КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государство и общественные технологии принятия решений
Исследование экономической роли государства и рыночного механизма хозяйствования, безусловно, являются двумя важнейшими направлениями в развитии экономической теории. Но ясно и другое: государство и рынок существуют рядом в единой системе принятия решений, обеспечивающей функционирование всего народного хозяйства. Важной является не только качественная сторона решений, но и то, каким образом они приняты. Если для отдельного человека принятие решения - внутриличностный процесс, то для общества необходимой становится специальная технология коллективных решений. Общепризнано, что существует необходимость принятия решений, по крайней мере, по четырем направлениям: что? в каких количествах? как? и для кого производить? Поэтому система принятия решений - это существенная составляющая любой формы хозяйствования. В процесс принятия решений вовлечен огромный круг людей, все хозяйствующие субъекты, причем их деятельность носит совместный характер, то есть представляет собой кооперацию. Но как организована или как должна быть организована такая кооперация? Разные научные школы дают разные ответы на поставленный вопрос. Чуть ли не доминирующим в настоящее время можно считать, либеральное течение социальной и экономической мысли Оно связано с именами основоположников классической буржуазной политической экономии Адама Смита и Давида Рикардо; неоклассиков, среди которых следует отметить Альфреда Маршалла, современных либералов, например, лидера монетаристской школы Милтона Фридмена. Для этого течения характерна высокая оценка свободного предпринимательства, ничем не ограниченной конкуренции, рыночной экономики. И дело, по их мнению, не только том, что человек пользуется экономической свободой, которая сама по себе уже огромное благо, но также в достаточно эффективном функционировании рынка. Наиболее острая и последовательная критика буржуазного либерализма была дана марксизмом. Идеологи марксизма стремились показать что за формальным буржуазным равенством скрывается эксплуатация, а за свободой предпринимательства - анархия производства. В рамках теории построения социализма были разработаны концепции директивного планирования и централизованного управления, которые в свою очередь подверглись резкой критике в постсоветский период в связи с реформированием так называемой административно-командной системы. Срединное положение занимают теоретические построения, предполагающие активное вмешательство государства в рыночную экономику Среди работ, посвященных государственному регулированию, наибольшую известность получили труды Дж. М. Кейнса и его последователей Достигнутый уровень развития экономической науки позволяет провести классификацию систем принятия решений. Для этого необходимо выяснить, что в них общего и чем они различаются между собой, то есть найти классификационные признаки. Во-первых, обращает на себя внимание тот факт, что принятие решений в экономике всегда происходит в виде разработки и реализации планов тех или иных экономических процессов В этом особенность человека. Прежде чем приступить к осуществлению высших форм деятельности, он должен иметь ожидаемый результат в своей голове. Таким образом, планирование - это общая фундаментальная черта всех систем принятия решений. Но само планирование может происходить по-разному. Возможна ситуация, когда единый план разрабатывается сразу для всех. В этом случае проблема заключается в том, чтобы хозяйствующие субъекты приняли разработанный план как свой собственный. Возможен и другой вариант: каждый разрабатывает свой отдельный план. Роль единого плана теперь играет сумма частичных планов, но тогда возникает проблема координации. Итак, первый классификационный признак связан с алгоритмом планирования. Второй классификационный признак отражает особенности структуры систем принятия решений. Различают иерархические и одноуровневые системы. Во-первых положение хозяйствующих субъектов неодинаково. Некоторые из них имеют исключительные возможности воздействия. В силу этого формируются управляющая и управляемая подсистемы и развертывается процесс управления. Для таких систем характерны вертикальные связи. Во втором случае такого деления нет. Здесь каждый является и субъектом и объектом воздействий. Поэтому формируются сложные горизонтальные связи, так называемые сети Для обозначения процесса, протекающего в экономических одноуровневых системах, обычно используют термин «саморегулирование», поскольку наблюдается типичная именно для регулирования привязка значений экономических переменных (например, цен) к определенной величине, характеризующейся достижением экономического равновесия. Принимаемые решения в таких системах противостоят друг другу как конкурирующие версии. Если для иерархических структур характерно наличие проблем общих для любого вида управления, в частности, таких, как выработка целей, обеспечение средств стимулирования и контроля, то для одноуровневых таковыми являются организация свободной конкуренции и антимонопольная политика. Третий классификационный признак связан с прямыми и косвенными методами воздействия в ходе принятия решении. Прямые предполагают непосредственное воздействие по отношению к совершенно определенному адресату. Косвенные отличаются тем, что воздействие осуществляется опосредованно, через экономическую среду (изменение цен, нормы процента, налоговых ставок и т. д.). В теории и на практике возможно самое разное сочетание классификационных признаков, но экономическая наука сосредоточила свое внимание прежде всего на двух системах принятия решений, которые по всем группам признаков являются антиподами. Это иерархическая с прямыми методами воздействия система единого плана и одноуровневая система частичного планирования с использованием косвенных методов воздействия. В литературе они, как правило, противопоставляются в качестве систем директивного планирования и свободной рыночной конкуренции, плана и рынка. Сочетание характеристик каждой из них достаточно для успешного функционирования. Действительно, выполнение единого плана обеспечивается способностью управляющей подсистемы превратить его в директиву. В случае частичного планирования вступает в действие эффективный механизм координации посредством конкурентной борьбы, причем наличие чрезвычайно развитой системы обмена - рынка создает прекрасную возможность для реализации косвенных методов воздействия. Представление о рынке как о саморегулирующейся системе позволило неоклассической школе создать законченную концепцию рыночного равновесия, достижение которого означает не только формирование равновесных цен, но и определение равновесных уровней производства продуктов и набора эффективных технологий. Если Адам Смит пользовался метафорой и писал о существовании «невидимой руки», то после трудов неоклассиков эта метафора оказалась расшифрованной благодаря описанию механизма принятия решений в рыночной экономике. Системы директивного централизованного управления также оказались хорошо изученными, прежде всего наукой управления (менеджментом). Их сильные стороны хорошо известны. Высокая степень централизации функций управления позволяет значительно упростить процедуру принятия решений, которая осуществляется в явном виде, быстро и достаточно дешево. Кроме того, происходит профессионализация управленческой деятельности и труд менеджера становится особым видом в координатах общественного разделения труда. К началу XX века две указанные системы принятия решений заняли прочное место в экономике и технологии хозяйствования. Хотя они и являлись антиподами, противоречия не возникало, поскольку система директивного планирования, обеспечившая производству небывалую дисциплину труда, существовала на микроуровне, т.е. на уровне отдельных фирм и предприятий, а либеральная система конкурентных решений - на макроуровне. Однако в первой трети XX века ситуация резко обострилась Стало очевидным, что функционирование системы свободного предпринимательства скрывало в себе ряд особенностей, которые со временем заявили о себе в качестве серьезнейших недостатков. Среди них - непреходящий циклический характер деловой активности, смена радужных прогнозов депрессией. Это, не говоря уже о панике, которая, как показал опыт, может охватывать такого рода системы принятия решений и вызывать чудовищные последствия. Далее, после работ Кейнса стало понятным, что принимаемые субъектами рыночной экономики решения не обеспечивают полной занятости, а существование хронической безработицы ставит под сомнение автоматическое достижение социального компромисса. Кроме того, обнаружился круг проблем, которые в традиционной системе сугубо эгоистических интересов не могут быть решены в принципе Это охрана природы, развитие фундаментальной науки, образование, оборона, устранение разрушающих побочных эффектов и т.п. Назрела необходимость перемен, которые привели к возрастанию экономической роли государства И если даже предположить, что на первых порах эта роль исчерпывалась обычными функциями продавца и покупателя, то и тогда сам факт существования субъекта хозяйствования, руководствующегося в своих решениях коллективными и общественными интересами, уже превращал рыночную экономику в социально ориентированную. На практике, однако, активное вмешательство государства в экономику означало превращение одноуровневой системы принятия решений в иерархическую, открывая эпоху государственного управления, которое в условиях сохранения рынка и частной собственности опиралось на совокупность косвенных методов воздействия В логическом и историческом аспектах первоначально целью государственного управления являлось регулирование экономики, направленное на преодоление кризисных спадов и обеспечение устойчивого экономического роста Это означало, что государство не выступало со своими собственными планами и программами, основу механизма принятия решений по-прежнему составляли конкурирующие между собой версии хозяйствующих субъектов, но оно было в состоянии создавать веские доводы в пользу принятия тех или иных решений. Эта возможность обеспечивалась развитой системой государственных институтов, таких, как государственный центральный банк, министерство финансов, различные комитеты и комиссии по подготовке законодательных актов, а также существованием государственного сектора экономики. После Второй миром воины государственное управление приобретает иной характер. На смену оживлению или сдерживанию деловой активности приходит разработка иреализация специальных достаточно содержательных государственых программ развития, охватывающих широкий круг показателей, Во Фращии такая практика получила название «индикативного планирование (Жан Моннэ), в других странах - «экономического программирования) Каковы горизонты указанной тенденции? Вообще говоря, если процесс зашел достаточно далеко и возможна разработка единого народнохозяйственного плана, то нет никаких теоретических препятствий для того, чтобы его реализация была осуществлена косвенными методами. Впервые проблема соотношения оптимального плана и цен была положительно решена в рамках линейного программирования Л.В. Канторовичем В дальнейшем целый ряд экономистов, развивающих идею рыночного социализма (Оскар Ланге, Отто Шик и др.), указывали на возможность через механизм цен добиваться тог же эффекта, как и путем прямых директив. Однако теоретическая возможность - еще не практическая целесообразность. В последние десятилетия. получила развитие политика, направленная против чрезмерной централизации экономики под эгидой государства, она связана с именами Маргарет Тэтчер и Рональда Рейгана и известна как «тетчеризм» и «рейганомика» Однако большинство экономистов полагают, что успехи этой политики не означают возврата к старому, а свидетельствуют лишь о существующей контртенденции. Трансформация системы принятия решений современной рыночной экономики приобрела необратимый характер и то, о чем пишут неолибералы, теперь не более чем научная абстракция Как же сложилась в XX веке судьба централизованного планирования - антипода рассмотренной выше системы? В течение всего предшествующего периода происходило развитие техники планирования и директивных методов управления, причем границы объекта управления расширялись по мере концентрации производства и капитала. Наконец, количественные изменения перши в качественные и экономическая литература обогатилась анализом монополии и несовершенной конкуренции Было показано, что сокращение числа участников конкурентной борьбы, а тем более установление монополии - явления нежелательные Юридическую границу укрупнению положили так называемые «антитрестовские законы», Аналогичные законы вслед за США были приняты и другими странами. Таким образом, восхождение системы управления, основанной на разработке и реализация единого плана, от микро- к макроуровню было остановлено формально. Иначе обстояли дела в СССР и других странах, строящих социализм. Там идея директивного народнохозяйственного планирования была поставлена во главу угла. Но насколько практика соответствовала теории? Не вызывает сомнений директивный характер управления, опирающегося на плановые задания и прямые методы стимулирования и контроля Несомненен иерархический характер структуры, характеризующийся сосредоточением в руках государства огромной экономической и политической власти. А вот формирование единого народнохозяйственного плана натолкнулось на возрастающие с течением времени труд-ности. Недостаточная информационная обеспеченность центра препятствовала точному определению реальных возможностей предприятий и составлению напряженных и вместе с тем выполнимых планов. Имелись сложности и с налаживанием эффективной системы контроля по конечным результатам, поскольку последние отражали не только усилия трудовых коллективов, но и влияние объективных факторов, вызванных к жизни несовершенством функционирования всего хозяйственного и производственного аппарата. Правилом стало «недовыполнение» планов и их пересмотр в сторону снижения задним числом в конце года. Естественным следствием сложившегося положения стало возрастание роли предприятий в процессе планирования, а на уровне центра - усиление функции согласования. Несмотря на реализацию крупных и дорогостоящих государственных программ, существовавшую в СССР систему управления точнее было бы называть не народнохозяйственным планированием, а народнохозяйственной координацией планов, поскольку планы для самих себя разрабатывали сами же предприятия, а центр только превращал их в директивы. То есть сохранялся уже рассмотренный нами и характерный именно для макроуровня алгоритм планирования на базе частичных планов с последующей их координацией. Она и осуществлялась в явном виде согласно сформулированным целям центральными плановыми органами, выступавшими по существу функциональным аналогом рынка, за которым оставалась весьма скромная роль системы обмена. Таким образом, при социализме экономика не стала единой фабрикой. Но была создана система управления отличная от западной. Она не свободна от недостатков, но обладает и несомненными достоинствами Вряд ли можно считать ее искусственным построением, поскольку в историческом плане рядом с рыночными связями всегда существовали прямые связи между предприятиями и работа по заранее заключенным контрактам, т.е. на заказ. Подводя общий итог, следует констатировать, что в настоящее время человечество обладает технологиями принятия коллективных решений, воплощенными в двух системах Вопреки расхожему мнению в них больше общего, чем различного, В обеих используется координация и суммирование частичных планов, т.е. опираются они на внутрифирменное планирование, обе имеют иерархическую структуру с развитыми экономическими функциями государства. Но в одной используются прямые методы воздействия - директивы, а в другой - косвенные, рыночные. Более полувека эти системы существовали рядом, каждая в своей совокупности производственных отношений.
Глава 22. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Первые экономические функции, осуществлявшиеся государством, относятся ко времени возникновения данного исторического явления. И самая первая из этих функций - фискальная, диктовавшаяся необходимостью соизмерения государственных расходов и доходов. Основным источником последних были налоги. Впоследствии, в эпоху рабовладения и феодализма, к этим функциям добавились мероприятия государства по регулированию денежного обращения и внешнеэкономические меры, направленные, в одних случаях на воспрепятствование притоку иностранных товаров в страну, в других, напротив, создававшие благоприятные для этого условия. Однако говорить об экономической политике как стройной, взаимосвязанной системе мероприятий, осуществляемых государством, правомерно, начиная с периода становления капитализма. Именно с этого времени фундаментом экономической политики государства становятся теоретические воззрения, отражавшие интересы сил, стоявших за спиной государственной власти, и соответствовавшие реальной экономической ситуации Начиная с позднего меркантилизма, получившего развитие с XVI века и пришедшего ему на смену в последней трети XVIII века фритредерства, экономические воззрения, теории, лежавшие в основе экономической политики государства, возникали и отмирали вместе с породившими их интересами и условиями Как правило, смена той или иной экономической политики была обусловлена нарастанием кризисных явлений большей или меньшей глубины, вызванных тем, что рецепты управления экономикой, выработавшиеся для одних и тех же условий, уже не давали необходимого эффекта в новых условиях. В результате на смену экономическим теориям, превратившимся с течением времени в несоответствующие реалиям догмы, приходили ноше экономические теории, по рекомендациям которых перестраивалась экономическая политика государства Характерно, что смена теоретических основ и стержневых направлений экономической политики в странах, шедших в основном русле прогресса человечества (Западная Европа, позже - США, а во второй половине XX века - Япония, Южная Корея и ряд других государств) проходила относительно синхронно. Это связано с тем, что такая смена, с одной стороны, определялась общими закономерностями экономического развития, а с другой - была обусловлена процессом формирования мирового хозяйства и вовлечением в него через различные формы экономической интеграции все большего числа стран Отсюда следует, во-первых, что экономическая политика - явление историческое, поскольку на ее формирование оказывают влияние конкретные условия развития человеческого общества, и, во-вторых, она выражает интересы определенных классовых сил, представители которых на данном отрезке истории олицетворяют государственную власть. Но в то же время очевидно что успех экономической политики в значительной мере зависит от отношения к ней большей части общества, поскольку экономическая политика в первую очередь предопределяет направления и возможности социальной политики государства, материальное положение всех классов и слоев общества. Если экономическая политика преследует интересы только господствующего класса и противостоит интересам остальной, наиболее многочисленной части общества, рано или поздно это приводит к социальному взрыву. Именно такие взрывы подготавливали, в конечном счете, смену общественных формаций. Игнорирование экономических и социальных интересов основной массы населения привело к буржуазным, а в XX веке и социалистическим революциям. С этой точки зрения, если обратиться к истории России, наивны бытующие по сию пору объяснения причин революций 1917 года такими субъективными факторами, как слабохарактерность царя Николая II, коррумпированность правительства, «немецкий след» в подготовке Октябрьской революции и т.д. Столь же наивны объяснения краха белогвардейского правительства и иностранной интервенции жестокостью большевиков, проводивших насильственную мобилизацию в Красную Армию и устанавливавших жесткую дисциплину на фронтах и в тылу. Названные выше и многие другие субъективные факторы действительно имели место, но если бы власть не восстановила своей политикой (прежде всего экономической и социальной) против себя большинство населения - крестьянство и рабочий класс, - никакие частные факторы не привели бы ее к краху. Об этом говорит и опыт России конца 80-х - начала 90-х годов XX века Окончательная утрата КПСС и Советским правительством доверия в народе вследствие невозможности в рамках социалистической модели развития, опиравшейся на догматическую теорию, выработать эффективную государственную политику (в том числе экономическую - как важнейшую ее составляющую) предопределила крушение социалистического строя и распад Советского государства. И дело здесь в конечном счете не в многочисленных грубых ошибках главы партии и государства М. С. Горбачева и тех, кто стоял рядом с ним, и не в активных действиях его противников: ошибки периода «перестройки», в том числе в сфере экономики, стали продолжением столь же многочисленных ошибок предшественников. Это находило выражение в торможении темпов роста народного хозяйства, снижении жизненного уровня, что рождало в массах неверие в перспективность системы, лишало власть доверия народа. Субъективные факторы, гротескность поведения власти (культы и «культики» личности) лишь усиливали это неверие, Мировая практика показывает, что экономическая политика осуществляется тем успешнее, чем большая часть общества её поддерживает. В настоящее время в индустриально развитых странах мира - это весьма многочисленный, так называемый средний слой. Казалось бы, это весьма аморфное и разнохарактерное по своему социальному составу объединение. В этот слой входят чиновники центральных и региональных управленческих аппаратов, служащие, квалифицированные специалисты и рабочие частных и государственных предприятий и организаций, мелкие и средние предприниматели, военнослужащие, работники сфер культуры, образования, здравоохранения и т.д. Их объединяет общая заинтересованность в политической стабильности общества, что обеспечивает им хорошую работу, приносящую достаточно высокий доход, который позволяет удовлетворять разнообразные потребности, гарантирует безбедную старость, сохранность имеющейся в распоряжении собственности. Благодаря массовости среднего слоя в буржуазном обществе еще в 50-60-х годах острые классовые антагонизмы оказались в значительной степени приглушены сближением экономических, социальных и политических интересов значительной его части. Во многом этому способствовала проводимая государством и широко пропагандируемая политика социального партнерства, предусматривающая взаимные обязательства работодателя (независимо от тою, является им частное лицо, группа лиц или государство) и наемного работника. Контроль за неукоснительным соблюдением этих обязательств с обеих сторон осуществляют специальные государственные органы. Сейчас механизм социального партнерства стал неотъемлемой частью общественного механизма, во многом предопределяя политическую стабильность и спокойную реакцию населения на осуществляемые властью шаги в экономике Политический фон экономической реформы в России, проводившейся с начала 1992 года, изначально был весьма благоприятным: власть поддержало большинство населения. Однако меры экономической политики стали стремительно разрушать этот фон, поскольку резко поляризовали общество по размерам получаемых доходов и тем самым заложили основы глубокого социального антагонизма Поэтому одной из задач современной экономической политики должно быть восстановление социальной базы реформ. А это может быть достигнуто лишь повышением жизненного уровня населения, особенно активной его части. Этот пример свидетельствует о тесной связи всех составляющих государственной политики и в первую очередь - экономической и социальной Иногда социальная политика трактуется как одно из направлений экономической политики, что нельзя считать правомерным. Успешная экономическая политика, обеспечивающая эффективное соотношение производства малых благ и затрачиваемых на это ресурсов, не обязательно сопровождается ростом благосостояния всего общества. Социальная политика располагает в этом случае большими возможностями для своей реализации, однако в своих конкретных проявлениях диктуется интересами тех сил, которые представляет власть. Но очевидно также, что эффективная социальная политика не может осуществляться при проведении ошибочно сформированной экономической политики. Действенная экономическая политика должна опираться на соответствующую ей правовую базу, то есть обеспечиваться правовой политикой государства. Отрыв мер экономического характера от их правового подкрепления чреват тяжелыми последствиями В последние годы существования СССР принятие «Закона СССР о предприятии (объединении)» 1987 года и «Закона о кооперации в СССР» 1988 года, действие которых не было обеспечено другими законодательными и подзаконными (распоряжения и постановления правительства) актами, создало исключительно благоприятные условия для активизации и легализации теневой экономики. Тем более, что лидером партии и государства было провозглашено: «Разрешено все, что не запрещено законом». В тесной взаимосвязи и взаимном воздействии экономическая политика находится и с другими составляющими государственной политики, такими, как культурная, военная, внешняя и т.д. Например, эффективная экономическая политика позволяет больше средств выделять на культурные и образовательные нужды общества, а повышение его культурного и образовательного уровня в свою очередь дает эффект в экономике через более высокую квалификацию, знания, кругозор управленцев, служащих, рабочих. Государству, располагающему прочной экономической базой, легче проводить внешнюю политику, в том числе по защите своих экономических интересов, и т.д. Предлагается следующее определение экономической политики. Экономическая политика государства - это важнейшая составляющая государственной политики, представляющая собой совокупность идей, задач и практических организационных мер по их реализации, с помощью которых правительство воздействует на экономические отношения в обществе. Под идеями понимается наличие теоретической концепции реформирования, Успех экономической политики зависит прежде всего от правильности избранного пути, максимально учитывающего особенности развития экономики страны на данном этапе, о чем говорилось выше. Долгая жизнь теории Джона Мейнарда Кейнса в качестве теоретической основы политики многих иностранных государств, начиная с 30-х годов, объясняется тем, что заложенные в ней идеи, в том числе активной роли государства в регулировании экономического развития, прямого его участия в нем через создание государственного сектора, соответствовали историческим условиям Капитализм нуждался в этой теории, в такой роли государства в связи с необходимостью выхода из самого тяжелого в его истории мирового экономического кризиса 1929-1933 годов, а также в связи с предвоенной милитаризацией экономики всех крупнейших государств, работой народного хозяйства в годы Второй мировой войны и послевоенным ее восстановлением в Европе, шедшим параллельно нарастанию «холодной войны» с лагерем социализма во главе с СССР. Жизнь кейнсианства в качестве ведущей концепции экономической политики была продлена развитием идей левого кейнсианства и неокейнсианства. Потребность в этих идеях была востребована и задачами практической реализации достижений развертывавшейся в послевоенные годы научно-технической революции, что было невозможно без активной прямой (капиталовложения) и косвенной (стимулирующие меры экономической политики) поддержки государства. Новая роль государства и особенности данного этапа исторического раз" вития породили у лидеров крупнейших капиталистических государств иллюзию возможности полного управления экономическими процессами. В частности, в 1969 году президент США Линдон Джонсон в экономическом докладе конгрессу утверждал, что США избавились от циклических спадов. Однако в следующем году в США обнаружился кризисный спад производства, а в 1974-1975 годах разразился самый тяжелый за послевоенные годы мировой экономический кризис. Эти кризисы обозначили, в частности, крах идей Кейнса и его последователей, изживших себя в новых условиях. Новые идеи - идеи неоконсерватизма были привнесены в экономическую политику политическими силами, традиционно ориентировавшимися на максимальную свободу частного предпринимательства и служебную роль государства в создании необходимых для этого условий В частности, республиканец Р. Рейган пришел к власти с обещанием «возродить предпринимательские инстинкты нации». Для этого он обязался ослабить государственную регламентацию предпринимательской деятельности, предоставить корпорациям крупные налоговые льготы, стимулирующие производственные капиталовложения. Было ослаблено антитрестовское законодательство, смягчены дорогостоящие требования в области охраны окружающей среды, техники безопасности и т.д. Близкие по сути изменения происходили и в других странах, где опиравшиеся на идеи неокейнсианства социал-демократические и либеральные правительства уступили в этот период место консерваторам: например, в Великобритании - консервативной партии во главе с М. Тэтчер, в ФРГ - коалиции, которую возглавил христианский демократ Г. Коль Смена концепций экономической политики способствовала оживлению экономических процессов. Но рано или поздно, устранив прежние перекосы и диспропорции в экономике, эти концепции порождают другие диспропорции, если своевременно не производится их смена или коррекция. Так, в США реализация идей неоконсерватизма пришла в противоречие с социальными потребностями основной массы населения и привела к победе демократической партии во главе с Б. Клинтоном, вооруженной идеями неолиберализма. При ориентации на те или иные теоретические концепции экономической политики необходимо избежать трафаретности их применения, что и было сделано в свое время сторонниками использования идей кейнсианства в разных странах, В каждой из них эти идеи реализовывались с учетом особенностей и интересов национальной экономики. Дорого обошедшаяся стране ошибка «команды Гайдара» в 1992 г. состоит в том, что в основу своей экономической политики она положила монетаристскую теорию, на которую опирается в своей деятельности Международный валютный фонд. Его модель рассчитана на экономически слаборазвитые страны с рыночной экономикой и преобладанием частного сектора. В советской экономике, доставшейся в наследство России, ничего этого не было. Как известно, ее характеризовали господствующие позиции государственного сектора при полном монополизме производителя по отношению к потребителю. Без предварительной разумно проведенной приватизации и подрыва монополизма производителя данная модель не могла не привести к одному из глубочайших в мировой истории экономических кризисов, по своей длительности и разрушительности уже Превзошедшему мировой кризис 1929-1933 годов (тогда производство в странах, охваченных кризисом, сократилось на 25-40%, а в России к концу 1998 года -более чем на 50%). Да и длительность кризиса беспримерна. Концепция, лежавшая в основе экономической политики, должна содержать взаимоувязанные постановку цели, определение главных направлений и средств (инструментария) ее достижения Она должна предусматривать и организацию соответствующего административно-управленческого аппарата, от которого во многом зависит успех реализации экономической политики В более чем семидесятилетней истории советского государства можно выделить лишь один период, когда цели, направления и средства их достижения были достаточно органично увязаны, не противоречили друг другу, а организационные формы способствовали их реализации. Это период новой экономической политики Поставленная тогда цель была единственно возможной -восстановление и оживление экономики. Верными были и главные направления достижения цели. Но если одно из них - восстановление экономических связей между городом и деревней - было для всех тогда очевидным, то другое - допущение капиталистических элементов в экономику - противоречило ранее исповедовавшимся теоретическим взглядам на построение социализма, и потребовался безусловный авторитет В. И Ленина, чтобы пригасить недовольство значительной части партии и общества Из этих направлений органично вытекали основные средства их достижения - широкое использование всего инструментария товарно-денежных отношений под контролем государства и впервые в мировой практике - государственное регулирование в форме ориентировочного (или индикативного) планирования, при котором государство, ставя перед производителем определенные задачи, стимулирует их достижение средствами экономической политики (льготы по налогообложению, кредитованию, обеспечению необходимыми ресурсами, по осуществлению внешнеторговых операций и др.). Были созданы и необходимые для реализации поставленных задач центральный и региональные управленческие аппараты. Спустя 6 лет после провозглашения НЭПа в 1921 году практически разрушенная гражданской войной экономика превзошла довоенный уровень производства России в промышленности на 111% и в сельском хозяйстве - на 121%. Отсутствие научно обоснованной концепции экономической политики, ошибочно сформулированная ее цель предопределяют ошибочность, неэффективность экономической политики в целом, В качестве примера можно привести утопическую задачу построения материально-технической базы коммунизма к 1980 г, включенную в программу КПСС в 1961 году. Она ни в коей мере не учитывала реальное состояние экономики и перспективы ее роста Кризис советской экономики в последние годы перестройки также в значительной мере был вызван отсутствием у руководства страны ясного видения целей, направлений и средств ее реформирования. В то же время в ходе разработки и реализации экономической политики велико значение каждого ее компонента Можно наметить верную цель, определить правильные направления ее достижения и многое потерять на ошибочном выборе средств ее реализации Весьма показателен в этом отношении пример советской экономической политики периода индустриализации и коллективизации. Цель ее была безусловно верной - создание современной независимой самообеспечивающейся экономики как основы политической независимости. Даже если отвлечься от того, что речь идет о единственном в мире в то время социалистическом государстве, такую цель в тот период, когда не существовало экономической интеграции, ставили все крупные государства мира. Трудно возразить и против обозначенных направлений достижения цели использование ресурсов прежде всего на ключевых направлениях развития экономики, рассредоточения производительных сил по территории страны, ориентация на высокомеханизированное производство, расчет исключительно на собственные ресурсы. При этом цель должна была достигаться в самые сжатые сроки, учитывая постоянную опасность военной агрессии И эта цель была в основном достигнута к началу Великой Отечественной войны, в которую СССР вступил вторым по индустриальной мощи государством мира. Экономика страны выдержала военное бремя, несмотря на грубые просчеты политиков и военных в первые два года войны Однако эта цель могла быть достигнута с меньшими издержками и потерями, с меньшим напряжением, если бы были определены более эффективные средства ее достижения. Под влиянием идеологических догм И. В. Сталина хозяйственная практика пренебрегла инструментами товарно-денежных отношений и связанными с ними материальными стимулами производства, ориентировалась только на общественные формы собственности, абсолютизировала директивное планирование как производства, так и распределения и потребления, превратила село в жестко эксплуатируемый источник роста индустрии (источник накоплений, материальных ресурсов, рабочей силы). Большое значение для эффективности экономической политики имеет выбор соответствующих организационных форм ее реализации Экономическая реформа 1965 г. также исходила из верной цели - необходимости задействования интенсивных факторов роста народного хозяйства. Причин почему этого не удалось сделать в рамках административно-командной системы, много. Но не последняя из них состоит в том, что реформа, сделав верный По своему замыслу упор на хозяйственный механизм предприятий и объединений, совершенно проигнорировала необходимость реформирования центральной исполнительной власти на уровне министерств и ведомств, которая стала играть роль дополнительного и в условиях директивной плановой экономики весьма мощного тормоза проводившихся преобразований. Экономическая политика государства включает в себя финансово-кредитную политику (в том числе налоговую), структурную политику в отраслевом и региональном аспектах (политика капиталовложений), политику стимулирования научно-технического прогресса, политику регулирования и контроля цен, внешнеэкономическую политику, управление государственной собственностью в народном хозяйстве. Объектами экономической политики являются также определенные аспекты политики в области труда и его оплаты. Это, например, вопросы распределения или перераспределения трудовых ресурсов между отраслями и регионами в связи с реструктуризацией экономики, меры в сфере оплаты, направленные на стимулирование его производительности, качества работы и продукции, учет профессионального мастерства. Эти же проблемы, но в другом аспекте, являются предметом социальной политики: необходимость регулирования уровня занятости в стране с тем, чтобы чрезмерно высокая безработица не поставила общество на грань социального взрыва, подход к оплате труда с точки зрения поддержания определенного уровня жизни населения исходя из критериев минимальной заработной платы, прожиточного минимума От этого зависит внутриполитическая ситуация в обществе. В современной экономической политике все более важное место занимает политика рационального природопользования и охраны окружающей среды Это обусловлено и крупными затратами на эти цели, которые диктуются особенностями современных производственных процессов, и реакцией общества на их опасность для жизни и будущего человечества Экономическая политика призвана решать задачи как долгосрочного, так и краткосрочного характера. К первой группе относятся задачи достижения стратегических целей, которые стоят перед экономикой и обществом Примером таких целей в советской экономике можно назвать осуществление в исторически сжатые сроки индустриализации страны. В экономике капиталистических государств в послевоенный период стратегической целью экономической политики государства было создание стабильных условий для полного преобразования, реструктуризации материального производства в соответствии с достижениями научно-технической революции. К числу задач краткосрочного характера можно отнести выработку системы мер по решению специфических проблем или группы проблем, например, стимулирование развития определенного вида производства, преодоление чрезвычайной или кризисной ситуации в том или ином секторе экономики, устранение частичных диспропорций Один из важнейших признаков эффективности экономической политики государства - ее гибкость, быстрое реагирование на внешние и внутренние условия развития как народного хозяйства, так и общества в целом. Например, экономическая политика должна корректироваться с учетом того, на какой стадии воспроизводс1венного цикла находится экономика Она не может быть одинаковой в периоды кризиса, стагнации, оживления или подъема Ее консерватизм может лишь усугубить негативные экономические процессы. Опыт экономической политики развитых индустриальных стран, кстати, показал, что роль государства особенно возрастает в годы кризиса. Этот опыт был проигнорирован российскими реформаторами, особенно в начале реформ, что лишь углубило экономический кризис в стране. Экономическая политика должна принимать во внимание уровень открытости или политической изоляции страны Ее инструментарий в годы войны и мира должен существенно различаться (при прочих равных условиях в первом случае усиливается роль государственного регулирования и контроля) Экономическая политика государства также обязана принимать во внимание внутриполитическую обстановку в стране, степень социальной, классовой напряженности в обществе. Проведение на этом фоне непопулярных мер может способствовать социальному взрыву. Недостаточная гибкость была характерной чертой советской экономической политики за исключением лишь периода НЭПа. Создавшаяся в основном в 1929-1933 годах для функционирования в чрезвычайных условиях подготовки к войне административно-командная система в экономике просуществовала без больших изменений вплоть до конца 80-х годов, хотя была рассчитана на экстенсивные факторы роста и не могла давать эффекта в условиях их исчерпания. Первое серьезное намерение перевести экономику на рельсы интенсивного развития было предпринято лишь с 1966 года и не принесло результата, поскольку не затронуло основ административно-командной системы. Неудача экономической реформы стала очевидной довольно скоро, но попытка ее корректировки была сделана лишь в 1979 году. Следующий серьезный, но разрушительный для системы шаг предпринимается только в 1987-1988 годах принятием законодательных актов, касавшихся предприятий и кооперации. Заложенный в них механизм противоречил существовавшей системе, но в то же время не содержал созидательного, преобразующего потенциала. Поэтому он способствовал наряду с причинами внутриполитического характера ее форсированному разрушению, Причина такой негибкости экономической политики лежала в глубинных особенностях не только экономической, но и политической системы. В экономике она консервировала отсутствие внутренних стимулов к высокопроизводительному труду, сбережению общественной собственности и связанную с этим невозможность принципиально решить проблемы качества труда, экономии труда и ресурсов, обеспечить условия для внедрения достижения научно-технического прогресса в производство. В политике она, не являясь демократической по существу, не способствовала приходу к руководству сил, отбор которых происходил бы не по субъективным признакам, а по личным выдающимся качествам (природные способности, широта кругозора, знаний, опыт политической, а не аппаратной работы и борьбы). Демократическая система в этом отношении дает больше гарантий обществу. Ошибка в выборе, быстро сказываясь на положении как отдельного гражданина, так и страны в целом, может быть исправлена на следующих выборах, когда новые лица, пришедшие к руководству как политической, так и экономической жизнью, учтут просчеты предшественников и построят свою политику на их исправлении. Гибкости экономической политики способствует и необходимость защищать интересы страны на мировом рынке, обеспечивать ей достойное место в мировом хозяйстве.
Глава 23. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |