Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные и биологические составляющие нормального и аномального развития человека




In.

Вопрос 15. Суицидальное поведение, связанное с кризисными ситуациями в жизни и личными трагедиями, называется:

а) психогенным

б) эгоистическим

в) альтруистическим

г) дистимическим

д) анемическим

Вопрос 16. К эстетической категории суицидального поведения относится:

а) место суицида

б) время суицида

в) способ суицида

г) длительность суицида

д) значимость суицида

Вопрос 17. Аддиктивные парасуицидальные попытки совершаются с целью:

а) привлечения внимания к собственной персоне

б) вывести себя из состояния безэмоциональности и скуки

в) безболезненно уйти из жизни

г) уйти из жизни при тайных обстоятельствах

д) уйти из жизни ради блага человечества

Вопрос 18. Лица с истерическими расстройствами личности чаще выбирают:

а) групповые способы суицидального поведения

б) недемонстративные способы суицидального поведения

в) недемонстративные способы парасуицидального поведения

г) демонстративные способы суицидального поведения

д) демонстративные способы парасуицидального поведения

Вопрос 19. Стремление применения опьяняющих веществ с- целью смягчения или устранения явлений эмоционального дискомфорта называется:

а) гедонистической мотивацией

б) атарактической мотивацией

в) псевдокультурной мотивацией

г) субмиссивной мотивацией

д) мотивацией с гиперактивацией поведения

Вопрос 20. При атарактической мотивации при применении опьяняющих веществ происходит:

а) выравнивание настроения

б) повышение настроения

-413-

в) понижение настроения

г) инверсия настроения

д) появление патологического аффекта

Вопрос 21. К наркотическим веществам, обладающим эйфоризирую-щим эффектом и способствующим быстрому и резкому повышению настроения, появлению смешливости, благодушия, радости, относятся все нижеперечисленные за исключением:

а) ЛСД

б) опия

в) морфина

г) транквилизаторов

д) марихуаны

Вопрос 22. Изменения психической деятельности, сопровождающиеся галлюциногенным эффектом и иными выраженными психопатологическими расстройствами, наблюдаются при использовании всех нижеперечисленных наркотических веществ за исключением:

а) ЛСД

б) кодеина

в) марихуаны

г) транквилизаторов

д) кокаина

Вопрос 23. Неспособность человека отказаться от предлагаемого окружающими приема алкоголя или наркотических веществ отражает:

а) гедонистическую мотивацию

б) атарактическую мотивацию

в) псевдокультурную мотивацию

г) субмиссивную мотивацию

д) мотивацию с гиперактивацией поведения

Вопрос 24. Понятие партнерской сексуальной нормы включает все нижеследующие критерии за исключением:

а) количества одновременно взаимодействующих партнеров

б) зрелости партнеров

в) стремления к достижению обоюдного согласия

г) гетеросексуальной направленности влечения

д) отсутствия ущерба собственному здоровью

Вопрос 25. Сексуальное влечение взрослого человека к подросткам называется:

а) педофилией

б) эфебофилией

в) ювенилофилией

г) геронтофилией

д) промискуитетом

-414-

Вопрос 26. Вуайеризм — это:

а) сексуальное влечение к кровным родственникам

б) сексуальное влечение и удовлетворение от обнажения собственных половых органов в обществе

в) сексуальное влечение и удовлетворение от подглядывания за обнажением других

г) сексуальное влечение к животным

д) сексуальное влечение и удовлетворение от контакта с лицами иной расы

Вопрос 27. Инверсия половой (сексуальной) идентификации происходит при:

а) гомосексуализме

б) транссексуализме

в) фетишизме

г) эксгибиционизме

д) вуайеризме

Вопрос 28. Увлеченность азартными играми называется:

а) трудоголизмом

б) фетишизмом

в) картингом

г) серфингом

д) гемблингом

Вопрос 29. «Параной здоровья» — это:

а) сверхценное увлечение сыроедением

б) сверхценное увлечение голоданием

в) сверхценное увлечение оздоровительными процедурами

г) сверхценное увлечение спортом

д) все ответы верны

Вопрос 30. Человек с повышенным чувством справедливости, желающий добиться правды даже в мелочах, однако не соизмеряющий реально негативные факты и способ борьбы с ними называется:

а) параноиком

б) кверулянтом

в) дипсоманом

г) ипохрндриком

д) псевдологом

-415-

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Ю.М.Антонян, С.В.Бородин. Преступность и психические аномалии. М, 1987, 208 с.

Ю.М. Антонян, В.В.Гульдан. Криминальная патопсихология. М., 1991, 248 с.

Л.М.Балабанова. Судебная патопсихология. М., 1998, 432 с.

Б. С.Братусь. Аномалии личности. М., 1988, 301 с.

Б.С.Братусь, П.И.Сидоров. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М., 1984, 144 с.

В.А.Гурьева, В.Я.Семке, В.Я.Гиндикин. Психопатология подросткового возраст. Томск., 1994, 310 с.

К.Имелинский. Сексология и сексопатология. М., 1986,424 с.

М.В.Коркина, М.А.Цивилько, В.В.Марилов. Нервная анорексия. М., 1986, 176 с.

Ц.П.Короленко, Т.А.Донских. Семь путей к катастрофе. Новосибирск, 1990,224 с.

Лабиринты одиночества. М.г 1989, 624 с.

К.Леонгард. Акцентуированные личности. Киев, 1981, 392 с.

А.Е.Личко. Подростковая психиатрия. М., 1985,416 с.

А.Е.Личко, В.С.Битенский. Подростковая нарколргия. Л., 1991, 304с.

М.М.Мальцева, В.П.Котов. Опасные действия психически больных. М, 1995, 256 с.

В.А.Петровский. Психология неадаптивной активности. М., 1992, 224 с.

К.К.Платонов. Структура и развитие личности. М., 1986,256 с.

Л. Пожар. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. М.-Воронеж, 1996,128 с.

А.А. Ткаченко. Аномальное сексуальное поведение. М., 1997, 426 с.

Л.З. Трегубов, Ю.Р. Вагин. Эстетика самоубийства. Пермь, 1993, 268 с.

Э.Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. М, 1994, 447 с.

-416-

Глава 9
СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Клиническая психология тесно связана с другими разделами психологической науки и практики. Она не может существовать без основ общей психологии при оценке нормативов функционирования познавательных процессах, адекватности и гармоничности индивидуально-психологических особенностей личности, без психологии общения, значимой для установления эффективного взаимодействия между врачом и пациентом, а также игнорируя возрастные параметры становления психической деятельности и влияния семейных отношений на этиопатогенез невротических и психосоматических заболеваний, из профилактику, реабилитацию и терапию.

К специальным разделам клинической психологии относят возрастную клиническую психологию и семейную клиническую психологию.

Возрастная клиническая психология*

Трюизм: «Человек является биосоциальным существом» нередко заслоняет оценку раздельного вклада биологических и социальных факторов в становление различных психических феноменов, в развитии человека, в целом. Традиционная для практической медицины рекомендация «не вмешиваться в процесс созревания психики и формирования оптимального уровня здоровья», неспособность четко отграничить норму от патологии в детском и подростковом возрасте и уклониться от активного лечения («израстется») отражает существование актуальной научной проблемы, далекой от разрешения. Сферой интереса возрастной клинической психологии являются психические процессы и состояния, анализ протекания возрастных кризов, психосоматические взаимовлияния на различных эта-

-417-

пах развития человека — от периода новорожденности до глубокой старости.

Для формирования индивидуально-психологических качеств человека значимым оказывается как биологическая, так и социальная составляющие развития. Без соответствующего «материального обеспечения», т.е. наличия высокоразвитой нервной системы человеческого мозга, любые попытки, имевшие место в науке, путем соответствующего воспитания и обучения антропоидов добиться очеловечивания оказались безуспешными. Об этом же свидетельствуют и многочисленные клинические примеры, когда наличие врожденного или приобретенного дефекта в структурах мозга является причиной недоразвития или остановки и регресса в развитии психики ребенка и взрослого человека, а также появление личностных аномалий.

То же касается второго из этих слагаемых — «социального». Выпадение даже самого хорошего «материала» — интактного человеческого мозга — из социума в самом начале его развития (пример, когда маленькие дети отрываются от человеческого сообщества и оказываются среди животных) приводит к полному подавлению развития («очеловечивания») ребенка. Однако, конкретный ребенок находится не в социуме вообще, а взаимодействует с конкретными людьми, имеющими свой индивидуальный характер, определенную культуру, интеллект и т.д., что нередко называют «социальной микросредой». Даже такое обозначение социальной среды для реальной оценки оказывается явно недостаточным, так как в данном случае игнорируется сам ребенок, считается, что он остается неизменным. В процессе развития ребенка к началу каждого возрастного периода между ребенком и окружающей его микросредой складываются исключительные и неповторимые отношения. Эти отношения и есть суть социальной ситуации развития ребенка. Поэтому при анализе процесса необходимо учитывать, что для каждого периода развития ребенка является характерным и новый тип отношений между ним и окружающей его социальной средой. Становление психики ребенка, его развитие возможны при адекватном вовлечении в мир социальных взаимоотношений и обучении запасам знаний, накопленных предыдущими поколениями. Обучение, по мнению Л.С. Выготского, всегда должно идти впереди развития, создавая у ребенка «ближайшую зону развития». «Ближайшая зона развития» — это разница между тем, что ребенок может делать сам и что — с помощью взрослых.

-418-

Развитие и обучение неверно рассматривать как изолированные процессы: они едины. Обучение, следуя впереди, должно учитывать закономерности психического развития ребенка и его возможности. Поэтому для врача и клинического психолога-практика крайне важным является понимание закономерностей развития психики ребенка, т.к. оно не является простым количественным переходом от одного возраста к другому, а всегда представляет собой определённые качественные скачки. При этом нужно анализировать, по крайней мере, два параметра: изменение места, которое он занимает в системе человеческих отношений, и изменение деятельности в данных конкретных жизненных условиях.

Для диагностики психического развития ребенка особенно важна оценка ведущей деятельности, которая характеризуется: формированием внутри нее новых видов деятельности, характерных для следующего возрастного периода; созреванием или перестройкой частных процессов (например, воображения — в абстрактное мышление и т.д.); основными психологическими изменениями личности. Однако ведущий тип деятельности и та социальная среда, в которой растет и развивается ребенок, очень быстро начинают вступать в противоречия с новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения. Именно эти противоречия являются движущими силами развития психики. Поэтому критериями развития психики являются новообразования, которые представляют собой те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь. Сами новообразования, в свою очередь, сказываются важными проявлениями развития, когда стабильный период прерывается скачкообразными изменениями в психике ребенка в виде возрастных кризисов. Возрастные психологические кризисы — особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Для них также характерны:

1) размытость границ начала и конца;

2) резкое обострение в середине возрастного периода;

3) относительная трудновоспитуемость детей по сравнению с периодом стабильного развития;

4) негативный, разрушительный характер («пустыня отрочества», по Л.Н. Толстому).

-419-

Чем неполноценнее первичный материал и чем хуже учитывает социум индивидуальные особенности развития ребенка, чем больше выражены возрастные кризисы, тем хуже они могут отразиться на будущей личности. Поэтому для врача и клинического психолога важно знание периодов и основных закономерностей развития психики в каждый из них. В настоящее время большинством психологов принята следующая возрастная периодизация:

• период новорожденности — до 1 месяца;

• период младенчества — 1-12 месяцев;

• период раннего детства — 1 -4 года;

• дошкольный период — 4-7 лет;

• младший школьный — 7-12 лет;

• подростковый период — 12-16 лет;

• ранняя юность — 16-19 лет;

• поздняя юность — 19-21 год.

• молодость (ранняя зрелость) — 21-35 лет;

• зрелость — 35-60 лет;

• первая старость (пожилой возраст)- 60-75 лет;

• старость (преклонный возраст) — 75-90 лет;

• долгожительство — старше 90 лет.

Каждый из возрастных периодов имеет свои специфические параметры нормы и аномалий, в каждом из них возможна ретардация или ускорение развития, появление черт, свойственных иным возрастным периодам, а также типичные характерологические реакции и психосоматические взаимовлияния.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.