Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные идеологические и философские положения идей чучхе




Чучхе – это целый идеологический и философский комплекс, хотя всё-таки идеологического в идеях чучхе, на наш взгляд, значительно больше. Эти идеи являются определяющим фактором социалистического строительства в Корейской народно-демократической республике.

Задача общества и государства согласно идеям чучхе – построение идеального общества, которое в КНДР именуется словом «социализм». Однако нередко в северокорейских средствах массовой информации это идеальное общество, которое предстоит построить в Северной Корее, также именуется словом «рай». Северокорейские идеологические издания начала XXI столетия иногда также используют словосочетание «рай на земле» («чисан нагвон»), приближая, таким образом, терминологию идей чучхе к религии чхондогё[9].

Дословный перевод термина «чучхе» - самобытность или самостоятельность. Корейско-русские словари дают этому термину толкование «основная часть» и «самобытность» [14].

«Чу» означает «хозяин», а «чхе» — «тело, сущность, субстанция, природа». Таким образом, «чучхе» означает такую ситуацию, когда человек является хозяином и себя самого, и всего окружающего мира.[14]

В трудах Ким Ир Сена и Ким Чен Ира можно встретить определение чучхе и сонгун как «самобытной социалистической (революционной) идеологии». По Конституции 1972 года, КНДР — суверенное социалистическое государство, которое в своей деятельности руководствуется идеями чучхе — «мировоззрением, в центр которого ставится человек, и революционными идеями, нацеленными на осуществление самостоятельности народных масс»[12]. Чучхе – важная составная часть кимирсенизма-кимчеринизма и его идеологическая квинтессенция[13].

Ким Ир Сен говорил, что согласно идеям чучхе в центре всего находится человек, то есть человек хозяин всего. «Поклоняться народу, как небу» - это было девизом его жизни и идейно-теоретической деятельности, размышления и поиска. Он всегда считал приоритетом интересы народных масс [13] Согласно идеям чучхе субъект истории есть трудящиеся народные массы, они Ким Чен Ир развивал кимирсеновскую теорию: «Субъект истории – трудящиеся народные массы. В его роли (т.е. субъекта истории) не могут выступать реакционные классы. Если первые – создают и развивают историю, то последние стремятся остановить ход истории». Ким Чен Ир, однако, отмечает, что не в каждом обществе их роль и место одинаковы. Он говорил: «Исход революции и строительства,в конце концов, зависит от того, насколько широко проявляются творческие силы народных масс. Народные массы - это бесконечное множество людей, их сила и ум неиссякаемы. Они самые сильные и умные в мире. Поэтому, если они осознают своё место хозяина и поднимутся, то любой трудный вопрос в революции строительстве можно решать успешно» [7, с.16].

Чучхе – тоталитарная идеология. Многие тоталитарные режимы после развала Советского Союза трансформировались или пали под натиском Запада. Почему в КНДР тоталитаризм сохранился почти в первозданном виде? Стоит отметить, что этому способствовала восточная ментальность, склонная к иерархии, коллективизму и обожествлению руководителя государства, партии и так далее. Одним из факторов является чучхейский принцип самостоятельности и опоры на собственные силы. Ещё одним мощным фактором стоит обозначить осадное положение КНДР, сильнейшую блокаду и империалистическую пропаганду. Во многом режим КНДР держится на высоком общественном консенсусе, доверии народа к партии и руководству. Если же в народных массах начнутся малейшие сомнения – северокорейский режим, рухнет достаточно быстро. Поэтому Трудовая партия Кореи борется за сохранение роли гегемона, руководящей и направляющей силы, повсеместном установлении принципов чучхе, а инакомыслие подавляется репрессивными методами.

По трудам вождей социалистической Кореи, можно выделить следующий комплекс идей чучхе.

Чучхе в идеологии. Чтобы установить принципы чучхе в идеологии, необходимо вооружится революционными идеями рабочего класса, линией и политикой своей партии. Установить принципы чучхе в идеологии – это значит,что каждый должен усвоить и выработать такую точку зрения и такой подход, чтобы приобрести самосознание хозяина революции. Чтобы установить принципы чучхе в идеологии, нужно в совершенстве знать специфику и особенности своей страны[7,.с.38].

Независимость в политике. Ким Ир Сен учит, что независимость в политике – первый признак суверенитета. То есть, чтобы установить политическую самостоятельность, нужно установить народную власть, власть трудящихся. По Ким Ир Сену - политические силы составляют основу революционных сил. Чтобы обеспечить независимость в политике, необходимо иметь собственные руководящие идеи. Разрабатывать и проводить политику самостоятельно, опираясь на собственные идеи. Для обеспечения самостоятельности в политике, в полной мере нужно сохранять принцип независимости,равноправия и суверенитета в внешних сношениях [7,с.43].

Самостоятельность не противоречит интернационализму. Наоборот, она служит основой для его укрепления. Отрыв от революции в собственной стране делает немыслимой мировую революцию, подобно этому невозможен интернационализм вне проявления самостоятельности. Интернациональная сплоченность должна опираться на добровольность и равенство. Интернациональная сплоченность только на основе самостоятельности приобретает характер добровольности и равноправия, становится подлинной и прочной. Наша партия отстаивает курс, направленный на то, чтобы, борясь с империализмом, поддерживать национально-освободительные движения в колониальных странах и международное рабочее движение, неуклонно идти к социализму и коммунизму и, соблюдая принципы невмешательства, взаимного уважения, равенства и взаимной выгоды, укреплять сплоченность социалистических стран и международного коммунистического движения. [7,с. 41]. Можно сказать, что этот принцип лучше всего оправдывает само значение термина «чучхе».

Самостоятельность в экономике. Только обеспечив самостоятельность экономики можно обеспечить полную самостоятельность страны т.к. экономика –материальная основа общественной жизни. (Здесь напрямую просматриваются корни чучхейской идеологии как развитии идей В.И. Ленина и К. Маркса). Для претворения в жизнь принципа хозяйственной самостоятельности, необходима самостоятельная национальная экономика. Чтобы утвердить самостоятельную национальную экономику нужно твёрдо опираться на собственные силы. Этот принцип несёт в себе революционный дух и боевые коммунистические принципы, стремящиеся собственными силами довести до конца революцию. В отличие от капиталистической экономики, которая гонится только за прибылью (Как писал К. Маркс, нет такого преступления,на которое не пойдёт капитал ради прибыли.),социалистическая экономика стремится к удовлетворению потребностей страны и народных масс[7,с.47].

Самооборона в защите страны. Главный очаг войны – империализм, американский в наше время. Ким Ир Сен говорил: «Мы не хотим войны, но и не боимся её. Не выпрашиваем у империалистов мира.» Принцип самообороны в защите страны – один из важнейших принципов суверенного и независимого государства. Главнейший путь в достижении революции – противопоставление войны освободительной, войне империалистической. Революционное насилие противопоставить контрреволюционному[7,с.53]. Идеи чучхе провозглашают: ты сам хозяин своей судьбы, а в тебе есть и сила для решения своей судьбы.

Таким образом, можно сказать, что чучхе не отрицает мировую революцию, но отказывается от механического экспорта социалистических революций в другие страны. Учитывая попытки Коминтерна устроить социалистическую революцию в довоенной Корее – это верное решение. Из-за этого корейскую компартию приходилось восстанавливать четыре раза, а раскол между маньчжурской и просоветской был настолько сильным, что корейцы убивали корейцев. Коммунисты убивали коммунистов. Горький опыт корейского революционного движения был учтён гением Ким Ир Сена.

Идеология чучхе закреплена в качестве официальной идеологии Трудовой партии Кореи (далее – ТПК). Но чучхе – это целая философская система, а не только идеология ТПК. Эта идеология во многом определяет не только экономический и политический строй, но и уклад жизни корейского народа. То есть неверно будет утверждение, что это просто адаптированная модель социализма.

Ким Чен Ир указывал: «История знает немало концепций о мировоззрении, но ни одна из них не могла выработать подход к миру, поставив человека в центр внимания. Не только идеалисты, рассматривавшие мир как мир идеала и духа, но и материалисты прежнего времени, считавшие мир материальным, не смогли выработать подход к миру, ставя в центр внимания человека»

В своём труде «Философия чучхе – самобытная философия революции», Ким Чен Ир характеризовал философские положения следующим образом:

Философия чучхе определят человека как самое сильное, самостоятельное, совершенное существо в природе. Философия чучхе исходит из признания диалектического материализма [8,с.3]. Человек по чучхе – существо, безусловно, материальное. Так же, человек – существо способное к творчеству

Природа – объект труда человека, материальный источник человеческой жизни. [7,с.12]

Таким образом, можно констатировать, что человек в чучхейской философии занимает важнейшее место. То есть в ходе развития исторического роль человека всё более и более возрастает.

Основным вопросом философии идей чучхе является не изучение человека как такового, а изучение отношения человека к миру так как человек является субъектом истории и общественного развития в чучхейской философии. В чучхе, как говорил Ким Чен Ир, человек признаётся единственным общественным существом [8,с.14.] Считаю необходимым добавить вождизм к основным чертам чучхе. Руководители КНДР в своих трудах и выступлениях неоднократно подчёркивали принцип «верности вождю революции». Об этом свидетельствуют и многочисленные литературные произведения, увековечивающие и всячески восхваляющие Ким Ир Сена. У А. Балканского упоминается один из жанров северокорейской литературы, где описываются «сверхспособности» Ким Ир Сена, а сам он предстаёт в качестве полубога, при этом северокорейские литераторы утверждают, что это обыкновенная беллетристика, написанная из проявления любви и уважения к вождю [1,с. 61] О принципе поклонения вождю свидетельствуют и многочисленные улицы, архитектурные объекты, населённые пункты, названные в честь Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, титулы даваемые народом КНДР своим вождям при жизни и после смерти, закрепление государственных и партийных должностей даже после смерти руководителя. Как пример можно привести университет и стадион имени Ким Ир Сена,а Ким Чен Ын после прихода к власти был провозглашён «надеждой нации» и награждён титулом «блистательный товарищ». Так же за Ким Ир Сеном и Ким Чен Иром были закреплены должности «вечного» президента КНДР и «вечного» генерального секретаря ТПК.

Элементы идей чучхе встречаются и в общественной жизни Южной Кореи [14], хотя в обывательском сознании термин «чучхе» неразрывно связан с КНДР. Например, президент Республики Корея Пак Чонхи, которого в советские времена называли «диктатором», и который пришёл к власти в результате военного переворота 16 мая 1961 года, а затем повёл страну по пути развития экспортоориентированной экономики, называл себя «революционером», а события 1961 года «революцией». После очередного ужесточения своей власти в 1972 году он образовал так называемое «Объединительное самостоятельное гражданское собрание», в названии которого слово «самостоятельное» передавалсь понятием чучхе, то есть тем же, что и северокорейские идеи чучхе. Действительно, положительные результаты первых шагов в межкорейском диалоге 1972 года давали надежду на сближение двух Корей. Возможно, называя новый конституционный орган, в обязанность которого входило избрание президента Южной Кореи и 1/3 парламента «чучхейским», южнокорейский лидер хотел сделать ещё один шаг навстречу для сближения с Севером[9].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.128 сек.