КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика Конституции 1993 года и ее значение для формирования конституционного строя в России
Объективно и неотвратимо назревавшая потребность перемен первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной Федерации. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете. В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей. Была образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая начала эту работу. В основном процесс шел по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала и связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе. Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента Российской Федерации. Проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конституции и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей. Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года. Особенности, которые присущи Конституции Российской Федерации 1993 года и отличают ее от бывших советских конституций, весьма значительны. Даже сам порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения, подчеркивают степень значимости тех или иных основных конституционных институтов. Конституция 1993г. содержит преамбулу и состоит из двух разделов и глав. Преамбула Конституции РФ 1993г. констатирует, что данная Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации. В ней Конституции указывается шесть основополагающих целей, отражающих суть всей российской конституционной реформы: - утверждение прав и свобод человека, - утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации, - сохранение исторически сложившегося государственного единства, - возрождение суверенной государственности России, -утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, - обеспечение благополучия и процветания России. Конституция Российской Федерации 1993 г. отражает кардинальные перемены, произошедшие в жизни российского общества, в его экономике, политике, идеологии. В Конституции РФ 1993 г. по сравнению с предшествующими конституциями, содержатся принципиально новые положения. По-новому закреплены принципы общественного устройства, которые сформулированы в гл. 1 «Основы конституционного строя». Они не идеализированы в отличие от ранее действующих социалистических конституций. В первой статье Конституции 1993 г. Российская Федерация провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В ст. 3 «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». К числу основ конституционного строя отнесено признание человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2), разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10), особая защита установленной системы государственной власти (ч. 4 ст. 3). В целях недопущения господства той или иной идеологии в обществе в ст. 13 Конституции РФ сформулирован принцип идеологического многообразия «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Данный принцип дополняется признанием политического многообразия, многопартийности, установлением равенства общественных объединений перед законом. Впервые в России в Конституции провозглашается светский характер государства «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 14). В Конституции РФ 1993 г. впервые установлено, что законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются (ч. 3 ст. 15), общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы и что, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). По сравнению с предшествующими конституциями Конституция РФ 1993 г. внесла существенные изменения в нормы, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина. Следует отметить, что одной из основных задач конституционной реформы было, как можно более полно и последовательно закрепить основные права и свободы человека и гражданина, органически включить их во все остальные конституционные институты, обеспечить их взаимосвязь с принципами хозяйствования, управления государством, федеральным устройством, а также создать структуры, процедуры и нормы, то есть необходимые механизмы для осуществления конституционных прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ 1993 г. содержит ряд новых положений в сфере организации и деятельности системы органов государственной власти, закрепив принцип разделения властей. Конституция 1993 г. выводит Президента РФ из системы исполнительной власти и выделяет ему особое место в системе высших государственных органов. По существу, Президент как глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина стоит над ветвями государственной власти. Ликвидировав систему Советов, Конституция 1993 г. внесла серьезные изменения в порядок формирования и деятельности высшего законодательного (представительного) органа России Парламентом РФ является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Если в ранее действующих конституциях устанавливался принцип равенства палат Верховного Совета, то Конституция РФ 1993 г. вводит определенные различия по порядку формирования, численности, особому статусу, сфере полномочий и работе. Надо отметить, что в Конституции РФ проведено классическое деление на нижнюю и верхнюю палаты, свойственное большинству двухпалатных парламентов. Значительные изменения внесены в законодательный процесс. Так Конституция РФ 1993 г. вводит ранее неизвестный вид законодательного акта ‑ федеральный конституционный закон и устанавливает особый порядок его принятия. В связи с прекращением деятельности местных органов государственной власти в лице Советов народных депутатов устанавливается система местного самоуправления (глава 8). Основные принципы Конституции РФ 1993 г. 1. Демократизм (полновластие народа). Сущность этого принципа состоит, что ст.3 Конституции РФ устанавливает «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» Конституция (ч, 2 ст. 3) закрепляет основные формы реализации народом своего суверенитета "народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 2. Законность ‑ строгое соблюдение требований закона. Этот принцип нашел свое отражение в ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей высшую юридическую силу и прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации. В Ч- 2 ст. 15 закрепляется, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. 3. Равноправие граждан, гарантированность прав и свобод. Данный принцип выражается в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью. Конституция РФ закрепляет юридическое равенство, выраженное в предоставлении каждому равных юридических возможностей пользоваться правами и свободами. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности их реализации. 4. Гуманизм. Гуманизм выражается в заботе о человеке, о всемерном развитии его духовных и физических качеств, материальных условиях жизни. В Конституции РФ это ярко проявляется в ст. 17, провозглашающей неотчуждаемость прав и свобод человека и их принадлежность каждому от рождения. 5. Государственное единство. Этот принцип нашел свое закрепление в Преамбуле и ст. 4 Конституции РФ, где провозглашается целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. 6. Равноправие и самоопределение народов. Этот принцип обусловлен многонациональным характером России и ее федеральным устройством, он закреплен в ст. 5 Конституции РФ, устанавливающей перечень субъектов Федерации и указывающей, что во взаимоотношениях с федеральными органами все субъекты равноправны. Статья 73 закрепляет, что вне пределов ведения Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти. 7. Принцип разделения властей новый в российском конституционном законодательстве. В ст. 10 Конституции РФ сказано, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. 8. Конституция РФ закрепляет также ранее не известный российскому законодательству принцип идеологического многообразия, многопартийности Согласно ст. 13 Конституции РФ никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Конституция, как основной закон государства носит стабильный, долгосрочный характер, регулирует наиболее важные коренные общественные отношения и поэтому не предназначена для детального регулирования конкретного вида общественных отношений. Основным юридическим свойством Конституции РФ является ее верховенство в системе законодательных актов государства. Конституция РФ содержит основные начала всех законодательные актов, всех отраслей права. На нормах и принципах Конституции РФ базируется все текущее законодательство как Федерации, так и ее субъектов Значительные изменения и дополнения Конституции РФ влекут за собой коренную переработку всех отраслей российского законодательства. Существует, однако, и обратная связь, которая заключается в воздействии отраслевого законодательства на содержание Конституции, что говорит об обязательной адекватности основного закона государства общественной жизни. Важным юридическим свойством Конституции РФ является особый порядок её принятия или изменения. Этот порядок установлен в девятой главе Конституции «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Так в нормах этой главы установлен перечень субъектов[14], наделенных правом вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции. Порядок изменения положений глав Конституции РФ различен. Так, положения глав 1,2 и 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если же предложения о таком пересмотре поступят и будут поддержаны тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование (референдум). При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой если за нее проголосовало более половины избирателей (50% плюс один голос), принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. Следующее юридическое свойство Конституции РФ ‑ контроль за её совпадением. Прочность конституционного строя России прямо зависит от соблюдения Конституции РФ, от законопослушности граждан, должностных лиц и органов государства. В целях защиты Конституции РФ формируется Конституционный Суд РФ. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ всех нормативных актов государства (законов, конституций республик и др.), разрешает споры о компетенции, дает толкование Конституции РФ, осуществляет ряд иных полномочий, призванных обеспечить неуклонное соблюдение Конституции РФ. Особое место в защите Конституции РФ принадлежит Президенту РФ, который, как глава государства, является гарантом Конституции. Обязанность соблюдать и защищать Конституцию РФ входит в содержание присяги Президента РФ. Конституция РФ не возлагает специальных обязанностей по решению задач конституционного контроля на Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный и Высший суды РФ. Но, в силу своих конституционных полномочий, а также при чрезвычайных обстоятельствах, представляющих угрозу конституционному строю России, они обязаны действовать в соответствии с Конституцией и в её защиту.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 5338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |