КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы неологизмов по способу образования
По способу образования неологизмы делятся на заимствованные, словообразовательные и семантические неологизмы. К неологизмам-заимствованиям относят слова и фразеологизмы, перенесенные из одного языка в другой либо из одного подъязыка в другой подъязык того же языка. Заимствования делят на внешние (донор – другой язык) и внутренние (донор – один из подъязыков того же самого языка). Так, к внешним заимствованиям русского языка последних десятилетий можно отнести слова: боди, топ, топлесс, шазюбль, факс, ксерокс, тоник, крекер, роуминг, факс, гель, кондиционер, скраб, лайкра. К внутренним заимствованиям – слова, проникшие в русский язык из жаргона и сленга: байк, качок, лажа, наркота, попса, тащиться, ширяться, тусоваться; из терминосистем: копирайт, мониторинг, ноу-хау, прайс-лист, пресс-релиз, менеджмент, маркетинг, байт, драйвер, сканер, инсталляция [7]. Е.В. Ларионова, анализируя активный процесс проникновения англицизмов в русскую речь, предлагает выделять среди заимствований собственно речевые заимствования и речевые проникновения. Основание для их выделения заключается в том, что первое явление обусловлено потребностями языковой системы и носителей языка, а речевое проникновение – речевыми привычками двуязычно говорящих [13,c. 19]. К словообразовательным неологизмам относят неологизмы, образованные по моделям русского словообразования: аббревиатуры ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика), МЧС (Министерство по чрезвычайным ситуациям), АО (акционерное общество), ОМОН; сложные слова: шоу-бизнес, пиар-кампания, интернет-сервис, рок-тусовка; простые производные слова: антиреклама, антирыночный, видеоиндустрия. Это самая многочисленная и разнородная группа новообразований. К семантическим неологизмам относят старые слова и фразеологизмы, у которых появились новые значения. Семантические неологизмы составляют примерно 9% от числа всех инноваций русского языка последних лет [23, c.4]. Новые значения могут появляться у разных частей речи, но наиболее «неогенны» имена существительные: 61% новых значений свойствен именно субстантивам, 20% – именам прилагательным, 17% – глаголам [23, c. 4-5]. Семантические неологизмы образуются прежде всего в ходе внутрисловной семантической деривации: • метафоризации – переноса по сходству: компьютерные пираты, отмывание денег, живое исполнение песни, транспортный коридор и т. п., • метонимизации – переноса по смежности, рядоположенности: бройлер «помещение для бройлерных цыплят», картошка «работы по уборке картофеля», • сужения или расширения значений: сужение значения обычно сопровождается специализацией какого-либо значения, при расширении значения слово начинает обозначать большее количество однотипных явлений: грузовик – «автомобиль, самолет, космический корабль, предназначенные для перевозки грузов». Говоря о классификации неологизмов, мы должны отметить и такие понятия, как авторские, индивидуально-стилистические неологизмы, а также окказионализмы. Эти категории неологизмов выделяют в своих трудах такие авторы, как Д.Э. Розенталь [19], Н.М. Шанский [26], К.С. Горбачевич [5]. Авторские, индивидуально-стилистические неологизмы создаются писателями, поэтами для придания образности художественному тексту. Неологизмы этого типа «прикреплены» к контексту, имеют автора. По самим целям их создания они призваны сохранять необычность, свежесть. Авторские неологизмы, образованные по продуктивным моделям, называются потенциальными словами. Окказионализмы(от латинского occasionalis – «случайный») – это авторские неологизмы, созданные по необычным моделям [6]. Они не существуют вне конкретного контекста. Таким образом, в основе классификации неологизмов могут быть различные признаки. По виду языковой единицы неологизмы делятся на неолексемы, неофраземы и неосемемы. По степени новизны новообразования делятся на абсолютные и относительные. По способу образования неологизмы делятся на заимствованные, словообразовательные и семантические.
Выводы Изучив литературу по вопросу неологизмов мы пришли к следующим выводам. Во-первых, в современной лингвистике нет единого подхода к пониманию термина «неологизм». Во-вторых, наиболее распространенной является теория Н.З. Котеловой, выделившей три конкретизатора термина неологизм: по признаку «время», по параметру «языковое пространство» и по типу новизны языковой единицы. В-третьих, классифицировать неологизмы можно по таким признакам, как вид языковой единицы, степень новообразования, способ образования неологизмов. В-четвертных, некоторые исследователи при классификации неологизмов выделяют также индивидуально-авторские новообразования, а также окказионализмы – слова, созданные «по случаю». ГЛАВА 2
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |