КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Преимущества и недостатки рыночной экономики
Именно недостатки рыночной экономики привели в XX в. к усилению экономических функций государства и переходу от чисто рыночной к смешанной экономике. Этот вид рыночной экономики при наличии различных форм собственности и преобладании ее частной формы характеризуются вмешательством государства в экономическую жизнь общества и ее субъектов. Особенно это вмешательство характерно для сферы перераспределения доходов. Оно может практически осуществляться через цены, налоги, денежное обращение, кредитную политику, таможенные пошлины, валютный курс, трансфертные платежи (возвратные платежи для малообеспеченных — пенсии, пособия и т.п.). Современная смешанная рыночная экономика каждой страны отличается своим национальным своеобразием, определяемым спецификой ее исторического развития. Вместе с тем по степени вмешательства государства в рыночную экономику выделяют несколько моделей рыночного хозяйствования. Американская модель смешанной рыночной экономики основана на принципах: наибольший экономий результат возникает при условии, если раскрывается потенциал каждого работника и оплата производится только по его личному вкладу; минимальная помощь слабым и неимущим; выживает сильнейший (США, Канада). Шведская модель: наибольшая возможность для развития экономики там, где существуют общественная гармония, равенство в доходах, бесконфликтность. Это социально ориентированный тип рыночной экономики (Швеция, Норвегия, Финляндия). Рейнская модель — промежуточная между описанными моделями, сочетает их. Для нее одинаково характерны как принцип прямой материальной заинтересованности в результатах труда, так и забота общества о малообеспеченных гражданах. Азиатская модель более всего тяготеет к «чистому» рынку (рынку свободной конкуренции), вмешательство государства в экономику минимально (Гонконг, Сингапур).
9. Конкуренция и монополия: содержание понятий, взаимовлияние, основные формы конкуренции и монополии Конкуренция (от лат. concurrentia - сталкиваться) - борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. Это важнейший элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночных отношений в производстве и сбыте продукции. Функции конкуренции: · эффективное распределение ограниченных ресурсов в соответствии с потребностями общества; · стимулирование эффективности производства. Стремление удержаться на рынке, максимизировать свою выгоду заставляет предпринимателей совершенствовать производство, улучшать качество продукции, снижать издержки производства; · распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства; · установление равновесной рыночной цены. Типы конкурентного поведения: - Добросовестная конкуренция - конкуренция, которая ведет к выигрышу потребителя и выражается в повышении качества продукции, снижении издержек производства. Потребитель получает более разнообразную продукцию лучшего качества по более низким ценам. - Недобросовестная, нечестная конкуренция - укрепление рыночного положения фирмы, связанное с использованием нерыночных методов конкурентной борьбы: — продажа по цене ниже себестоимости; - установление дискриминационных цен или коммерческих условий; - ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение потребителей о характере или качестве товара; - недобросовестное копирование товаров конкурентов, незаконное использование товарного знака; — нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров; — коммерческий шпионаж и т.п. Методы конкурентной борьбы: · Ценовая конкуренция: - борьба между производителями за сверхприбыль посредством уменьшения издержек производства и снижения за счет этого цен без изменения ассортимента и качества товаров; использование ценовой дискриминации: продажа одного и того же товара по разным ценам, когда ценовые различия не оправданы различиями в издержках производства. · Неценовая конкуренция: - повышение качества путем совершенствования технических характеристик товаров; - улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя; - производство товаров-заменителей; - улучшение обслуживания покупателя, послепродажный сервис; - использование массовой рекламы и т.п. Совершенная конкуренция: продавцы не могут влиять на рыночную ситуацию и должны приспосабливаться к ней. Невозможность воздействовать на цену заставляет конкурирующие фирмы для сохранения или улучшения своей позиции на рынке снижать издержки производства, повышать качество продукции, использовать другие неценовые методы конкурентной борьбы. Несовершенная конкуренция -тип рыночной структуры, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. Фирмы, функционирующие на рынке несовершенной конкуренции, обладают монопольной (рыночной) властью — возможностью, увеличивая или сокращая объемы продаж, воздействовать на цены товаров с целью повышения прибыли. Типы несовершенной конкуренции: 1. чистая монополия (один продавец противостоит множеству покупателей) Предпосылками возникновения чистой монополии являются: − производство уникальной продукции (отсутствия близких заменителей); − наличие низких издержек производства, связанных с эффектом масштаба; − исключительное право доступа к каким-либо природным ресурсам; − наличие государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак и т.п. 2. Олигополия (. несколько продавцов противостоят множеству покупателей). Особенность: любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. 3. Монополистическая конкуренция ( множество фирм выпускают однотипный, но дифференцированный продукт конкурируют между собой. Применяются неценовые методы конкуренции - товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров. 4. монопсония — рыночная ситуация, при которой множеству продавцов противостоит один покупатель, имеющий возможность воздействовать на цены; 5. монополия, использующая ценовую дискриминацию (изменение цены в зависимости от количества приобретаемого блага, дифференциация цен по группам потребителей, территориям, времени и т.п.); 6.двусторонняя монополия — рыночная ситуация, при которой монополист-продавец противостоит монополисту-покупателю; 7. дуополия — рыночная ситуация, при которой в отрасли функционируют лишь две монополии и др. В зависимости от причин и путей монополизации рынка различают несколько типов монополий. Монополия (от греч. моно — один, полео — продаю) — в широком смысле слова — господствующее, доминирующее положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности. Виды монополии: Искуственная- возникает в результате специальных организационных мер. В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия разоряются, уходят с рынка, сбыт продукции происходит с крупных предприятий, которые объединяются в результате жесткого, разрушительного характера конкуренции; Естественная - возникает там, где по мере увеличения объема производства происходит существенное снижение издержек производства и при этом товары, производимые естественной монополией, не могут быть заменены в потреблении другими товарами; Временная - возникает на основе монопольного обладания фирмой патентами, лицензиями на какое-либо научно-техническое достижение; Государственная- базирующаяся на исключительном праве государства; Случайная- результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, позволяющий продавцу повышать цены. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит сознательно поддерживается. Характерные черты основных моделей рынка несовершенной конкуренции
Экономический вред монополизации рынков заключается в том, что фирмы, доминирующие на рынке могут: − увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства; − «эксплуатировать потребителей», завышая цены против их равновесного уровня; − ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства. Монополизация рынков приводит к чистым потерям общества (выигрыш от монополизации рынков меньше потерь, которые несут потребители, приобретая товар по цене выше равновесной). Антимонопольная деятельность государства: · Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией: − поощрение создания товаров-заменителей; − поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предоставление государственных заказов); − привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; − финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов; − государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). · Административные меры, направленные на демонополизацию рынков: − запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен; − запрет на слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением; − принудительная демонополизация (дробление); − установление предельных цен, или предельного роста цен, или предельного уровня рентабельности.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |