Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработка стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику региона




Области за 2011 год

 

Отрасль Всего В том числе
прямые портфельные прочие
Всего по области 71005,3 68068,9 - 2936,4
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 155,6 155,6 - -
Текстильное и швейное производство 307,4 307,4 - -
Издательская деятельность 109,4 109,4 - -
Химическое производство 8844,9 8575,1 - 269,8
Производство резиновых и пластмассовых изделий 8049,6 6353,7 - 1513,9
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 48586,2 47718,3 - 867,9
Производство машин и оборудования 1493,4 1493,4 - -
Производство транспортных средств и оборудования 2944,7 2997,4 - -
Прочие 514,1 514,1 - -

Резиденты СЭЗ осуществляют экспортно-импортные операции с 62 странами мира. Внешнеторговый оборот более 650 млн. долл. 2011 года. Получено положительное сальдо торговли в объёме 28,7 млн.долл.

Наибольший объём инвестиций поступил в такие отрасли, как металлургическое производство – 68,4 %, химическое производство – 12,5 % и производство резиновых и пластмассовых изделий – 11,3 % [31].

На данный момент на территории СЭЗ «Гомель-Ратон» и в целом по Гомельской области реализуется и планируется реализовать 40 инвестиционных проектов с иностранными инвесторами (Приложение К) [32].

Подводя итог анализа привлечения иностранных инвестиций в Гомельскую область можно отметить следующее:

1. Гомельская область обладает одним из крупнейших инвестиционных потенциалов республики и действенным механизмом привлечения иностранных инвестиций;

2. Регион преуспевает в привлечении иностранных инвестиций, однако, в последние годы наметилась отрицательная динамика в их общем объёме. Положительным моментом можно отметить увеличение доли прямых иностранных инвестиций;

3. Большое значение в привлечении иностранных инвестиций в Гомельскую область играет СЭЗ «Гомель-Ратон»;

4. Негативным моментом является то, что основная доля иностранных инвестиций идёт в 6 городов области и преимущественно в отрасли перерабатывающей промышленности.

 

 

В современных условиях развития экономики страны, для решения задач подъёма региональной экономики на долгосрочную перспективу и обеспечения экономического роста необходим комплексный подход к проблемам реализации инвестиционной политики, привлечения инвестиционных ресурсов и активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому первостепенное значение приобретает анализ источников потенциальных инвестиций, достоверная оценка реальных возможностей их мобилизации, а также путей решения проблем их привлечения и выработка стратегии обеспечения эффективности привлекаемых инвестиций.

Анализ статистического материала свидетельствует об отсутствии масштабного притока иностранных инвестиций. Итоги 2011 г. показывают, что Гомельская область так и не стала зоной массированного притока иностранных инвестиций.

Стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций, требует устранения остающихся замедляющих факторов, таких как чрезмерное регулирование деловой активности, неадекватность режима конкуренции и присутствие довлеющего контроля со стороны государства. Оно требует также эффективных и целенаправленных консультаций, координации и реализации таким образом, чтобы недавние и будущие реформы могли достичь среднего уровня управления для снижения уровня бюрократии.

Вкладывая свои капиталы, иностранный инвестор хочет иметь гарантию того, что условия инвестирования не изменятся в дальнейшем и что любые изменения не ухудшат коммерческих результатов его деятельности как инвестора, на достижение которых он рассчитывал, принимая решение о своих капиталовложениях в данный проект, по данному соглашению.

Для инвесторов, особенно иностранных, первостепенное значение имеют стабильность экономики государства в целом, поэтому при принятии инвестиционных решений учитываются в равной степени как региональные, так и страновые риски. Мировой опыт показывает, что основные потоки средств стратегических инвесторов устремляются не столько в места, где созданы максимальные налоговые льготы, сколько в страны, экономика которых стабильно и последовательно развивается на собственной, внутренней основе, так как здесь можно рассчитывать на сохранность вложений, устойчивую прибыль и дальнейшие перспективы.

Республика Беларусь же, объявив о своей новой программе привлечения иностранных инвестиций, фактически ничего не сделала для обновления своей концепции сотрудничества с инвесторами. Им по-прежнему предлагают главным образом льготы в виде освобождения от налога на прибыль и обязательной продажи валюты, что само по себе неплохо, но, с учётом других факторов, реального влияния на ситуацию в бизнесе почти не оказывает. В условиях крайней нестабильности белорусского законодательства действительно существенное значение для привлечения иностранных инвесторов мог бы иметь предусмотренный Инвестиционным кодексом мораторий на неприменение к ним в течение 5 лет норм законодательства, ухудшающих условия их деятельности инвесторов. Но на практике данная норма под разными предлогами постоянно нарушается, что особенно заметно в сфере налогового законодательства. К сожалению, хозяйственные суды в таких спорах, если они и возникают, отказываются, как правило, встать на сторону инвестора.

Фактически не реализуется и другая предусмотренная Инвестиционным кодексом и имеющая важное значение для крупных инвесторов возможность заключения инвестиционного договора. Таким образом, складывается довольно странная ситуация, когда в стране, с одной стороны, существует современное инвестиционное законодательство, вполне привлекательное для инвесторов, а, с другой стороны, отсутствует практика применения его важнейших норм. Свои отступления от закона власти компенсируют льготами.

Иностранные инвесторы, как потенциальные, так и уже освоившие своё дело в республике, в качестве главной проблемы, с которой им пришлось у нас столкнуться, определяют не бюрократизм и даже не жесткость, перегруженность налоговой системы, а прежде всего неустойчивость и непредсказуемость законодательно-правовой базы. Наличие даже незначительного количества случаев неадекватного нормативного регулирования традиционно приводит к серьёзным экономическим последствиям, поскольку подрывает доверие иностранных вкладчиков и зачастую носит эффект мультипликатора в приостановлении или прекращении инвестиционной деятельности, а также в отказе от осуществления новых инвестиционных вкладов в республике.

Вызывает озабоченность недостаточно эффективное использование такого благоприятного инвестиционного климата свободных экономических зон. Поэтому крайне важно отработать комплексные подходы к созданию новых свободных экономических зон, установлению тесного информационного, технического и иного сотрудничества с технопарками Европы и других регионов мира с целью плотной интеграции в существующую систему обмена передовыми технологиями.

Оценка тенденций динамики международных прямых иностранных инвестиций в условиях мирового экономического кризиса показывает, что в ближайшие годы прогнозируется привлечение их в страны с благоприятными институциональными факторами, наиболее привлекательными ресурсами, ёмким рынком и активной политикой продвижения инвестиций. Об этом свидетельствуют исследования ЮНКТАД Лозаннского Института развития менеджмента среди стран с транзитивной экономикой особо привлекательными для ТНК будут крупные рынки с дешёвой рабочей силой (Россия. Польша. Украина и др.) [33, c.6].

Следовательно, Республика Беларусь (в том числе и Гомельская область) столкнётся в ближайшие годы с очень жесткой конкуренцией за свободные международные инвестиционные ресурсы и в связи с этим будет подвержена риску значительного притока более конкурентоспособного импорта товаров и услуг из России, Украины и Польши, т.е. стран наиболее привлекательных для прямых иностранных инвестиций. По фактору благоприят­ности деловой среды у Республики Беларусь появились новые конкуренты за приток свободных международных инвестиционных ресурсов, а именно, Азербайджан, Грузия и Армения [34].

В условиях сохраняющегося дефицита инвестиционных ресурсов государство должно перенести «центр тяжести» в привлечении иностранных инвестиций на региональный уровень, каждый из которых имеет свою природно-климатическую, экономическую, социальную специфику. Для этого государство должно делегировать значительную часть своих функций в этой сфере регионам.

Считаем необходимым разработать для Гомельской области Стратегию привлечения иностранных инвестиций. При разработке и реализации региональной инвестиционной стратегии следует опираться на накопленный научный и практический опыт управления инвестиционным процессом в региональном экономическом пространстве и учитывать особенности каждого региона.

Первоочередной задачей инвестиционной стратегии является создание благоприятных условий для привлечения зарубежных инвестиций и эффективного механизма их использования в целях усиления производственного потенциала региона как основы дальнейшего развития приоритетных сфер экономики и жизни общества.

Инвестиционная стратегия должна выступать как система разносрочных целей, приоритетов, ориентиров и пределов (императивов) инвестиционной деятельности, задающая траекторию развития хозяйственной системы. На практике инвестиционная стратегия развития региона должна представлять собой комплекс взаимосвязанных по задачам отдельных проектов и непрограммных мероприятий, обеспечивающих синергический эффект при решении системных проблем экономического роста.

В ходе исследования нами был разработан Проект Стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику Гомельской области на 2013–2017 годы (таблица 3.1).

 

Таблица 3.1 – Проект Стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику Гомельской области на 2013–2017 годы

 

Наименование проекта Стратегия привлечение иностранных инвестиций в экономику Гомельской области
   
Цель стратегии Стимулирование притока иностранных инвестиций в экономику Гомельской области посредством повышения уровня инвестиционной привлекательности региона, реформирования законодательной базы и государственной собственности

 

Продолжение таблицы 3.1

   
Задачи проекта – оценка законодательных условий осуществления инвестиционной деятельности в регионе с целью выработки законодательных предложений, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региональной экономики; – обеспечение активного взаимодействия со всеми участниками инвестиционного процесса; – привлечение внимания потенциальных инвесторов посредством проведения коммуникационной политики (посредством разработки стратегии позиционирования региона); – оценка инвестиционного потенциала региона;
  – стимулирование притока капитала ТНК в реализацию региональных проектов; – содействие развитию информационного обеспечения инвестиционной деятельности в регионе; – содействие развитию организационного и инфраструктурного обеспечения инвестиционной деятельности в регионе;
Основные направления стратегии Проблемы Направления их решения
Собственные средства Чтобы расширить самофинансирования предприятий за счет прибыли, и других собственных средств, необходимо в большей степени проводить мероприятия по финансовому оздоровлению предприятий и повышению их рентабельности, снижении налоговых нагрузок. Следует проводить конференции, семинары, круглые столы и встречи с деловыми экспертами из организаций.
Привлеченные средства Следует создавать специальные службы поддержки инвесторов, уже пришедших в страну (aftercare services), которые бы помогали им решать проблемы, возникающие в ходе реализации их проектов (налогообложение, регулирование на рынке труда и т.д.) и оказывала помощь в решении спорных вопросов, возникающих в результате взаимодействия с государственными органами, что могло бы повысить привлекательность страны для прямых иностранных инвестиций.
Не применение на практике НПА, а также их неоднозначная трактовка Необходимо создать специальные региональные органы, которые могли бы осуществлять мониторинг и контроль над практическим применением НПА. Назначить ответственного за разъяснением НПА иностранным инвесторам.
Нормативное закрепление региональной инвестиционной политики В регионе должна быть четко выраженаинвестиционная политика. Намерения привлекать инвестиции в регионы должно быть сформулировано в документах, а также закреплено на уровне законов и программ развития.

 

Продолжение таблицы 3.1

   
  Недостаточное информационное обеспечение Необходимо активизировать информационное и консультативное обеспечение региона для улучше­ния имиджа Гомельской области, раскры­тия ее потенциальных возможностей. Так, например, следует проводить инвестиционные и экономические форумы в регионах не раз в год, а, в квартал. Разработать сайт made-in-gomel.by, который будет рекламировать исключительно гомельские товары для иностранных покупателей.  
Наличия раздаточного материала   Целесообразно иметь справочник для инвестора, который поможет сориентироваться на территории региона, а также найти все необходимые организации (финансовые, страховые, другие участники инвестиционного процесса), также раздел «что и сколько стоит для инвестора» - стоимость офисных помещений, зарплата, стоимость жилья, стоимость квадратного метра земли, стоимость промышленной недвижимости, тарифы. Необходимо снабжать иностранных инвесторов оперативной информацией о панируемых инвестиционных проектах, налоговом и таможенном законодательстве и т.п. Создать электронный информационный ресурс «Единый реестр сведений о экономической несостоятельности Гомельской области» и «Реестр неиспользуемой коммунальной собственности».
Статистическое обеспече­ние инвестиций Необходимо проведение ежегодного мониторинга изменения политики привлечения иностранных инвестиций и инвестиционного климата региона: отслеживание динамики и структуры привлеченных инвестиций, их эффективности и эффекте для региона, анализ республиканских и международных рейтингов инвестиционной привлекательности, оценка инвестиционного потенциала.
Признание компании коммерческой организацией с иностранными инвестициями. На республиканском уровне необходимо утвердить новый порог, признания компании коммерческой организацией с иностранными инвестициями, который представлял бы собой долю в уставном капитале компании (30%), что будет способствовать привлечению крупных и средний ТНК.

 

Продолжение таблицы 3.1

   
  Недостаточно эффективное использование СЭЗ Необходимо осуществить более полное использование возможностей свободных экономических зон, которые открывают внутренние территории для иностранных инвесторов. Кроме того следует отработать комплексные подходы к созданию новых свободных экономических зон, установлению тесного информационного, технического и иного сотрудничества с технопарками Европы и других регионов мира с целью плотной интеграции в существующую систему обмена передовыми технологиями. В современных условиях необходима адаптация СЭЗ «Гомель-Ратон» к требованиям Всемирной торговой организации и формирование налогового режима СЭЗ, сопоставимого по конкурентоспособности с таковыми в России и Казахстане.  
Отсутствие рекламы Гомельской области на рынке инвестиционных ресурсов Разработать слоган и ролик на тему привлекательности Гомельской области для иностранных инвесторов
Инвестиционное сотрудничество Необходимо развивать инвестиционное сотрудничество не только республики в целом с другими странами, но и сотрудничество отдельных регионов Беларуси с другими регионами и странами.    
Несогласованность инвестиционных политик различных регионов Необходимо согласовывать основные положения инвестиционной политики региона с другими областными центрами республики и регионами России.
Отсутствие представительств иностранных компаний С помощью права законодательной инициативы разработать проект закона разрешающего иностранным компаниям открывать свои представительство без создания на территории республики предприятия.
Инвестиционные проекты Следует разработать специальную региональную программу, включающую перечни приори­тетных, высокоэффективных инвестиционных проектов. Инвестиционные ресурсы должны направляться в первую очередь в наукоемкие производства, информационные технологии и высокотехнологичные секторы экономики, сферу услуг, а также развитие сельского хозяйства и предпринимательства.

 

 

Окончание таблицы 3.1

   
Ожидаемые результаты – разработка предложений по совершенствованию системы взаимодействия между республиканскими, местными органами власти и бизнесом; – разработка маркетинговых мероприятий по продвижению региона в мировое экономическое пространство и позиционирование как страны-реципиента иностранных инвестиций; – улучшение позиционирования Гомельской области на международном рынке инвестиционных ресурсов – разработка предложений по совершенствованию системы экономического стимулирования инвестиционной деятельности субъектов региональной экономики как основных инициаторов инвестиционного процесса, включая возможности местных органов власти по регулированию налоговой, кредитной и других политик в пределах их компетенции, а также инициацию отдельных предложений на республиканский уровень; – разработка предложений по внесению изменений в Инвестиционный кодекс с целью устранения коллизий в области инвестиционного права, регулирования основных вопросов посредством закона, а не принятия дополнительных подзаконных нормативных актов; – разработка системы мониторинга за условиями для инвестиционной деятельности; – разработка законопроекта, который бы наделял местные органы власти большими полномочиями в сфере привлечения иностранных инвестиций; – разработка предложений по совершенствованию информационного обеспечения инвестиционных процессов в регионе; – появления в регионе капитала ТНК; – повышение позиции в инвестиционном рейтинге городов Беларуси – увеличение доли прямых иностранных инвестиций в общем объёме.

 

Стратегия привлечения иностранных инвестиций в Гомельскую область должна воплотиться в системе проектов и программ (научных, инновационных и производственных), базирующихся на результатах анализа перспектив развития мирового рынка и нацеленных на прорыв в среднесрочной перспективе в реальной возможности привлечение иностранных инвестиций.

В хоте разработке Стратегии привлечения иностранных инвестиций нами было выделено ряд проблем:

1. Стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций требует устранения замедляющих факторов: чрезмерное регулирование деловой активности, неадекватность режима конкуренции и присутствие довлеющего контроля со стороны государства;

2. Для иностранного инвестора первостепенное значение имеет гарантия неизменности условия инвестирования;

3. Ряд положений закреплённых в нормативно-правовых актах зачастую не выполняются;

4. Для стимулирования притока иностранных инвестиций следует выполнить ряд мероприятий в области информационного обеспечения иностранных инвесторов, реформирования законодательной базы и функционирования СЭЗ, маркетинговой деятельности, мониторинга и др.

Заключение

Завершая исследование привлечения иностранных инвестиций в экономику региона, необходимо сделать ряд выводов и предложений.

1. Инвестиционная политика региона – это целенаправленная деятельность органов местного самоуправ­ления по активизации и стимулированию инвестиционного процесса на территории данной административно-территориальной единицы, привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного соци­ально-экономического развития региона и, как следствие, повышения уровня жизни населения, образующего местное сообщество;

2. Целью региональной инвестиционной политики является подъём экономики, повышение её эффективности и обеспечение самофинансирования развития региона. К основным задачам инвестиционной политики региона можно отнести:

- создание инфраструктуры инвестиционного рынка;

- определение приоритетных направлений инвестирования;

- поддержка инвестиций органами самоуправления;

- создание условий для привлечения инвестиционных ресурсов в регион;

- формирование инвестиционной привлекательности региона и его инвестиционного имиджа.

3. В состав инвестиционной системы региона входят органы государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, финансовые институты рыночной экономики, ресурсы, законодательно-нормативное обеспечение. Гармоничное развитие всех рыночных инвестиционных институтов и обеспечение стабильной работы инвестиционной системы в целом является для них приоритетной задачей.

4. При помощи показателей инвестиционной привлекательности инвесторы могут выбирать наиболее привлекательные, с их точки зрения, регионы для инвестирования, а органы государственной власти улучшать инвестиционную привлекательность региона.

5. Гомельская область обладает большим потенциалом для иностранных инвесторов. Инфраструктура, экономический потенциал, научно-технический и кадровый потенциалы являются наиболее важными элементами инвестиционного потенциала Гомельской области. Особое значение имеет Свободная экономическая зона «Гомель-Ратон». Согласно инвестиционного рейтинга городов Беларуси Гомель занимает третье место.

6. Органом, осуществляющим разработку принципов и механизмов реализации государственной инвестиционной политики в области, является комитет экономики Гомельского областного исполнительного комитета. При комитете экономики функционирует отдел научно-инновационной деятельности и инвестиций комитета экономики Гомельского областного исполнительного комитета. Механизм привлечения иностранных инвестиций в региона также включает законодательную базу, проведение международных форумов и выставок-ярмарок, аукционов про продаже коммунальной собственности, функционирование специализированных Интернет-сайтов, СЭЗ «Гомель-Ратон».

7. Положительными моментами привлечения иностранных инвестиций в экономику Гомельской области является: увеличение доля прямых иностранных инвестиций в общем объёме, рост числа резидентов СЭЗ «Гомель-Ратон» за 2011 год в 2 раза, рост объёма иностранных инвестиций на душу населения почти в 2 раза, увеличение доли инвестиций поступивших из стран вне СНГ.

Отрицательными моментами является то, что основная доля иностранных инвестиций идёт в 6 городов области и преимущественно в отрасли перерабатывающей промышленности.

8. Стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций, требует устранения остающихся замедляющих факторов, таких как чрезмерное регулирование деловой активности, неадекватность режима конкуренции и присутствие довлеющего контроля со стороны государства. Оно требует также эффективных и целенаправленных консультаций, координации и реализации таким образом, чтобы недавние и будущие реформы могли достичь среднего уровня управления для снижения уровня бюрократии.

9. Оценка тенденций динамики международных прямых иностранных инвестиций в условиях мирового экономического кризиса показывает, что в ближайшие годы прогнозируется привлечение их в страны с благоприятными институциональными факторами, наиболее привлекательными ресурсами, ёмким рынком и активной политикой продвижения инвестиций. Следовательно, Республика Беларусь (в том числе и Гомельская область) столкнётся в ближайшие годы с очень жесткой конкуренцией за свободные международные инвестиционные ресурсы.

10. Необходимо разработать для Гомельской области Стратегию привлечения иностранных инвестиций. При разработке и реализации региональной инвестиционной стратегии следует опираться на накопленный научный и практический опыт управления инвестиционным процессом в региональном экономическом пространстве и учитывать особенности каждого региона.

Стратегия должна включать мероприятия в сфере информационного обеспечения иностранных инвесторов, реформирования законодательной базы и функционирования СЭЗ (приведение их к стандартам ЕЭП, а затем и к международным), маркетинговой деятельности (позиционирование Гомельской области на рынке инвестиционных ресурсов), мониторинга инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.