КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы операционного анализа на предприятии
Классификация и управление затратами на предприятии Под затратами понимают размер ресурсов использованных в процессе хозяйственной деятельности. Используется понятие себестоимости. Себестоимость представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов. Управление затратами предприятия включает: · прогнозирование и планирование затрат на производство и реализацию продукции; · снижения затрат на производство продукции; · учет затрат и калькулирование себестоимости продукции; · анализ и контроль себестоимости. Классификация затрат производится по ряду признаков: · По первичным элементам - характеризует разделение себестоимости продукции на простые общепринятые элементы затрат: материальные затраты (полуфабрикаты, топливо, энергия); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие затраты (налоги и сборы, оплата услуг связи и т. д.). · По способу отнесения затрат на себестоимость продукции выделяют - прямые, которые можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции или объект затрат (сырье, основные материалы, оплата производственных рабочих и т.д.); - косвенные, которые нельзя непосредственно отнести на конкретный вид готовой продукции (вспомогательные изделия и комплектующие детали, косвенные затраты на оплату труда, арендная плата, амортизация и т.д.). · По функциональной роли в формировании себестоимости продукции различают - основные - непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления изделий; - накладные расходы- связанные с созданием необходимых условий для функционирования производства, с его организацией, управлением, обслуживанием. · По степени зависимости от изменения объема производства затраты делятся на: - пропорциональные – это затраты, сумма которых зависит непосредственно от изменения объема производства - непропорциональные - это затраты, абсолютная величина которых при изменении объема производства не изменяется или изменяется незначительно. А также на: - постоянные - меняются при изменении объемов производства (аренда, амортизация, расходы по налогу на имущество и др.). -переменные- виды расходов, величина которых изменяется пропорционально изменению объемов продукции. (затраты на сырье, материалы, энергию и т.д.). · По степени однородности затратрасходы делятся на: - элементные - их нельзя разложить на составные части – затраты на сырье, основные материалы и т.д. - комплексные - могут быть разложены на первичные элементы – расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общехозяйственные и т.д.). · В зависимости от времени возникновения и отнесения на себестоимость продукции: - текущие - возникают преимущественно в данном периоде и относятся на себестоимость продукции этого периода; - будущих периодов - производятся на данном отрезке времени, но относятся на себестоимость продукции последующих периодов в определенной доле - предстоящие - это еще не возникшие затраты, на которые резервируются средства - оплата отпусков, сезонные расходы и т.п.. Издержки — это совокупность различных видов затрат на производство Различают: и здержки производства - затраты материальных ресурсов и денежных средств, которые несет производитель на производство продукции. Издержки обращения – это затраты, связанные с организацией реализации товара. Делятся на чистые и дополнительные. Чистые издержкиобращения – это расходы, обусловленные исключительно самим процессом купли-продажи (реклама, заработная плата продавцам и т.п.). Дополнительные издержки обращения - затраты, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, хранение, расфасовка, упаковка и др.). Они увеличивают стоимость товара.
Три основных варианта классификации издержек: 1) для определения себестоимости изготовленной продукции и полученной прибыли; 2) для принятия управленческого решения и планирования; 3) для осуществления регулирования затрат В целях определения себестоимости продукции и полученной прибыли издержки группируются по статьям и элементам, при этом различают затраты входящие и истекшие, затраты на продукт и на период. Входящие затраты – это ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и в будущем принесут доход, в балансе указываются как активы. Если эти ресурсы были израсходованы для получения доходов и не принесут доход, то они переходят к истекшим и отражаются на счете прибылей и убытков текущего периода. Затраты на продукт. Величина затрат на продукт сравнивается с выручкой от реализации. Остальные затраты (коммерческие, административно-управленческие) относятся к непроизводственным и объединяются в одну группу расходов на период.
Для принятия решения целесообразно их разграничивать и изучать по следующим направлениям: · принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках; · безвозвратные затраты или затраты истекшего периода; · вмененные затраты в результате принятого альтернативного решения; · инкрементные и маржинальные затраты. 1. принимаемые и не принимаемые в расчет необходимы при выработке определенного решения. В определенной хозяйственной ситуации не все затраты должны приниматься во внимание при выработке решения 2. к безвозвратным затратам относятся расходы на приобретенные материалы и другие ресурсы, потребность в которых отпала. 3. вмененные затраты используют, когда выбор какого-то альтернативного курса действий требует отказа от другого. 4. инкрементные затраты появляются в результате принятого решения о дополнительном изготовлении или продаже какой-либо продукции. Дополнительные затраты и доходы, рассматриваемые в расчете на единицу продукции, принято называть маржинальными расходами. Классификация затрат на регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые - по каждому центру ответственности составляется смета затрат, за эффективность расходования которых руководитель центра несет ответственность.. Нерегулируемые - затраты, включаемые в смету центра ответственности и не зависящие от его деятельности. Одним из самых доступных методов управления предпринимательской деятельностью является операционный анализ, осуществляемый по схеме: «издержки – объем продаж – прибыль». Данный метод позволяет выявить зависимость финансового результата производственно-торговой деятельности от изменения цены, издержек, объема производства, сбыта продукции товаров, работ и услуг (далее – продукции). С помощью операционного анализа можно решить широкий спектр управленческих задач: 1) оценить прибыльность производственно-торговой деятельности; 2) прогнозировать рентабельность работы предприятия на основе показателя «запас финансовой прочности»; 3) оценить предпринимательский риск, связанный с деятельностью предприятия; 4) выбрать оптимальные пути выхода из кризисного состояния; 5) оценить результаты начального периода функционирования нового предприятия или прибыльность инвестиций, осуществляемых для расширения основного капитала; 6) разработать наиболее выгодную для предприятия ассортиментную политику в сфере производства и реализации продукции. Эффект операционного рычага выражается в том, что любое изменение выручки от реализации продукции приводит к еще более интенсивному изменению финансового результата (прибыли или убытка). Действие эффекта операционного рычага связано с неодинаковым влиянием переменных и постоянных издержек на финансовый результат при изменении объема производства продукции (продаж). Основными элементами операционного анализа выступают пороговые показатели деятельности предприятия: критический объем производства (реализации продукции), порог рентабельности (или точка безубыточности), запас финансовой прочности. Практически, они все связаны с понятием маржинального дохода (валовой маржи)- МД, который характеризует результат от реализации продукции после возмещения переменных издержек. Порог рентабельности (точка безубыточности) представляет собой сумму выручки, необходимую предприятию для покрытия полных затрат. При этом предприятие не получает ни прибыли, ни убытков, следовательно выполняется условие: П=МД-ПостИ=0, МД=ПостИ Рассчитать критический объем производства для данной суммы выручки можно исходя из формулы: wQТ=ПостИ+ПерИ’Q, где w – цена единицы продукции; QТ – критический объем производства (в ед.); ПерИ’ – переменные издержки на единицу продукции; ПостИ – постоянные издержки. Критическая сумма выручки может быть найдена, исходя из формул: В=wQ, ; ; где КМД – коэффициент маржинального дохода. Запас финансовой прочности представляет собой разность между фактическим уровнем продаж и критическим объемом производства. Он определяется либо в денежном выражении как: ЗФП=В-ВТ либо в процентном соотношении к данному объему продаж: Запас финансовой прочности свидетельствует о том, на сколько процентов предприятие может выдержать снижение выручки от реализации продукции без серьезной угрозы для своего финансового положения, то есть сохранит свою финансовую устойчивость и платежеспособность на прежнем уровне. Рекомендуемое минимальное значение запаса финансовой прочности должно составлять не ниже 10%. Соотношение постоянных и переменных издержек предприятия, которое позволяет использовать механизм операционного рычага с различной интенсивностью воздействия на прибыль предприятия, выражают коэффициентом данного рычага. Его рассчитывают по формуле: где КОР – коэффициент операционного рычага; ПостИ – постоянные издержки; ОИ – общие (валовые) издержки. Чем выше значение этого коэффициента, тем в большей степени предприятие способно ускорить темпы прироста прибыли (убытков) по отношению к темпам прироста (падения) объема продаж. Другими словами, при идентичных темпах прироста (снижения) объема производства продукции предприятие, которое имеет более весомый коэффициент операционного рычага (при прочих равных условиях) всегда будет в большей степени увеличивать сумму прибыли (убытков) по сравнению с предприятием с более низким значением данного коэффициента. Наиболее положительное воздействие операционного рычага достигается в поле, максимально приближенном к точке безубыточности (после ее преодоления). По мере дальнейшего роста объема производства продукции (продаж) и удаления от точки безубыточности (росте предела безопасности), эффект операционного рычага начинает снижаться. Это означает, что каждый последующий процент прироста объема производства будет приводить к все меньшему приросту массы прибыли. Однако темпы прироста прибыли всегда будут выше, чем темпы прироста объема производства (продаж). В случае снижения выручки от реализации (за счет уменьшения объема производства), сила воздействия операционного рычага характеризует возможную потерю прибыли (или увеличение убытка). В особо трудное положение попадает то предприятие, у которого в условиях спада производства убытки превышают маржинальный доход, то есть показатель операционного рычага по модулю ниже единицы. Увеличение выручки от реализации на таком предприятии влечет за собой снижение убытков в меньшей степени, чем рост объема производства, вызвавший его. Напротив, предприятие, имеющее убытки ниже маржинального дохода, быстрее выйдет из кризисного состояния, поскольку аналогичный рост объема продаж вызовет более интенсивное снижение убытков. Операционный анализ показывает также чувствительность, то есть возможную реакцию финансового результата на изменение внешних и внутренних факторов производства и сбыта продукции, в частности, ответ на вопрос, насколько можно изменить объем продаж без потери прибыли.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |