КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Логопедия и логопсихология
Лекция 6. 1. Предмет, задачи и методы логопедии 2. Виды речи и основные причины ее нарушения 3. Развитие речевой деятельности в онтогенезе 4. Современные классификации речевых нарушений 5. Предмет, задачи и методы логопсихологии 6. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи в ПМПК 7. Психокоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения
Основные понятия: логопедия, логопсихология, логопаты, алалия, дисфония (афония), брадилалия, тахилалия, заикание, дисалалия, риноалалия, дизартрия, алалия, афазия, дислексия, дисграфия.
Литература: 1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. - М., 1981. 2. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.И. и др. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М., 1991. 3. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. - М., 1998. 4. Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. - Киев, 1984. 5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1997. 6. Ковалев В.В. Проблема факторов риска в возникновении нарушений психического здоровья в детском возрасте и ее значение для профилактики // Психогигиена детей и подростков. - М., 1985. 7. Логопедия: Учебное пособие / Под ред. М.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 1998. 8. Львов М.Р. Тенденция развития речи учащихся. - М, 1987. 9. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1995. 10. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2002. 11. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1969. 12. Селиверстов В.И. Заикание у детей. - М., 1994. 13. Халилова Л.Б., Шаховская С.Н. Речевые и сенсорные системы. Теоретический курс авторизованного изложения / Под ред. В.И. Селиверстова. - М., 1995. 14. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. - М., 1997. 1. Предмет, задачи и методы логопедии Логопедия - наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Предметом логопедии являются нарушения речи, а также обучение и воспитание лиц с расстройствами речевой функции. Логопедия изучает людей, страдающих нарушениями речи, - логопатов. Она рассматривает расстройства речи с позиции предупреждения и преодоления средствами специального организованного обучения и воспитания, таким образом, ее относят к специальной педагогике. По возрасту логопатов выделяют дошкольную, школьную и логопедию подростков и взрослых. Задачами логопедии являются: 1) изучение онтогенеза речевой функции при различных нарушениях; 2) определение распространенности, симптоматики и степени проявления нарушений речи; 3) выявление динамики спонтанного направленного развития детей с нарушениями речевой функции, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, психическое развитие, на ощущение различных видов функций, поведения; 4) нарушение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии; 5) выявление этиологии, механизмов, структуры, симптоматики речевых расстройств; 6) разработка методов первичной диагностики речевых расстройств; 7) систематизация речевых расстройств; 8) разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых расстройств; 9) разработка вопросов организации логопедической помощи. Теоретический аспект логопедии - изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект - профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно взаимосвязаны. Выделяют следующие связи логопедии с другими науками: межсистемные (с медико-биологическими и лингвистическими науками) и внутрисистемные (с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики, методами обучения родному языку и математике, с логопедической ритмикой, с общей и специальной психологией). К методам логопедического исследования относят: § организационные: сравнительный, лонгитюдный, комплексный; § эмпирические: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, анкеты, беседа, интервью), праксиметрические приемы анализа функций, биографические; § количественный и качественный анализ полученных данных. Применяется машинная обработка данных с использованием ЭВМ; § интерпретационные - способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями; § логопедическое воздействие - это педагогический процесс, в котором реализуются задачи коррекционного обучения и воспитания. Основными формами логопедического воздействия являются обучение, воспитание, перевоспитание. В ходе логопедического воздействия осуществляется коррекция и компенсация. Восстановительное обучение осуществляется при локальных нарушениях коры головного мозга и направлено на восстановление нарушенных речевых и неречевых функций. Восстановление речи осуществляется при логопедическом воздействии на людей с афазией. Метод обучения в педагогике - это способ совместной активности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, умений, навыков, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств. В логопедической работе используются словесный, наглядный и практический методы обучения. Их выбор и использование определяются' характером речевых нарушений, содержанием, целями и задачами коррекционно-педагогического воздействия и индивидуально-психологическими особенностями логопатов.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 2263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |