Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эксперимент с каменным лицом




Методы исследования восприятия матери в раннем возрасте

Практически до полутора лет дети идентифицируют себя с мамой. Они очень тонко чувствуют все ее эмоции и внутреннее состояние. Поэтому, зачастую, если маме плохо — малыш тоже мучается. И с течением времени ребенок начинает воспринимать маму не просто как своеобразный способ получения пищи или своеобразной стабильности и защиты. Чем старше становится малыш, тем больше он привязывается к маме, считая себя частью ее, т. к. собственное «Я» пока еще не выработалось.

Для ребенка раннего возраста возможно применить такие виды исследования, как наблюдение и эксперимент. Это самые оптимальные методы изучения восприятия ребенка.

Наблюдение может проводить непосредственно мать на протяжении всего времени проводимого со своим малышом. Однако наблюдение, таким образом принимает субъективный характер и результаты данного исследования подвергаются сомнению. Наблюдение специалистом психологом может основываться на дневниках наблюдения матери или психолог наблюдает за поведением ребенка непосредственно контактируя с ним. Наблюдение является одним из самых подходящих и комфортных для ребенка и матери методов исследования.

Еще одним подходящим для раннего возраста методом является эксперимент. В эксперименте психолог создает условия для исследования и проверки восприятия матери. Эксперимент может быть проведен с одним ребенком с матерью наедине или составлять несколько таких групп. В ходе эксперимента должны соблюдаться особые условия и сценарий в ходе которого психолог проверяет те или иные качества, реакции, поведение ребенка.

Эксперимент это более объективный метод исследования восприятия матери ребенком раннего возраста, его результаты могут быть намного более точными. Но только при условии того, что ребенок согласиться выполнять все условия данного эксперимента. Для этого необходимо составлять эксперимент таким образом, чтобы ребенок был заинтересован в его прохождении, одним из вариантов возможно создание эксперимента в игровой форме или с предметами, рисунками, которые помогут в ходе эксперимента показать истинное отношение и восприятие матери ребенком.

Для примера рассмотрим один из экспериментов восприятия матери. В лаборатории психолога собралось несколько мам со своими детьми. Сначала родителей попросили поиграть со своими детьми так, как они обычно это делают. В разных парах (родитель + ребенок) игра протекала по-разному: у одних спокойно, у других – более активно. Когда малышам требовалось отдохнуть от активных действий, они ненадолго отворачивались или закрывали глаза.

В этот момент психолог просил маму прекратить общение с ребенком. Инструкция была такой: продолжать смотреть на малыша, но придать своему лицу застывшее, «каменное» выражение. У ребенка это вызывало удивление, и он пытался повлиять на родителя улыбкой и двигательной активностью. Однако родитель во время этих попыток продолжал сохранять каменное выражение лица. Через несколько минут поведение малышей стало меняться. Они отворачивались в сторону, начинали сосать палец, и на их лицах застыла обида и непонимание. Изредка ребенок после безуспешных попыток восстановить контакт начинал заниматься игрушками отстраняясь, перевод заинтересованность на другой объект. Некоторые дети реагировали на равнодушие родителя хныканьем, переходящим в горький непрерывный плач. Ведь мама, хоть и оставалась рядом, против всех ожиданий ребенка, становилась эмоционально недоступной. В конце эксперимента родитель возобновлял обычную игру с ребенком, пока к тому не возвращалось хорошее настроение.

О чем говорит этот эксперимент?

Ребенок настроен на взаимодействие, ему обязательно нужна реакция взрослого на его, казалось бы, бессмысленные улыбки и агуканья. А посему смысл этих улыбок – в социальном контакте! Если мама находится в подавленном состоянии, и с ее лица не сходит «каменное», безучастное выражение («депрессивная маска»), малыш неизбежно почувствует, что его призывы остаются без ответа. Между прочим, установлено, что дети, матери которых страдали послеродовой депрессией, более склонны впоследствии к агрессивному и асоциальному поведению.

 

 

Заключение

Наблюдая за ребенком можно узнать его потребности в данный момент, благодаря психологии и определенным методам исследования мы можем узнать, что чувствует этот маленький человечек. На основе его поведения в раннем детстве мы можем прогнозировать дальнейшее развитие ребенка, ведь все психические процессы у человека закладываются как раз в младенчестве и раннем возрасте. Особо важную роль в формировании психики ребенка играет отношение ребенка с матерью, то как он ее воспринимает, как она относится к своему чаду.

Для того чтобы узнать, как ребенок воспринимает мать в психологии сознан ряд мероприятий для исследования детей их поведенческих и психических процессов. Эти методы помогают специалистам не только узнать, состояние ребенка в данный момент, но и на основе результатов исследования прогнозировать дальнейшее развитие событий. В некоторых случаях такие действия помогают предотвратить психические отклонения или создать ряд терапевтических мероприятий на исправление (устранение) уже сложившихся.

 

Список литературы

 

1. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н.. Возрастная психология. 2002

2. Боулби Дж. Привязанность. – М., 2003.

3. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.,2006.

4. История возрастной психологии: детская психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 304 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 95; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.