Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периодизация истории отечественного государства и права




Методы изучения истории государства и права

Предмет истории отечественного государства и права

Предметом ИОГП является изучение в хронологиче- ском порядке возникновения и развития государства и права, эволюции общественного и государственного строя на различных исторических этапах.

ИОГП изучает юридические факты и явления и законо- мерности их исторического развития.

В ИОГП выделяются два блока исследования:

1) история государства, которая изучает устройст- во государства, государственные органы и механизмы управления от их возникновения до состояния на сего- дняшний день;

2) историяправа, котораяизучаетпроцесссоздания правовых систем, отдельные правовые акты, кодифика- ции, возникновение и эволюцию различных отраслей пра- ва (гражданского, уголовного, процессуального и т. д.).

ИОГП, изучая отдельные факты и правовые акты, ис- | следует также причины, условия и закономерности, след ствием которых являются изменения, происходящие в го- сударстве и праве.

 

 

Метод ИОГП - это совокупность приемов, способов и средств, использующихся при изучении ИОГП.

Выделяютследующую системуметодовИОГП:
 1) общие методы;
 2) специальные методы. Кобщимметодамотносятся: методисторизма (или

хронологический) и философский метод. Суть хроно- логического метода заключается в исследовании госу- дарства и права как явлений, последовательно изменяю- щихся во времени под воздействием характерной для изучаемого периода политической и социальной обста- новки.

Среди философских методов выделяют диалекти- ческий материализм, диалектический идеализм, прагма- тизм, структурализм, позитивизм, экзистенциализм, инст- рументализм.

К специальным методам относят: сравнительный ме- тод, который изучает государственно-правовые явления в сопоставлении с другими странами или основные инсти- туты государства и права на разных стадиях развития-об- щественного развития; статистический, математический, социологический методы.

 

Периодизация ИОГП - это разделение всего курса изучаемой дисциплины на определенные периоды и эта- пы, временные рамки которых ограничены более-менее однородным течением жизни Российского государства и общества. Разделение ИОГП на различные периоды ис- торического развития способствует лучшему изучению данного предмета и позволяет более наглядно и качест- венно проследить динамику изменений в основных инсти- тутах государства и права при смене различных истори- ческих эпох.

На процесс периодизации оказывают влияние многие явления, от уровня развития которых зависит выделение определенного исторического этапа. Из них можно выде- лить:

- уровень социального развития общества (классовая структура, наличие противоречий между определенными слоями общества);

- уровень экономического и технологического разви- тия общества (степень технического прогресса, соотно- шение ручного и машинного производства);

- уровень развития государства (политический ре- жим, форма правления, тип государства);

- уровень развития права (развитие и появление раз- личных отраслей права, изменение наиболее важных правовых институтов (например, права частной собствен- ности), появление новых).

При изучении курса ИОГП основное внимание должно быть уделено вопросам развития государства и права,


Древнерусское государство (IX-XII вв.)


Период самостоятельных феодальных государств Древней Руси (XII – XIV вв.)


Русское централизованное государство (XV – XVII вв.)


Российская империя периода абсолютизма (XVIII середина XIX вв.)


Период перехода к конституционной монархии (середина XIX – начало XX вв.) и буржуазно – демократической республике (февраль – октябрь 1917 г.)


Период социалистической революции и создания советского государства (1918 – 1920 – е гг.)


Переходный период от капитализма к социализму (1921 – 1930 – е гг.)


Период государственно – партийного социализма (1930 – начало 60-х гг.)


Период кризиса социализма (1960 – начало 1990-х гг.)


Период постсоветской России.

 

4. Образование Древнерусского государства («Киевская Русь»): исторические условия, предпосылки, факторы и основные этапы.

Особенностями формирования Древнерусского государства являются:

1) географическиеиклиматическиеусловия(большие слабонаселенные территорий, трудности сообщения ме- жду отдельными землями - реки, озера, что затрудняло координацию всех земель и проведение единой государ- ственной политики);

2) проживание на территории.Древнерусского госу- дарства различных по этническому составу племен, что выразилось в образовании многонационального государ- ства;

3) взаимоотношения с соседними народами и госу- дарствами.

 

5. Норманнская теория.

норманнская теория», создателями которой явля- ются немецкие ученые Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер. Основанием для норманнской теории послужила древнерусская летопись XII века «Повесть временных лет», где говорилось о призвании на княжение на Русскую землю варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, опи- раясь на которую сторонники этой теории делают вывод о том, что братья-варяги основали Древнерусское госу- дарство и дали ему название «Русь»;

 

6.Общественный и государственный строй ДГ

Государственный строй характеризует государство в определенный период и использует такое понятие, как форма государства. Форма государства состоит из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

По форме правления Киевская Русь была раннефео- дальной монархией. Во главе государства стоял вели- кий князь, которому принадлежала верховная законода- тельная власть. При великом князе постепенно сформи- ровался совет старейшин, куда входили родственники князя, представители дружины и племенной знати. Неко- торые исследователи приписывают этому органу совеща- тельную функцию, другие считают, что мнение совета старейшин имело определяющее значение при принятии решений. Иногда созывались феодальные съезды, на которых решались вопросы разграничения власти между князьями, разделения земель. Вече - народное собра- ние - созывалось для решения наиболее глобальных во- просов общегосударственного значения, например, вой- ны и мира. По мере укрепления княжеской власти вече по- степенно утрачивало свое значение.

Вооруженные силы государства были представлены дружиной и народным ополчением. Ополчение осно- вывалось на десятичной системе управления, его воз- главлял тысяцкий. Управление на местах осуществляли наместники князя (в городах) и волостели (в сель- ской местности).
По форме государственного устройства Киевская Русь представляла собой относительно единое унитарное государство, затем отношения между княжествами и князьями оформились в систему, названную дворцо- во-вотчинной.

По типу государства большинство ученых относит Ки- евскую Русь к феодальному типу, с присущими ей осо- бенностями (многоукладность экономики, нестабильный классовый состав общества).

Политический режим имел признаки демократии (на- родное собрание), с одной стороны, и авторитаризма (власть великого князя с элементами принуждения).

Характеристика общественного строя обусловлена формированием правящего класса, что привело к появле- нию феодальной зависимости, - система «сюзерени- тета-вассалитета». Бояре из дружинников князя пре- вращаются в его вассалов, наделяются вотчиной и зани- маются земледелием, усиливая эксплуатацию кресть- ян-общинников, которые становятся от них зависимыми и являются главной рабочей силой. В результате военных походов захваченные пленные превращаются в рабов (холопов), которые выполняют вспомогательные хозяйст- венные функции.

7.Русская правда как памятник права.

Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская Правда» (РП), сохранившая свое зна- чение и в следующие периоды истории. До нас дошло бо- лее ста списков РП. Наиболее распространено деление РП на три редакции: Краткую (КП), Пространную (ПП) и Сокращенную (СП). Самой древней является КП, кото- рая представляет собой первоначальный подлинный текст РП. КП называют Правдой Ярослава. Основу КП со- ставляют племенные обычаи, приспособленные к усло- виям феодальных отношений. ПП представляет собой из- мененную и дополненную КП. Она получила название Правды Ярославичей. КП и ПП вместе называются «Суд Ярослава Владимировича». Последняя редакция ПП при-

ходится на княжение Владимира Мономаха 1113-1125 гг.) и его сына Мстислава Великого (1125-1132 гг.). В ПП выделяется Устав Владимира Мо- номаха. СП является переработанной редакцией ПП и появилась в середине XV в.

Источниками кодификации явились нормы обычного права, к которым относились положения о кровной мести и круговой поруке. В РП прослеживается ограничение и стремление к отмене кровной мести и последующая ее замена вирой (денежным штрафом). Круговая порука со- храняется. Ответственность за преступление, совершен- ное членом общины, несет вся община («дикая вира»). В РП много норм, выработанных княжеской судебной практикой. Последние иногда соотносятся с именами кня- зей, их принимавших (Ярослава, сыновей Ярослава,

Владимира Мономаха).

РП носит казуальный характер, регулирует правовой статус различных групп населения, устанавливая различ- ные нормы ответственности, права и обязанности для от- дельных слоев населения.

 

 

8. Развитие древнерусского феодального права

 

  С развитием феодализма и обострением классовых противоречий обычное право теряет свое значение. Во времена Владимира Святославовича (978/980-1015 гг.) все большее значение приобретает законодательство, выражающее интересы феодалов, утверждающее феодальные принципы и влияние церкви. Первым правовым документом, дошедшим до нас, был устав князя Владимира Святославовича "О десятинах, судах и людях церковных". Устав создан на рубеже X-XI вв. в виде короткой уставной грамоты, которая была придана церкви Святой Богородицы. Оригинал до нас не дошел. Известны лишь списки, составленные в XII в. (Синодальные и Оленецкие редакции). Устав выступает как соглашение между князем (Владимиром Святославовичем) и митрополитом (предположительно Лионом). По уставу изначально - князь: а) покровитель церкви (защищает церковь и обеспечивает ее материально); б) не вмешивается в дела церкви; Для существования церкви определяется десятина. По уставу князь должен 1/10 часть средств полученных от: - судебных дел; - в виде дани от других племен; отдать церкви - от торговли. Подобно князю, каждый дом 1/10 часть приплода, дохода от торговли, урожая должен был отдавать также церкви. Уставная грамота была составлена под сильным влиянием византийской церкви, о чем говорит содержание статей в части определения состава преступления. Целевое назначение устава - утверждение в Древнерусском государстве христианской церкви. Положение устава Владимира "О десятинах, судах и людях церковных" направлены на: * сохранение семьи и брака, утверждение незыблемости семейных уз; * защиту церкви, церковной символики и христианского церковного порядка; * борьбу против языческих обрядов. Распространенные в Древнерусском государстве сборники византийского церковного права (номоканоны) имели большое значение. Впоследствии на их основе с привлечением норм из русских и болгарских источников на Руси были составлены "кормчие" (руководящие) книги как источники церковного права. Таким образом, после принятия христианства (988 г.) церковь выступает как элемент государства. В IX в. получает развитие и светское право. Появляются сборники права, содержащие накопленный княжеским и общинным судом правовой материал. До нас дошло таких сборников более 110 в различных списках. Эти сборники получили название "Русская правда" или "Закон русский". Русскими историками они по сходству между собой объединены в 3 редакции: 1. Краткая правда (КП). 2. Пространная правда (ПП). 3. Сокращенная правда (СП). Некоторые списки именуются по месту нахождения: * Синодальный - хранился в библиотеке Синода; * Троицкий - хранился в Троице-Сергиевской Лавре; * Академический - хранился в библиотеке Академии Наук. Краткая правда делится на 2 части: 1. Древнейшая правда (см. ст. 1-18) - составлена в 30-х гг. XI в. Ярославом Мудрым (1019-1054 гг.), поэтому известна как Правда Ярослава. В ней встречаются нормы обычного права (например - кровная месть), недостаточно выражена привилегия феодалов (устанавливается одинаковое наказание за убийство любого человека). 2. Правда Ярославичей (см. ст. 19-43), составленная в 70-х гг. XI в., когда в Киеве княжил сын Ярослава Изяслав (1054-1072 гг.). В правде Ярославичей отражена более высокая ступень развития феодального государства: защищается княжеская собственность и лица администрации; вместо кровной мести устанавливается денежное взыскание, причем разное, в зависимости от классового положения. Пространная правда составлена в княжение Владимира Мономаха (1113-1125 гг.). Она состоит из 2 основных частей: 1. Устав Ярослава, включающий краткую правду (см. ст. 1-52) "Суд Ярославль Володемеречь". 2. Устав Владимира Мономаха (см. ст. 53-121) "Устав Володемер Всеволодовичь". В этом документе: * полностью оформляется феодальное право как привилегия; * более подробно регламентируется гражданское право, уголовное право, судоустройство и судопроизводство; * появляются статьи об охране боярской вотчины, об отношениях феодалов и закупов, о смердах. Сокращенная правда возникла в XV в. из Пространной правды и действовала в Московском государстве. Кроме Русской правды источниками светского права на Руси являются русско-византийские договоры, содержащие не только нормы международного права, но и нормы, регулирующие внутреннюю жизнь. Известны 4 договора Руси с Византией: 907, 911, 944 и 971 гг. Договоры свидетельствуют о высоком международном авторитете Древнерусского государства. Много внимания в них уделено регулированию торговых отношений. Основным источником древнерусского феодального права является "Русская правда". Основная часть ее посвящена уголовному и процессуальному праву, вместе с тем имеются статьи, содержащие нормы гражданского права, особенно обязательственного и наследственного. Кратко рассмотрим содержание "Русской правды" по схеме: * право собственности; * обязательственное право; * наследственное право; * процессуальное право; * преступление и наказание. В Краткой правде нет общего термина, обозначающего право собственности, т.к. содержание этого права было различным в зависимости от того, кто был субъектом и что подразумевалось под объектом права собственности. Вместе с тем проводилась грань между правом собственности и правом владения (см. ст. 13-14 КП). В "Русской правде" значительное внимание уделено охране частной собственности феодалов. Предусматривается строгая ответственность за порчу межевых знаков, перепахивание межи, за поджог, порубку бортного дерева. Из имущественных преступлений большое внимание уделено краже ("татьбе"), т.е. тайному похищению вещи. В Пространной правде закреплено право собственности феодалов на холопов, в том числе порядок отыскания, задержания, возвращения беглого холопа, установлена ответственность за укрывательство холопа. Давший холопу хлеб (равно за укрывательство) должен был уплатить цену холопа - 5 гривен серебра (холопы стоили от 5 до 12 гривен). Поймавший холопа получал вознаграждение - 1 гривну, но если упускал его, то платил цену холопа за вычетом 1 гривны (см. ст. 113, 114). В связи с развитием частной собственности формируется и развивается наследственное право. В нормах наследственного права отчетливо просматривается стремление законодателя сохранить имущество в данной семье. С его помощью богатства, накопленные многими поколениями собственников, оставались в руках одного и того же класса. По закону наследовать могли только сыновья. Отцовский двор без раздела переходил к младшему сыну. (ст. 100 ПП). Дочери были лишены права наследовать, т.к. выходя замуж, они могли забрать имущество за пределы своего рода. Этот обычай существовал у всех народов в переходный период от первобытнообщинного строя к классовому обществу. Он нашел отражение и в Русской правде. С усилением княжеской власти было закреплено положение "Если смерд умрет бездетным, то наследует князь, если остаются в доме незамужние дочери, то выделить на них некоторую часть, если же будет замужем, то не давать им части" (ст. 90 ПП). Для дочерей бояр и дружинников (позднее и духовенства), ремесленников и общинников было сделано исключение, их наследство при отсутствии сыновей могло переходить к дочерям (ст. 91 ПП). Дети же, прижитые рабыней, в наследстве не участвовали, а получали свободу вместе с матерью (ст. 98 ПП). До совершеннолетия наследников наследственным имуществом распоряжалась их мать. Если мать-вдова выходила замуж, то получала часть имущества "на прожиток". В этом случае назначался опекун из ближайших родственников. Имущество передавалось при свидетелях. Если опекун терял часть имущества, то должен был возместить. Различалось наследование по закону и по завещанию. Отец мог разделить имущество между сыновьями по своему усмотрению, но не мог завещать дочерям. Господство частной собственности обусловило появление обязательственного права. Оно было развито сравнительно недостаточно. Обязательства возникали не только из договоров, но и из причинения вреда: повреждение изгороди, недозволенная езда на чужом коне, порча одежды или оружия, гибель господского коня по вине закупа и др. В этих случаях возникал не гражданский иск (возмещение), а штраф. Обязательства распространялись не только на имущество должника, но и на его личность. По Русской правде добросовестный банкрот (купец) не продавался в рабство, а получал от кредитора рассрочку. Злостный же банкрот продавался со всем имуществом в рабство. В "Русской правде" нашло свое отражение и обязательство из договоров. Договоры, как правило, заключались устно в присутствии послухов или мытника (свидетелей). В "Русской правде" были известны договоры: купли-продажи, займа, поклажи (договор займа между купцами), личного найма, закупничества. Уголовное право в Древнерусском государстве сформировалось как право-привилегия, но сохранились оттенки более раннего периода. Оно отражено в русско-византийских договорах и Русской правде. Особенностью "Русской правды" является то, что она карает только за умышленные преступления или причинение вреда. (Преступления, совершенные по неосторожности нашли отражение только в XVII в. в "Соборном уложении"). В "Русской правде" преступление называется "обидой", под которой понимается причинение морального, материального или физического ущерба. Это вытекало из понимания "обиды" в древности, когда нанесение обиды отдельному лицу означало оскорбление племени, общины или рода. Но со становлением феодализма возмещение ущерба за преступление (обиду) шло не в пользу общества, а князя. Ответственность несли только свободные люди. За холопов отвечал хозяин. "Если же воры будут холопы..., которых князь не карает продажей, потому что они не свободные люди, то за холопью кражу платить двойные урочные цены и вознаграждение за убытки" (ст. 46). Виды преступлений, предусмотренные "Русской правдой", можно разделить на: а) преступления против личности; б) преступления против собственности или имущественные преступления; К первой группе относится убийство, оскорбление действием, телесные повреждения, побои. Различалось убийство в ссоре (драке) или в состоянии опьянения (на пиру) и убийство разбоем, т.е. умышленное убийство. В первом случае виновный платил уголовный штраф вместе с общиной, а во втором случае община не только не платила штраф, а обязана была выдать убийцу вместе с женой и детьми на "поток и разорение". Оскорбление действием, физическое оскорбление (удар палкой, жердью, рукой, мечом и т.д.) каралось "Русской правдой", а оскорбление словом рассматривалось церковью. К телесным повреждениям относились ранение руки ("так, что рука отпадает и усохнет"), повреждение ноги ("начнет хромать"), глаза, носа, отсечение пальцев руки. К побоям относились избиение человека до крови и синяков. К преступлениям против чести относились вырывание усов, бороды, за что взыскивался большой штраф (12 гривен серебра). Ко второй группе относятся преступления: разбой, кража (татьба), истребление чужого имущества, порча межевых знаков и др. Разбой, связанный с убийством, наказывался "потоком и разорением". Кражей по "Русской правде" считается похищение коня, холопа, оружия, одежды, скота, сена, дров, ладьи и др. За кражу коня "коневой тать" полагалась выдача профессионального конокрада князю на "поток и разорение" (ст.35). За простую (разовую) кражу княжеского коня полагалось взыскание в 3 гривны, смердом - 2 гривны (ст.45). Вора можно было убить на месте (ст.40). Но если он был связан, потом убит, то взыскивалось 12 гривен. Наказания по "Русской правде" предусматривали прежде всего возмещение ущерба. В Правде Ярослава была предусмотрена кровная месть со стороны родственников потерпевшего (ст.1). Ярославичи кровную месть отменили. Вместо мести за убийство свободного человека устанавливалась вира - денежное взыскание в размере 40 гривен. За убийство "княжеского мужа" было установлено возмещение в размере двойной виры - 80 гривен. За убийство смерда или холопа взыскивалась не вира, а штраф (урок) в размере 5 гривен. Среди денежных взысканий за убийство - вира в пользу князя и головничество (как правило вира) в пользу семьи убитого, за иные преступления - продажа в пользу князя и урок в пользу потерпевшего. "Дикая вира" взыскивалась с общины в случае отказа выдать преступника. Высшей мерой наказания по Русской правде бело поток и разорение - обращение (продажа) в рабство и конфискация имущества в пользу князя. Это наказание применялось за 4 вида преступления: конокрадство, поджог, убийство разбоем и злостное банкротство. Судопроизводство носило состязательный характер. Главная роль в суде принадлежала сторонам. Процесс представлял собой тяжбу (спор) сторон перед судьей. Суд выступал в роли арбитра и выносил решение в устной форме. Своеобразными формами этого процесса были "заклич", "свод" и "гонение следа". Доказательствами выступали показания послухов, видаков, ордалии, судебные поединки, присяга.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.