КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контроль центра над местным самоуправлением
Однако местная автономия ограничивается целым рядом мер. Например, центральные ведомства учреждают различного рода периферийные филиалы, которые ведут свою деятельность, не подчиняясь органам местного самоуправления; полиция и школьное образование в значительной степени контролируются центральными ведомствами; налоговое законодательство построено так, что местные органы за счет собственных средств могут покрыть только часть своих расходов, для остального нужны государственные дотации. Финансовый контроль в настоящее время является достаточно серьезным средством воздействия на местные власти с целью обеспечения более или менее единообразного проведения государственной политики на местах. Правительственные дотации получают не все органы местного самоуправления, а только нуждающиеся (так называемые "бедные"). К категории нуждающихся они могут быть отнесены в том случае, если их "основные финансовые потребности" превышают "основные финансовые поступления". Не трудно представить себе, что превышение или соответствие могут быть достигнуты во многом благодаря тому или иному балансу источников наполнения государственных и местных бюджетов. Из 47 префектур лишь четыре до последнего времени считались самостоятельными и не пользовались государственными дотациями (Токио, Канагава, Аити, Осака). Из 3437 городов, поселков и общин бездотационных насчитывалось лишь 164 (4,8% от общего числа). Трансферты в среднем составляют около 40% доходов префектур и около 30% доходов низших единиц. В последнее время по инициативе правительства были внесены изменения в законодательство о местном самоуправлении, направленные на укрепление самостоятельности местных единиц, укрепление их финансовой базы и объединение усилий соседних низших единиц в решении ряда общих дел. Разработаны меры по перераспределению ролей государства и органов местного самоуправления. Предлагается передать последним целый ряд полномочий, выполнявшихся ранее в качестве делегированных (на уровне префектур выполнение делегированных полномочий составляет около 80% от всего объема их работы). Помимо разгрузки правительства предполагается передача значительной части полномочий префектур первичным субъектам местного самоуправления. Такая децентрализация удачно сочетается с упомянутым выше решением об укрупнении (слиянии) территориальных единиц. Таким образом, органы местного самоуправления смогут самостоятельно, под свою ответственность выполнять те функции, которые они выполняли под контролем правительственных чиновников. Реформа предполагает также создание механизма разрешения конфликтов между правительством и органами местного самоуправления. Для этой цели создается специальный комитет, члены которого будут назначаться Премьер-министром с согласия обеих палат Парламента. В этот комитет вправе обратиться обе стороны. В случае несогласия правительственных или муниципальных властей с заключением комитета они могут обратиться в суд. Поскольку расширение полномочий, не подкрепленное финансовой самостоятельностью, способно затормозить любую деятельность, то созданным по решению правительства комитетом продвижения децентрализации местного самоуправления предлагается пересмотреть соотношение государственных и местных налогов в сторону увеличения доли последних. Кроме того, предлагается усовершенствовать систему отчислений из государственного бюджета на нужды местного самоуправления с постепенным сокращением целевых дотаций и расширением объектов местного налогообложения, отказом от обязательного получения разрешения центра на местные займы и т. д. По расчетам правительства, эта реформа должна привести к следующим результатам: — приблизить органы местного самоуправления к гражданам и повысить их заинтересованность в самостоятельном решении проблем районов их проживания; — повысить самостоятельность и ответственность органов местного самоуправления в решении местных проблем; — поднять материальную базу и финансовую самостоятельность муниципалитетов; — свести к минимуму и поставить в более определенные правовые рамки вмешательство государства в процедуру отношений с органами местного самоуправления. Что же касается чисто административных рычагов, то центр обладает весьма существенными возможностями в данной области. Так, губернатор префектуры может быть отстранен от должности Премьер-министром, а мэр города и староста общины — губернатором. Контрольные вопросы и задания 1. В чем специфика принятия действующей Конституции Японии? Как это отразилось на ее содержании? 2. В чем проявляются особенности японского Закона о гражданстве? 3. Как вы думаете, откуда в японской Конституции появилось право на жизнь, свободу и стремление к счастью? 4. Сравните содержание гл. III японской Конституции с американским Биллем о правах. В чем здесь сходство и в чем различие? 5. В чем специфика японских партий и партийных систем на современном этапе? Какие черты партийных систем, на Ваш взгляд, доминируют: типичные для большинства стран или национальные? 6. В чем существо последней реформы избирательного права Японии? Какие преимущества она дает политическим партиям? Каким? 7. Чем отличается правовой статус Императора Японии от правового статуса Королевы Великобритании? 8. Каково влияние партийной системы Японии на взаимоотношения между законодательной и исполнительной властью? 9. В чем специфика японской судебной системы? Какую роль в ее деятельности играют органы прокуратуры? 10. Охарактеризуйте особенности политико-территориального устройства Японии. Литература Волгин Н. А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. М.: Экономика, 1998. Еремин В. Н. Политическая система современного японского общества. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: ИВ РАН, 1993. Инако Ц. Современное право Японии. М.: Прогресс, 1981. Латышев И. А. Конституционный вопрос в послевоенной Японии. М.: Наука, 1959. Макаров А. А. Политическая власть Японии: механизм функционирования на современном этапе. М.: Наука, 1988. Правящие круги Японии: механизм господства. М.: Наука, 1984. Сенаторов М. Политические партии Японии и парламентская деятельность. М.: Наука, 1995. СССР—Япония: право и социальный прогресс (Материалы советско-японских юридических симпозиумов 1980 и 1982 гг.). М.: ИГПАН, 1983. Стрельцов Д. В. Современный японский парламент. М.: Наука, 1994. Япония 90-х: кризис системы или временные сбои? М.: Восточная литература, 1998. Япония. Послевоенная государственная политика: вызовы и ответы. М.: Восточн. литература, 1998. Глава XV. Основы конституционного права Казахстана
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |