КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дело жизни – EDELSTAR 1 страница
Думаю, этих имен достаточно, чтобы понять: получение формального образования совершенно не связано со способностью создавать что-то неординарное, добиваться успеха и связанного с ним финансового процветания. Давайте поразмышляем. Устраивает ли нас школа в том виде, в каком она существует сегодня? Да. Как культурная и социальная среда растущей личности. Как учреждение, призванное дать нашим детям базовые знания, ознакомить с общепринятыми точками зрения современного общества о тех или иных проблемах. Но не более. Можем ли мы сказать, что одного стандартного образования в наше время вполне достаточно для того, чтобы воспитать выдающихся, творческих личностей? Можем ли мы с легким сердцем признать, что если наш ребенок будет золотым медалистом, то есть самым лучшим учеником, он и в жизни добьется столь же впечатляющих успехов? Что из студента-отличника он совершенно естественно вырастет в лидера, новатора, творца будущего, чье имя останется в истории? Нет. Приведенные выше примеры однозначно говорят о том, что в наше время помимо общего культурного уровня в ребенке нужно воспитать еще и качества, учитывающие реалии сегодняшнего дня. А они таковы, что и в науке, и в политике, и в спорте, и в бизнесе — во всех сферах жизни наибольших успехов добивается не тот, кто больше всех знает, а тот, кто обладает определенными личностными качествами и умеет направить знания — свои и чужие — на достижение определенной цели. Как шутил Карнеги, эпитафия на его могиле должна гласить: «Здесь лежит тот, кто окружил себя людьми гораздо умнее его самого». Я — такой же отец, как и вы. И делая смелые выводы, я, так же как и вы, испытываю волнение. Не страх, а легкое волнение, потому что я точно знаю, что в большинстве своем педагоги — самые консервативные люди на земле. Дорогие учителя, дорогие педагоги! Я ни в коем случае не хочу обидеть никого из вас. Я знаю, как вам тяжело. Я знаю, что вы делаете нужное и очень важное дело. Я ни в коем случае не выступаю против личности педагога как такового. Среди моих друзей и знакомых очень много преподавателей, перед которыми я преклоняюсь, которыми восхищаюсь. Но я критикую саму систему, в которой вам приходиться работать. Особенно задыхаются в ней творческие люди. Особенно тяжело в ней людям думающим. Это проблема не только отечественного образования. Точно так же вопросами о качестве образования задаются родители во всем мире — в Америке, Японии, Швеции и Сингапуре. Прогрессивные, передовые родители не могут не видеть, что получение образования ради самого образования — путь абсурда, дорога, ведущая к появлению армии высокообразованных винтиков, послушных, но малозначимых элементов индустриальной экономики. Мы стараемся дать детям наилучшее образование, они усердно учатся, затем так же усердно работают. Так происходит во всем мире. Но дает ли им одна усердная работа финансовую независимость, становятся ли они богатыми, успешными, счастливыми людьми? Нет. Во время кризисов, во время социальных перемен именно эти люди, несмотря на все свое образование и исправно оплачиваемые налоги, оказываются в числе безработных, в числе бедных, в числе несчастных людей. Чтобы понять, почему образование больше не является гарантией успеха, нужно знать историю школьного образования. Давайте посмотрим, из какого прошлого нам досталась эта система, штампующая в большинстве своем стандартных учеников, выпускающая юных граждан по образцу и подобию даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня. Миллионы лет человек жил свободным искателем, собирателем, охотником. Но за последние двести-триста лет мир глобально изменился: сообщество «человек — природа» было нарушено появлением третьего элемента и стало выглядеть таким образом: «человек — машина — природа». В обмен на свободу человечество получило машинную цивилизацию. Вместе с машинами человек получил и унификацию мыслей, унификацию культур, унификацию сознания. Машины — идеальное средство получения прибыли. Идеальное средство производства стандартных продуктов и товаров. Чтобы этот конвейер не останавливался, чтобы его кто-то обслуживал, появилась соответствующая система образования. Если кто-то из вас читал или видел старые фильмы о жизни рабочих начала прошлого века, тот помнит: там обязательно был гудок. Громкий гудок, который в 5 утра оповещал жителей рабочих кварталов, что нужно идти на работу. Будильник, гудок, железная дисциплина. Машина — не человек. Она не устает. Она штампует шестеренки и винтики. Она пакует, фасует, мешает. И для того, чтобы эта дорогая штуковина работала, нужны люди, которые, как хорошо смазанные шестеренки, будут крутиться вокруг этого конвейера, монстра, поглощающего человеческие души. И все образование встало на службу индустриальному веку. За двести лет система образования достигла своего совершенства. Штамповка однообразных, покорных служащих банковских систем, производства, сферы обслуживания. Сегодня постоянно проводятся конференции, встречи, по их итогам издаются сотни буклетов, журналов, в которых приведены массы умных советов, как вести управление, как эффективнее извлекать прибыль, как лучше «замотивировать» своих служащих. Образованность стала нормой. Многие фирмы и предприятия укомплектованы сегодня штатом, состоящим исключительно из дипломированных служащих. Некоторые из них имеют даже несколько дипломов. Но по-прежнему лишь немногие из этих работников и служащих могут оторваться от своего конвейера, лишь единицы добиваются успеха. Почему? Потому что современным бизнес-технологиям по-прежнему нужны исполнители, послушные рабы. Большинство людей в Америке, России, Китае глубоко заблуждаются по поводу демократии. По поводу свобод. Им только кажется, что после рабовладельческого строя прошло много времени, и мир очень сильно изменился. Действительно, сегодня нерадивым рабам не отрубают руки, не выжигают каленым железом позорное клеймо на лбу, не бьют плетью. Сегодня этого и не нужно.
Деньги и время — две важнейшие категории капитализма — стали самыми лучшими надсмотрщиками, гораздо более эффективными, чем средневековые злодеи, вооруженные кнутами.
Эксплуатация стала более совершенна, более изощренна и гибка. На конвейере вас никто не бьет плетью и не жжет каленым железом, но зависимость человека от денег и времени не менее жестока, чем зависимость раба от рабовладельца. Давайте попробуем создать идеальный образ рабочего. Это тот, кто никогда не опаздывает, не делает брак, не конфликтует на рабочем месте. Кто не создает проблем в профсоюзном движении и готов очень много работать за маленькие деньги. Это тот, кто очень бережно относится к машинам, станкам и конвейеру. Говоря «конвейер», я имею в виду не конвейер как таковой, а его образ, систему поточного производства. Она везде: те же банки, парикмахерские, больницы, магазины, аэропорты. Везде царство обезличенных, отточенных до совершенства технологий, везде делается упор не на конкретного человека, а на поток однородных работников и столь же однородных покупателей. Посмотрите, как рассуждают современные руководители. Сколько сегодня на рынке стоит бухгалтер? Тысячу долларов. Сколько на рынке стоит хороший бухгалтер? 5 000 долларов в месяц. Сколько стоит на рынке слесарь? Сколько стоит повар, преподаватель, артист? Это напоминает рабовладельческий рынок древнего мира. Сколько стоит раб образованный? Сколько стоит раб необразованный? Один в один. Ничего не изменилось, кроме замены плетей и каленого железа на деньги, время и социальный статус. Речь не идет о том, что современное информационное общество голодом и холодом мучает человека. Вспомним изобретательность Нобелей, разрабатывавших медные рудники на Кавказе. Край был очень богат овощами, дичью, и гордые кавказские мужчины не хотели работать на рудниках, им не было в том нужды. Что сделали изобретательные Нобели? Они открыли лавочки, которые начали торговать украшениями и товарами для женщин. Кавказским мужчинам потребовались деньги, и они отказались от своего привычного образа жизни, пошли в рудники. Я не сгущаю краски. Так оно было, так оно и есть. Можно сделать вид, что этого нет, но от этого наша жизнь не изменится. Часто эксплуатация осуществляется даже не деньгами, а карьерой. Например, чтобы стать президентом, надо проделать множество шагов, каждый из которых чреват отказом от каких-то своих убеждений в угоду избирателям, спонсорам... Только послушный человек, воспитанный в ментальности шестеренки и винтика, может восприниматься послушным обществом как идеальный президент. Как свой. Даже для того, чтобы стать обыкновенным руководителем какого-нибудь производства или учреждения, нужно пройти множество карьерных ступенек. Каждая ступенька является своего рода кнутом и пряником для современного человека. Я не хочу критиковать современное общество. Не хочу критиковать наши способы промышленного производства пластмассы, металла, дерева и других продуктов. Как и вы, я с удовольствием пользуюсь всеми благами цивилизации. Мы живем так, как живем. Но для того, чтобы понять роль школы в воспитании наших детей, я специально рассказываю все это. Я просто хочу назвать вещи своими именами. Надо ли удивляться, почему столь консервативно наше образование? Нашим детям запрещается смеяться, веселиться на уроках. Если наши дочка или сын начинают вертеться и уточнять какие-то вещи, сразу, как удар кнута, следует окрик учителя: «Тихо! Молчите! Не поворачивайтесь, не шевелитесь!». Звенит звонок, и наш ребенок, независимо от того, готов ли он сегодня, сейчас получать знания или нет, как послушная марионетка должен идти на занятия. Не шевелиться, не разговаривать, не прыгать, а играть роль взрослого человека. Для наших детей, поверьте, это очень тяжело. Даже взрослому человеку тяжело воспринимать то огромное количество зачастую совершенно лишней информации, которую дают в школе и институте. Я это знаю по себе. Тебе дают знания, которые тебе вовсе не нужны в реальной жизни. Тебя пичкают информацией, которая забивает твой мозг, как ведро, как горшок, как урну с мусором. Как шутил мой учитель: «Ученик — это носитель неопределенной суммы знаний». Большая часть этой информации не принесет нашим детям ровно никакой пользы. Подсознательно наши дети ее отторгают, потому что за окном школы течет абсолютно другая жизнь, не связанная с теми устаревшими представлениями, которые вбивают в их головы преподаватели. Конечно, у ребенка должны быть навыки письма, счета, чтения — без них просто не прожить. Но духовное развитие, физическое развитие ребенку еще нужнее. Если мы хотим воспитать гармонично, всесторонне развитых людей, необходимо давать им возможность проявить себя еще в школе, подстегивать их творческую фантазию, всемерно поощрять инициативу, свободу самовыражения. Таких школ все еще катастрофически мало. В большинстве наших образовательных учреждений вся идеология сводится только к ментальному воспитанию. Воспитанию послушных детей по всем законам индустриального общества позапрошлого века. Оно оправдывает себя тем, что системе поточного производства не нужны новаторы, не нужны ниспровергатели стандартов. Вдумайтесь, каждый день в мире делается больше открытий, чем за предыдущие пять лет. Человечество вошло в зону колоссального ускорения. Именно ускорения, а не скорости. Сегодня мир меняется намного быстрее, чем мы думаем. Каждую минуту создается больше пять книг. Мы закрываем глаза, спим. Но каждую минуту человечество пишет все новые и новые книги. Каждую минуту делается множество самых разных открытий. Каждый день жизнь перед нами ставит все новые и новые задачи. Жизнь становится абсолютно другой, не похожей на жизнь, которой мы жили двадцать — тридцать лет назад. Посмотрите, всего лишь одним поколением раньше человечество даже представления не имело, что в мире будут существовать компьютеры, микроволновки, автоматические стиральные машины, сверхзвуковые самолеты, орбитальные космические станции, атомные электростанции. Нам же это кажется совершенно естественным. Современный человек закрывает глаза на доли секунды и открывает их уже в другом мире. Доли секунды нужно человеческому веку, чтобы моргнуть один раз. И этого уже достаточно для того, чтобы мир вокруг нас изменился. Сегодня никто из нас с вами не изучает азбуку Морзе и не пользуется телеграфом. Мы держим в руках мобильные телефоны и карманные компьютеры. На столах у нас — факсы, принтеры, сканеры. Мы слушаем MP-3 плееры. Мы живем в «умных» домах. Мы смотрим спутниковое телевидение. Мы пользуемся скоростными автомобилями, самолетами. Человечество уже готово летать к звездам. Но идеология образования не изменилась ни на йоту. Наше с вами будущее, будущее детей и внуков, остается индустриально рабовладельческим. Это страшно и крайне обидно. Ведь самое дорогое, что есть у нас на земле, — это наши дети. Почему же мы и государство вкладываем колоссальные усилия в развитие науки и техники, и не замечаем вопиющей отсталости в области образования? Признать это нам не хватает элементарной смелости. Большинство людей на земле трусят, боятся смотреть правде в глаза. Это проще — отдать своего ребенка в школу, институт, и тем самым переложить ответственность на систему образования, которую создали двести — триста лет назад. Так проще. Потому что так делают все. При этом нас еще призывают гордиться, если твой ребенок в этой фабрике клонов, шестеренок и шурупчиков становится лучшей шестеренкой, самым совершенным шурупчиком. И мы гордимся. Мы говорим, что моему ребенку поставили «отлично». Он слушается учителей, он впитывает знания, которые ему никогда не пригодятся. И упускает те, которые ему понадобятся больше всего. Я горжусь своим ребенком, меня хвалят учителя… Так удобней. Удобней делать как все. Удобно сеять, как сеют соседи, друзья по работе, как сеяли наши дедушки и бабушки, мамы и папы. Серость, невежество, неконкурентоспособность прививать своим детям очень легко, потому что так делает большинство. Можно ли привлечь таких родителей к ответственности, если так поступают миллиарды людей на земле? Как может человек переживать за ребенка, если его ребенок лучший ученик в школе, а затем будет лучшим студентом в институте! Его, возможно, приметит крупная компания, и … Все! Мышеловка захлопнется! Отныне он с вашего благословения попадает в самый наилучший, самый чудесный аттракцион жизни — «крысиные гонки». Его доходы будут расти, но вместе с ними будут расти и расходы. Чтобы стать полноправным членом общества потребления, он должен будет приобретать все более и более дорогие вещи: сначала машину, затем квартиру, потом у него появятся дети, которых тоже нужно будет кормить, одевать и учить. Да и квартира нужна будет уже побольше. Он оформит кредит. Чтобы вернуть его вовремя, он должен будет просить о повышении или работать на двух работах. А тем временем подоспеют другие расходы — новая машина, одежда, путешествия. Расходов все больше, а источник доходов всего один — это его образование. И, заметьте, этот источник быстро иссякает. Рядом уже подрастают молодые служащие с новым уровнем знаний, конкуренция все выше. После нескольких лет острой борьбы обычно сдается более старший. И вот уже пик жизни позади, а впереди только пенсия. Если ему повезет, он успеет отложить что-то на старость. Но, скорее всего, не успеет и будет вынужден полагаться на детей, которые к тому времени уже участвуют в следующем забеге. «А как же жизнь, — могут спросить вас ваши дети. — Где обещанная вами обеспеченная жизнь, та самая, которой вы оправдывали необходимость много и хорошо учиться?» Дети рождаются любознательными, живыми. Посмотрите, какие яркие красивые глаза у наших детей и внуков. Они творческие, замечательные, красивые. И посмотрите в зеркало на самого себя. Неважно, сколько вам лет — тридцать, сорок или пятьдесят. Я абсолютно уверен, что у большинства взрослых глаза потухли. Они перестали быть детьми. Их глаза перестали излучать энергию, инициативу. Ваши глаза потухли, потому что эту божью искру вас заставили притушить еще в детстве, заставили встать на конвейер ординарности, типичности, научили не выделяться из общего ряда. Я точно знаю, что большое количество предпринимателей, бизнесменов, банкиров, очень успешных людей, являются плохим продуктом, браком в индустриальном рабовладельческом образовании. На мой взгляд, они успешны именно потому, что школа их отвергла. Они преуспевают именно потому, что являются отбросами образовательного процесса. Я сам являюсь таким же «бракованным» продуктом. Школа возненавидела меня, а я возненавидел школу.
Я был троечником и двоечником. Мне повезло, я остался самим собой. Но до этого мне пришлось выдержать жесточайший прессинг со стороны школы и отдельных учителей. Когда давление со стороны школы и родителей становилось особенно сильным, мне приходилось притворяться, что я тоже шестеренка, тоже винтик. Все свои нескончаемые вопросы об устройстве мира, о человеческих отношениях, о самых разнообразных вещах, которые волнуют ум любого мальчишки, мне приходилось задавать всем на свете, только не нашим учителям, которые в лучшем случае просто советовали почитать то-то и то-то, а чаще вставали в тупик, потому что и сами не знали ответов. Я иногда завидовал нашим отличникам: их все ценили, уважали, их хвалили на родительских собраниях. Мои же родители с грустью выслушивали замечания и порицания за мои оценки и поведение. В то время я даже предположить не мог, что старания этой индустриальной системы образования сыграют с нашими отличниками очень плохую шутку. Она закрепостила их сознание, закрепостила их творчество и создала из них, может быть, самые совершенные, самые сверкающие, но все же шестеренки и винтики. Я же — бунтарь, сорванец и зачинщик всяческих шалостей, — был выброшен из элиты прилежных учеников, и именно это помогло мне мыслить самостоятельно. Не школьные педагоги, не книги, которые меня заставляли читать. Я до сих пор с содроганием вспоминаю штудирование толстых томов Гоголя, Толстого, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, которые мне, четырнадцати- шестнадцатилетнему мальчишке, были просто непонятны. Сложные философские, социальные, политические, нравственные проблемы, поставленные в них, не были близки мне, ведь это были проблемы другой эпохи. Чтобы понять и полюбить эти, несомненно, выдающиеся произведения, нужно было просто дозреть до них. Нас же заставляли учить назубок и как попугаев повторять чью-то оценку непонятных нам произведений. И кто лучше притворялся, кто лучше зубрил, ничего не понимая, тот и получал награды. А кто был более искренним, открытым, кто не хотел играть в эту дурацкую игру, были двоечниками и изгоями. Эта система делала все, чтобы развить в нас все мыслимые и немыслимые комплексы: неполноценности, ущербности, слабости, отверженности. Абсолютно все существующие в мире комплексы. Рабовладельческой системе образования равных в этом просто нет. Ведь для того, чтобы воспитать шестереночку или винтик, нужно к детской творческой душе, которая не знает границ, которая легко перед сном дотягивается до звезд, притянуть комплексы, нужно приковать ее, как Прометея, стальными цепями к земле, к грязи. Нужно замазать глаза, завести детскую душу в тенета заблуждений, дать как можно большее количество непонятной информации, которую невозможно понять и переварить. Отругать за то, что он не может понять того, что для него, естественно, непонятно. Похвалить и погладить по головке того, кто сделал вид, что понимает, и проявил самые лучшие черты участника «крысиных гонок». Сегодня я понимаю, что те двойки и колы, которые я получал в школе, спасли меня. Что мои слезы превратились в богатство души, финансовое богатство, в мою возможность мыслить самостоятельно, возможность плыть своим курсом и не быть частью серой толпы. Может быть, я пристрастен и вам повезло больше, чем мне. Возможно, у вас были лучшие учителя или школа была более, как сегодня говорят, продвинутой. Речь не идет о каких-либо конкретных школах, конкретных учителях. Я говорю о самой системе, чтобы у вас, дорогие родители, было больше понимания, на чьей стороне быть в конфликтных ситуациях — школы или своего ребенка. Когда все преподаватели показывали пальцем на Эдисона и говорили, что он — недоразвитый ребенок, его мать твердо отвечала: «Неправда, мой сын — самый талантливый!» История рассудила, кто из них был прав. Чтобы преуспеть в жизни, нужно развивать в ребенке совсем не те черты характера, которые так ценятся в школе: послушание, усидчивость, неконфликтность и т. д. Исследуя биографии людей, которые смогли реализовать себя, стать творцами своего счастья, успеха, можно выделить несколько качеств, присущих им всем.
Первое из этих качеств — это способность идти непроторенными путями. Они прекрасно понимали, что, следуя за толпой, богатства не найти. Чтобы быть первым, нужно идти своим путем. Это касается не только изобретений каких-то новых механизмов или приборов. В первую очередь речь идет о том, чтобы первым уловить общественную потребность или же создать таковую и успеть предложить необходимую вещь, будь то новая бизнес-технология, новый продукт или новое знание. Главное здесь — суметь заинтересовать и привлечь людей, чтобы они приходили именно к тебе. Именно так стали богатыми и знаменитыми Исаак Зингер, Генри Форд, основатель компании ИКЕА Ингвар Кампрад, основатель крупнейшей в мире сети розничной торговли Wal-Mart Сэм Уолтон, производитель знаменитой жевательной резинки Уильям Ригли. А как называют эту черту характера некоторые слишком ретивые педагоги? Правильно, конфликтность или противопоставление себя коллективу.
Честолюбие — еще одна важная черта преуспевающих людей.
В школе на такого ребенка могут навесить ярлык «выскочки» или тщеславного, амбициозного человека. Но многие состоявшиеся люди могут подтвердить, что большие цели они ставили перед собой еще в детстве.
Джон Блэр, названный «королем железных дорог» и владевший крупнейшей частной их сетью на территории Америки, в десять лет сказал матери: «У меня семь братьев и три сестры. В семье у нас хватает желающих учиться. Я же стану богачом». С одиннадцати лет он начал работать в маленьком магазине, в восемнадцать у него уже был свой магазин. Он прожил долгую и яркую жизнь и скончался в возрасте девяноста семи лет, будучи владельцем состояния в 90 миллионов долларов. Билла Гейтса одноклассники и учителя считали наглым, бестолковым и заносчивым. Он мог спокойно войти в комнату, где разговаривают старшие и, перебив их на полуслове, заставить себя слушать. Поэтому у него сложилась репутация резкого, нетерпимого человека. Однако уже в 25 лет компания Билла Гейтса приносила доход в 8 миллионов долларов.
Еще одно общее качество — упорство в достижении цели и решимость.
Признайтесь, сколько раз вам хотелось назвать своего ребенка «упрямым, как осел»? В школе таких еще называют «трудно переключающим внимание». Но без упорства, без настойчивости еще ни одному человеку не удалось сделать что-нибудь стоящее!
Только это качество спасло Самнера Редстоуна, когда он висел на карнизе горящей гостиницы, и от огня уже обугливались руки. Ему было пятьдесят шесть лет, но после этого пожара он, наконец, воплотил свою мечту — стать первым. В семьдесят один год он стал владельцем медиахолдинга «Виаком» стоимостью почти пять миллиардов долларов. В холдинг входят всемирно известные каналы MTV, «Никельодеон» и компания «Парамоунт». В 1996 году число зрителей этих каналов уже перевалило за 300 миллионов семей по всему миру. В одном из интервью Редстоун сказал: «Большой победы можно добиться, лишь преодолевая препятствия — разного рода вызовы и неудачи. Умейте превращать отрицательное в положительное. Преодолевайте риск и опасности. Побеждайте даже катастрофы!»
Маленький иностранец оказался во французском военном училище. Одноклассники и учителя потешались над его смешным именем и акцентом, поэтому он рос нелюдимым и замкнутым человеком. Но, несмотря на маленький рост и слабое физическое телосложение, он заставлял считаться с собой всех и даже преподавателей. В одиннадцать лет в ответ на грубый окрик преподавателя: «Да кто вы такой!» он с достоинством ответил: «Я человек!» Спустя годы этот человек покорил полмира. Его звали Наполеон Бонапарт.
Так как нам оценивать своих детей — по меркам зашоренной, заорганизованной системы образования или по закону сердца, с верой и любовью наблюдая за первыми неумелыми попытками малыша заявить о растущей личности? Плоды первого подхода мы можем наблюдать каждый день. Они живут вокруг нас, обреченные каждый день как роботы ходить на нелюбимую работу. Но посмотрите на тех, кто нашел в себе силы стать «не как все», кто идет по жизни собственной дорогой, не полагаясь на судьбу, которая когда-нибудь, возможно, выведет его на путь успеха. Тех, кто поднимается после очередного оглушительного провала и продолжает идти дальше. Тех, кто понимает, что он целиком и полностью ответственен за свою жизнь, и успех надо ковать прямо «здесь и сейчас». От таких людей исходит удивительное ощущение силы, энергии: это цельные, гармоничные личности. Иной раз они крупно рискуют и не всегда выигрывают, но именно таким образом они покоряют мир. Здесь нет однозначных решений. Выбор за каждым родителем в отдельности. И я, так же как и вы, дорогой читатель, тоже собираю все свое мужество, чтобы пойти против течения, чтобы пойти против стереотипов, против мышления толпы. Ведь ставки очень высоки. Судьба моих детей — судьба моего будущего. Это большая ответственность, ошибки недопустимы. Но при принятии решения я опираюсь не на душевные порывы, а на статистику. Большинство успешных людей в искусстве, в политике были отторгнуты индустриальной рабовладельческой системой формализованного обезличенного образования. Они нашли в себе силы отойти от конвейера и заняться самореализацией. Благодаря этому они научились мыслить самостоятельно и смогли внести свой яркий вклад в развитие нашего общества. Сегодня мне сорок лет. У меня трое детей. Я встал перед выбором: по какому пути направить их воспитание? Изучив вопрос и написав эту книгу, я этот выбор сделал. В пользу своих детей.
Перед каждым родителем рано или поздно встает вопрос: «Кем будет мой ребенок?» Не секрет, что мы часто пытаемся навязать своему чаду выбор той профессии, в которой его, по нашему мнению, будет ждать финансовый успех. Под предлогом нашей обеспокоенности за его будущее мы часто не замечаем, что таким образом мы просто диктуем ни много ни мало, как выбор жизненного пути. Но ребенок – это не послушная кукла, которой стоит только указать, и он бодро и радостно зашагает в этом направлении, где его ждут богатство и счастье. Например, дочь моих хороших знакомых, богатых и обеспеченных людей, закончила очень престижный ВУЗ и получила диплом специалиста по международным финансовым операциям. После чего она подошла к родителям, положила этот драгоценный диплом им на стол и сказала: «Я выполнила вашу задачу. А теперь я хочу заняться своим собственным делом». Она начала работать тренером по теннису в одном из спортивных клубов, и была при этом абсолютно счастлива. Этот пример не единичен. Многие из вас помнят мучительное время поиска себя в этом мире, и бег с аттестатом в руке по разным учебным заведениям. Счастливы те, кому удалось найти свое любимое дело с первого раза. Но большинство словно в полусне бредут туда, куда их привел друг или родитель, где меньше конкурс или куда легче поступить. И по прошествии пяти лет оказываются никуда не годными специалистами, потому что невозможно с полной самоотдачей заниматься тем делом, которое не любишь. Поэтому всем родителям, задающим сегодня вопрос о профориентации своего ребенка, я бы сказал одно: «Не ломайте своего ребенка, не тушите в нем огонь осознания себя как личности – единственной, уникальной и неповторимой!» Пусть на первых порах вам может показаться, что он выбрал нечто совершенно противоположное вашему представлению о достойной, почетной и уважаемой профессии. Это факт: только занимаясь тем, к чему было его предназначение, генетическая предрасположенность, черты характера, человек обязательно добьется успеха, какой бы «бедной» вначале ни казалась его профессия! Та девушка, дочь моих знакомых, со временем стала не только зарабатывать очень хорошие деньги. Она стала настоящим тренером-асом, и ученики к ней записываются за годы вперед. И секрет здесь не только в ее профессиональных качествах, но и в том ощущении одухотворенности, реализованности, которое присуще только свободно развитой личности. И, напротив, если вы навяжете своему ребенку нелюбимую профессию, то обрекаете его, во-первых, мучаться всю жизнь, потому что заниматься нелюбимым делом – это мука. А во-вторых, можно с гарантией сказать, что не имея возможности полностью реализовать себя, ваш ребенок никогда не добьется успеха. И в этом будет ваша, родительская, вина. Мне повезло, мои родители не давили на меня в выборе профессии. У меня всегда было право выбора: заниматься профессиональным спортом, получать высшее образование или уйти в бизнес. И тем не менее, поиск моего собственного места в этом мире, занял у меня не один год. Когда я, наконец, нашел его, у меня возникло ощущение необыкновенной свободы, подъем небывалой энергии. Я увидел четкую и ясную перспективу своих действий. Картина мира сложилась, как из кусочков мозаики складывается законченное произведение – я стал ее частью. Поэтому я хочу поделиться с вами своим жизненным опытом и рассказать, сколько сил и времени у меня ушло на то, чтобы найти главное свое предназначение – дело своей жизни.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |