на производство, обеспечивают реализацию совокупного общественного труда, получают возможность для подальшог го продолжения производственной деятельности Выполняя эту роль, торговля обеспечивает ведущие направления развития потребностей Добиваясь соответствия предложения спросу и создавая тем самым условия для беспрепятственной реализации товаров, торговля выступает одним из главных факторов решения важной социальной задачи, а именно повышение реальных доходов населения.

Важным элементом в формировании разумных потребностей является материальная заинтересованность в труде, в формировании которой большая роль принадлежит торговле Рост денежных доходов еще не означает реальное повышение уровня ния жизни Принцип материального стимулирования труда нарушается тогда, когда структура товарооборота не соответствует структуре платежеспособного спроса.

Роль торговли в формировании разумных потребностей определяется также взаимосвязями торговли с оборотом В рыночных условиях важное стимулирующее значение имеет именно денежная оплата труда, экономические стимулы и В связи с этим необходимо обеспечить устойчивый денежный оборот, нормальное функционирование стабильности цен В решении этих задач важную роль играет торговля Чем меньше времени оборачивается товар, чем бил ьше товарная масса соответствует спросу рынка, тем устойчивее денежное обращение, тем более стимулирующая роль денежной оплаты труда С расширением масштабов товарооборота роль торговли в формировании разумных потребностей увеличивается.

С увеличением уровня потребления материальных благ возрастает величина свободного от работы времени, в течение которого есть возможность повышать свою квалификацию, культурно-образовательный уровень В развитии этих потребностей торговли также принадлежит значительная роль Важное место принадлежит торговле в экономии и правильном использовании структуры свободного времени Возрастающая роль торговли в формировании и организации свободного времени эт ' связана с современными условиями, улучшением обслуживания населения, расширением системы дополнительных услуг Создание максимума удобства покупателям, сокращение времени на приобретение товаров-все это способствует более м удовлетворению потребностей потребителя.

Решение проблемы формирования разумных потребностей проходит через сокращение издержек потребителя, то есть тех затрат времени, тратит населения на приобретение товаров и подготовку их к непосредственному потребителю. Повышение культуры торговли, развитие уровня обслуживания тесно связаны со строительством, рациональным размещением торговых предприятий и их техническая оснащенностью.

Сейчас все большее значение приобретает строительство крупных современных торговых предприятий с универсальным и специализированным ассортиментом товаров Такое строительство расширяет радиус обслуживания, иногда увеличивает затраты времени на пребывание покупателя в пути С рациональной точки зрения важно вводить только малые предприятия, которые будут максимально приближены к потребителю, именно товарами повседневного спроса Это позволит покупателям существенно экономить затраты времени на дорогу.

Трудно переоценить возможности торговли активно влиять на формирование покупательского спроса и воспитание эстетических вкусов населения В этом важном деле торговля обладает широким арсеналом средств и принимать йомив. Говоря о социальном значение и влияние торговли на формирование потребностей потребителей, следует определить ее активное участие в формировании разумных потребностей Особую роль в этом процессе должна сыграть реклама.

Содержание рекламы должен базироваться на уважении к покупателю Через рекламу должна осуществляться пропаганда не только товаров, но и норм образа жизни Расходы на рекламу резко возрастают Возможности рекламы в деле формирования новых потребностей, расширение емкости внутреннего рынка еще далеко не исчерпаны Особенно большое значение приобретает определение уровня и структуры как текущего, так и перспективного спроса населения, территориальных и национальных особенностей его формирования и развития Рост объемов и структуры предложения требует тесной связи со спросом, а это возможно через торговлю В условиях рынка это достигается через явную и скрытую конкуренцию.

Проблема соответствия спроса и предложения приобретает исключительное значение в условиях необходимости экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов Неполное удовлетворение платежеспособного спроса через нев соответствие покупательной способности отдельных групп населения ведет к увеличению ресурсных затрат, тормозит развитие общественного производства, снижает его эффективность Отставание производства предметов народного потребления от платежеспособного спроса вызывает диспропорции в наличии товаров и денег, нарушает нормальный процесс купли-продажи, способствует искусственному увеличению спроса, повышение цен, посла рвет действие заработной платы меры труда и меры потребления.

Таким образом, рассматривая роль торговли в формировании разумных потребностей потребителей, нужно рассматривать ее как фактор не только экономического, но и социального развития.

Влияние торговли на решение ряда важных задач значительно возрастает в период перехода к рынку, когда проблемы формирования разумных потребностей выдвигаются на передний план Планируя развитие торговли в ближайших в и отдаленную перспективу, нужно предусмотреть не только повышение ее экономической эффективности, но и увеличение значения реализации целого ряда социальных задач по формированию человека в рыночных условиях.

ГЛАВА 2 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РБ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Защита прав потребителя в Республике Беларусь осуществляется большим набором различных директив, законов, указов и постановлений. Но главным документом является:

Закон республики Беларусь от 09 января 2002г. № 90-З
«О защите прав потребителей»

Так же в защите прав потребителей существуют такие документы как:

· Директива Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата»;

· Закон Республики Беларусь от 16 июля 2008г. № 405-З
«О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг»

· Указ Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007г. № 498
«О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц»

· Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»

· Указ Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц»

· Указ Президента Республики Беларусь от 6 июня 2013 г. № 263 «О долевом строительстве объектов в Республике Беларусь»

· Указ Президента Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций»

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 января 2009г. № 26 «О реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2009г. № 99
«О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг»

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь 14 декабря 2004г. №1590
«Об утверждении правил бытового обслуживания потребителей»

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь 14 июня 2002г. № 778
«О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. №31 «Об утверждении правил продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам»

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь 14 июня 2002 г. № 778 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. №703 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания»

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2005 г. № 434 «О некоторых вопросах информирования потребителей о продовольственном сырье и пищевых продуктах»

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля 2014 г.№686 «О создании и функционировании рынков»

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.08.2012 № 745 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работника общественного объединения потребителей и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь»

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 августа 2006 г. № 1055 «Об утверждении Правил оказания услуг электросвязи»

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970 «Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов»

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2014 г. № 767 «Об утверждении Правил оказания курьерских услуг»

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02 сентября 2004 г. № 1066 «Об универсальных услугах почтовой связи»

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07 сентября 2004 г. № 1111 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи общего пользования»

· Постановление Министерства торговли от 23.08.2011 № 34 «О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 912»

· Приказ Министерства торговли от 30.08.2010 г. №128 «Об утверждении текста плаката «О правах потребителей бытовых услуг»

· Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 23.12.2004г. № 54

· "О некоторых вопросах защиты прав потребителей"

· Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 06.05.2002г. № 23

· "Об утверждении положения о порядке оформления документа, подтверждающего факт покупки товара (выполнения работы, оказания услуги)"

· Приказ Министерства торговли от 10.08.2009г. №119

· "Об утверждении текста Плаката "О правах потребителей"

· Приказ Министерства торговли от 01.12.2008г. №179

· "Об утверждении рекомендаций по оформлению в торговых объектах информации для потребителей"

· Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 8 мая 2014г. № 19 «О порядке оформления документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства торговли Республики Беларусь»

· Постановление Министерства торговли от 23 августа 2011 г. № 34 «О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 912»

· Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 28 апреля 2014 г. №13 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и учета счетов при расчетах официантами (барменами) покупателей в объектах общественного питания»

· Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 25 июля 2012 г. №21 «Об установлении примерной формы договора безвозмездного оказания услуг общественным объединением потребителей, состава расходов общественного объединения потребителей, подлежащих возмещению изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем, исполнителем, ремонтной организацией), и признании утратившим силу постановления Министерства торговли Республики Беларусь от 23 декабря 2004 г. № 54»

Схематично Национальную систему защиты прав потребителей можно представить так:

 

ГЛАВА 3 ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РБ

Потребитель имеет право на:

Ø просвещение в области защиты прав потребителей;

Ø информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (продавцах, поставщиках, исполнителях);

Ø свободный выбор товаров (работ, услуг);

Ø надлежащее качество товаров (работ, услуг), в том числе безопасность товаров (работ, услуг), надлежащую комплектность, надлежащее количество товара (результата работы);

Ø возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), в том числе на компенсацию морального вреда;

Ø государственную защиту своих прав, в том числе на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых настоящим Законом и иным законодательством;

Ø общественную защиту своих прав;

Ø создание общественных объединений потребителей.

иные права, предусмотренные настоящим Законом и иным законодательством [1, Ст.5].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.