Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ульяновский филиал




 

 

Специальность/направление подготовки 080504.65 Государственное и муниципальное управление

 

Кафедра Государственное и муниципальное управление

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

по дисциплине:

«Система государственного и муниципального управления»

на тему:

«Пути и методы реформирования российской пенсионной системы»

 

Автор работы:

Студент: 5 курса Группа:ГМУсз-529

________________ формы обучения

Ф.И.О.: Нуртдинова А.Ж.

Подпись _______________________

 

 

Руководитель работы:

Должность, звание ______________

Ф.И.О.: Власенко Е.А.

Оценка ________________________

Подпись _______________________

«_____»_________________ 20___г.

 

 

г.Ульяновск 2013г.

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

1. Теоретические и правовые основы пенсионной системы РФ………4

1.1 Понятие и структура пенсионной системы РФ……………………...4

1.2 Нормативно-правовые основы пенсионной системы РФ…………..15

2. Проблемы и перспективы развития пенсионной системы РФ……..23

2.1 Проблемы пенсионной системы РФ на современном этапе………..23

2.2 Перспективы развития пенсионной системы……………………….27

Заключение…………………………………………………………………..32

Библиографический список………………………………………………....35

 

 


Введение

С января 2002 года началась реформа системы социального обеспечения. Многочисленные дискуссии учёных, представителей законодательной и исполнительной ветвей власти завершены.

Национальный совет при Президенте России по пенсионной реформе во главе с премьер-министром Михаилом Касьяновым одобрил основные её положения, а парламент принял соответствующие законы. Касающаяся одной из наименее социально защищённых групп – престарелых граждан, тем или иным образом влияющая на жизнь каждого члена общества, пенсионная реформа должна проводиться государством с особой тщательностью, ибо цена неудачи очень высока.

«От эффективности системы пенсионного обеспечения зависит моральное состояние всего общества» - это слова Президента Владимира Владимировича Путина.

При всей важности морального аспекта стоит отметить, что и

экономическое состояние общества зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения. Вопросы пенсионной реформы затрагивают финансы предприятий и организаций, доходы населения, бюджетную сферу, инвестиционные процессы. В настоящее время реформирование пенсионной системы может и должно стать неотъемлемым звеном реформы всей экономики и финансов России.

Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашей экономики в неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного обеспечения через имеющиеся ресурсы предприятий и самих граждан и, самое главное, строит очень чёткую систему взаимоотношений между гражданином, субъектом Федерации и государством в целом.

 


1. Теоретические и правовые основы пенсионной системы РФ.

1.1 Понятие и структура пенсионной системы РФ.

 

М. Л. Захаров под пенсионной системой понимает комплексное образование, регулирующее отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счет которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты, отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами и отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения.

В. В. Куценко определят пенсионную систему как составную часть социального обеспечения, звена защитного механизма, призванное обеспечить эффективное функционирование одного из секторов социальной сферы общества.

Описывая пенсионную систему, некоторые экономисты квалифицирует ее как механизм, обеспечивающий сбор, учет взносов и выплату пенсий бенефициарам.

Я же хочу дать следующее определения пенсионной системы: Пенсионная система - совокупность правовых, финансово-экономических и организационных институтов и норм, имеющих своей целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии; либо это совокупность мероприятий по компенсации гражданам заработка (дохода).

Наиболее известны распределительная и накопительная пенсионные системы.

Распределительная пенсионная система - пенсионная система, при которой государственные пенсии выплачиваются на основе принципа "солидарности поколений", т.е., те, кто сейчас на пенсии, получают деньги за счет налогов, уплачиваемых работающими гражданами. Собранные деньги не инвестируются, они идут на выплату текущих пенсий.

Накопительная пенсионная система - система пенсионных выплат, при которой определенная часть пенсионных взносов, поступающих за каждого работника, не тратится на текущие пенсии, а инвестируется в цен-ные бумаги или финансовые активы. Данная система дает дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных отчислений и ставит в зависимость размер пенсии от размера зарплаты.

Плюсы накопительной пенсионной системы:

1. происходит оживление фондового рынка

2. происходит развитие рынка страховых услуг

3. работники являются собственниками личных пенсионных счетов, за состоянием которых они могут следить и вкладчиками в экономику своей страны.

Необходимо также остановиться на понятие пенсионного обеспечения.

Еремеева В. [Какие изменения грядут в системе пенсионного обеспечения, - Человек и труд № 1, 1997.-с,67-69] рассматривает пенсионное обеспечение в различных аспектах:

1. В юридическом смысле пенсионное обеспечение представляет отрасль законодательства, регулирующую отношения, связанные с содержанием обществом нетрудоспособных. Многие правовые нормы пенсионного обеспечения одновременно являются частью трудового законодательства, что отражает тесную связь пенсионного обеспечения, и в первую очередь пенсий, с трудом.

2. В социальном смысле - это совокупность видов и форм содержания обществом и за счет общества нетрудоспособных в силу возраста (старики, дети) или в связи с состоянием здоровья, препятствующим выполнению оплачиваемой работы.

3. В экономическом смысле пенсионное обеспечение - часть национального дохода, используемого на потребление в целях содержания нетрудоспособных.

Следует отметить, что понятие пенсионного обеспечения не является тождественно значимым понятию пенсионной системы. Фактически, когда речь идет о пенсионной системе, имеется в виду система, которая функционирует в том или ином государстве. Поэтому при определении понятия пенсионной системы необходимо добавлять "государство", где функционирует такая система (например, пенсионная система России). Т.е. пенсионная система государства - это экономический механизм страхования гарантированного и стабильного уровня жизни людей пожилого возраста и лиц, потерявших трудоспособность. Основной смысл функционирования этой системы осуществляется через государственные механизмы регулирования. Отсюда, пенсионное обеспечение - это государственная система правовых, экономических и организационно-административных мер по поддержке и защите лиц от материальной необеспеченности вследствие наступления старости, инвалидности или потери кормильца. Посредством этой государственной системы действительно обеспечиваются (а не устанавливаются) выплаты пенсий, условия их исчисления исходя из полученных в период трудовой деятельности реальных размеров отчислений обязательных или добровольных пенсионных взносов. А в накопительных пенсионных системах могут применяться еще и условия продолжительности страхового стажа, то есть продолжительности периода накоплений страховых взносов, которые также существенно влияют на размер пенсий.

Останавливаясь на сущности пенсионного обеспечения как на экономической категории, можно его квалифицировать как обособленную часть национального дохода, которая имеет свою специфику в отличие от других разделов - тем, что оно направляется на создание нормальных жизненных условий для нетрудоспособных членов общества.

Субъектами этих отношений являются:

1. Государство

2. Пенсионеры

3. Работающие члены общества

4. Организации, отчисляющие пенсионные взносы.

Объектом отношений между ними является часть созданного продукта, которая выделяется из общей структуры национального дохода и направляется на покрытие нужд нетрудоспособных. На эту часть национального дохода, именуемого финансовым активом Пенсионного фонда, претендуют различные категории нетрудоспособных, которых по их трудовому вкладу можно разделить на три группы:

1. лица, которые производительно отработали требуемый трудовой стаж и благополучно дожили до пенсионного возраста;

2. лица, которые потеряли свою трудоспособность в процессе трудовой деятельности;

3. лица, не работавшие по различным причинам (инвалиды с детства, дети, потерявшие кормильцев).

Объединяет их то, что они все нуждаются в пенсионном обеспечении как субъекты. Различия между ними заключается в следующем - представитель каждой группы имеет разную долю в общем объеме пенсионного обеспечения, которая предопределяется долей его участия в создании национального продукта. Это противоречие между различными группами субъектов путем дифференциации в распределении пенсионных выплат осуществляет пенсионное обеспечение.

Таким образом, участниками пенсионной системы России являются:

1. Пенсионер[1] – физическое лицо, реализовавшее право на получение пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и постоянно проживающее в Российской Федерации.
2. Застрахованное лицо. Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

- работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

- самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

- являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

- являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

- работающие за пределами территории РФ в случаях уплаты страховых взносов в соответствии со ст.29 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

- иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ. (Письмо ПФ РФ от 10.07.2002 № КА-16-19/6161 «О применении ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»»)[2]

3. Страхователи – физические или юридические лица, производящие выплаты физическим лицам (в т.ч. организации, индивидуальные предприниматели, физические лица) и обязанные перечислять страховые взносы в пользу застрахованного лица.

4. Страховщик: Пенсионный Фонд Российской Федерации (далее ПФ РФ) - государственный орган, осуществляющий государственное пенсионное страхование населения в Российской Федерации; это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ. Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Кроме того, следует отметить, что Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), а также Положением о Правлении Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденным постановлением Правления, установлено, что руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФ РФ, которое возглавляет Председатель Правления.[3]

К функциям Пенсионного фонда РФ относятся:

• Аккумуляция страховых взносов.

• Финансирование расходов, предусмотренных законом о Фонде.

• Организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца.

• Капитализация средств Фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц.

• Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов, правильным и рациональным расходованием средств Фонда.

• Организация и ведение индивидуального - персонифицированного - учета застрахованных лиц. На каждое застрахованное лицо, ПФР открывает лицевой счет с постоянным номером. Лицевой счет состоит из общей, специальной и профессиональной частей. Общая часть лицевого счета содержит: страховой номер, ФИО, пол, дату и место рождения, адрес постоянного места жительства, сведенья паспорта или удостоверения личности, гражданство, дату регистрации в качестве застрахованного лица, периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж назначения трудовой пенсии, а также в страховой стаж, связанный с особыми условиями труда и работой в районах Крайнего Се-вера и приравниваемых к ним местностях, иные периоды, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со ст.11 ФЗ «О трудовых пенсиях», размер заработной платы (дохода), сумму начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносов, сведения о расчетном пенсионном капитале, включая сведения о его индексации, сведения об установлении трудовой пенсии и индексации ее размера, включая страховую часть трудовой пенсии, сведения о закрытии лицевого счета застрахованного лица. Специальная часть лицевого счета содержит: сумму страховых взносов, поступивших на накопительную часть трудовой пенсии, сведения о выборе застрахованным лицом инвестиционного портфеля (УК), сведения о суммах средств пенсионных накоплений, ежегодно передаваемых управляющим компаниям для инвестирования, сведения, отражающие результаты временного размещения средств пенсионных накоплений в период до отражения их в лицевом счете, сведения о доходе от инвестирования средств пенсионных накоплений, сведения о необходимых расходах, связанных с инвестированием средств пенсионных накоплений, сведения о передаче от одной УК другой средств пенсионных накоплений, сведения о передаче средств пенсионных накоплений в НПФ, сведения о передаче НПФом в ПФР средств пенсионных накоплений, суммы выплат, произведенных за счет средств пенсионных накоплений. Профессиональная часть лицевого счета содержит: сумму страховых взносов, дополнительно начисленных, уплаченных и поступивших за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы, сумму инвестиционного дохода, продолжительность профессионального страхового стажа, сумму произведенных выплат. Лицевой счет ведется ПФР в течение жизни застрахованного лица.

• Участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

• Проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.

Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников[4]:

• платежей по единому социальному налогу работодателей;

• платежей по ЕСН граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

• платежей по ЕСН других категорий работающих граждан;

• ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию этих пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

• добровольных взносов физических и юридических лиц;

• доходов от капитализации средств Фонда;

• других поступлений.

Расходы бюджета Пенсионного фонда обеспечивают:

• выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;

• оказание органам социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

• финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его органов;

• финансирование других статей в соответствии с законом.

Законодательно отдельно утверждаются две структуры фонда: первая - структура расходов бюджета Пенсионного фонда, вторая - структура расходов бюджета ПФ РФ на финансовое и материально-техническое обеспечение территориальных органов, связанных с деятельностью Фонда и его территориальных органов.

Ежегодно утверждается бюджет пенсионного фонда Государственной думой РФ. Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2006 год» предусматривает доходы Фонда в размере 1 триллиона 566,44 миллиарда рублей, расходы Фонда утверждаются документом в сумме 1 триллиона 489,47 миллиарда рублей. Закон предусматривает увеличение среднегодовой трудовой пенсии до 2 тысяч 623,5 рубля, или 109,4% к прожиточному минимуму. ФЗ «О бюджете ПФ РФ на 2007 год» утвержден бюджет ПФ РФ на 2007 год по доходам в сумме 1 845 094 млн. рублей и по расходам в сумме 1 727 799,9 млн. рублей.

Негосударственный Пенсионный Фонд (далее НПФ) - юридическое лицо, созданное в форме некоммерческой организации, основными видами деятельности которого являются деятельность в качестве страховщика по ОПС, деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию.

Страховые компании в развитых странах являются страховщиками. В России пока страховые компании мало участвуют в пенсионной системе страны.

5. Управляющая компания (далее УК) - юридическое лицо, имеющее лицензию на право осуществления деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (АО, ООО). Выделяют государственную и частные управляющие компании. Государственной управляющей компанией (далее ГУК) является Внешэкономбанк.

6. Специализированный депозитарий – юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществления депозитарной деятельности и деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (АО, ООО). Объединенная депозитарная компания обслуживает все финансовые операции нового пенсионного рынка с 2004 года. Контрольный пакет принадлежит Государственной управляющей компании Внешэкономбанку.

7. Вкладчик – физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора при негосударственном пенсионном обеспечении и уплачивающее пенсионные взносы в НПФ.

8. Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений (ОСИСПН)

ОСИСПН создан 23 июля 2003 года для обеспечения общественного контроля за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений. Основными функциями Совета являются: анализ российского законодательства и разработка рекомендаций по его усовершенствованию, контроль за эффективностью работы УК и всего, что связано с инвестированием пенсионных накоплений. Совет формируется сроком на три года в составе председателя Совета, его заместителей и членов Совета. Численность Совета составляет от 12 до 30 членов. Члены Совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе. В состав Совета входит равное количество, но не менее шести и не более десяти представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, а также представители иных общественных объединений и организаций, в том числе объединений и организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в квартал. Решения Совета принимаются большинством голосов членов Совета, как присутствующих на заседании, так и отсутствующих, выразивших свое мнение в письменной форме.

9. Министерство Финансов РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

10. Брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

На схеме 1 выделены основные игроки пенсионного обеспечения РФ.[5]

 

Схема 1 – Участники пенсионного обеспечения РФ

 

В данной схеме участники расположены по уровням государственной иерархии. Первый уровень представлен Президентом РФ и Государственной Думой РФ, которые принимают различные законы, указы, акты в области пенсионного обеспечения населения РФ. Второй уровень представлен Правительством РФ в ведении, которого находятся участники третьего уровня:

- Центральный Банк РФ, участвующий в разработке бюджета ПФР, являющейся агентом ПФР на организованном рынке ценных бумаг и т.д.;

- Министерство Финансов РФ;

- Министерство информационных технологий и связи, которое участвует в выплате пенсии пенсионерам через почтовые отделения, находящееся в его ведении;

- Министерство здравоохранения в ведении, которого находиться ПФР.

Четвертый уровень представлен федеральной налоговой службой, федеральным казначейством, и федеральной службой по финансовым рынкам. Так как ФНС и федеральное казначейство находятся в ведении Правительства РФ, а ФСФР – нет, поэтому в данной схеме ФСФР расположено отдельно от органов, подчиняющихся Правительству РФ. ФСФР контролирует и участвует в конкурсе по отбору УК, контролирует деятельность НПФ и Специализированных депозитариев и т.д.

Пятый уровень состоит из территориальных отделений представленных выше участников пенсионного обеспечения.

И последний шестой уровень представлен пенсионерами и налогоплательщиками.

Отдельно в схеме представлен Внешэкономбанк, являющейся ГУК, так как его правовой статус не определен.

Все участники взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.

Таким образом, система пенсионного обеспечения является доминирующей формой содержания нетрудоспособных. Ни один другой вид социального обеспечения не отличается такими масштабами, как пенсии. Пенсия прочно вошла в наш быт как форма, вид или способ материального обеспечения в случае нетрудоспособности.

 

 

1.2 Нормативно-правовые основы пенсионной системы РФ

 

Новая Пенсионная система России, пришедшая на смену рас­пределительной «советской» пенсионной системе, была основана 1 января 2002 г. [6]

Именно с этого времени в нашей стране вступили в силу те основополагающие законы, которые определили фундаментальные направле­ния и принципы реализации пенсионной реформы и становления новой Пенсионной системы.

1. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ - «Об обя­зательном пенсионном страховании в Российской Федерации» - базовый закон новой Пенсионной системы РФ, устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обя­зательного пенсионного страхования в РФ.

С 2011 г. в рамках коррекции Пенсионной системы произошло увеличение тарифа страховых взносов. В част­ности, взнос в ПФР сейчас составляет 26%, из которых 20% идут на финансирование страховой части пенсии, 6% — накопительной части пенсии (кроме лиц старше 1967 г. рождения). Страховой взнос в Фонд социального страхования останется на прежнем уровне - 2,9%, а раз­мер взносов в Федеральный ФОМС составляет 2,1%, в территориаль­ные ФОМС - 2%.

С 1 января 2012 г. предусмотрено увеличение страховых взносов в ФОМС до 5,1%, при этом в территориальные ФОМС страховые взносы с указанного времени уплачиваться вовсе не будут. Таким об­разом, общий размер страховых взносов на 2011 г. составляет 34% от заработной платы или иного дохода.

Отдельные льготы по уплате страховых взносов на период до 2019 г. установлены для отдельных категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей, для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяй­ствования; для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог и некоторых иных категорий работодателей.

Подробнее см. ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсион­ный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного меди­цинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Для сравнения приведем данные 2010 г. Размер страховых взно­сов в 2010 г. был установлен следующий: в Пенсионный фонд РФ — 20% от заработной платы конкретного работника; в Фонд социального страхования - 2,9%, в Федеральный ФОМС - 1,1%. Территори­альные ФОМС должны получать 2% от зарплаты или иного дохода лица.

2. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об ин­вестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» - также относится к числу базовых законов новой Пенсионной системы РФ, устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопи­тельной части трудовой пенсии, определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участ­ников отношений по формированию и инвестированию средств пен­сионных накоплений, а также устанавливает основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвести­рования средств пенсионных накоплений.

3. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О тру­довых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии.

4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О го­сударственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»устанавливает в соответствии с Конституцией РФ основания возник­новения права на пенсию по государственному пенсионному обеспече­нию и порядок ее назначения.

Пенсии классифицируются законодателем на два вида в зависи­мости от источника их финансирования:

трудовые пенсии и

пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Трудовые пенсии финансируются за счет средств страхователей (работодате­лей), уплачиваемых в виде части ЕСН (до 2010 г.) и страховых взно­сов на обязательное пенсионное страхование.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению — за счет средств федерального бюджета.

Соответственно, вопросы, связанные с трудо­выми пенсиями, регулируются Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, а правоотношения, связанные с государственным пенсионным обеспечением, регламентируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ.

В частности, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ регулирует отношения, связанные с условиями, нормами и порядком назначения государственных пенсий таким категориям граждан, как федеральные государственные служащие или лица, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф, включая аварию на Черно­быльской АЭС.

5. Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопо­жарной службе, органах по контролю за оборотом наркотиче­ских средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» определяет поря­док назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, пенсии по инва­лидности военнослужащим, за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а также пенсии по случаю потери кормильца членам их семей.

6. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об ин­дивидуальном (персонифицированном) учете в системе обяза­тельного пенсионного страхования» заложил основы формирова­ния и развития огромной единой информационной базы Пенсионного фонда РФ, содержащей сведения обо всех застрахованных лицах: как ныне работающих, в т.ч. проживающих за рубежом, так и неработаю­щих пенсионеров.

7. Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О допол­нительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» - дальнейшее развитие новой Пенсионной системы РФ. Закон принят в целях стимулирования формирования пен­сионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан. Он определяет порядок добровольного вступления в право­отношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также устанавливает порядок и условия уплаты до­полнительных страховых взносов.

8.Общепризнанные принципы и нормы международного пра­ва и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются прави­ла международного договора (п. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Международными соглашениями могут регулироваться отдель­ные вопросы предоставления пенсий российским гражданам, прожи­вающим за рубежом, и иностранцам, проживающим в России.

Под международным договором (соглашением) Российской Федерации понимается международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами) либо с между­народной организацией в письменной форме и регулируемое между­народным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой докумен­тах, а также независимо от его конкретного наименования.

В настоящее время в России при установлении и выплате трудо­вых пенсий применяются 11 пенсионных международных договоров.

1. Подписанные СССР:

Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о со­циальном обеспечении от 2 декабря 1959 г.;

Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г.;

Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республи­кой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г.;

Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республи­кой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г.

2. Подписанные РФ:

Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ от 13 марта 1992 г.;

Временное соглашение между Правительством РФ и Прави­тельством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения от 15 января 1993 г.;

Договор между РФ и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г.;

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Рес­публики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г.;

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Рес­публики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Бай­конур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г.;

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Ли­товской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г.;

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Гру­зии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г.

Почти все перечисленные международные договоры основаны на принципе территориальности, в связи с чем «морально» устарели. Поэтому на практике возникают проблемы при их реализации. В част­ности, такие международные соглашения не решают проблему лиц, ко­торые приобретут пенсионные накопления, за счет которых финанси­руется накопительная часть трудовой пенсии, и выедут из РФ в другое государство, являющееся участником такого соглашения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.