Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Язык как средство общения

Грамматика

Лексика

Орфоэпия

Культура устной речи

Первичный инструктаж на рабочем месте

Вводный инструктаж

ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА ИНСТРУКТАЖА ПО БЕЗОПАСНЫМ МЕТОДАМ РАБОТЫ И ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Провёл инженер по охране труда и технике безопасности   _________ ____________________ подпись Фамилия И.О. ____ _______________20____г.   Инструктаж получил (а) и усвоил (а)     _________ ____________________ подпись Фамилия И.О. ____ _______________20____г.  

 

Провёл инженер по охране труда и технике безопасности   _________ ____________________ подпись Фамилия И.О. ____ _______________20____г.   Инструктаж получил (а) и усвоил (а)     _________ ____________________ подпись Фамилия И.О. ____ _______________20____г.  

 

Дайте определение понятию орфоэпия (письменно). Орфоэпические нормы современного русского литературного

Задание 1.

Расставьте ударения.

Агрономия, аналог, апостроф, балованный, баловать, газопровод, дозвонишься, жалюзи, завидно, заиндеветь, каталог, квартал, коклюш, красивее, кремень, кухонный, мизерный, обеспечение, облегчить, оптовый, простыня, щавель, столяр, плесневеть. Августовский, атомный, валовой, грошовый, грушевый, домовая, зубчатый, кухонный, оптовый, козырной, тигровый, сливовый, суповой, ходовой, украинский. Бедна, бедно, бедны; близка, близко, близки; быстра, быстро, быстры; верна, верно, верны; глубока, глубоко, глубоки; дерзка, дерзко, дерзки; гневна, гневно, гневны; мала, мало, малы. Загнутый, изогнутый, согнутый, увезенный, погруженный, заключенный, возбужденный. Звала, звало, звали; начала, начало, начали; сняла, сняло, сняли; заняла, заняло, заняли; наняла, наняло, наняли; отняла, отняло, отняли; поняла, поняло, поняли; приняла, приняло, приняли; поднялась, поднялось, поднялись; собралась, собралось, собрались; прибыла, прибыло, прибыли.

Задание 2.

Как правильно произносятся слова? Какая буква необходима Е или Ё?

Ист... кший кровью -ст...кший срок, оглаш...нные резульаты ~ кричит как оглаш...нный, пад...ж скота — именительный пад...ж, аф...ра, быти....

Задание 3.

Определите значение слов по толковому словарю.

Аллопатия, антропогенез, баккара, брифинг, вернисаж, диссидент, имидж, импичмент, инсинуация, маргинальный, менеджер, менталитет, мизантроп, оккультизм, панацея, плеоназм, прерогатива, сентенция, фанаберия.

Задание 4.

Разделите данные слова на две группы:

1) согласный звук в позиции перед / е / произносится мягко;

2)согласный звук в позиции перед /е / произносится твердо.

Запишите полученный результат.

Агрессия, академик, аутсайдер, анестезия, бизнес, депозит, депеша, генезис, гипотеза, девальвация, кафе, коэффициент, темп, менеджер, непрезентабельный, телефакс, фанера, чартер, шинель, свитер, резюме, термин, кодекс, компетентный, компьютер, интервал, пресса, интерферон, резидент, рейс, рейтинг, бекон, брюнет, реквием, интерн, интернат, атеист, резервуар, фортель, адепт, антресоли, артезианский.

Задание 5.

Разделите данные слова на три группы, в зависимости от варианта произношения - ЧН -:

1) слова, где произносится / - ЧН - /;

2) слова, где произносится / - ШН -/;

3) слова, где возможны оба варианта произношения. Запишите полученный результат.

Скворечник, пустячный, вторично, нарочно, сердечный, скучный, бутылочный, копеечный, конечно, Кузьминична, двоечник, съемочный, молочная каша, молочник, яичница, брусничный морс, взяточник, пряничный, песочный, лубочная картинка, мелочный, Никитична.

Дайте определение лексикологии (письменно). Лексическая норма современного русского литературного языка.

Задание 1.

Найдите ошибки, связанные с нарушением норм словоупотребления и смысловой связи слов.

Запишите исправленный вариант.

1. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.

2. Этот человек был полный невежа в вопросах искусства.

3. Если за собаками в течение трех дней не явятся владельцы, они подлежат уничтожению.

4. Поражает множество различных теорий о происхождении алфавита в современной науке.

5. Он не оплатил за проезд в автобусе.

6. Утверждая документацию, директор совхоза ставит на ней свою роспись.

7. Наконец наступила долгожданная весна, звенят ручьи, на улицах проводятся весенние работы, повсюду произведена подрезка зеленых насаждений.

Задание 2.

Раскройте скобки, выберите подходящие по смыслу слова (паронимы). Запишите исправленный вариант.

1. Люди простодушные принимают (желаемое, желательное) за действительное.

2. Автор брошюры не приводит никаких (обоснований, оснований) для своих выводов.

3. Несколько раз в течение суток по радио производится (поверка, проверка) времени.

4. В толковых словарях даются различного рода стилистические (пометы, пометки).

5. Многим студентам нашей группы (представилась, представилась) возможность принять участие в диалектологической экспедиции. Предложенное в статье решение кажется (проблемным, проблематичным).

6. С героем фильма постоянно происходят какие-то (романические, романтические) истории.

7. Редактор прочитал рукопись и внес в нее некоторые (стилевые, стилистические) поправки.

8. Утвержден (статус, статут) новой организации, объединяющей любителей природы.

10. Идеалом счастья Обломов считал (сытую, сытную) жизнь.

11. Оратор медленно произносил слова, придавая каждому из них (особое значение, особенную значимость, особенную значительность).

Задание З.

Определите значения слов, выступающих в качестве паронимов. Составьте и запишите с каждым из них по одному словосочетанию.

Интеллигентские - интеллигентные, туристический -туристский, болотистый - болотный, экономный - экономический, человеческий - человечий, обличив- обличение, существо - сущность, проблемный - проблематичный, удачный - удачливый.

Задание 4.

Замените выделенные иноязычные слова русскими синонимами. Запишите исправленный вариант.

1. Многие дореволюционные интеллигенты, считавшиеся либералами, относились индифферентно к вопросам религии. Среди собравшихся превалировали представители молодежи.

2. Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее больше импонирует ее внешности.

3. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы.

Задание 5.

Письменно описать все типы речевых ошибок при употреблении фразеологизмов.

Письменно ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте подходящее по смыслу фразеологическое выражение. Как говорят:

1) о том, кто часто меняет свои решения;

2) о том, кто часто бездельничает;

3) о человеке, который пришел не вовремя, некстати;

4) о кротком, безобидном человеке;

5) о человеке высокого роста; 6)о болтливом человеке;

7) о бесследном исчезновении кого-либо;

8) о положении, когда опасность грозит со всех сторон;

9) о чувстве большой неловкости, стыда;

10) об очень дальних родственниках;

11) о бесшабашном человеке;

12) о беспорядке, неразберихе, царящих где-либо;

13) о том, кто не знает чего-либо, всем известного.

 

Дайте определение морфологии (письменно). Морфологическая норма современного русского литературного языка.

Задание 1.

Определите род существительного.

Кофе, пемоксоль, тюль, повидло, ООН, атташе, плащ-палатка, иваси, ВУЗ, «Юманите», кенгуру, колибри, толь, рефери, МИД, шампунь, авеню, бигуди, коммюнике, меню, купе, пенни, реле, сабо, салями, сулугуни, танго, цеце, шимпанзе, эскимо, Хоккайдо.

Задание 2.

Запишите имена существительные в форме множественного числа.

1. Заводские (корпус) -...

2. Опытные (штурман) -...

3. Морские (порт) -...

4. Молодые (инженер)-...

5. Опытные (бухгалтер) -...

6. Дорожные (инспектор)

Задание 3.

Поставьте существительные, данные в скобках, в форму родительного падежа множественного числа. Запишите полученный вариант. Нет (петля) -...

1. Пачка (макароны)-...

2. Группа (грузины)

3. Пять (кочерга) -...

4. Килограмм (мандарины) -...

5. Порция (оладья)-...

 

 

Дайте определение синтаксиса. (письменно). Синтаксическая норма современного русского литературного языка.

Исправить ошибки, допущенные в предложениях, объяснить их.

1. Орден святого Андрея Первозванного был утвержден Петром I в 1698 году, выдаваемый только в редких, исключительных случаях.

2. Шум моря, доносившийся снизу, говорило покое.

3. Преподаватель напоминал о том, что рефераты необходимо сдать не позднее марта.

4. Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

5. Менеджер согласился подтвердить том, что вещь находится на гарантии.

6. Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось.

7. Те, кто думает, что хорошие манеры существуют в отрыве от реальной жизни, ошибаются.

8. У ученых, обнаружив в кометах органические вещества, возникло предположение о существовании жизни вне Земли.

9. Все творчество писателя Евгения Носова есть большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, щедрее душой.

Задание 1.

Дайте развернутые ответы на вопросы (письменно).

1. Что такое литературный язык? Перечислите основные признаки литературного языка.

2. Какие функциональные стили выделяются в русском литературном языке? Подберите образцы текстов (8-10 предложений), написанных в разных функциональных стилях.

Задание 2.

Прочитайте фрагменты газетных статей.

Найдите в них стилистические ошибки, исправьте их

Запишите отредактированный вариант.

1. Президенту следует внести ряд изменений в систему финансирования работ по

восстановлению экономики и социальной сферы Чечни. Информация, что деньги из

федерального бюджета там неизвестно где гуляют, поступает постоянно.

2. Авторы многое придумали для того, чтобы сделать музыкальный эфир более интересным. Программа предложила новую концепцию музыкальной передачи, сделав ее более модной, стильной, современной, придумав огромное количество компьютерных фишек и наворотов, применив новую технику монтажа.

3. Судя по всему, авторы проекта не учитывают российской сообразительности. Не ценят живого ума наших с вами соотечественников, которых не следует держать за полных лохов.

4. Огромное количество колдунов, прорицателей, целителей, появившихся в последнее время, настолько заворожило внимание людей, что желающих попасть на такие сеансы очень много. Я спросил у И., постоянного посетителя встреч с А. Кашпировским, о его ощущениях. После первого сеанса он так отъехал, что еле мог шевелиться.

Задание 3.

Устраните тавтологию, используя синонимы. Запишите отредактированный вариант.

1. В своей работе руководители детских учреждений руководствуются методической литературой.

2. Применение этого метода возможно, если у педагога - воспитателя есть контакт с детьми, если он знает их возможности.

3. Нередко можно увидеть человека, неосмотрительно пренебрегающего законами уличного движения.

4. Он снова почувствовал, что его охватывает болезненное чувство одиночества.

5. Дело в том, что раньше в добрых делах нашего отдела, в его починах и начинаниях участвовали все.

Список литературы:

1. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: учеб. для сред.проф. образования/Н.В. Кузнецова. – 3-е изд. – М.: Форум, 2010.

2. Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебник / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова, В.М. Шаклеин. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. - 608 с. - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru.

3. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений, обучающихся по дефектол. специальностям / А.А. Алмазова [и др.]; под ред. А.А. Алмазовой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 176 с. – Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru.

4. Синцов Е.В. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е.В. Синцов. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 160 с. - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru.

 


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды и качество выполнения работ | Ладожское озеро - 1 балл
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.