Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проективные методы




 

 

Проективные методы особенно полезны для изучения агрессии и враждебности, так как не раскрывают испытуемым интерес исследователя. Наиболее часто используемые проективные методы – Тест чернильных пятен Роршаха и Тест тематической апперцепции. Данные тесты используются как в исследовательском, так и в клиническом контексте для изучения разнообразных форм поведения и мотивов.

 

Тест тематической апперцепции состоит из серии картинок, о которых испытуемый пишет или рассказывает истории: что происходит и что предшествовало событиям на картинке.

 

В тесте Роршаха исследователь показывает испытуемому серию карточек с чернильными пятнами и просит сказать, на что они похожи или что ему напоминают. Для диагностики уровня агрессивности по этой методике применяется система, разработанная Элизаром. В этой системе ответы разносят по шести категориям, отражающим аспекты гнева или враждебности: негативные установки или эмоции; описания злобного или агрессивного поведения; предметы, используемые в агрессивных целях, описания враждебности, символические ассоциации с агрессией или гневом; амбивалентность; нейтральные ответы, ничего не говорящие о гневе или враждебности.

 

Рисуночный тест изучения фрустрации по Розенцвейгу является полупроективной техникой, предназначенной для оценки типичных реакций на повседневные фрустрирующие события. Испытуемым показывают комикс. Где на каждой картинке некий персонаж произносит слова, из которых следует, что герой столкнулся с фрустрирующей ситуацией. Испытуемый должен вписать ответ фрустрированного героя.

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе мною были рассмотрены основные теории агрессивности.

Изучение научно-методической литературы показало, что публикации на эту тему единичны и в основном представляют собой обзор зарубежных исследований.

По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы.

Агрессивность – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Становление агрессивного поведения - сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Подростки учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Что касается семьи, на становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склоны к агрессивному поведению. Из реакции родителей на агрессивные взаимоотношения между сиблингами также извлекается урок о том, что ребенку может "сойти с рук". Фактически, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться.

Подросток получает сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбления). Шумные игры - в которых подростки толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются, и стараются причинить друг другу какой-то вред - фактически могут оказаться сравнительно "безопасным" способом обучения агрессивному поведению. Однако те, кто чрезвычайно агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе. С другой стороны, эти агрессивные подростки, видимо, найдут друзей среди других агрессивных сверстников. Разумеется, это создает дополнительные проблемы, так как в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов.

У детей один из главных путей научения агрессивному поведению - наблюдение за чужой агрессией. Подростки, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. Но один из самых спорных источников обучения агрессии - средства массовой информации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов наука все еще не выяснила степень влияния СМИ на агрессивное поведение.

Также следует осознать, что ни одно исследование и ни один вид исследований не может дать ответа на все наши вопросы об агрессивном поведении у подростков. Габеляйн (Gaebelein, 1981) полагает, что исследователь должен обдумать "применение нескольких различных стратегий исследования для подтверждения [своих] предположений". Во многих случаях мощными детерминантами агрессивности могут являться некоторые устойчивые характеристики потенциальных агрессаторов - те личностные черты, индивидуальные установки и склонности, которые остаются неизменными в независимости от ситуации.

Однако агрессия и агрессивность сложно поддаются диагностике из-за неодобрения в культуре проявления данного свойства.

 

Таким образом, цель и задачи, стоящие перед представленной работой, реализованы в полном объеме.

Список литературы

 

1. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги: Прикладная психология. 1999 -- №1.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь -- справочник по психодиагностике. СПб., 1999.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. -- СПб.: Питер, 2001. -- (Серия «Мастера психологии»).

4. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998.

5. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.

6. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности СПб., 2005.

7. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги: Вопросы психологии. 1969 -- №1.

8. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: в 2 ч. М.: ВЛАДОС--ПРЕСС, 2003.

9. Немов Р.С. Психология. Книга 3: Психодиагностика. М.: ВЛАДОС--ПРЕСС, 2003.

10. Практикум по психодиагностике под ред. В.Н. Карандашева. СПб., 2004.

11. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва--Воронеж, 2000.

12. Румянцева Т.Г. Проблемы и поиски в западной философской науке. М.:1991.

13. Сельчанок К.В. Психология человеческой агрессивности. Хрестоматия. М., Харвест АСТ., 2001.

14. Семенова С.Л., Дьяченко Е.В. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.С. Глуханюк. Екатеринбург, 2000.

15. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.,2005.

16. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги, 1983 // Тревога и тревожность/ Под ред. В.М. Астапова. СПб.: Питер, 2001.

17. Фрейд З. Введение в психоанализ. М.,Наука, 1989.

18. Фрейд З. Запрещение, симптом и страх// Тревога и тревожность/ Под ред. В.М.Астапова. СПб.: Питер, 2001.

19. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. / Пер. с нем., под ред. Б.М. Величковского -- М.: Педагогика, 1986.

21. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.,1990г.

22. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ ред. А.Ф. Кудряшов, Петрозаводск, Петроком, 1992г.

23. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. / Российская академия наук. М., АЗЪ, 1993г.

24. Психологические тесты/ ред. А.А. Карелина в 2 томах. /М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002г. Т.2

25. Психологический словарь /под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова/ М., Педагогика-Пресс, 1996г.

26. Р. Берон, Д. Ричардсон. Агрессия. / Спб, Питер. 2000г.

27. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т.1. / Вече-Аст, М., 2000г. Стр. 21-22

28. Словарь практического психолога/ сост. С.Ю. Головин. Минск, Харвест, 1998г.

29. Психологическая энциклопедия. 2-е издание/ под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха/ Спб, Питер, 2003г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1141; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.